Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 855 - 856
13 апреля - 3 мая 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Российский демографический барометр 
Заболеваемость населения России по данным за 2018-2019 годы и первые месяцы 2020 года

В 2018 году продолжала умеренно расти заболеваемость новообразованиями, болезнями органов дыхания и системы кровообращения

В 2019 году снизилась заболеваемость острыми респираторно-вирусными инфекциями, но повысилась заболеваемость гриппом, с марта 2020 года в России набирает обороты пандемия COVID-19

В 2019 году заболеваемость острыми кишечными инфекциями снизилась на 5%

В 2019 году снизилось число новых случаев ВИЧ-инфекции, продолжала снижаться заболеваемость активным туберкулезом

В 2018 году продолжала снижаться заболеваемость населения России алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией

В происшествиях на автомобильных дорогах в 2019 году погибло 17 тысяч человек, 210 тысяч человек ранено

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Заболеваемость населения России по данным за 2018-2019 годы и первые месяцы 2020 года // Демоскоп Weekly. 2020. № 855-856. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2020/0855/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Заболеваемость населения России по данным за
2018-2019 годы и
первые месяцы 2020 года

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

В происшествиях на автомобильных дорогах в 2019 году погибло 17 тысяч человек, 210 тысяч человек ранено

Число пострадавших в происшествиях на автомобильных дорогах и улицах быстро росло во второй половине 1980-х - начале 1990-х годов и, после снижения во второй половине 90-х годов, в 2001-2007 годах. В 2007 году оно превысило 325 тысяч человек, а затем стало сокращаться, снизившись до 277 тысяч человек в 2010 году. После некоторого роста в 2011-2012 годах тенденция снижения возобновилась в 2013-2019 годах. В 2019 году, по оперативным данным МВД, на автомобильных дорогах и улицах пострадало 226,9 тысячи человек, что на 2,7% меньше, чем в предшествующем 2018 году (231,8 тысячи человек), и на 20,8% меньше, чем в 2012 году (286,6 тысячи человек).

В расчете на 1000 человек постоянного населения число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях выросло с 1,2 в начале 80-х годов до 1,7 в начале 90-х и почти 2,3 в 2007 году. В 2013 году оно составило, как и в 2012 году, 2,0 на 1000 человек, а в 2019 году, по данным оперативного учета за январь-декабрь, снизилось до 1,5 на 1000 человек.

Число погибших в происшествиях на автомобильных дорогах и улицах составило в 2019 году, по оперативным данным МВД, 16,9 тысячи человек, что на 7% меньше, чем в 2017 году, и на 40% меньше, чем в 2011-2012 годах (по 28 тысяч человек). Это меньше, чем во все предшествующие годы, начиная с 1980 года, несмотря на изменение правил учета погибших в результате дорожно-транспортных происшествий[30] (рис. 25).

В происшествиях на автомобильных дорогах и улицах в 2019 году было ранено 210 тысяч человек. Число раненых уменьшилось в меньшей степени, чем число погибших, - на 2,3% по сравнению с 2018 годом (214,9 тысячи человек) и на 19% по сравнению с 2012 годом (258,6 тысячи человек). Наибольшее число раненых в происшествиях на автомобильных дорогах и улицах было зарегистрировано в 2007 году - 292,2 тысячи человек.

Соотношение числа раненых и погибших в происшествиях на автомобильных дорогах и улицах увеличилось с 5,0 в 1980 году и 5,2 в 1993 году до 12,4 в 2019 году, что свидетельствует о снижении тяжести дорожно-транспортных происшествий.

Рисунок 25. Число погибших и раненных в происшествиях на автомобильных дорогах и улицах, тысяч человек, 1980, 1985-2019 годы

Смертность от всех видов транспортных травм, достигнув наибольшей величины в 2003 году - 30,3 умерших на 100 тысяч человек (43,4 тысячи человек), в последующие годы (за исключением 2008 и 2012 годов) снижалась. В 2019 году, по оперативным данным без учета окончательных медицинских свидетельств о смерти, смертность от всех видов транспортных травм снизилась до 12,0 на 100 тысяч человек (17,7 тысячи человек), в том числе от ДТП – до 9,1 на 100 тысяч человек (13,3 тысячи человек).

Число пострадавших на производстве (при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом при выполнении трудовых обязанностей на территории организации или следовании на работу или с работы на предоставленном организацией транспорте) довольно устойчиво снижалось до 2009 года (рис. 26). В 2009 году оно составило 46,1 тысячи человек, или 2,1 в расчете на 1000 работающих, а в 2010 году увеличилось на 4,3% - до 47,7 тысячи человек (2,2 в расчете на 1000 работающих). В 2011-2018 годах снижение числа пострадавших на производстве возобновилось. В 2018 году в результате несчастных случаев на производстве пострадало 24 тысяч человек, или 1,2 в расчете на 1000 работающих. До этого в течение трех лет (2015-2017 годы) производственный травматизм в России оставался на уровне 1,3 на 1000 работающих.

Рисунок 26. Пострадавшие на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом, 1980, 1985-2018 годы

Заметно сократилось число пострадавших на производстве со смертельным исходом, но в расчете на 100 тысяч работающих снижение было менее значительным, причем в отдельные годы отмечался рост показателя (рис. 27). В 2018 году число погибших на производстве[31] составило 1072 человека, что меньше, чем во все предшествующие годы статистического наблюдения. По сравнению с 2017 годом число погибших на производстве снизилось на 5,8%, а в расчете на 100 тысяч работающих (5,4) – на 3,6%.

Отметим, что в середине 1990-х годов уровень производственного травматизма со смертельным исходом заметно увеличился, поднявшись в 1996 году до 15,5 на 100 тысяч работающих. Он оставался практически стабильным на уровне около 15 на 100 тысяч работающих до 2001 года. Начиная с 2002 года число пострадавших на производстве со смертельным исходом снижалось, особенно быстро - в 2008-2009 годах.

Среди погибших на производстве подавляющее большинство составляют мужчины (92-94%). Наиболее опасными производствами остаются строительство (17 пострадавших на производстве со смертельным исходом в расчете на 100 тысяч работающих в 2018 году), а также добыча полезных ископаемых (12), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (12).

Рисунок 27. Пострадавшие на производстве со смертельным исходом, 1980, 1985, 1990-2018 годы

Не вполне благоприятны тенденции профессиональной заболеваемости, связанной с условиями работы и профессии (болезни кожи от раздражающих и токсичных веществ; болезни, вызванные воздействием производственной пыли; изменением атмосферного давления, и др.). Она неоднократно возрастала и снижалась на протяжении последних десятилетий (рис. 28).

В 2018 году было зарегистрировано 4147 человек с впервые установленным профессиональным заболеванием (отравлением) (на 12,8% меньше, чем в 2017 году), что составило 9,4 в расчете на 100 тысяч работающих (10,7 в 2017 году).

Среди заболевших профессиональными заболеваниями также преобладают мужчины (79-88%%), которые чаще заняты на рабочих местах с вредными и опасными условиями.

Рисунок 28. Число лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием (отравлением), 1980, 1985, 1990-2018 годы

До середины 1990-х годов наблюдалась устойчивая тенденция роста инвалидности населения в возрасте 18 лет и старше, а после периода относительной стабилизации в 1995-2003 годах – стремительный рост в 2004-2005 годах (рис. 29)[32]. Число лиц, впервые признанных инвалидами, составило в 2004 году 1463 тысячи, а в 2005 году - 1799 тысяч человек. В расчете на 100 тысяч человек постоянного населения число лиц, впервые признанных инвалидами, составило в 2005 году 157, увеличившись по сравнению с 2004 годом на 22,6%, а, по сравнению с 1990 годом - в 3 раза. В 2006-2008 годах число лиц, впервые признанных инвалидами, быстро сокращалось, затем сокращение несколько замедлилось. В итоге, в 2018 году число впервые признанных инвалидами - 641 тысяча человек (54,9 на 100 тысяч населения) - сократилось по сравнению с 2005 годом в 2,8 раза.

Общее число инвалидов на 1 января 2019 года составило 11947 тысяч человек, по данным федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» (ФРИ), что на 1,4% меньше, чем годом ранее (12111 тысяч человек) и на 10% меньше, чем на начало 2011 года (13209 тысяч человек).

Значительная часть людей, впервые признанных инвалидами, входит в группу населения трудоспособного возраста. В 2005 году она была минимальной – 31,5%, а затем вновь стала расти, поднявшись почти до 50% в 2010-2011 годах (примерно столько же она составляла в 2000 и 2003 годах). В последующие годы она снижалась. В 2018 году были впервые признаны инвалидами 280 тысячи человек трудоспособного возраста, что составило 44% от общего числа впервые признанных инвалидами.

Рисунок 29. Число лиц, впервые признанных инвалидами, 1970, 1975, 1980, 1985, 1990-2018 годы

Источники:

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) -
www.gks.ru
,

Российский статистический ежегодник. 2019 и предыдущие годы -
https://www.gks.ru/folder/210/document/12994
;

Социально-экономическое положение России. Январь-февраль 2020 года и предыдущие выпуски
ежемесячного доклада - https://gks.ru/compendium/document/50801;

Социально-экономическое положение федеральных округов - 2019 год/ Ежеквартальные статистические бюллетени –
https://www.gks.ru/folder/11109/document/13260;

Предварительная оценка численности населения на 1 января 2020 года и в среднем за 2019 год
(Размещено 13.03.2020) - https://www.gks.ru/folder/12781;

Здравоохранение в России. 2019 и предшествующие выпуски статистического сборника -
https://www.gks.ru/folder/210/document/13218;

Женщины и мужчины России. 2018 и предшествующие выпуски статистического сборника -
https://www.gks.ru/folder/210/document/13215;

Демографический ежегодник России. 2019 и предыдущие годы -
https://www.gks.ru/folder/210/document/13207
.


[30] Начиная с 2010 года в числе погибших в результате дорожно-транспортных происшествий учитывают погибших на месте дорожно-транспортного происшествия либо умерших от его последствий в течение 30 последующих суток (до 2010 года – в течение 7 суток).
[31] К численности пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом относятся лица, подлежащие учету на основании акта по форме Н–1. Статистическое наблюдение за травматизмом на производстве ведется с 2004 г. по видам экономической деятельности по крупным и средним организациям сплошным методом, по субъектам малого предпринимательства – выборочным методом. - Российский статистический ежегодник. 2019. С. 148.
[32] До 2000 года - в возрасте 16 лет и более, с 2000 года - в возрасте 18 лет и более.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.