Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 805 - 806
11 - 24 марта 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Российский демографический барометр 
Миграция в России, предварительные итоги 2018 года

В 2018 году миграционный прирост населения России снизился на 41%, а оборот международной миграции увеличился на 4%

Наибольший миграционный прирост в 2018 году Россия получила в обмене населением с Таджикистаном - 31 тысячу человек

Число мигрантов, перемещающихся в пределах России, увеличилось в 2018 году на 4%

В 2018 году за счет миграционного обмена со странами СНГ увеличилось население 62 регионов, а за счет обмена с другими регионами России – 17

Число вынужденных переселенцев, беженцев и получивших временное убежище продолжало снижаться в 2018 году

К концу 2018 года число иностранцев, имевших действующее разрешение на работу в России, снизилось до 93 тысяч человек, а имеющих действующий патент возросло до 1662 тысяч человек

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2018 года //Демоскоп Weekly. 2019. № 805-806. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2019/0805/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Миграция в России,
предварительные
итоги
2018 года

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

К концу 2018 года число иностранцев, имевших действующее разрешение на работу в России, снизилось до 93 тысяч человек, а имеющих действующий патент возросло до 1662 тысяч человек

После распада СССР появилось значительное число иностранных работников, легально осуществляющих трудовую деятельность в России[13]. Правила учета иностранных работников, как и всех мигрантов, неоднократно изменялись.

До 2011 года сведения об иностранных работниках, осуществляющих трудовую деятельность в установленном порядке (то есть легально), разрабатывались Федеральной миграционной службой на основании[14]:

  • выданных разрешений на работу для иностранных граждан из стран с визовым порядком въезда (из стран дальнего зарубежья, Туркмении, а с 2009 года и Грузии);
  • уведомлений от работодателей, привлекающих иностранных работников - граждан стран СНГ с безвизовым порядком въезда в Россию (Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Украины), кроме Белоруссии, образующей союзное государство с Россией;
  • выданных разрешений на работу лицам без гражданства.

В середине 1990-х годов число иностранных работников в России[15] возросло почти до 300 тысяч человек, но к концу десятилетия в связи с финансово-экономическим кризисом 1998 года снизилось до 211 тысяч человек. Затем рост возобновился, особенно быстрый начиная с 2005 года (рис. 19). В 2008 году численность иностранных работников в России достигла наибольшей величины – 2426 тысяч человек (в том числе 1780 тысячи человек из стран СНГ, не считая трудовых мигрантов из Белоруссии, в отношении которых порядок регулирования привлечения иностранной рабочей силы не применяется). В связи с развернувшимся в 2008 году мировым финансово-экономическим кризисом и спадом экономического развития в 2009 году численность иностранных работников в России несколько сократилась, составив 2224 тысячи человек (на 8,3% меньше, чем в предшествующем 2008 году). В 2010 году сокращение ускорилось - численность иностранных работников, снизилась до 1641 тысячи человек (на 26,2% меньше, чем в 2009 году).

Начиная с 2011 года сведения об иностранных гражданах, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, стали разрабатываться на основании выданных разрешений на работу (для иностранных граждан и для лиц без гражданства, прибывших в визовом и безвизовом порядке въезда) и патентов на осуществление трудовой деятельности (для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в порядке, не требующем получения визы)[16].

Число иностранных граждан, имеющих действующие разрешения на работу на территории России[17], вначале увеличивалось, составив в 2011 году 1028 тысяч человек, а в 2012 году - 1149 тысяч человек. В 2013 году оно несколько сократилось, снизившись к концу года до 1112 тысяч человек (-3,2%). Снижение продолжалось и в 2014 году - до 1044 тысячи человек (-6,7%).

В 2015 году в связи с сокращением квот, изменением правил получения разрешительных документов на работу, ухудшением возможностей заработка в России из-за экономического спада и снижения курса рубля число иностранных граждан, имевших действующее разрешение на работу в России, сократилось в разы. К концу 2015 года оно составило 182,4 тысячи человек (в 5,7 раза меньше, чем в 2014 году), год спустя – 143,9 тысячи человек (-21%), к концу 2017 года – 114,9 тысячи человек (-20%), а концу 2018 года – 93,2 тысячи человек (на 19% меньше, чем годом ранее). В четвертом квартале 2018 года получили разрешение на работу 30,3 тысячи иностранных граждан, из них большинство (90,8%) на срок от 9 до 12 месяцев. В общей численности иностранных граждан, имеющих действующее разрешение на работу, доля высококвалифицированных специалистов возросла до 50% (46,7 тысячи человек). В конце 2017 года она составляла 39,8% (45,8 тысячи человек), в конце 2016 года - 28,7% (41,3 тысячи человек), в конце 2015 года - 18,5% (33,7 тысячи человек).

Число иностранных граждан, получивших патенты на осуществление трудовой деятельности у физических лиц, напротив, устойчиво и быстро возрастало в 2011-2014 годах. В течение 2011 года патенты получили 765 тысяч человек, в 2012 году – 1080 тысяч человек (+41,3%), в 2013 году – 1357 (+25,6%), в 2014 году – 2134 тысячи человек (в 1,6 раза больше, чем в 2013 году). В конце 2014 года действующие патенты имели 2079,8 тысячи иностранцев (на 86% больше, чем годом ранее – 1117,8 тысячи человек).

В 2015 году число иностранных граждан, получивших патенты на осуществление трудовой деятельности, несмотря на существенное расширение критериев, заметно сократилось (напомним, что одновременно отпала необходимость получения разрешительных документов на работу для граждан Армении, Казахстана и Киргизии). По данным ФМС, было оформлено 1788 тысяч патентов, что на четверть меньше, чем за предыдущий 2014 год. К концу 2015 года численность иностранцев, имевших действующий патент, снизилась до 1656,3 тысячи человек (на 20% меньше, чем в конце 2014 года), а к концу 2016 года – до 1543,4 тысячи человек (на 7% меньше, чем в конце 2015 года).

В 2017 году число иностранцев с действующим патентом на осуществление трудовой деятельности в России вновь стало расти. К концу 2017 года оно увеличилось до 1649,1 тысячи человек (на 6,8% больше, чем годом ранее), а к концу 2018 года – до 1661,9 тысячи человек (+0,8%). В течение четвертого квартала 2018 года патент получили 401,4 тысячи иностранных граждан (в четвертом квартале 2017 года – 377,9 тысячи, за аналогичный период 2016 года – 322,1 тысячи). Большинство иностранных граждан, имевших действующий патент на осуществление трудовой деятельности к концу 2018 года (94,1%), являлись гражданами Узбекистана, Таджикистана, Украины.

До середины 2000-х годов доля иностранных работников, прибывших из стран СНГ, составляла примерно половину в общей численности иностранных граждан, легально осуществляющих трудовую деятельность в России. Затем она стала расти, поднявшись до 73,4% в 2008 году и 76,0% в 2010 году. Таким образом, численность иностранных работников, прибывших в Россию из стран СНГ, до 2008 года росла быстрее, чем из других стран мира, а после кризиса 2008 года сокращалась в меньшей степени.

В 2011-2013 годах доля иностранных работников из стран СНГ поднялась до 84% среди всех имевших действующее разрешение на работу. В 2014 году она составила 83%, в 2015 году сократилась до 18%, в 2016-2017 годах – до 17%, а в 2018 году составила 18,6%.

Что касается иностранных работников, получивших патенты на осуществление трудовой деятельности, то все они являются, как уже говорилось, гражданами стран СНГ с безвизовым въездом в Россию или лицами без гражданства, прибывшими в Россию без получения визы.

Рисунок 19. Численность иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России,
тысяч человек*

* 1994-2010 годы - по данным ФМС России, включая лиц без гражданства; за 2011-2012 годы представлено число имевших действующее разрешение на работу на конец года (р), а также число имевших действующее разрешение на работу на конец года и получивших патенты на осуществление трудовой деятельности у физических лиц в течение года (р+п); 2013-2018 годы – число имевших действующее разрешение на работу или действующий патент на конец года

Резкое сокращение в 2015 году числа учтенных иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России, было во многом связано с ухудшением экономической ситуации и снижением уровня оплаты труда в валютном эквиваленте. Из-за снижения курса рубля объемы денежных переводов мигрантов из России в страны СНГ существенно снизились уже в 2014 году.

Для характеристики объемов трансграничных переводов трудовых мигрантов из России в другие страны Центральный Банк России оценивает величину личных переводов в соответствии с методикой расчета международных переводов, используемой МВФ[18].

По оценкам Центрального Банка России за 2011-2017 годы, примерно три четверти личных переводов из России были отправлены мигрантами в страны СНГ (рис. 20). В 2013 году сумма личных переводов из России превысила 30 миллиардов долларов США, в том числе 24,8 в страны СНГ и 5,6 в страны дальнего зарубежья. Доля переводов, выплаченных в страны СНГ, повысилась до 81,5% против 76,9% в 2011 году. В 2016 году объем личных переводов из России сократился вдвое, составив 14,2 миллиарда долларов США, в том числе 10,5 в страны СНГ и 3,6 в страны дальнего зарубежья. Доля переводов, выплаченных в страны СНГ, снизилась до 74,5%. В 2017 году объем личных переводов из России увеличился до 17,9 миллиардов долларов США (на 26%), в том числе в страны СНГ – до 13,2 (+25%), а в страны дальнего зарубежья – до 4,7 миллиардов долларов США (+30%). В итоге, доля переводов, выплаченных в страны СНГ, продолжала снижаться, опустившись до 73,8%.

Личные переводы поступают и в Россию из других стран, но их сумма в несколько раз меньше (в 2013 в 4,8 раза, в 2016-2017 годах в 2,3 раза). При этом в основном они поступают из стран дальнего зарубежья, а доля личных переводов из стран СНГ составляла от 24% в 2011 и 2016 годах до 34% в 2015 году.

Рисунок 20. Личные переводы, выплаченные (полученные) в России в (из) страны СНГ и страны дальнего зарубежья (ДЗ), 2011-2017 годы, миллиардов долларов США

В целом сокращение объемов личных переводов из России в страны СНГ составило в 2014 году 14% по сравнению с 2013 годом (21,4 против 24,8 миллиарда долларов США), в 2015 году – 42% (12,5), в 2016 году – несколько меньше, 16% (10,5 миллиарда долларов США). Таким образом, наиболее значительное сокращение объема личных переводов из России произошло в 2015 году.

Если в 2014 году заметно сократился объем личных переводов в отдельные страны СНГ (в Узбекистан, на Украину, в Молдавию и Туркмению), а в некоторые страны он даже увеличился (в Киргизию и Казахстан), то в 2015 году наблюдалось сокращение объемов личных переводов из России во все страны СНГ (рис. 21). Наиболее значительно сократился объем личных переводов в Молдавию – на 51% (915 против 1862 миллионов долларов США в 2014 году), несколько меньше - на 47% - в Узбекистан (3062 против 5828) и Туркмению (16 против 30), на 43% в Таджикистан (2092 против 3662), на 42% на Украину (1835 против 3187) и в Белоруссию (585 против 1000). Меньше всего сократился объем личных переводов в Казахстан – на 25% (351 против 465 миллионов долларов США), а также в Азербайджан – на 31% (950 против 1374) и Киргизию – на 32% (1519 против 2239).

В 2016 году объем личных переводов из России продолжал снижаться в 8 из 10 стран СНГ, но увеличился в Казахстан – на 23% (430 миллионов долларов США), и в Киргизию – на 4% (1576). Снижение объемов личных переводов в другие страны СНГ замедлилось.

В 2017 году объемы личных переводов из России в 8 стран СНГ заметно возросли, но продолжали снижаться на Украину – на 3% (1293 против 1337 миллионов долларов США), и в Туркмению – на 56% (4 против 9). Наиболее значительно возросли объемы личных переводов в Узбекистан (на 37%), в Армению (35%) и Таджикистан (32%). Наиболее крупными получателями личных переводов мигрантов из России были в 2017 году Узбекистан (3374 миллиона долларов США), Таджикистан (2477), Киргизия (1938), Украина (1293), Армения и Азербайджан (по миллиарду долларов США).

Рисунок 21. Личные переводы из России в страны СНГ, 2011-2017 годы, миллионов долларов США

В 2018 году вновь наметилась тенденция снижения объемов личных переводов из России в страны СНГ. За первые три квартала 2018 года объем личных переводов из России в страны СНГ снизился на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (9184 против 9738 миллионов долларов США).

Снизились объемы личных переводов из России во все страны СНГ, кроме Азербайджана (+2%) и Казахстана (+11%). Особенно значительно за первые три квартала 2018 года уменьшились объемы личных переводов на Украину (-20%), в меньшей степени – в Белоруссию и Молдавию (-11%) Таджикистан (-9%), Киргизию (-5%), Армению (-4%) и Узбекистан (-2%). Объем личных переводов из России в Туркмению снизился до нуля (рис. 22).

Наиболее крупными получателями личных переводов из России остаются Узбекистан (2426 миллионов долларов США за первые три квартала 2018 года), Таджикистан (1698) и Киргизия (1364). Объемы личных переводов в другие страны СНГ не достигали 800 миллионов долларов США.

Рисунок 22. Личные переводы из России в страны СНГ, I-III кварталы 2014-2018 годов,
миллионов долларов США

В общей численности занятых в экономике России доля иностранных работников возросла с 0,3% в 1999-2000 годах до 3,4% в 2008 году. В 2009 году она снизилась до 3,2%, а в 2010 году до 2,4% (рис. 23).

По данным за 2011 год, доля иностранных работников, имевших действующее разрешение на работу на конец года, составила 1,5% от общей численности экономически занятых, а доля получивших патенты в течение 2011 года - еще 1,1%. В последующие годы доля иностранных работников, занятых в экономике России, постепенно росла. В 2014 году она поднялась до 4,4%, при этом доля иностранных работников, имевших действующее разрешение на работу, снизилась до 1,4%, а доля получивших патенты повысилась до 3% занятых.

В 2015 году доля учтенных иностранных работников, занятых в экономике России, сократилась до 2,5%. Доля иностранцев с действующим разрешением на работу снизилась до 0,3% экономически занятых, с действующим патентом – до 2,3%.

В 2016 году сокращение доли учтенной иностранной рабочей силы продолжалось – она снизилась до 2,3%, в том числе иностранцев с действующим разрешением на работу 0,2%, иностранцев с действующим патентом – 2,1%.

К концу 2017 года доля иностранных работников, занятых в экономике России, немного увеличилась - до 2,4%. При этом доля иностранцев с действующим разрешением на работу немного снизилась (0,16% экономически занятых), а с действующим патентом увеличилась (2,28%).

К концу 2018 года доля иностранных работников, занятых в экономике России, оставалась на том же уровне - до 2,4%. Доля иностранцев с действующим разрешением на работу продолжала понемногу снижаться (0,13% экономически занятых), а с действующим патентом - увеличиваться (2,30%).

Рисунок 23. Число иностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность в России,
в общей численности занятых в экономике России, 1994-2018 годы, % на конец года

* расчет по данным, представленным на рис. 18, и данным о численности экономически занятых в экономике России в соответствующие периоды

Свыше 40% иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность на основании действующих патентов, составляют люди в возрасте от 18 до 29 лет, еще примерно 30% - от 30 до 39 лет, 20% - от 40 до 49 лет, около 10% - люди 50 лет и старше (рис. 24). Возрастной состав иностранцев с действующим разрешением на работу более равномерный. Среди них больше всего людей в возрасте 30-39 и 40-49 лет (по 30% по состоянию на конец 2018 года), заметно ниже доля молодежи 18-29 лет (20%) и людей в возрасте 50 лет и старше (20%, в том числе 18% в возрасте 50-59 лет).

Основными участниками внешней трудовой иммиграции являются мужчины (82% среди работников, имевших действующее разрешение работу, и 87% среди работников, имевших действующий патент на конец 2018 года). Мужчины преобладают во всех возрастных группах иностранных работников в России. Наибольший удельный вес женщин среди работников, имевших действующий патент, приходился на возрастную группу 60 лет и старше (21%), наименьший – на возрастную группу 18-29 лет (8%). Среди имевших действующее разрешение на работу доля женщин была самой высокой, напротив, в возрастной группе 18-29 лет (24%), а самой низкой – в возрасте 50-59 лет (14%).

Рисунок 24. Число иностранных граждан, имевших действующее разрешение на работу в России или действующий патент по полу и возрасту, тысяч человек на конец 2018 года

Иностранная рабочая сила привлекается на территорию Российской Федерации из многих стран мира, но наиболее крупными поставщиками рабочей силы в Россию являются страны СНГ: Узбекистан, Таджикистан, Украина, Киргизия, Молдавия. Если до 2006 года больше всего трудовых мигрантов прибывало в Россию с Украины, то в последние годы наиболее крупными поставщиками рабочей силы в Россию стали Узбекистан и Таджикистан (рис. 25). Из стран дальнего зарубежья больше всего рабочей силы поступает из Китая, Северной Кореи (КНДР), Вьетнама, Турции и, в последнее время, из Сербии.

В общем числе иностранцев, имевших действующее разрешение на работу в конце 2018 года, 81% (75,7 тысячи человек) составляли граждане стран дальнего зарубежья, в том числе Китая – 40% (37,4 тысячи человек), Вьетнама – 13% (12,0 тысячи человек), КНДР - 9% (8,0 тысячи человек), Турции – 6% (5,4 тысячи человек), Сербии – 4% (4,1 тысячи человек), Индии – 3% (2,6 тысячи человек).

Среди граждан стран СНГ, имевших действующее разрешение на работу в конце 2018 года, преобладали граждане Узбекистана (8%, или 7,1 тысячи человек) и Таджикистана (4%, или 4,1 тысячи человек).

Среди иностранцев, имевших действующий патент по состоянию на конец 2018 года, граждане Узбекистана составляли 61% (1009 тысяч человек), Таджикистана – 27% (443 тысячи человек), Украины – 7% (112 тысяч человек), Азербайджана и Молдавии – по 3% (55 и 42 тысячи человек соответственно).

Поскольку в 2015 году граждане Армении, Казахстана и Киргизии получили право осуществлять трудовую деятельность в России без оформления разрешительных документов, их число среди имевших патенты в 2018 году крайне незначительно или их нет вовсе (граждан Армении и Туркмении).

В 2018 году несколько увеличилось число иностранных работников из числа граждан Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана (на 2-3%). Число граждан Украины и Молдавии с действующими разрешениями на работу в России или патентами, напротив, продолжало снижаться, уменьшившись, соответственно, на 16% и 20% по сравнению с 2017 годом.

Рисунок 25. Численность граждан стран СНГ, осуществлявших трудовую деятельность в России,
1994-2018* годы, тысяч человек

* 1994-2010 - по данным ФМС России, включая лиц без гражданства; за 2011-2013 годы представлено число имевших действующее разрешение на работу на конец года и получивших патенты на осуществление трудовой деятельности у физических лиц за год; 2014-2018 годы - число имевших действующее разрешение на работу или действующий патент на конец года

Более 40% трудовых мигрантов из-за рубежа привлекается для работы в Центральном федеральном округе, прежде всего в Москве и Московской области, хотя в последние годы доля иностранцев, работающих в столичном регионе, сокращалась.

Наибольшая численность иностранных трудовых мигрантов в 2018 году привлечена в экономику Москвы (24,2% на конец года) и Московской области (12,5%). Кроме того, значительная часть иностранных работников трудилась в Санкт-Петербурге (12,4%) и Ленинградской области (3,3%), Краснодарском крае (2,6%), Свердловской области (2,2%), Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (2,0%), (2,1%), Иркутской (1,9%) и Тюменской (1,8%) областях.

По данным на конец III квартала 2018 года, наибольшее число иностранных граждан с действующим разрешением на работу (с учетом лиц без гражданства) учтено в Москве (10,6 тысячи человек). Значительно число иностранцев, имеющих разрешение на работу, в Приморском крае (9,1), Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (8,7), Московской (6,4) и Тюменской области (6,3), Краснодарском (5,9) и Амурской области (5,2). В остальных регионах оно не достигало 4 тысяч человек (рис. 26).

По сравнению с тем же периодом 2017 года число иностранных работников с действующим разрешением на работу в России снизилось в 58 регионе-субъекте федерации, а в 27 регионах увеличилось, наиболее значительно в Московской (на 4,3 тысячи человек), Тюменской (3,5), иркутской (1,8) и Амурской (1,7) областях.

Рисунок 26. Численность иностранных граждан, число имевших действующее разрешение на работу по состоянию на конец III квартала, по регионам-субъектам федерации, 2017 и 2018 годы, тысяч человек

Список регионов

Число иностранных граждан, имевших действующие патенты на осуществление трудовой деятельности на конец третьего квартала 2018 года, наибольшим было, как и в предыдущие годы, в Москве – более 418 тысяч человек. В других регионах оно заметно меньше: в Московской области и Санкт-Петербурге по 210 тысяч человек, в Ленинградской области – 56 тысяч человек, в остальных регионах – менее чем по 40 тысяч человек (рис. 27).

В 2018 году число иностранцев с действующим патентом увеличилось, по сравнению с тем же периодом 2017 года, в 42 из 85 регионов-субъектов федерации. Среди регионов со значительным числом иностранных работников с действующим патентом наибольший рост отмечался в Московской области (почти на 27 тысяч человек) и Москве (на 20 тысяч человек). В 42 регионах число иностранцев с действующим патентом сократилось, особенно значительно в Новосибирской области (на 11 тысяч человек).

Рисунок 27. Численность иностранных граждан, имевших действующие патенты
на конец
III квартала 2017 и 2018 годов, по регионам-субъектам федерации

Список регионов

Доля иностранцев, имевших действующее разрешение на работу, не превышала 1% от общей численности экономически занятых в конце III квартала 2018 года в 83 из 85 регионов-субъектов федерации (рис. 28). Выше всего она в Еврейской автономной области (2,7%) и Амурской области (1,3%).

Доля лиц, имевших действующие патенты, составляла в конце III квартала 2018 года от 0,1% от общей численности экономически занятых в республиках Марий Эл, Чечне и Чувашии до 7,0% в Санкт-Петербурге. Помимо Санкт-Петербурга, высокие значения показателя отмечались в Магаданской (6,8%) и Ленинградской (6,1%) областях, Москве (5,8%), Московской (5,2%) и Калужской (4,4%) областях. В половине регионов-субъектов федерации эта доля не достигала 1%, в центральной половине регионов (без 25% регионов с наибольшими и 25% с наименьшими показателями) варьировалась от 0,6% до 1,8%.

Общая доля иностранных работников среди занятых в экономике по состоянию на конец III квартала 2018 года варьировалась от 0,1% в республиках Марий Эл, Чечне и Чувашии до 7,2% в Магаданской области и 7,1% в Санкт-Петербурге. В Ленинградской области она составляла 6,2%, Москве – 6,0%, московской области – 5,4%. В остальных субъектах федерации она не достигала 5%. В половине регионов-субъектов федерации эта доля не превышала 1,0%, в центральной половине регионов варьировалась от 0,6% до 2,2%.

Рисунок 28. Численность иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России, по регионам-субъектам федерации, % от численности занятых в экономике, на конец III квартала 2018 года*

* число имевших действующее разрешение на работу или действующий патент на конец III квартала к числу занятых в экономике в августе-октябре 2018 года (по данным выборочных обследований по проблемам занятости)

Список регионов

Источники: Федеральная служба государственной статистики - www.gks.ru

«Социально-экономическое положение России. Январь 2019 года» и предшествующие ежемесячные доклады -
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140086922125;

«Социально-экономическое положение федеральных округов в 2018 году» /
Ежеквартальные статистические бюллетени -
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140086420641;

Предварительная оценка численности населения на 1 января 2019 года и в среднем за 2018 год
(Размещено 13.03.2019) - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/

Российский статистический ежегодник. 2018 и предыдущие годы -
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078;

Демографический ежегодник России. 2017 и предыдущие годы -
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1137674209312.


[11] Здесь и далее регионы на рисунках расположены в стандартном порядке, используемом в публикациях Федеральной службы государственной статистики (Росстата), – от Европейского Центра и Севера России к Югу и Востоку, - сгруппированные в федеральные округа: Центральный (ЦФО), Северо-Западный (СЗФО), Южный (ЮФО), Северо-Кавказский (СКФО), Приволжский (ПФО), Уральский (УФО), Сибирский (СФО) и Дальневосточный (ДФО). Значения для Архангельской и Тюменской областей приводятся без автономий, которые представлены как отдельные субъекты федерации.
[12] Границы города федерального значения Москвы и Московской области изменены с 1 июля 2012 года в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 560-СФ.
[13] Иностранные работники - иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации и осуществляющие в установленном порядке трудовую деятельность.
[14] См., например, «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010». М., Росстат, 2011. С. 144.
[15] Численность иностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность в России, рассчитывается как сумма численности иностранных работников на начало отчетного периода и иностранных работников, прибывших в течение отчетного периода (без трудящихся-мигрантов из Белоруссии).
[16] До 2015 года разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
До 2015 года патент давал право иностранному гражданину, прибывшему в Россию в порядке, не требующем получения визы, работать только в том регионе, где он был выдан, только по найму у физических лиц – граждан России и только в целях их личных и домашних нужд, но не предпринимательской деятельности.
Начиная с 2015 года численность получивших разрешение на работу включает численность иностранных граждан, которые прибыли в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, в рамках квоты; квалифицированных специалистов; высококвалифицированных специалистов; иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию; иностранных граждан, прибывших для работы в организациях, зарегистрированных в государствах - членах ВТО и получивших разрешение на работу. Кроме того, в численность иностранных граждан, имевших действующее разрешение на работу (на конец периода), в 2015 году включались данные об иностранных гражданах, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих действующее разрешение на работу, выданное в 2014 году.
Численность иностранных граждан, получивших патент, начиная с 2015 года, включает численность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получивших патент, подтверждающий право на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности у физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, чья деятельность подлежит регистрации. В нее также включается численность иностранных граждан, переоформивших патент.
Начиная с 2015 года граждане Армении, Казахстана и Киргизии, как и граждане Белоруссии, могут осуществлять трудовую деятельность в России без оформления разрешительных документов (разрешений на работу, патентов). – См., например, «Социально-экономическое положение России. Январь-июль 2016 года» / Ежемесячный доклад. М., Росстат, 2016. С. 292 и методические пояснения к предыдущим выпускам доклада.
[17] Включая лиц без гражданства, но без граждан Белоруссии, а также иностранных граждан, имевших разрешения на работу сроком до 90 суток, не продленные в дальнейшем на срок до 1 года.
[18] Центральный Банк России. Личные переводы. (Дата последнего обновления: 24 января 2019 года). - http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs (Дата обращения: 15 марта 2019 года).

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.