Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 805 - 806
11 - 24 марта 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Российский демографический барометр 
Миграция в России, предварительные итоги 2018 года

В 2018 году миграционный прирост населения России снизился на 41%, а оборот международной миграции увеличился на 4%

Наибольший миграционный прирост в 2018 году Россия получила в обмене населением с Таджикистаном - 31 тысячу человек

Число мигрантов, перемещающихся в пределах России, увеличилось в 2018 году на 4%

В 2018 году за счет миграционного обмена со странами СНГ увеличилось население 62 регионов, а за счет обмена с другими регионами России – 17

Число вынужденных переселенцев, беженцев и получивших временное убежище продолжало снижаться в 2018 году

К концу 2018 года число иностранцев, имевших действующее разрешение на работу в России, снизилось до 93 тысяч человек, а имеющих действующий патент возросло до 1662 тысяч человек

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2018 года //Демоскоп Weekly. 2019. № 805-806. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2019/0805/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Миграция в России,
предварительные
итоги
2018 года

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

В 2018 году миграционный прирост населения России снизился на 41%, а оборот международной миграции увеличился на 4%

В 2018 году сохранялась тенденция роста населения России за счет миграционного прироста, наблюдающаяся начиная с 1975 года. В середине 1970-х годов потоки мигрантов из РСФСР в другие союзные республики стали меньше по объему обратных миграционных потоков, в основном за счет возвращения в Россию русскоязычного населения. После распада СССР сальдо международной миграции резко увеличилось, достигнув наибольшей величины в середине 1990-х годов (845,7 тысячи человек, или 5,7‰ в 1994 году), однако впоследствии сложилась устойчивая тенденция быстрого снижения интенсивности международного миграционного обмена, а в результате и миграционного прироста (рис. 1). В середине 2000-х годов отмечалась относительная стабилизация показателя, которая в конце десятилетия сменилась ростом, а затем стабилизацией на более высоком уровне и очередным снижением.

Представленные на рис. 1 показатели характеризуют регистрируемую долгосрочную миграцию со сменой постоянного места жительства. Ее объем зависит не только от имеющегося миграционного потенциала возможных стран выезда, социально-экономической ситуации в странах въезда и выезда, но и от правил и практики регистрации мигрантов. В России они неоднократно изменялись в последние годы[1]. Кроме того, оценки миграционного прироста, публикуемые Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), были дважды заметно увеличены ретроспективно в процессе корректировки численности населения по итогам Всероссийских переписей населения (ВПН) 2002 и 2010 годов. После переписи населения 2010 года с целью более полного учета миграции в очередной раз были изменены – расширены – критерии миграции: с 2011 года в статистический учет миграции на постоянное место жительства стали включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более[2].

При публикации оперативных данных помесячной отчетности за 2011 год из общего числа прибывших (выбывших) на постоянное место жительства или длительное пребывание были выделены мигранты, зарегистрированные (снявшиеся с регистрационного учета) по месту жительства. Таким образом, Росстат опубликовал два ряда данных, один из которых сопоставим с данными предшествующих лет. В дальнейшем данные о регистрации по месту жительства уже не выделялись[3]. Изменение критериев долговременной миграции привело к значительному увеличению, в первую очередь, числа прибывающих и чистой миграции (миграционного прироста). В дальнейшем из-за введенных изменений (прежде всего, автоматического счета выбывших по истечении срока пребывания и усиления санкций за нарушение миграционного законодательства) в большей степени увеличивалось число учтенных выбытий. Новые правила учета прибывших и выбывших, по мнению экспертов, привели к появлению значительных объемов «виртуальной» миграции (учет событий регистрации и снятия с регистрационного учета, а не самих переездов)[4].

В 2011 году после введения новых правил учета число прибывших в Россию из других стран на постоянное место жительства или с целью пребывания сроком 9 месяцев и более увеличилось, по данным Росстата, в 2,6 раза, составив почти 357 тысяч человек против 139 тысяч человек по прежним правилам учета. В 2012 году число прибывших в Россию увеличилось еще на 17%, в 2013 году – на 15%, в 2014 году – на 20% (без учета Крыма[5]). Однако в 2015 году, в условиях экономического кризиса и значительного ослабления рубля, число иммигрантов в Россию снизилось на 0,9%, а в 2016 году – еще на 2,7%.

В 2017 году число прибывших в Россию из-за рубежа на постоянное жительство или длительное пребывание вновь немного увеличилось - на 3,0%, до 575 тысяч человек без учета Крыма. После ВПН-2010 эта величина уступает только значению 2014 года. С учетом Крыма число прибывших в Россию увеличилось в 2017 году на 2,4%, до 589 тысяч человек.

По данным за январь-декабрь 2018 года, число прибывших в Россию из-за рубежа вновь снизилось - на 3,8%, до 553 тысяч человек без учета Крыма. С учетом Крыма число прибывших в Россию снизилось в 2018 году на 4,0%, до 566 тысяч человек.

Число выбывших из России на постоянное жительство или длительное пребывание в другие страны увеличилось в 2011 году на 13%, а в 2012 году в 3,3 раза, что напрямую связано с изменением порядка учета долгосрочной миграции, поскольку в число выбывших стали автоматически попадать мигранты, срок пребывания которых по документам закончился. В 2013 году число эмигрантов из России увеличилось еще на 52%, в 2014 году – на 66%, в 2015 году – на 14%. Рост числа выбывающих из России в 2014-2015 годы был в определенной степени обусловлен ухудшением экономической ситуации в России. Сокращение числа выбытий из России началось годом позже, чем сокращение числа прибытий. В 2016 году число выбывших из России составило 311 тысяч человек против 353 в 2015 году без учета Крыма (-11,8%), а в целом по России с учетом Крыма - 313 против 353 тысяч человек (-11,3%). Однако уже на следующий год число выбывших из России вновь заметно повысилось (на 20%), составив за 2017 год 373 тысячи человек без учета Крыма и 441 тысячу человек с учетом Крыма. Это самое высокое число учтенных выбытий из России после ВПН-2010.

В 2018 году число выбывших из России продолжало расти, составив 433 тысячи человек без учета Крыма (+16,3%) и 441 тысячу человек с учетом Крыма (+16,9%).

Что касается чистой или нетто-миграции, отметим, что в результате опережающего роста учтенных прибытий миграционный прирост населения России за 2011 год составил почти 320 тысяч человек, что вдвое превышает значение показателя за 2010 год. В 2012 году из-за более быстрого роста числа выбытий величина миграционного прироста сократилась на 7,8%, а в 2013 году оставалась практически на том же уровне, что и в 2012 году, увеличившись на 0,3% (296 тысяч человек).

С 2014 года возобновилось сокращение миграционного прироста населения России. Его величина без учета Крыма уменьшилась в 2014 году на 8,7%, в 2015 году – на 18,5%, составив, соответственно, 270 и 220 тысяч человек. В расчете на 10 тысяч человек постоянного населения миграционный прирост снизился в 2015 году до 15,3, что ниже значений не только 2011-2014 годов, но и значений миграционного прироста в 1992-2010 годах, скорректированных по итогам переписей 2002 и 2010 годов. После увеличения в 2016 году (на 12%), в 2017 году сокращение продолжилось, а в 2018 году заметно усилилось – миграционный прирост составил 112 тысяч человек без учета Крыма (-42% по сравнению с 2017 годом) и 125 тысяч человек с учетом Крыма (-41%). Коэффициент миграционного прироста снизился, соответственно, до 8,3 и 8,5 на 10 тысяч человек – более низкие значения регистрировались только в 2001-2005 годах по прежним правилам учета миграции на постоянное место жительства (без учета зарегистрированных на длительное пребывание и без корректировок по данным ВПН-2010).

Снижение миграционного прироста происходит на фоне умеренного роста оборота международной миграции – совокупного числа мигрантов, прибывших в Россию и выбывших из нее, - который в 2017 году увеличился на 9%, а в 2018 году – на 4%.

Рисунок 1. Число прибывших в Россию и выбывших из нее (тысяч человек) и миграционный прирост
(на 10 тысяч человек населения), 1980-2018* годы

* за 2011 год приведены данные по новым (2011н) и прежним правилам учета (2011); 2012-2018 годы – оценка по новым правилам учета (2012-2017 годы – по данным годовой разработки; 2018 год - по оперативным данным за январь-декабрь без учета сведений по Крыму); миграционный прирост рассчитан: МП (нетто)- как разность чисел прибывших в Россию и выбывших из России по текущему учету; МП (с корректировками) - как разность между общим и естественным приростом населения России с учетом итогов ВПН-2010[6]

Иммигранты, прибывающие в Российскую Федерацию из-за рубежа, являются в подавляющем большинстве выходцами из стран – бывших республик СССР. Среди переехавших на постоянное место жительства в Россию доля иммигрантов из стран Содружества Независимых Государств (СНГ), Балтии и Грузии составляла в 1997-2011 годах от 93% до 97% (рис. 2). Среди иммигрантов, учтенных по измененным в 2011 году критериям, доля иммигрантов из стран СНГ, Балтии и Грузии немного снизилась - до 91-92%, в том числе не менее 89% - из стран СНГ.

Большинство прибывающих в Россию, учтенных до 2011 года, являлись ее гражданами (не менее трех четвертей, в отдельные годы эта доля превышала 90%[7]). Среди иммигрантов, учтенных по новым правилам, доля российских граждан снизилась вдвое, составив 40% в 2011 году. В последующие годы она продолжала сокращаться, опустившись до 23% в 2014 году, но затем вновь стала расти, увеличившись до 33% в 2017 году.

Доля граждан других стран СНГ среди иммигрантов, въезжающих в Россию, напротив, более чем удвоилась, увеличившись с 20% в 2010 году до 50% в 2011 году. К 2014 году она возросла до 68%[8], а затем постепенно снижалась, опустившись до 58% в 2017 году[9].

Среди эмигрантов из России доля направляющихся на постоянное место жительства в страны ближнего зарубежья была заметно ниже до 2011 года, варьируясь от 46% (2004 год) до 67% (2007 год). В 2011 году она составила 61% среди эмигрантов, учтенных при снятии с регистрационного учета по месту жительства, и 65% среди всех эмигрантов, учтенных по новым правилам (по месту жительства и месту пребывания сроком 9 месяцев и более). В 2012 году доля выбывших в страны СНГ и Балтии, Грузию, Абхазию и Южную Осетию превысила 80% от общей численности эмигрантов из России и, постепенно увеличиваясь (за исключением 2016 года, когда она снижалась до 84%), достигла 88% в 2018 году.

В 2018 году из стран СНГ в Россию прибыло 511 тысяч человек, из Грузии – 6,3 тысячи человек, Абхазии – 2,0 тысячи человек, стран Балтии – 2,9 тысячи человек. Из России в другие страны СНГ выбыли 382 тысячи человек, в Грузию – 4,3 тысячи человек, Абхазию – 1,2 тысяча человек, страны Балтии – 2,5 тысячи человек.

Среди учтенных эмигрантов из России до 2012 года преобладали российские граждане (94-96% в 2002-2010 годах, 80% в 2011 году). Автоматическое снятие с регистрационного учета по завершении срока пребывания привело к росту доли иностранных граждан среди мигрантов, выбывающих из России - до 84% в 2015 году против 18% в 2011 году и 2-4% в предшествующие годы. Затем она немного снизилась, составив 80% в 2016 году и 81% в 2017 году. Доля россиян среди эмигрантов, выезжающих за пределы России, напротив, сократилась до 15% в 2015 году. В 2016 году она составила 19%, в 2017 году – 18%.

В миграционном приросте населения России доля граждан России вновь начала расти. В 2000-е годы она составляла от 72 до 89%. После расширения критериев миграции снизилась, сократившись до 27% в 2012 году. Затем она стала повышаться: в 2014 году превысила 30%, в 2015-2016 годах составила почти половину, а в 2017 году - 61%.

Рисунок 2. Число прибывших и выбывших из России (международная миграция) в 1997-2018* годах,
тысяч человек

* за 2011 год приведены данные по новым и прежним правилам учета долгосрочной миграции; 2012-2018 годы – по правилам учета, измененным в 2011 году; 2018 год – по данным за январь-декабрь

Помимо Росстата ежемесячно публикует сведения об основных показателях миграционной ситуации в Российской Федерации Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел России. По данным за январь-декабрь 2018 года[10], на миграционный учет в регионах России было поставлено 17764 тысячи человек (на 13% больше, чем за январь-декабрь 2017 года), в том числе 17172 тысячи человек, или 97%, - по месту пребывания, 593 тысячи человек, или 3%, - по месту жительства. Из общего числа поставленных на миграционный учет по месту пребывания первично (12380 тысячи человек) 41% въехали в Россию с целью работы, 4% - с целью учебы, 25% - с целью туризма, 30% - с частными или иными целями.

Среди поставленных на учет по месту пребывания в 2018 году преобладали иммигранты из Узбекистана (4499 тысяч человек), Таджикистана (2330), Китая (1807), опередившего в прошлом году Украину (1762). Число поставленных на учет по месту пребывания из других стран было, по крайней мере, вдвое меньше.

Среди зарегистрированных по месту жительства преобладали прибывшие с Украины (171 тысяча человек), а также из Таджикистана (87), Казахстана (69), Узбекистана (67), Азербайджана и Армении (по 46), Молдавии (31), Киргизии (16) и Белоруссии (15 тысяч человек). Из других стран на постоянное место жительства в Россию переехало менее, чем по 10 тысяч человек.

За январь-декабрь 2018 года снято с миграционного учета 13258 тысяч человек (на 25% больше, чем в 2017 году), оформлено 268 тысяч разрешений на временное проживание (-9%) и 190 тысяч видов на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства (+3%). По разрешениям на временное проживание в России проживает почти 513 тысяч человек, более 630 тысяч – по видам на жительство. В то же время было направлено более 253 тысяч представлений о неразрешении иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в Российскую Федерацию (на 20% больше, чем в 2017 году).

Гражданство Российской Федерации приобрели 269 тысяч человек (на 4% больше, чем в 2017 году).


[1] Подробнее см., например, Население России 2012: двадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А.Г.Вишневский. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. С. 343-350; Население России 2013: двадцать первый ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.В.Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. С. 296-297, 329-332.
[2] До 2011 года первичные статистические учетные документы на мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания, вне зависимости от срока пребывания не обрабатывались, как отмечалось, например, в «Демографическом ежегоднике России. 2012» (с. 402). Тем не менее, сведения о численности мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания на срок 1 год и более, собирались территориальными органами статистики и определенным образом учитывались при оценке миграционного прироста. Об этом, в частности, упоминалось в предисловиях к ежегодным выпускам статистического бюллетеня «Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам» за 2005-2010 годы.
[3] В соответствии с методическими пояснениями, приводимыми в ежемесячных докладах Федеральной службы государственной статистики (Росстата) «Социально-экономическое положение Российской Федерации», данные о миграции получаются в результате разработки поступающих от территориальных органов Федеральной миграционной службы (ФМС) документов статистического учета прибытий и выбытий. Листки статистического учета мигрантов составляются при регистрации и снятии с регистрационного учета населения по месту жительства и при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Снятие с регистрационного учёта осуществляется автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции населения при перемещениях в пределах Российской Федерации, а также по истечении срока пребывания у мигрантов независимо от места прежнего жительства.
[4] О.С.Чудиновских. Административная статистика международной миграции: источники, проблемы и ситуация в России / Вопросы статистики. 2016 № 2. С. 42-43.
[5] Под Крымом здесь и далее понимаются два субъекта федерации - Республика Крым и город федерального значения Севастополь, - образованные в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ и Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 168 в составе Российской Федерации. Первоначально они образовывали Крымский федеральный округ, а с 28 июля 2016 года вошли в состав Южного федерального округа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 375.
В целях сопоставимости с данными предшествующих лет (до 2014 года) мы используем там, где возможно и оговаривая это, оценки для населения России без учета этих двух субъектов федерации.
[6] Рассчитано по данным, приведенным в Приложении к Российскому статистическому ежегоднику. 2017 «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2017 гг.»
[7] См., например, «Демографический ежегодник России. 2010». М., 2010. С. 482-483.
[8] «Демографический ежегодник России. 2017». М., 2017. С. 231.
[9] Миграция и численность населения Российской Федерации в 2017 году. С. 133.
[10] Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2018 года. 25 Января 09:00 - https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/15850787/ (дата обращения: 15 февраля 2019 года).

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.