Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 769 - 770
1 - 20 мая 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Российский демографический барометр 
Преступность в России, 2017

В 2017 году продолжалось снижение числа зарегистрированных преступлений и потерпевших от них в России

В 2017 году продолжало расти число преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, террористической направленности, мошенничеств и вымогательств

Число убийств и покушений на убийство продолжает снижаться, опустившись в 2017 году до 6,6 на 100 тысяч человек

Число погибших в ДТП сократилось в 2017 году на 6%, число раненых – на 3%

В 2017 году выявлено 967 тысяч человек, совершивших преступления

К различным видам наказания в 2017 году осуждено 744 тысячи человек

В местах лишения свободы на начало 2018 года содержалось 602 тысячи человек

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Преступность в России, 2017 //Демоскоп Weekly. 2018. № 769-770. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2018/0769/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Преступность в России,
2017

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Число погибших в ДТП сократилось в 2017 году на 6%, число раненых - на 3%

Несмотря на тенденцию к снижению, значительное число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших в них людей остается одной из серьезных социально-экономических проблем России.

Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП[5] резко возросло во второй половине 1980-х годов, увеличившись со 166 тысяч человек в 1980 году до 252 тысяч в 1992 году, а затем, после снижения в 1992-1997 годах, – почти до 326 тысяч человек в 2007 году. В 2008-2010 годах оно довольно существенно снизилось – до 277 тысяч человек в 2010 году, но в 2011-2012 годы вновь несколько увеличилось. С 2013 года число пострадавших в ДТП устойчиво снижается, опустившись в 2016 году до 241 тысячи человек, что меньше на 5,1% по сравнению с 2015 годом и на 25,8% по сравнению с 2007 годом. По предварительным данным за 2017 год, число пострадавших в ДТП снизилось еще на 2,9%, составив 234,5 тысячи человек.

В 2007 году, на который пришлось наибольшее число пострадавших в происшествиях с транспортными средствами, число зарегистрированных ДТП возросло до 233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году (157,6 тысячи). Начиная с 2008 года, оно довольно быстро сокращается (за исключением 2011-2013 годов), снизившись до 169,4 тысячи ДТП в 2017 году, что на 27,5% меньше, чем в 2007 году, и на 2,5% меньше, чем в 2016 году.

В связи с массовой автомобилизацией населения устойчиво растет доля ДТП, произошедших по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных средств: в 1995 году она составляла 52%, в 2000 году – 59%, в 2005 году – 67%, в 2012-2014 годах – 77%, в 2015 году – 75%.

В последние годы несколько увеличилась доля ДТП, произошедших по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных средств, находившихся в состоянии алкогольного опьянения: в 2016 году она составила 8,1% от общего числа ДТП против 5,9% в 2011 году.

Наиболее частыми ДТП являются столкновения (41,7% в 2017 году), менее частыми – наезды на пешеходов (30,6%), опрокидывания транспортного средства (7,4%) или наезд на препятствие (6,4%).

Число погибших в ДТП быстро росло во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов, увеличившись с 22,7 тысячи человек в 1985 году до 37,5 тысячи человек в 1991 году и 37,1 тысячи человек в 1993 году. После непродолжительного снижения - до 27,7 тысячи человек в 1997 году, - оно вновь стало расти, увеличившись до 35,6 тысячи в 2003 году (рис. 10). Всего за 2003 год от всех видов транспортных травм, по данным учета умерших по причинам смерти, умерло 43,4 тысячи человек (30 на 100 тысяч человек). Начиная с 2004 года, число погибших в ДТП стало сокращаться, исключение составил 2007 год. Число раненых продолжало расти до 2007 года, когда оно достигло 292,2 тысячи человек, а с 2008 года также наметилась тенденция снижения. В 2011-2012 годах вновь отмечался рост числа пострадавших в ДТП, особенно раненых в ДТП, который в 2013-2014 годах сменился умеренным, а в 2015-2017 годах более быстрым сокращением.

По данным ГИБДД России, число погибших на автомобильных дорогах и улицах составило в 2017 году 19,1 тысячи человек (-6,0% по сравнению с 2016 годом), а число раненых в дорожно-транспортных происшествиях – 215,4 тысячи человек (-2,6%).

По данным оперативного учета умерших по причинам смерти (без учета окончательных медицинских свидетельств о смерти), от всех видов транспортных несчастных случаев в России за январь-декабрь 2017 года умерли 19,9 тысячи человек (-7,8% по сравнению с аналогичными данными за январь-декабрь 2016 года), в том числе в результате ДТП – 14,8 тысячи человек (-6,1%).

Рисунок 10. Численность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях,
1980, 1985, 1990-2017 годы, тысяч человек

* 2015-2017 годы - по вине водителей транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц

Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число самих ДТП, в которых были пострадавшие, в результате чего тяжесть («летальность») дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась (рис. 11). Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001 годах и 133 в 2010 году. В 2011 году оно возросло до 140, а затем снижение возобновилось, с небольшими отклонениями от тренда в 2014 году, - до 113 на 1000 ДТП в 2017 году.

Вместе с тем до 2013 года устойчиво, за исключением 2008 года, возрастало число раненых в происшествиях на дорогах и улицах. В расчете на 1000 зарегистрированных ДТП оно увеличилось с 1099 в 1995 году до 1270 в 2012 году. В дальнейшем оно понемногу снижалось, опустившись до 1257 на 1000 ДТП в 2015 году, но затем вновь увеличилось - до 1273 на 1000 ДТП в 2016 году и 1271 в 2017 году. В целом же можно говорить об определенной стабилизации показателя в последние годы.

Снижение «летальности» ДТП и стабилизация числа раненных в ДТП в определенной степени связаны с обновлением и изменением парка автомобилей, среди которых возрастает доля более безопасных современных машин. Немалую роль играет и улучшение дорожной инфраструктуры. Однако в целом по России доля ДТП, совершению которых сопутствовали неудовлетворительные условия содержания улично-дорожной сети, высока и в последние годы быстро увеличивалась, составив 40% в 2017 году против 21% в 2011-2012 годах.

Рисунок 11. Число погибших и раненых на 1000 дорожно-транспортных происшествиях, 1995, 2000-2017 годы

Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них заметно различается по регионам России.

В 2016 году число зарегистрированных ДТП в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения составило в целом по стране 118, варьируясь от 27 в Чеченской Республике до 195 в Новгородской области (рис. 12). Еще в 3 регионах оно превышало 180 ДТП на 100 тысяч человек - в Магаданской области (182), Республике Калмыкии и Калужской области (по 181). Еще в 4 регионах распространенность ДТП составляла от 171 до 178 на 100 тысяч человек (во Владимирской, Псковской, Тюменской, без автономных округов, области и в Камчатском крае). Только в 12 регионах-субъектах федерации она не достигала 100 на 100 тысяч человек. Помимо Чечни, в эту группу входят республики Ингушетия, Дагестан и Кабардино-Балкария, Чукотский и Ненецкий автономные округа, Свердловская, Томская, Белгородская, Московская и Новосибирская области, город Москва.

Однако при низком относительном числе зарегистрированных ДТП их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах, где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в 2016 году от 39 в Санкт-Петербурге до 401 в Республике Ингушетии. Несколько ниже соотношение числа погибших и дорожно-транспортных происшествий в Чечне (336), Дагестане (275), Адыгее (235), Тыве (223), Кабардино-Балкарии (209). В остальных регионах оно не достигало 200 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими. В половине регионов-субъектов федерации это соотношение в 2016 году было ниже 119 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими, варьируясь в центральной половине регионов от 99 до 139 погибших на 1000 ДТП.

Рисунок 12. Число дорожно-транспортных происшествий и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской Федерации, 2016 год

Список регионов


[5] Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель, характеризующий ДТП, включаются сведения только о тех ДТП, в которых погибли или были ранены люди.
Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 года № 859 «О внесении изменений в Правила учета ДТП» (до 2009 г. - в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.