Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 767 - 768
9 - 30 апреля 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Опросы и ответы 

Гендерные стереотипы

Здоровый образ жизни: мониторинг

Почему не любят поликлиники

Становятся ли мигранты счастливее после переезда?


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Гендерные стереотипы

Левада-Центр задает вопрос о качествах мужчин и женщин, наиболее ценных с точки зрения россиян, начиная с 1993 года. С одной стороны, его следует рассматривать как индикатор желаемого (стереотипного) распределения гендерных ролей в обществе, т.е. какими должны быть «настоящие женщины» и «настоящие мужчины». С другой, выявить возможные несоответствия между навязываемым и желаемым образом, т.е. действительно ли, например, российские женщины хотят быть такими, какими их видят российские мужчины? Сразу стоит отметить, что для полноценного исследования гендерных образов, моделей и стереотипов, функционирующих в российском общественном мнении, требуется отдельное исследование, однако даже подобные вопросы-индикаторы позволяют проследить динамику в гендерной иерархии образов (или её отсутствие) и проанализировать ценностные предпочтения россиян.

a. Динамика общественного мнения

Результаты опроса за март 2018 года демонстрируют, что существенных изменений в «гендерных портретах» россиян не наблюдается (таблица 1 и таблица 2). В целом среди самых ценных качеств у мужчин по-прежнему лидируют «ум», «умение заработать» и «порядочность», а у женщин – «хозяйственность» и «хорошая внешность». Вместе с тем динамика общественного мнения указывает на некоторое снижение популярности морально-нравственных качеств («порядочности» и «верности»), что, вероятно, корреспондирует с общим снижением обеспокоенности проблемой морали в обществе. Если, например, в 1997 году четверть совершеннолетнего населения отмечала среди проблем, которые её тревожат, “кризис морали, культуры, нравственности”, то сейчас их доля составляет порядка 15-16%.

Таблица 1. Что вы больше всего цените в мужчинах? (в целом по выборке; респондентам предлагалась карточка; несколько вариантов ответа; ранжировано по убыванию по марту 2018 года)


Январь
1993

Январь
2000

Февраль
2008

Февраль
2012

Январь
2015

Март
2018

Ум

65

58

65

63

59

51

Умение заработать

50

42

Порядочность

57

53

54

51

35

37

Верность

30

27

29

27

26

23

Хозяйственность

33

34

29

29

17

20

Стремление к успеху

21

18

Заботливость

22

24

29

29

18

18

Умение сопротивляться невзгодам

21

23

26

29

24

17

Организованность

17

13

Независимость

14

19

17

20

10

11

Темперамент

3

5

7

7

4

6

Хорошая внешность

14

8

7

6

7

5

Легкий характер

6

5

6

6

6

5

Способность сопереживать

9

9

7

6

5

3

Сексапильность

3

3

2

2

1

Другое

2

1

1

Затрудняюсь ответить

5

4

4

2

2

3

Таблица 2. Что вы больше всего цените в женщинах? (в целом по выборке; респондентам предлагалась карточка; несколько вариантов ответа; ранжировано по убыванию по марту 2018 года)


Январь
1993

Январь
2000

Февраль
2008

Февраль
2012

Январь
2015

Март
2018

Хозяйственность

39

44

51

45

49

46

Заботливость

24

31

37

33

39

32

Хорошая внешность

53

40

39

40

41

31

Верность

41

33

34

33

33

30

Ум

32

29

33

28

32

25

Порядочность

37

30

34

31

29

25

Легкий характер

13

12

15

20

15

19

Способность сопереживать

17

16

12

19

15

14

Сексапильность

10

11

11

12

10

Умение сопротивляться невзгодам

13

14

11

14

10

10

Организованность

9

8

Темперамент

3

6

6

8

7

7

Стремление к успеху

4

5

Независимость

6

8

6

5

3

5

Умение заработать

7

4

Другое

1

<1

1

Затрудняюсь ответить

5

3

3

2

2

2

b. Гендерная специфика

Если обратиться к различиям во мнениях мужчин и женщин относительно наиболее ценных качеств, то можно увидеть, что «гендерные матрицы» кардинальным образом отличаются, т.е. в общественном мнении строго очерчены мужские и женские качества (см. диаграмму 1 и диаграмму 2 соответственно).

Диаграмма 1. Образ мужчины

Диаграмма 2. Образ женщины

Несмотря на то, что притязания мужчин и женщин относительно представителей своего пола в целом совпадают с представлениями пола противоположного, фиксируются и различия. Например, мужчины чаще женщин ценят в мужчинах «стремление к успеху» (21% против 15%), «независимость» (16% против 6%) и «организованность» (16% против 12%). Женщины, в отличие от мужчин, чаще хотели бы видеть представителей сильного пола «верными» (32% против 13%), «заботливыми» (25% против 10%), «хозяйственными» (22% против 16%) и «порядочными» (39% против 35%).

В самих себе женщины чаще мужчин ценят «ум» (29% против 21%), «умение сопротивляться невзгодам» (12% против 7%) и «организованность» (10% против 5%). Мужчины чаще отмечают в женщинах «телесные» качества: “хорошую внешность” (36% против 28%), “сексапильность” (14% против 7%), “темперамент” (10% против 5%). При этом они также, как и женщины, уделяют большее внимание к противоположном полу с точки зрения “верности” (35% против 25%).

c. Возраст

Очевидно, что мнения молодых мужчин и мужчин старшего возраста могут отличаться между собой, равно как и мнения женщин разных возрастов. Для удобства они были разделены на три возрастные подгруппы (всего шесть): 18–30 лет, 31–45 лет и 46 лет и старше.

Исходя из данного деления видно, что с возрастом, независимо от гендерной принадлежности, в мужчинах и в женщинах больше ценятся такие качества, как «порядочность» и «хозяйственность» (таблица 3 и таблица 4). В мужчинах молодые парни и девушки чаще своих более взрослых соотечественников ценят «стремление к успеху» и «умение заработать» (вероятно, это отчасти определяет брачные стратегии обоих и влияет на откладывание момента вступления в брак по причине финансовой несостоятельности).

В женщинах мужчины с возрастом чаще начинают ценить «ум» и «хозяйственность», а молодые люди чаще обращают внимание на “хорошую внешность” своих потенциальных спутниц. Молодые россиянки в возрасте от 18 до 30 лет чаще отмечают, что женщина должна иметь «хорошую внешность» и «легкий характер». Примечательно, что даже постсоветское поколение российских женщин в массе своей не стремится к финансовой независимости, самостоятельности и успешности, ограничивая ролевые модели женщины семьей, требующей «хозяйственности» и «заботливости» с её стороны.

Таблица 3. Что вы больше всего цените в мужчинах?
(качества ранжированы по алфавиту)


Мужчины

Женщины

18-30

31-45

46+

18-30

31-45

46+

Верность

15

11

13

34

28

33

Заботливость

7

11

11

26

24

25

Легкий характер

2

2

3

8

5

6

Независимость

17

17

15

11

4

6

Организованность

14

18

15

14

11

11

Порядочность

32

31

38

35

38

42

Сексапильность

2

<1

1

2

1

1

Способность сопереживать

1

3

2

2

3

6

Стремление к успеху

27

23

16

20

23

9

Темперамент

10

6

3

11

6

3

Ум

52

54

52

49

51

49

Умение заработать

46

34

44

47

49

38

Умение сопротивляться невзгодам

19

17

18

12

14

18

Хозяйственность

12

15

20

17

23

24

Хорошая внешность

5

5

2

11

6

6

Таблица 4. Что вы больше всего цените в женщинах?
(качества ранжированы по алфавиту)


Мужчины

Женщины

18-30

31-45

46+

18-30

31-45

46+

Верность

35

34

35

24

22

27

Заботливость

33

34

34

29

31

32

Легкий характер

21

15

21

25

18

17

Независимость

1

3

2

10

6

6

Организованность

4

3

7

7

13

10

Порядочность

20

25

26

22

24

28

Сексапильность

19

16

10

11

8

4

Способность сопереживать

13

11

13

13

14

18

Стремление к успеху

2

3

4

11

8

4

Темперамент

15

10

6

9

4

3

Ум

17

19

24

30

28

30

Умение заработать

5

3

3

4

5

5

Умение сопротивляться невзгодам

5

6

9

9

12

12

Хозяйственность

39

50

50

37

43

50

Хорошая внешность

39

38

33

43

29

21

d. Cемейное положение

Образ «настоящей» женщины или «настоящего» мужчины может дифференцироваться в зависимости от семейного статуса респондентов, поэтому анкета включала вопрос о семейном положении. Исходя из разной наполненности групп, мужчины и женщины были разделены на две подгруппы, за исключением вдовствующих и разведенных (таблица 5):

“Женатые” / “неженатые”, включая тех опрошенных, кто живет порознь, но не разведен.
“Замужние” / “незамужние”, включая тех опрошенных, кто состоит в отношения, но незарегистрированных.

Таблица 5. Гендерные образы в зависимости от семейного статуса
(качества ранжированы по алфавиту)

 

Мужчины 18+ о ценных качествах женщин

Женщины 18+ о ценных качествах мужчин

“Женатые”

“Неженатые”

“Замужние”

“Незамужние”

Верность

32

37

30

39

Заботливость

34

29

25

26

Легкий характер

19

19

7

9

Независимость

2

1

6

11

Организованность

5

3

12

12

Порядочность

25

23

37

36

Сексапильность

13

16

1

1

Способность сопереживать

14

9

4

1

Стремление к успеху

2

3

17

20

Темперамент

7

16

6

6

Ум

21

23

49

47

Умение заработать

4

4

42

49

Умение сопротивляться невзгодам

8

7

17

9

Хозяйственность

50

39

24

17

Хорошая внешность

38

34

7

11

Мнение семейных людей полностью воспроизводит представление о “традиционном” разделении ролей в гетерогамной семье, в которой женщина отвечает за ведение быта и хозяйства, а мужчина обеспечивает семью финансово. Так, каждый второй женатый российский мужчина больше всего ценит в женщине такое качество, как «хозяйственность» (среди холостяков таких 39%). В свою очередь 42% российских замужних женщин считают, что мужчина должен “уметь зарабатывать”.

Однако в данном случае семейный статус у женщин существенным образом не влияет на иерархию самых ценных мужских качеств («ум» и «умение зарабатывать»), в отличие от мужчин, среди которых семейное положение значимо дифференцирует желаемый образ женщины. Для холостяков равноценно, чтобы женщина была и “хозяйственной”, и “внешне привлекательной” (39% против 34% соответственно). Женатые мужчины более рациональны – среди них представление о том, что спутница должна быть “хозяйственной”, значимо важнее её миловидности (50% против 38% соответственно). Холостяки чаще ищут в женщинах «темперамент», а женатые мужчины хотят видеть в своей половине «способность к сопереживанию» и «заботливость», что указывает на краткосрочность стратегий первых и «комфортную долгосрочность» вторых.

Замужние женщины чаще считают, что их мужчина должен “уметь сопротивляться невзгодам” (17% против 9% соответственно), а свободные девушки чаще ценят в противоположном поле “верность” и “независимость”.

Одним из наименее популярных качеств среди обоих полов стала «сексапильность», причем у женщин из обеих подгрупп её отмечали всего по 1%, а среди мужчин порядка 13-16% опрошенных. Что, на наш взгляд, еще раз указывает на табуированность темы секса в обществе, декларативно вынесенной из ценностной структуры.

e. Образование

Выборка опроса репрезентировала население по уровню образования, поэтому мы можем обратиться к его рассмотрению в контексте гендерных предпочтений. Что касается женщин, то собственное высшее образование делает их более требовательными к противоположному полу, в отличие от мужчин с высшим образованием, для которых умная женщина в целом менее предпочтительна, чем хозяйственная и верная.

Таблица 6. Гендерные образы в зависимости от образовательного уровня
(качества ранжированы по алфавиту)


Женщины (уровень образования)

Мужчины (уровень образования)

Высшее

Проф.

Среднее и ниже

Высшее

Проф.

Среднее и ниже

Верность

39

26

32

38

37

30

Заботливость

25

26

24

29

33

38

Легкий характер

5

6

7

24

16

18

Независимость

8

6

5

2

2

1

Организованность

12

13

10

6

3

6

Порядочность

41

38

39

25

24

25

Сексапильность

0

0

2

18

13

12

Способность сопереживать

4

4

4

13

14

11

Стремление к успеху

22

14

9

2

4

3

Темперамент

6

6

5

12

7

11

Ум

57

47

45

24

19

21

Умение заработать

47

43

38

3

4

4

Умение сопротивляться невзгодам

15

14

17

8

7

7

Хозяйственность

17

25

25

43

50

47

Хорошая внешность

6

7

8

36

35

38

Женщины с высшим образованием чаще ценят в мужчинах коммерческую жилку – “умение зарабатывать” и “стремиться к успеху”. Женщины с профессиональным образованием и ниже чаще обращают внимание на “хозяйственность” мужчин (учитывая, что значительная часть из них проживает в малых городах и селах, а, соответственно в частном секторе, где требуется “рукастость” – ремонт дома, уход за садом и огородом и т.д.). Примечательно, что для мужчин с образованием ниже среднего “хорошая внешность” женщины так же значима, как и “заботливость” с её стороны.

Вместе с тем мужчины и женщины с высшим образованием несколько чаще указывают на «верность» как ценное качество у противоположного пола, указывая на большее давление со стороны коллективных представлений об обязательной моногамности в отношениях с партнером.

Опрос проведен 7 – 12 марта 2018 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 136 населенных пунктах, 52 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает: 3,4% для показателей, близких к 50%; 2,9% для показателей, близких к 25% / 75%; 2,0% для показателей, близких к 10% / 90%;1,5% для показателей, близких к 5% / 95%.

Источник: Карина ПИПИЯ, социолог Левада-Центра, 29 марта 2018 г.
https://www.levada.ru/2018/03/29/gendernye-stereotipy/

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.