Rambler's Top100

№ 751 - 752
4 - 17 декабря 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Демографические вызовы России. Часть вторая – рождаемость и смертность

Вызовы низкой рождаемости

Факторы динамики показателей рождаемости

Запоздалая контрацептивная революция

Вызовы высокой смертности

Огромное отставание от развитых стран не преодолено

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Вишневский А.Г., Андреев Е.М., Захаров С.В., Сакевич В.М., Кваша Е.А., Харькова Т.Л. Демографические вызовы России. Часть вторая - рождаемость и смертность // Демоскоп Weekly. 2017. № 751-752. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0751/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Демографические вызовы России
Часть вторая - рождаемость и смертность

Над темой номера работали

Анатолий
ВИШНЕВСКИЙ

Евгений
АНДРЕЕВ

Сергей ЗАХАРОВ

Виктория САКЕВИЧ

Екатерина КВАША

Татьяна ХАРЬКОВА

Огромное отставание от развитых стран не преодолено

Позитивные тенденции последних 10-12 лет мало что изменили в смысле отставания России от большинства развитых стран. По ожидаемой продолжительности жизни Россию опережают десятки стран, отставание от них нарастает десятки лет. Это отставание оборачивается огромными человеческими и экономическими потерями и служит индикатором определенной ущербности российской социальной системы. Речь, по-видимому, идет не просто о количественных разрывах, но о качественных различиях. Мы пропустили «вторую эпидемиологическую революцию» и не сумели перейти к новой эпидемиологической модели смертности, становление которой в мире идет уже не менее полувека и которая определяет сегодня ситуацию со смертностью в развитых странах.

Отставание России нарастает с середины 1960-х годов. К этому времени в большинстве развитых стран удалось установить контроль над главным источником высокой смертности в прошлом – инфекционными заболеваниями. Благодаря этому ожидаемая продолжительность жизни между началом ХХ века и 1960 годом выросла на 20 и более лет, причем Россия, имевшая очень низкий исходный уровень, принадлежала к числу стран, достигших на этом этапе наибольшего выигрыша: продолжительность жизни мужчин в России выросла на 34 года, женщин – на 40 лет, она значительно сократила свое отставание от многих европейских стран и даже обогнала некоторые из них (рис. 11). Но затем положение изменилось.

Рисунок 11. Ожидаемая продолжительность жизни в 1900 году и ее прирост в некоторых странах на этапах первой и второй эпидемиологических революций, лет (нижний край столбиков соответствует 1900 году)

К этому времени главным вызовом системам здравоохранения стали неинфекционные причины смерти – хронические заболевания и «внешние причины» (несчастные случаи различного происхождения). Как следует из рис. 11, многие страны сумели ответить на этот вызов, что принесло новое значительное приращение продолжительности жизни. Россия же с этим вызовом не справилась. За полвека (между 1960 и 2010 годами) продолжительность жизни женщин в России выросла незначительно – намного меньше, чем в большинстве развитых стран, а у мужчин она даже несколько сократилась.

Несмотря на относительно благоприятные изменения в российской смертности после 2004 года и превышению предыдущих российских максимумов продолжительности жизни, отставание России по этому показателю от передовых стран не сократилось по сравнению с отставанием в годы достижения этих максимумов (середина 1960-х и конец 1980-х), а увеличилось (рис. 12).

Рисунок 12. Отставание России от указанных стран по продолжительности жизни при рождении, лет

Основные резервы роста продолжительности жизни в России связаны со снижением смертности от главных групп неинфекционных причин смерти, прежде всего болезней системы кровообращения и внешних причин. В 2010 году смертность от этих двух классов причин определяла отставание России от «старых» стран Европейского союза (ЕС-15) на 77% у мужчин и на 89% у женщин (рис. 13).

Рисунок 13. Общие потери ожидаемой продолжительности жизни в России по сравнению со странами ЕС-15 в результате различий в смертности от крупных классов причин смерти, 2010, лет

Но помимо этого в последнее время возрастают риски повышения смертности от болезни, вызванной ВИЧ, и настораживает сама неспособность справиться с эпидемией (типичная задача «первой эпидемиологической революции»), чего нет в других развитых странах. C 2007 года стандартизованный показатель смертности от болезни, вызванной ВИЧ, ежегодно увеличивается на 20% (рис. 14).

Рисунок 14. Стандартизованный коэффициент смертности от ВИЧ-инфекции в некоторых странах, 1989-2015 годы

Нужна срочная системная реакция на разрастающуюся эпидемию ВИЧ-инфекции. Необходимы такие меры, как пропаганда индивидуальных средств защиты от инфекций, передающихся половым путем, снижение стоимости и бесплатная раздача презервативов, знакомство детей и подростков с правилами гигиены половых отношений, бесплатная раздача одноразовых шприцев потребителям инъекционных наркотиков, заместительная опиоидная терапия и т.п. Кроме того, необходим тотальный охват ВИЧ-позитивных лиц антиретровирусной терапией, бесплатное медикаментозное лечение всех ВИЧ-инфицированных и социальная поддержка в ней нуждающихся. Всего этого либо вовсе нет, либо нет в достаточной мере, и угроза разрастания эпидемии превращается в еще один серьезный вызов.

Следует также указать на отставание России по продолжительности здоровой жизни. Этот вопрос не изучен в достаточной мере, но, по имеющимся приблизительным оценкам, в 2015 году это отставание было весьма значительным (рис. 15).

Рисунок 15. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни при рождении, лет

Источник: Global, regional, and national disability-adjusted life-years (DALYs) for 315 diseases and injuries and healthy life expectancy (HALE), 1990-2015: a systematic analysis for the Global Burden of Diseases Study 2015 // Lancet 2016, 388: 1620-1623.

Высокая смертность и низкая продолжительность общей и здоровой жизни делают весьма болезненным неизбежное по экономическим соображениям реформирование пенсионной системы. Целевой ориентир смещения возраста выхода на пенсию ? 65 лет. Из-за высокой смертности в средних возрастах в России до 65 лет доживает существенно меньше людей, чем в странах, на которые можно было бы равняться при повышении возраста выхода на пенсию. Смертность до достижения этой возрастной планки во многих из этих стран относительно невысока, ее вклад в снижение общей продолжительности жизни в разы меньше, чем в России (рис. 16).

Рисунок 16. Снижение ожидаемой продолжительности жизни из-за преждевременной смерти до 65 лет в некоторых странах в 2011 году, лет

Источник: База данных ВОЗ «Здоровье для всех»

При этом в России низка и почти не меняется, в отличие от многих стран, ожидаемая продолжительность жизни для уже достигших 65-летнего возраста, во всяком случае, если говорить о мужчинах (рис. 17). Нынешняя ожидаемая продолжительность жизни 65-летних в России (13,3 года для мужчин и 17,6 года для женщин в 2015 году), остается такой же (у мужчин) или примерно такой же (у женщин), какой она была в 1960 году.

Рисунок 17. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин в возрасте 60 и 65 лет и женщин в возрасте 55, 60 и 65 лет, Россия, 1960-2015 годы, лет

Между тем, в большинстве развитых стран ожидаемая продолжительность жизни в пожилых возрастах, в частности, в возрасте 65 лет, все время росла, что приводило к увеличению продолжительности жизни на пенсии и оправдывало более высокие границы пенсионного возраста (рис. 18).

* 2012; ** 2011.

Рисунок 18. Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет в 1965 и 2013 годах в некоторых странах, лет

При этом и ожидаемая продолжительность здоровой жизни в этом возрасте в развитых странах обычно существенно выше, чем в России: у нас, по оценкам, 9,8 года для мужчин и 13,3 для женщин, тогда как в США – 13,4 и 15,4, в странах Западной Европы – 14,2 и 16,8, в Японии – 14,9 и 19,0)[8].

На протяжении последних 10-12 лет показатели продолжительности жизни в России увеличивались довольно высокими темпами, более высокими, чем во многих других странах. Напомним, однако, что речь шла, в основном, о восстановительном росте, о возврате к тем показателям, которые уже достигались в России в прошлом при обычных для России условиях организации здравоохранения, его финансирования и т.п. Сейчас же необходимо ставить вопрос о следующем шаге – о преодолении отставания от других стран примерно такого же уровня развития. Это отставание очень велико, его преодоление требует не постепенных улучшений, а качественного прорыва, которого невозможно достичь при сохраняющемся недофинансировании всей системы охраны здоровья и жизни россиян. Современная высокая продолжительность стоит дорого, и даже не очень богатые страны расходуют на ее достижение более высокую, чем Россия, часть своего ВВП (рис. 19).

Рисунок 19. Государственные расходы на здравоохранение в % к ВВП

Источник: Здравоохранение в России. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015.

При столь низких затратах на охрану здоровья, как в России, ответить на вызов высокой смертности невозможно, при том, что деньги решают не все и, по-видимому, вся система здравоохранения в России нуждается в реформировании.


[8] Global, regional, and national disability-adjusted life-years (DALYs) for 315 diseases and injuries and healthy life expectancy (HALE), 1990-2015: a systematic analysis for the Global Burden of Diseases Study 2015 // Lancet 2016, 388: 1620-1623.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.