| 
 | Миграция в России, предварительные итоги 2016 года |   |  | По предварительным данным за январь-декабрь 2016 года, миграционный прирост населения России увеличился на 6,5%
  |   |  | Наибольший миграционный прирост Россия получила, как и в 2014-2015 годах, в обмене населением с Украиной – 119 тысяч человек
  |   |  | Объем внутрироссийской миграции в 2016 году снизился на 0,1%
  |   |  | В 2016 году за счет миграционного обмена со странами СНГ увеличилось население 82 регионов, за счет миграционного обмена с другими регионами России – 16
  |   |  | Число иностранных граждан, имевших действующее разрешение на работу в России, снизилось до 144 тысяч человек, действующий патент – до 1543 тысяч человек на конец 2016 года
  |   |  | Вся статья(в формате PDF)
 |   |  | См. также Архив выпусков Российского демографического барометра 
  |  Для цитирования: Щербакова 
              Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2016 года //Демоскоп 
              Weekly. 2017. № 719-720. URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0719/barom01.php
 
               
                | 
 |   
                | Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: |   
                |  |   
                | 
 |   
                |  |   
                |  |  | 
               
                |  | Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова |  По предварительным данным за январь-декабрь 2016 года, 
              миграционный прирост населения России увеличился на 6,5%  В 2016 году сохранялась тенденция роста населения России 
              за счет миграционного прироста, наблюдающаяся начиная с 1975 года, 
              когда потоки мигрантов из РСФСР в другие союзные республики стали 
              меньше по объему обратных миграционных потоков. В первой половине 
              1990-х годов, после распада СССР сальдо международной миграции резко 
              увеличилось, достигнув наибольшей величины в середине десятилетия 
              (845,7 тысячи человек, или 5,7‰ в 1994 году), однако впоследствии 
              сложилась устойчивая тенденция быстрого снижения интенсивности международного 
              миграционного обмена, а в результате и миграционного прироста (рис. 
              1). В середине 2000-х годов отмечалась относительная стабилизация 
              показателя, которая в конце десятилетия сменилась ростом, а затем 
              стабилизацией на более высоком уровне и очередным снижением.  Представленные показатели характеризуют регистрируемую 
              долгосрочную миграцию со сменой постоянного места жительства. Ее 
              объем во многом зависит от правил и практики регистрации, а они 
              в последние годы неоднократно изменялись[1]. 
              Кроме того, оценки миграционного прироста, публикуемые Федеральной 
              службой государственной статистики (Росстатом), были дважды увеличены 
              ретроспективно в процессе корректировки численности населения по 
              итогам Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов. После 
              переписи населения 2010 года с целью более полного учета миграции 
              в очередной раз были изменены – расширены – критерии миграции: с 
              2011 года в статистический учет миграции на постоянное место жительства 
              стали включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 
              9 месяцев и более[2]. При публикации оперативных данных помесячной отчетности 
              за 2011 год из общего числа прибывших (выбывших) были выделены мигранты, 
              зарегистрированные (снявшиеся с регистрационного учета) по месту 
              жительства. Таким образом, были опубликованы два ряда данных, один 
              из которых более сопоставим с данными предшествующих лет. В дальнейшем 
              данные о регистрации по месту жительства уже не выделялись[3]. 
              Изменение критериев долговременной миграции привело к значительному 
              увеличению, в первую очередь, числа прибывающих и чистой миграции 
              (миграционного прироста). В дальнейшем из-за введенных изменений 
              (прежде всего, автоматического счета выбывших при истечении срока 
              пребывания и усиления санкций за нарушение миграционного законодательства) 
              в большей степени увеличивалось число учтенных выбытий. Новые правила 
              учета прибывших и выбывших, по мнению экспертов, привели к появлению 
              значительных объемов «виртуальной» миграции (учет событий регистрации 
              и снятия с регистрационного учета, а не самих переездов)[4]. В 2011 году после введения новых правил учета число 
              прибывших в Россию из других стран на постоянное место жительства 
              или с целью пребывания сроком 9 месяцев и более увеличилось, по 
              данным Росстата, в 2,6 раза, составив 356,5 тысячи человек против 
              139,3 тысячи человек за 2010 год. В 2012 году прирост числа прибывших 
              в Россию составил всего 17%, в 2013 году - 15%, в 2014 году – 20% 
              (без учета Крыма[5]). В 2015 
              году число прибывающих в Россию на место жительства или долговременное 
              пребывание начало сокращаться, снизившись на 0,9% по данным годовой 
              разработки (573,1 против 578,5 тысячи человек в 2014 году). По данным 
              за январь-декабрь 2016 года, число прибывших в Россию из-за рубежа 
              снизилось еще на 2,7% - до 557,9 тысячи человек (без учета Крыма). Число выбывших из России на постоянное жительство в 
              другие страны в 2011 году увеличилось на 13%, а в 2012 году возросло 
              в 3,3 раза, что напрямую связано с изменением порядка учета долгосрочной 
              миграции, поскольку в число выбывших автоматически стали попадать 
              мигранты, срок пребывания которых закончился. В 2013 году число 
              выбывших из России увеличилось еще на 52%, в 2014 году – на 66%, 
              а в 2015 году – всего на 14%, составив без учета Крыма 353,0 тысячи 
              человек против 308,5 тысячи человек в 2014 году. По данным за январь-декабрь 
              2016 года, число выбывших из России снизилось на 12% - до 311,2 
              тысячи человек (без учета Крыма). В результате опережающего роста учтенных прибытий миграционный 
              прирост (или, иначе, чистая или нетто-миграция) населения России 
              за 2011 год составил почти 320 тысяч человек, что вдвое превышает 
              значение показателя за 2010 год. В 2012 году из-за более быстрого 
              роста числа выбытий величина миграционного прироста сократилась 
              на 7,8%, а в 2013 году оставалась практически на том же уровне, 
              что и в 2012 году, увеличившись на 0,3% (почти 296 тысяч человек). 
              С 2014 года сокращение возобновилось. Величина миграционного прироста 
              населения России без учета Крыма снизилась в 2014 году на 8,7%, 
              а в 2015 году – на 18,5%, составив 220,1 тысячи человек против 270,0 
              тысячи человек за 2014 год. В расчете на 10 тысяч человек постоянного 
              населения миграционный прирост снизился до 15,3, что ниже значений 
              не только 2011-2014 годов, но и значений миграционного прироста 
              в 1992-2010 годах, скорректированных по итогам переписей 2002 и 
              2010 годов. По данным за январь-декабрь 2016 года, миграционный 
              прирост населения России (без учета Крыма) увеличился на 12% по 
              сравнению с аналогичными данными за 2015 год, составив 246,7 тысячи 
              человек (17,1 на 10 тысяч человек). С учетом сведений по Крыму миграционный прирост населения 
              России в январе-декабре 2016 года увеличился на 6,5%, составив 261,9 
              тысячи человек (17,9 на 10 тысяч человек) и обеспечив 98% общего 
              прироста населения. 
 Рисунок 1. 
              Число прибывших в Россию и выбывших из нее (тысяч человек) и миграционный 
              прирост (на 10 тысяч человек населения), 1980-2016* годы * за 2011 год приведены данные по новым (2011н) 
              и прежним правилам учета (2011); 2012-2016 годы – оценка по новым 
              правилам учета (2012-2015 годы – по данным годовой разработки; 2016 
              год - по оперативным данным за январь-декабрь без учета сведений 
              по Крыму); миграционный прирост рассчитан: МП (нетто)- как разность 
              чисел прибывших в Россию и выбывших из России по текущему учету; 
              МП (с корректировками) - как разность между общим и естественным 
              приростом населения России с учетом итогов ВПН-2010[6] Иммигранты, прибывающие в Российскую Федерацию из-за 
              рубежа, являются в подавляющем большинстве выходцами из стран – 
              бывших республик СССР. Среди переехавших на постоянное место жительства 
              в Россию доля иммигрантов из стран Содружества Независимых Государств 
              (СНГ), Балтии и Грузии составляла в 1997-2011 годах от 93% до 97% 
              (рис. 2). Среди иммигрантов, учтенных по измененным в 2011 году 
              критериям, доля иммигрантов из стран СНГ, Балтии и Грузии немного 
              снизилась - до 90% в 2011-2013 годах. В 2014 году доля иммигрантов, 
              прибывших в Россию (с учетом Крыма) из других стран - бывших республик 
              СССР, составила почти 92%, в 2015-2016 годах – 91%, в том числе 
              не менее 89% - из стран СНГ. Большинство прибывающих в Россию, учтенных до 2011 года, 
              являлись ее гражданами (не менее трех четвертей, в отдельные годы 
              эта доля превышала 90%[7]). 
              Среди иммигрантов, учтенных по новым правилам, доля российских граждан 
              снизилась вдвое, составив 39,7% в 2011 году. В последующие годы 
              она сокращалась, составив в 2014 году 23,4%, а в 2015 году – 29,0%. 
             Доля граждан других стран СНГ среди иммигрантов, напротив, 
              более чем удвоилась, увеличившись с 20% в 2010 году до 50,2% в 2011 
              году. К 2014 году она возросла до 75,9%[8], 
              но в 2015 году вновь снизилась - до 62,9%[9]. Среди выбывающих из России доля направляющихся на место 
              жительства в другие страны СНГ, Балтии и Грузию заметно ниже. До 
              2011 года она составляла от 46% (2004 год) до 67% (2007 год), а 
              в 2011 году составила 61% среди эмигрантов, учтенных при снятии 
              с регистрационного учета по месту жительства, и 64% среди всех эмигрантов, 
              учтенных по новым правилам. В 2012 году доля выбывших в страны СНГ, 
              Балтии и Грузии превысила 80% от общей численности эмигрантов из 
              России (в том числе 77,9% в страны СНГ), и, постепенно увеличиваясь, 
              достигла в 2015 году 86,4% (84,6%). В январе-декабре 2016 года она 
              несколько снизилась – до 84,1% (81,9%).  За январь-декабрь 2016 года из стран СНГ в Россию прибыло 
              511,8 тысячи человек, из Грузии – 6,5 тысячи человек, из стран Балтии 
              – 3,4 тысячи человек. Из России в другие страны СНГ выбыло 256,5 
              тысячи человек, в Грузию – 4,2 тысячи человек, в страны Балтии – 
              2,6 тысячи человек. Среди учтенных эмигрантов из России до 2012 года преобладали 
              российские граждане (94-96% в 2002-2010 годах, 80% в 2011 году). 
              Автоматическое снятие с регистрационного учета по завершении срока 
              пребывания привело к росту доли иностранных граждан среди мигрантов, 
              выбывающих из России. Если доля россиян среди выбывающих за пределы 
              России сократилась до 14,7% в 2015 году, то доля граждан других 
              стран СНГ возросла до 73,6% в 2015 году против 14% в 2011 году и 
              2-4% в предшествующие годы. 
 Рисунок 2. Число прибывших и выбывших из России 
              (международная миграция) в 1997-2016* годах, тысяч человек * за 2011 год приведены данные по новым и прежним 
              правилам учета долгосрочной миграции; 2012-2016 годы – по правилам 
              учета, измененным в 2011 году; 2016 год – по данным за январь-декабрь. К этому можно добавить, что по данным Министерства внутренних 
              дел России, за 12 месяцев 2016 года в Россию въехало 16,3 миллиона 
              иностранных граждан (на 6,0% меньше, чем за аналогичный период предыдущего 
              года), выехало 14,6 миллиона (-13,2%). По состоянию на конец 2016 
              года, на территории Российской Федерации находилось 9,7 миллиона 
              иностранных граждан и лиц без гражданства (на 2,4% меньше, чем годом 
              ранее)[10].  За январь-декабрь 2016 года на миграционный учет в регионах 
              России было поставлено 14,3 миллиона человек, в том числе 13,7 миллиона 
              человек (95,6%) по месту пребывания и 622,7 тысяч человек (4,3%) 
              по месту жительства. Из общего числа поставленных на миграционный 
              учет по месту пребывания первично (9,7 миллиона человек) 44% въехали 
              в Россию с целью работы, 4% - с целью учебы, 23% - с целью туризма, 
              29% - с иными целями.  
 [1] Подробнее см., например, 
              Население России 2012: двадцатый ежегодный демографический доклад 
              / отв. ред. А.Г.Вишневский. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 
              2014. С. 343-350; Население России 2013: двадцать первый ежегодный 
              демографический доклад / отв. ред. С.В.Захаров. М.: Изд. дом Высшей 
              школы экономики, 2015. С. 296-297, 329-332.[2] До 2011 года первичные 
              статистические учетные документы на мигрантов, зарегистрированных 
              по месту пребывания, вне зависимости от срока пребывания не обрабатывались, 
              как отмечалось, например, в «Демографическом ежегоднике России. 
              2012» (с. 402). Тем не менее, сведения о численности мигрантов, 
              зарегистрированных по месту пребывания на срок 1 год и более, собирались 
              территориальными органами статистики и определенным образом учитывались 
              при оценке миграционного прироста. Об этом, в частности, упоминалось 
              в предисловиях к ежегодным выпускам статистического бюллетеня «Численность 
              населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа 
              и районам» за 2005-2010 годы.
 [3] В соответствии с методическими 
              пояснениями, приводимыми в ежемесячных докладах Федеральной службы 
              государственной статистики (Росстата) «Социально-экономическое положение 
              Российской Федерации», данные о миграции получаются в результате 
              разработки поступающих от территориальных органов Федеральной миграционной 
              службы (ФМС) документов статистического учета прибытий и выбытий. 
              Листки статистического учета мигрантов составляются при регистрации 
              и снятии с регистрационного учета населения по месту жительства 
              и при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев 
              и более. Снятие с регистрационного учёта осуществляется автоматически 
              в процессе электронной обработки данных о миграции населения при 
              перемещениях в пределах Российской Федерации, а также по 
              истечении срока пребывания у мигрантов независимо 
              от места прежнего жительства.
 [4] О.С. Чудиновских. Административная 
              статистика международной миграции: источники, проблемы и ситуация 
              в России / Вопросы статистики. 2016 № 2. С. 42-43.
 [5] В соответствии с Федеральным 
              конституционным законом Российской Федерации от 21 марта 2014 года 
              № 6-ФКЗ и Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 2014 
              года № 168 в составе Российской Федерации образован Крымский федеральный 
              округ, включающий новые субъекты федерации - Республику Крым и город 
              федерального значения Севастополь. Указом Президента Российской 
              Федерации от 28 июля 2016 года № 375 Крымский федеральный округ 
              был упразднен, а субъекты-федерации – Республика Крым и город федерального 
              значения Севастополь – вошли в состав Южного федерального округа.
 В целях сопоставления с данными предшествующих лет (до 2014 года) 
              мы используем там, где возможно и специально оговаривая, данные 
              по России без учета этих двух субъектов федерации, обозначая их 
              вместе как Крым.
 [6] Рассчитано по данным, приведенным 
              в Приложении к Российскому статистическому ежегоднику. 2016 «Социально-экономические 
              показатели Российской Федерации в 1991-2015 гг.».
 [7] См., например, «Демографический 
              ежегодник России. 2010». М., 2010. С. 482-483.
 [8] «Демографический ежегодник 
              России. 2015». М., 2015. Таблица 7.6 «Гражданство международных 
              мигрантов».
 [9] Миграция и численность 
              населения Российской Федерации в 2015 году. С. 124.
 [10] Сведения по миграционной 
              ситуации в Российской Федерации за 12 месяцев 2016/2015 г- https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/9266550/, 
              https://мвд.рф/upload/site1/document_news/009/266/550/SAYT_1612_.pdf 
              (дата обращения: 10 марта 2017 года).
  
              
             |