Rambler's Top100

№ 715 - 716
6 - 19 февраля 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Население России 2014

Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования

Экспорт российских образовательных услуг

Регионы России. социально-экономические показатели. 2016

ООО «Переселение народов»

По страницам журналов «Актуальные проблемы Европы» и «Региональнын исследования»

Содержание журнала «Population & Societes»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Д.Л. Константиновский,
М.А. Абрамова,
Е.Д. Вознесенская,
Г.С. Гончарова,
В.Г. Костюк,
Е.С. Попова,
Г.А. Чередниченко

НОВЫЕ СМЫСЛЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЯХ МОЛОДЕЖИ: 50 ЛЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

М., ЦСП и М, 2015, 232 страниц

http://socioprognoz-ru.1gb.ru/files/File/2015/Konstantinovsky_2015.pdf

Ценность образования сохраняет высокие позиции в структуре жизненных целей респондентов. Распределение ответов об основных мотивах продолжения обучения иллюстрирует двойственную природу ценности образования сегодня: переплетение её терминального и инструментального характера. С одной стороны, 95,7% респондентов планируют продолжать обучение, чтобы получить работу, соответствующую их интересам и склонностям (72,5% отметили этот мотив как «очень важный», и еще 23,2% - как «важный»). С другой стороны, молодёжь достаточно рано сталкивается с осознанием необходимости обеспечения материального достатка в будущем и пониманием, что получение образования служит одним из инструментов для достижения данной цели. Учащиеся согласны, что продолжать обучение необходимо, чтобы найти хорошо оплачиваемую работу - 94,2% (74,7% отметили этот мотив как «очень важный», и еще 19,5%— как «важный»). Инструментальность ценности образования во многом обусловлена и определена транслируемыми в социальном окружении (родителями, учителями, сверстниками и др.) установками о необходимости получения диплома о высшем образовании. Изменение характера ценности образования и основных мотивов, побуждающих к продолжению образовательной деятельности, в первую очередь свидетельствует о том, что молодое поколение успешно проходит этап социализации, впитывая и ретранслируя полученные извне суждения, ценности и установки.

Есть молодежь, которая принимает образовательные и профессиональные модели своего социального окружения, их образовательные стратегии поддерживаются, и выпускники устремляются к дальнейшей реализации. Есть и другая группа, которая, вероятно, выбирает свой путь вопреки существующему опыту родителей, также поддерживается своим социальным окружением, ориентирована на достижение более высокого уровня образования и стремится осуществить свои планы. При планировании образовательных стратегий молодежь скорее учитывает контекст образовательного и профессионального опыта своих родителей, но не всегда стремиться следовать ему, ориентируется на выстраивание собственных стратегий. А быть может, это сами родители, принимая во внимание особенности своего пути, советуют детям избрать иной.

Стр.120-121.

«Что важно для Вас, когда Вы оцениваете ту или иную профессию», %* (стр. 129)

Варианты ответов:

Очень важно

Важно

Менее важно

Не важно

Приносит хороший доход

61,8

33,7

3,2

0,8

С такой профессией всегда можно найти работу

44,5

37,9

13,6

3,2

Позволяет стать независимым

44,5

36,6

15,0

2,9

На нее есть спрос в любой стране

42,9

36,4

15,4

4,0

Нужна людям

40,1

43,2

12,6

3,2

Пользуется признанием, уважением в обществе

32,4

47,9

16,3

2,8

Носит высококвалифицированный характер (умственный, интеллектуальный труд)

29,6

50,6

17,0

1,8

Дает в руки рычаги власти, управления, руководства

17,8

39,6

35,6

6,0

Ее легче получить

5,8

26,4

47,9

18,9

* Примечание: без учета тех, кто затруднился ответить

«Какое образование Вы считаете достаточным для успеха в жизни?», ответы выпускников Новосибирска и сел области, % (стр. 227)

Ответы:

Села

Новосибирск

Основная школа (9 классов)

1,2

2,0

Средняя школа (11 классов)

1,2

6,5

Технический лицей, профессиональное училище

2,4

0,6

Среднее специальное образование - техникум, колледж, училище

10,6

3,9

Один вуз (институт, университет, академия). Бакалавриат

12,9

20,2

Один вуз (институт, университет, академия). Магистратура

10,6

14,3

Один вуз (институт, университет, академия). Специалитет

23,5

15,2

Два вуза (институт, университет, академия)

18,8

16,9

Аспирантура, докторантура

-

2,5

Затруднились от

18,8

18,0

Итого

100,0

100,0

Монография представляет исследование образовательных стратегий молодежи, которое является современным этапом уникального социологического проекта, начатого 50 лет назад В.Н. Шубкиным. В монографии содержатся как только что полученные результаты, так и накопленные в предшествующие годы осуществления проекта.

Приводятся наиболее существенные из результатов, которые характеризуют изменения, происходившие в эти годы в самоопределении молодежи в связи с переменами в экономической, социальной, демографической ситуации в нашей стране.

Рассматриваются особенности социокультурного развития Новосибирской области, устремления молодежи и ее действительные шаги при выборе пути после школы, особенности динамики социальной дифференциации при получении образования юношами и девушками разных поколений, основные компоненты, из которых у современной молодежи складывается представление о радикально меняющемся мире занятий, особенности мотивации, с которых зарождается представление о будущей деятельности.

Главное внимание уделено новым смыслам, которые современная молодежь вкладывает в формирование своих образовательных ориентаций и профессионального выбора.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Характеристика исследования

Раздел I
СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

Глава 1. Система образования, рынок труда и занятость молодежи
Глава 2. Региональная специфика образования

Раздел II
ФОРМИРОВАНИЕ ОРИЕНТАЦИЙ

Глава 3. Образовательные стратегии молодежи: мотивация выбора
Глава 4. Молодежь и профессии

Раздел III
ОТ ОЖИДАНИЙ К РЕАЛЬНОСТИ

Глава 5. Окончание школы, намерения и реальность: что хотели - что получили
Глава 6. Особенности образовательных стратегий сельской молодежи

Заключение

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.