Rambler's Top100

№ 713 - 714
23 января - 5 февраля 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр 
Образование населения ЕС-28, 2015 год

В 2015 году доля населения 30-34 лет с высшим образованием в ЕС-28 повысилась до 39%

Среди родившихся за пределами ЕС-28 доля населения 30-34 лет с высшим образованием возросла до 35%

Высшее образование ежегодно получают около 4,8 миллиона человек, треть выпускников - в области социальных наук, бизнеса и права

В 2014 году по программам высшего образования в ЕС-28 обучалось 19,5 миллиона человек

В некоторых странах ЕС-28 число обучающихся по программам профессионального образования более низкого уровня сопоставимо с числом обучающихся по программам высшего образования

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Образование населения ЕС-28, 2015 год //Демоскоп Weekly. 2016. № 713-714. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0713/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

В 2015 году доля населения 30-34 лет с высшим образованием в ЕС-28 повысилась до 39%

Доля населения в возрасте 30-34 года с высшим образованием (уровни 5-8 по МСКО-2011[1]) является одним из ключевых индикаторов в области образования. К этому возрасту все, как правило, заканчивают формальное обучение в образовательных учреждениях, а экономическая активность достигает наиболее высоких уровней. Для экономики, основанной на высоких технологиях и наукоемком производстве, эта характеристика потенциальной рабочей силы имеет особое значение. Так, для реализации стратегии развития Европы до 2020 года, принятой в 2010 году[2], целевое значение этого индикатора определено в 40%, то есть в целом по Европейскому союзу (ЕС-28[3]) доля лиц 30-34 лет с высшим образованием (уровни 5-8 по МСКО 2011) к 2020 году должна составлять не менее 40%[4]: Помимо этого намечены целевые значения еще по 7 показателям образования, важным для реализации стратегии «Европа-2020»[5], которые уже рассматривались в одном из предыдущих выпусков Европейского демографического барометра.

По данным Статистической службы Европейского Союза (Евростата), уровень образования населения ЕС-28 в целом, рассчитанный для периода 2002-2015 годов по материалам обследования рабочей силы, устойчиво повышается. Если в 2002 году доля населения 30-34 лет с низким уровнем образования (0-2 уровни по МСКО-2011) составляла 25,9%, то к 2015 году она снизилась почти на 9 процентных пунктов – до 17,2% (рис. 1). Доля населения того же возраста со средним образованием (3-4 уровни) также снизилась, хотя и в меньшей степени - на 6,4 процентного пункта. Доля населения 30-34 лет с высшим образованием (5-8 уровни) за то же время, напротив, возросла на 15,1 процентного пункта, с 23,6% до 38,7%.

В итоге, если в начале 2000-х годов высшее образование имел в среднем каждый четвертый житель ЕС-28 в возрасте от 30 до 34 лет (и эта доля была ниже, чем доля ровесников с низким образованием), то в 2010 году – его имеет каждый третий, и, возможно, уже недалеко то время, когда это будет каждый второй. При сохранении сложившихся темпов прироста достижение целевого значения до 2020 года вполне вероятно.

Рисунок 1. Распределение населения в возрасте 30-34 года по уровню образования МСК-2011, ЕС-28, 2002-2015 годы, %

Источник: Eurostat. Population by educational attainment level, sex and age (%) - main indicators [edat_lfse_03] (Extracted on 27.01.2017)

Уровень образования мужчин 30-34 лет несколько ниже, чем женщин того же возраста, но доля лиц повышалась и среди мужчин, и среди женщин.

Среди мужчин 30-34 лет доля лиц с высшим образованием (уровни 5-8 по МСКО-2011) увеличилась на 11,4 процентного пункта, с 22,6% в 2002 году до 34,0% в 2015 году (рис. 2). Повышение также шло за счет снижения доли лиц с низким (на 7,2 процентного пункта) и средним (на 4,2) образованием.

В начале 2000-х годов доля мужчин 30-34 лет с низким образованием (0-2 уровни по МСК-2011) превышала долю ровесников с высшим образованием на несколько процентных пунктов, а более половины мужчин данного возраста имели средний возраст образования (3-4 уровни). По данным за 2015 год, доля мужчин 30-34 лет с высшим образованием в 1,8 раза превышала долю ровесников с низким образованием.

Рисунок 2. Распределение мужчин в возрасте 30-34 года по уровню образования МСК-2011, ЕС-28, 2002-2015 годы, %

Источник: Eurostat. Population by educational attainment level, sex and age (%) - main indicators [edat_lfse_03] (Extracted on 27.01.2017)

Доля женщин 30-34 лет с высшим образованием (5-8 уровни МСКО-2011) в начале 2000-х годов также была ниже, чем с низким образованием (0-2 уровни), но незначительно (рис. 3). За 2002-2015 она увеличилась заметно больше, чем у мужчин того же возраста, – почти на 19 процентных пунктов, с 24,5% до 43,4%. Повышение шло за счет снижения доли женщин 30-34 лет с низким (0-2 уровни) и средним (3-4) образованием, которые сократились, соответственно, на 10,3 и 8,6 процентного пункта.

Рисунок 3. Распределение женщин в возрасте 30-34 лет по уровню образования МСК-2011, ЕС-28, 2002-2015 годы, %

Источник: Eurostat. Population by educational attainment level, sex and age (%) - main indicators [edat_lfse_03] (Extracted on 27.01.2017)

Страны ЕС-28 существенно различаются по уровню образования населения в возрасте 30-34 года. По данным за 2015 год, доля людей с высшим образованием (5-8 уровни МСКО-2011) в этой возрастной группе варьировалась от 25% в Италии до 58% в Литве, а доля лиц с низким образованием (0-2 уровни) – от 6% в Польше до 44% на Мальте (рис. 4). Доля людей 30-34 со средним образованием (3-4 уровни) составляла от 25% в Испании до 65% в Словакии.

В 17 странах доля населения 30-34 лет с высшим образованием уже превышает целевое значение 2020 года для ЕС-28 в целом – 40%, а в 4 странах не достигает и 30% (в Италии, Румынии, Словакии и на Мальте). В Словакии, Чехии и Хорватии почти две трети населения 30-34 лет обладает средним образованием (3-4 уровни МСКО-2011), в том числе профессиональным. В Германии, Венгрии, Польше, Словении, Австрии и Румынии доля населения 30-34 лет со средним образованием также превышает половину.

Высокой долей населения 30-34 лет с низким образованием (0-2 уровни), помимо Мальты, отличается Португалия (36%), Италия (28%), Румыния (24%), а также Бельгия, Болгария, Греция (по 18%).

Рисунок 4. Распределение населения в возрасте 30-34 года по уровню образования МСК-2011, страны ЕС-28, 2015 год, %

Источник: Eurostat. Population by educational attainment level, sex and age (%) - main indicators [edat_lfse_03] (Extracted on 27.01.2017)

Помимо среднего по ЕС-28 целевого значения индикатора (40%), разработаны и национальные целевые ориентиры, значения которых варьируются от 26% в Италии до 66% в Люксембурге (рис. 5). Национальные целевые значения доли лиц с высшим образованием среди населения 30-34 лет в 10 странах ниже 40%, а в Великобритании не определены.

Повышение доли лиц с высшим образованием среди населения 30-34 лет происходило в последние годы во всех странах ЕС-28. Прирост за 2002-2015 годы составил от 4,3 процентного пункта в Финляндии до 34,2 процентного пункта в Литве, которая по этому показателю в настоящее время вышла на первое место в ЕС-28 – 57,6% людей 30-34 лет имели высшее образование в 2015 году.

Если в 2002 году доля лиц с высшим образованием в возрастной группе от 30 до 34 лет превышала 40% только в Финляндии (41,2%), то в 2015 году – как уже говорилось, в 17 странах. В 12 странах превышены национальные целевые значения. Наиболее значительно отставание от национального целевого значения, определенного на 2020 год, в Люксембурге (на 14 процентных пунктов), Словакии (12), Германии, Португалии и Ирландии (на 8-10 процентных пунктов). Отставание от среднего по ЕС-28 целевого значения особенно велико в Италии и Румынии (на 14-15 процентных пунктов).

Рисунок 5. Доля населения 30-34 лет с высшим образованием (5-8 уровни МСКО 2011) по странам ЕС-28, 2002* и 2015 годы, %

* Австрия – 2005 год

Источники: Eurostat. Population by educational attainment level, sex and age (%) - main indicators [edat_lfse_03]; http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table
&init=1&plugin=1&language=en&pcode=t2020_41
(Extracted on 27.01.2017)

Как уже говорилось, доля лиц с высшим образованием гораздо быстрее росла среди женщин. Если в 2002 году доля женщин 30-34 лет с высшим образованием была лишь немного выше, чем среди их ровесников (24,5% против 22,6%), то к 2015 году различия между женщинами и мужчинами увеличились в 4,9 раза, повысившись с 1,9 с до 9,4 процентного пункта (43,4% против 34,0%). По уровню образования женщины в ЕС-28 превысили целевое значение стратегии Европа-2020 уже в 2012 году (40,2% женщин 30-34 лет получили высшее образование). Мужчинам же еще предстоит «добрать» 6 процентных пунктов по доле лиц с высшим образованием среди 30-34 летних.

Если в среднем по ЕС-28 доля людей 30-34 лет с высшим образованием среди женщин была несколько выше, чем среди мужчин того же возраста уже в начале 2000-х годов, то по странам союза картина была более разнообразной. По данным за 2002 год, доля людей с высшим образованием среди 30-34-летних была выше среди мужчин в 7 странах ЕС-28 (Австрии, Великобритании, Германии, Люксембурге, Румынии, Чехии и на Мальте), а по данным за 2015 год этого превышения не было ни в одной стране (рис. 6). Правда, в Германии превышение доли лиц с высшим образованием среди женщин было незначительным (0,2 процентного пункта). В Австрии и Румынии оно составляло около 3 процентных пунктов, в Нидерландах и Великобритании – по 7 процентных пунктов, а в остальных странах – от 9 на Мальте и во Франции до 30 процентных пунктов в Латвии.

За 2002-2015 годы доля лиц с высшим образованием среди 30-34 летних увеличилась как среди мужчин, так и особенно среди женщин во всех странах ЕС-28, хотя и в разной степени. Прирост доли лиц с высшим образованием среди мужчин 30-34 лет составил от 3,1 процентного пункта в Испании (34,8% в 2015 году против 31,7% в 2002 году) до 30,2 процентного пункта в Литве (47,2% против 17,0%). Среди женщин того же возраста он составил от 4,1 процентного пункта в Финляндии (53,4% против 49,3%) до 38,8 процентного пункта в Литве (68,4% против 29,6%).

В результате, гендерные различия по доле лиц с высшим образованием в возрастной группе 30-34 лет увеличились во всех странах ЕС-28, кроме Финляндии, где они несколько сократились за счет более быстрого увеличения доли лиц с высшим образованием среди мужчин 30-34 лет. В Германии различия снизились за счет более быстрого увеличения доли лиц с высшим образованием среди женщин 30-34 лет, теперь она немного выше, чем среди мужчин того же возраста.

Доля мужчин 30-34 лет с высшим образованием превышала, по данным за 2015 год, целевое значение – 40% - в 8 странах ЕС-28 (в 2002 году была ниже во всех странах ЕС-28), а среди их ровесниц – в 20 странах (в 2002 году только в Финляндии).

Рисунок 6. Доля мужчин и женщин 30-34 лет с высшим образованием (5-8 уровни МСКО 2011) по странам ЕС-28, 2002* и 2015 годы, %

* Австрия – 2005 год

Источник: Eurostat. Population by educational attainment level, sex and age (%) - main indicators [edat_lfse_03] (Extracted on 27.01.2017)


[1] Для международных сопоставлений используется Международная стандартная классификация образования (МСКО). В настоящее время используется классификация, принятая в 2011 году (МСКО-2011), которая предусматривает выделение 9 уровней образования:
0 – образование детей младшего возраста
1 – начальное образование
2 – первый этап среднего образования
3 – второй этап среднего образования (общее или профессионально-техническое, в том числе с прямым доступом к третичному образованию)
4 – послесреднее нетретичное образование (общее или профессионально-техническое, в том числе с прямым доступом к третичному образованию)
5 – короткий цикл третичного образования
6 – бакалавриат или его эквивалент
7 – магистратура или ее эквивалент
8 – докторантура или ее эквивалент
Уровни 5-8 относятся к третичному образованию, которое мы будем обозначать более привычным термином «высшее образование».
Ранее применялась МСКО 1997 года (ISCED 1997) с выделением 7 уровней образования. Основные различия связаны с введением в МСКО-2011 программ развития детей младше 3 лет, которые не классифицировались в МКСО-1997 (уровень 0 соответствовал программам дошкольного образования, в МСКО-2011 они соответствуют подуровню 02), и с более детальной классификацией уровней третичного образования (уровни 5-7 МСКО-2011 соответствуют уровню 5 МСКО-1997, уровень 8 МСКО-2011 – уровню 6 МСКО-1997). Несколько изменены параметры отнесения образовательных программ к уровням 3 и 4, хотя в целом соответствие между этими уровня сохранено. Подробнее см.: Международная стандартная классификация образования МСКО 2011. UNESCO-UIS 2013.
[2] См. - http://ec.europa.eu/europe2020/index_en.htm.
[3] С 1 июля 2013 года, после вступления в Европейский союз Хорватии, в его состав входят 28 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
[4] Smarter, greener, more inclusive? - Indicators to support the Europe 2020 strategy from Eurostat.-http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-02-13-238/EN/KS-02-13-238-EN.PDF; http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/
Smarter,_greener,_more_inclusive_-_indicators_to_support_the_Europe_2020_strategy
[5] См. - http://ec.europa.eu/eurostat/web/education-and-training/eu-benchmarks/indicators

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.