Rambler's Top100

№ 675 - 676
22 февраля - 6 марта 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Объективные и воспринимаемые последствия иммиграции

Кто едет в развитые страны

Объективное влияние иммиграции: рынок труда

Фискальный эффект иммиграции

Иммиграция и субъективное благополучие

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Цапенко И.П. Объективные и воспринимаемые последствия иммиграции //Демоскоп Weekly. 2016. № 675-676.
URL: http://demoscope.ru/weekly
/2016/0675/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Объективные и воспринимаемые последствия иммиграции

Над темой номера работала

Ирина
ЦАПЕНКО

Объективное влияние иммиграции: рынок труда

Объективным социальным последствиям иммиграции посвящены многочисленные исследования за рубежом и в России. Подробно проанализировано воздействие иммиграции на такие объективные показатели благополучия местных жителей, как уровень их занятости/безработицы и заработной платы, а также на состояние сферы социальных услуг и выплат, динамику потребительских цен и жилищных условий.

Результаты этих исследований противоречивы. Эффекты иммиграции заметно варьируются в зависимости от конкретных направлений ее воздействия, сроков и территориального уровня проявления ее эффектов, экономического и социально-политического контекста иммиграции, от соотношения в составе приезжих гуманитарного и трудового, постоянного и временного, легального и нелегального потоков, от профессионально-квалификационных, возрастных, семейных, этнокультурных и прочих характеристик иммигрантов.

Тем не менее, обнаруживается, скорее, позитивный характер подобных эффектов. Он обусловлен благотворностью вклада иммиграции в народнохозяйственное развитие принимающих социумов.

Иммиграция фактически определяет демографическую динамику северных регионов. На долю нетто-миграции приходится свыше 80% прироста населения Евросоюза. При этом в 2003 и 2013 годах этот показатель достигал 95%. Даже в разгар экономического кризиса в 2009 году нетто-миграция, несмотря на ее заметное сокращение, продолжала обеспечивать большую часть (58%) демографического прироста ЕС. В Германии и Италии она полностью перекрывает естественную убыль населения[28].

Несмотря на произошедшее после кризиса сужение миграционных потоков в ОЭСР многолюдность последних и повышенная концентрация в них лиц активного трудоспособного возраста свидетельствуют об устойчивости потребностей в иностранной рабочей силе. Более того, хотя приезжие больше подвержены безработице, чем местные жители, в подавляющем большинстве развитых стран прослеживается тенденция к сохранению и росту доли иммигрантов среди занятых[29]. В 2014 году этот показатель превысил 20% в Ирландии, Канаде, Новой Зеландии и Австралии, достигнув 30% в Швейцарии и 52,9% в Швейцарии (табл. 2).

Таблица 2. Доля мигрантов в общей массе занятых, 2007-2014 годы, %

 

2007

2011

2014

Люксембург

46,3

51,3

52,9

Швейцария

24,6

28,6

30,0

Австралия

25,8

27,9

29,0

Новая Зеландия

24,1

27,6

28,2

Канада

20,0

20,5

21,7

Ирландия

19,4

19,5

21,0

Австрия

15,7

16,5

17,8

США

16,8

16,9

17,8

Швеция

13,0

15,2

16,9

Великобритания

12,0

14,4

15,8

Германия

14,4

14,1

15,4

Испания

15,8

15,9

14,6

Бельгия

9,6

13,6

14,5

ОЭСР

12,0

13,4

14,0

Италия

9,0

12,0

13,4

Норвегия

8,3

11,2

13,3

Дания

8,2

10,2

11,6

Франция

10,5

11,5

11,1

Нидерланды

11,0

10,8

10,7

Португалия

8,3

9,5

9,8

Греция

8,8

10,4

9,5

Финляндия

3,1

4,1

5,3

Источник: International Migration Outlook: 2015 Edition. Op.cit. Р. 101.

В некоторых случаях широкое использование дешевой иностранной, в первую очередь малоквалифицированной, рабочей силы может повлечь снижение капиталовооруженности труда, замедление роста его производительности и модернизации производства. А прирост ВВП, происходящий благодаря включению в производство вновь прибывающих мигрантов, относительно невелик, составляя десятые доли процента. Однако в целом присутствие больших групп приезжего населения и рабочей силы заметно расширяет масштабы совокупного спроса и предложения и тем самым увеличивает масштабы экономики.

Даже в условиях нестабильной экономической конъюнктуры существуют острые структурные диспропорции на рынке труда, сохраняется высокий спрос на определенные категории иностранных работников со стороны целого ряда секторов, прежде всего НИОКР, образования, социальной работы и здравоохранения, а также пищевой промышленности и сельского хозяйства. Согласно данным Европейского обследования предприятий 2013 года, 40% европейских компаний отмечали трудности с наймом работников необходимой квалификации. Особенно резкие дисбалансы наблюдаются в сегментах рынка труда средней и высокой квалификации. Так, по данным обследования, проведенного совместно ОЭСР с Ассоциацией немецких торгово-промышленных палат в 2011 году, примерно половина немецких фирм указывала на нехватку кадров средней квалификации, 42% - высшей квалификации и только 20% - низшей[30]. Иммиграция выполняет важную роль в сглаживании остроты подобных проблем. В этом плане особенно показателен рост занятости мигрантов в ряде важных секторов экономики в годы недавнего глобального кризиса[31].

Кроме того, благодаря высокой территориальной и профессионально-отраслевой мобильности мигрантов повышается эластичность предложения рабочей силы и обеспечиваются ее переливы из районов и секторов с высоким уровнем напряженности на рынке труда в более благополучные. Подобное «смазывание колес рынка труда»[32] способствует не только сглаживанию дефицита определенных категорий рабочей силы, но и снижению естественного уровня безработицы. Как отмечает К. Циммерманн, «иммиграция повышает гибкость рынка труда и оказывает на него позитивное воздействие даже тогда, когда исходный уровень безработицы повышен»[33]. В условиях недавнего кризиса без использования труда мигрантов в секторах и районах со структурно несбалансированным рынком труда потери в занятости и в ВВП, вероятно, были бы еще больше.

Приток иностранных студентов, высококвалифицированных специалистов, в том числе ученых и инженеров, а также венчурных предпринимателей усиливает научный и инновационный потенциал принимающих государств. Показательно, что доля иммигрантов среди нобелевских лауреатов за 1906-2010 годы достигает в США 32%, а в Германии – 17%[34]. В США в 2011 году иммигранты составляли 34,3% работников со степенью магистра и 43,2% со степенью PhD[35].

Как пишет Р. Флорида, «куда бы не направлялись таланты, за ними непременно последуют инновации, креативность и экономический рост»[36]. Кроме того, разнообразие культурных корней научно-технических работников дает мощный синергетический импульс НИОКР. Известный американский критик иммиграции Дж. Борджас, отмечая, что приезд в США иностранных ученых (в частности советских математиков) может сказываться в снижении заработной платы и публикационной активности менее конкурентоспособных американских исследователей и некотором оттоке последних из соответствующего сектора науки[37], не ставит под сомнение экономическую благотворность интеллектуальной иммиграции. Более того, как свидетельствует целый ряд других исследований, ее возможные издержки перекрываются общим ростом численности научно-технических специалистов и повышением их продуктивности. Так, увеличение доли каждой из трех групп иммигрантов: выпускников колледжей, выпускников университетов, ученых и инженеров среди населения на 1 п.п. повышает число выданных патентов на душу населения на 6,1%, 12,2% и 19,5% соответственно. С учетом эффектов перелива и более широкого распространения инноваций в экономике подобные эффекты могут увеличиваться в 2,5 раза[38]. Рост доли иностранных специалистов в области естественных и технических наук в общей численности занятых на 1 п.п. приводит к ежегодному росту совокупной факторной производительности на 0,44 п.п. (объясняя 30-50% роста последней), повышает реальную заработную плату выпускников колледжей на 7-8 п.п., остальных занятых на 3-4 п.п.[39]

Разумеется, экономические эффекты иммиграции далеко не исчерпываются выше описанными, однако последние наиболее значимы с точки зрения ее воздействия на занятость и доходы местного населения. Шоки предложения труда, вызываемые иммиграцией, особенно в регионах концентрации малоквалифицированных работников и в условиях спада экономики, могут оказывать негативное краткосрочное, порой и среднесрочное влияние на рынок труда. В долгосрочном плане по мере адаптации производства к изменениям в численности и составе рабочей силы, роста инвестиций, выпуска и спроса на труд, как правило, выигрывают все работники, или, по крайней мере, их значительная часть.

Исследование Дж. Борджаса, проведенное на материале США за 1990?2010 годы, показывает, что в краткосрочном плане влияние иммиграции на заработки негативно. В долгосрочном плане от легальной иммиграции выигрывают работники с низким и средним уровнем образования, включая ранее прибывших мигрантов, а от общего притока иностранцев, сопровождающегося расширением предложения недокументированных работников в малоквалифицированном сегменте рынка труда, – только работники со средним уровнем образования (табл. 3). При этом Дж. Борджас подчеркивает малые масштабы подобных эффектов, а также зависимость их оценок от допущений об эластичности замещения местных работников приезжими.

Таблица 3. Влияние фактической иммиграции на средние заработки населения с разным уровнем образования в США, 1990-2010 гг., %


Увеличение предложения рабочей силы

Краткосрочный эффект на заработки

Долгосрочный эффект на заработки

Только легальная иммиграция

Незаконченное среднее общее

4,4

-1,7

0,7

Среднее общее

5,7

-1,9

0,4

Незаконченное среднее профессиональное

5,1

-1,8

0,6

Среднее профессиональное

9,8

-2,8

-0,4

Выше среднего профессионального

13,3

-3,5

-1,1

Все работники

8,0

-2,2

0,0

Вся иммиграция

Незаконченное среднее общее

25,9

-6,2

-3,1

Среднее общее

8,4

-2,7

0,4

Незаконченное среднее профессиональное

6,1

-2,3

0,9

Среднее профессиональное

10,9

-3,2

-0,1

Выше среднего профессионального

15,0

-4,1

-0,9

Все работники

10,6

-3,2

0,0

Источник: Borjas G . Immigration and the American Worker. A Review of the Academic Literature. Center for Immigration Studies April 2013. Р.11. http://cis.org/sites/cis.org/files/borjas-economics.pdf

Однако, по мере адаптации экономики к росту предложения рабочей силы, происходящему под влиянием притока приезжих, и интеграции последних, иммиграция благоприятствует созданию рабочих мест и повышению доходов коренных жителей. Согласно работам Ф. Докьера, К. Оздена, Дж. Пери, в 1990?2000-е годы долгосрочное воздействие иммиграции как на занятость, так и на заработки местных работников, включая малоквалифицированных, во всех странах ОЭСР было всегда позитивным, хотя и небольшим. В Канаде, США, Австралии, Великобритании, Швейцарии и Люксембурге, куда направлялись интенсивные миграционные потоки, позитивный эффект иммиграции на уровень средней заработной платы местных менее квалифицированных работников в 1990-е годы варьировался от 1 до 5%. Размер этого эффекта увеличивался по мере повышения доли высококвалифицированных работников среди мигрантов[40].

Долгосрочные позитивные последствия иммиграции для рынка труда тесно связаны с вызываемыми ей сдвигами в профессиональной структуре местных работников в сторону более производительных и более высокооплачиваемых занятий, повышением качества занятости коренных жителей. Приезжие, сталкивающиеся с большими сложностями на рынке труда, в том числе из-за низкой или неподходящей квалификации, заполняют рабочие места, характеризующиеся худшими условиями труда и его оплаты и зачастую не пользующиеся спросом у коренных жителей. Оккупируя такие ниши общественно необходимого труда и тем самым высвобождая, а порой и вытесняя из них местных работников, иммигранты невольно способствуют обозначенным сдвигам в профессиональной структуре последних. Так, иммигранты, прибывшие в 2000–2010 годах в европейские страны ОЭСР, заняли около половины открывшихся там в тот период вакансий в сфере малоквалифицированного труда, в том числе в Греции, Дании и Норвегии от 70 до 80%, а в Испании и Ирландии 90% и более. Как свидетельствует исследование ОЭСР, увеличение доли лиц, занявших вакансии в сфере малоквалифицированного труда, среди мигрантов, прибывших в 2000–2010 годы, напрямую коррелирует с увеличением доли работников, занявших позиции более высокого квалификационного уровня, среди коренных жителей, вступивших на рынок труда в эти годы (коэффициент корреляции 0,68)[41].

Подобные улучшения касаются и местных малоквалифицированных работников, которые под влиянием концентрации мигрантов в сфере физического труда смещаются к занятиям, требующим коммуникативных навыков и определённых когнитивных способностей, которые лучше оплачиваются[42]. Сходный, хотя и не столь выраженный, эффект имеет и специализация зарубежных высококвалифицированных работников на видах занятий, для выполнения которых необходимо применение знаний и навыков математических вычислений, работы с базами данных и т.п. Этот эффект проявляется в оттоке части местных специалистов из подобных занятий в профессии, требующие сочетания аналитических и интерактивных навыков и обычно выше вознаграждаемые (юристы, преподаватели, консультанты и т.п.) [43].

Кроме того, замещение местных работников мигрантами на рабочих местах, характеризующихся повышенным уровнем производственного травматизма, тяжестью физического труда, сменностью работы, распространением сверхурочных, снижает риски здоровью местных работников. В Германии, например, рост доли иммигрантов в населении на 1 п.п. вызывает сокращение на 16% числа обращений к врачу в связи с потерей трудоспособности, фиксируемое у местных «голубых воротничков»[44].


[28]Population and population change statistics. http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Population_and_population_change_statistics
[29] О значимости иммиграции в обеспечении принимающих государств трудовыми ресурсами свидетельствует тот факт, что в нулевые годы она обеспечила 47% прироста рабочей силы в США и 70% в Европе. При этом на долю иммиграции приходился 21% прироста рабочей силы с образованием третьей ступени в США и 14% в Европе. (International Migration Outlook: 2012 Edition. P., OECD, 2012. P. 130, 132.)
[30] Matching economic migration with labour market needs in Europe OECD. Policy Brief. September 2014. Р. 6.
[31] Так, за 2007–2009 годы в США занятость мигрантов в отраслях, производящих продукты питания, повысилась более чем на 16%, в сфере социального обслуживания – на 18%. В ЕС за 2008–2009 гг. она возросла в сфере коммунальных услуг почти на 24%, в сфере образовании – на 7% , что было выше аналогичных показателей среди коренного населения. (International Migration Outlook: 2010 Edition. P., OECD, 2010. P. 112–113.)
[32] Borjas G. Does Immigration Greese the Wheels of the Labor Market? // Brookings Papers on Economic Activity. 2001. № 1. Р. 148.
[33] Цит. по: Jaet H., Ragot L., Rajaonarison D. L’immigration: quels effets economiques // Revue d’economie politique. 2001. № 4. Р. 581.
[34] Bruner J. American Leadership in Science, Measured in Nobel Prizes [Infographic] 10/05/2011 http://www.forbes.com/sites/jonbruner/2011/10/05/nobel-prizes-and-american-leadership-in-science-infographic/
[35] Science and Engineering Indicators 2014. http://www.nsf.gov/statistics/seind14/index.cfm/etc/tables.htm
[36] Florida R. The Flight of the Creative Class: The New Global Competition for Talent. New York: Harper Business, 2005. http://dir.salon.com/story/books/int/2005/04/21/florida/index2.html
[37] Borjas G. Immigration in High-Skill Labor Markets. The Impact of Foreign Students on the Earnings of Doctorates. http://www.hks.harvard.edu/fs/gborjas/publications/journal/Freeman2009.pdf
[38] Hunt J. and Gauthier-Loiselle M. How Much Does Immigration Boost Innovation? NBER Working Paper No. 14312. September 2008. Р. 22.
[39] Peri G., Shih K., Sparber Ch. Foreign STEM workers and native wages and employment in U.S. cities. NBER Working Paper No 20093. 29 May 2014.
[40] Docquier F., Ozden C., Peri G. The Labor Market Effects of Immigration and Emigration in OECD Countries // The Economic Journal. 2014. № 124 (579).
[41] International Migration Outlook: 2012 Edition. P., OECD, 2012. Р. 146–147.
[42] Peri G. and Sparber C. Task Specialization, Immigration, and Wages. CReAM Discussion Paper. 2008. № 2. http://www.cream-migration.org/publ_uploads/CDP_02_08.pdf
[43] Peri G and Sparber C. Highly-Educated Immigrants and Native Occupational Choice. CReAM Discusion Paper. 2011. No 13/08. http://www.cream-migration.org/publ_uploads/CDP_13_08.pdf
[44] Giuntella O. Immigration and Job Disamenities. CESifo DICE Report. 2014. № 12 (2). Р. 25. http://www.cesifo-group.de/ifoHome/publications/docbase/details.html?docId=19116201

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.