Rambler's Top100

№ 669 - 670
1 - 24 января 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Высшее образование: больше, лучше или дешевле?

В чем общество видит проблемы высшего образования

Высшего образования в России слишком много?

Качество высшего образования падает?

Нужны ли работодателям кадры со средним профессиональным образованием?

Кто работает по полученной специальности - выпускник вуза или организации СПО?

Как работодатели оценивают качество базового образования работников

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Клячко Т.Л. Высшее образование: больше, лучше или дешевле? //Демоскоп Weekly. 2016. № 669-670. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0669/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Высшее образование: больше, лучше или дешевле?

Над темой номера работала

Татьяна КЛЯЧКО

Качество высшего образования падает?

Теперь, когда мы немного разобрались с количеством, поговорим о качестве высшего образования. Резкий переход к практически всеобщему высшему образованию, естественно, порождает представление о том, что общий его уровень снижается. Наверное, аналогичные шоки все страны переживали, когда совершался переход от начального 4-классного образования к семилетнему или восьмилетнему. Но прошло время и это стало обыденностью, никому не придет в голову говорить, что семилетка (восьмилетка) - это плохо, что такого образования слишком много. Тем более, что нет никаких объективных данных о падении качества образования, а субъективные оценки, они и есть субъективные. Можно, конечно, опираясь на данные единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) утверждать, что более сильные абитуриенты идут в социально-экономическую и гуманитарную сферу, а более слабые - в технические и естественнонаучные вузы. Но и это утверждение ограничено, поскольку в МФТИ (Физтех), МИФИ, Бауманку, питерский Политех, на физфак МГУ поступают сильные абитуриенты, да и баллы ЕГЭ по обществознанию и, скажем, физике сравнивать не совсем корректно.

Кроме того, какие студенты в советское время учились во многих технических вузах, мы не знаем, но понятно, что не всегда хорошие. Если мы считаем, что в СССР была неэффективная экономика, то вряд ли в нем было уж очень эффективное высшее образование. И еще: по сравнению с прошлым веком многое поменялось в представлениях о том, какое образование можно считать качественным. Американцы, например, честно говорят, что высшее образование, как профессиональное, у них теперь начинается с уровня магистратуры.

В 1990-е и 2000-е годы бюджетное финансирование высшего образования было весьма скудным (в 2000 году - 30 млрд. руб., что по тогдашнему валютному курсу равнялось 1 млрд американских долларов - бюджет одного не очень престижного американского вуза), но сказать, что качество обучения в то время было выше, чем в настоящее время, было бы большой натяжкой. В последние годы бюджетное финансирование высшего образования росло (рис. 6), но ждать, что этот рост немедленно приведет к повышению качества высшего образования, вряд ли стоит.

Рисунок 6. Расходы федерального бюджета на высшее образование в номинальном выражении и с учетом инфляции, млрд рублей

Источник: Минфин России и Федеральное казначейство.

Примечания: (1) в 2015 году впервые бюджетное финансирование высшего образования было сокращено при корректировке Федерального бюджета; (2) если считать по валютному курсу 2013 года (примерно 30 руб. за 1 долл. США), то в 2015 году на ВО тратится 17,1 млрд долл. США, если же считать по текущему курсу, то эта сумма уменьшается до примерно 7,9 млрд долл. США, т.е. это финансирование 1 ведущего университета США

Еще один аспект качества высшего образования связан с тем, что, начиная с 2000 года, большая часть российских студентов учится заочно. В настоящее время около 54% студентов учатся заочно, очно-заочно и в экстернате, а очно - чуть более 46%. (рис. 7).

Рисунок 7. Соотношение числа студентов очных и неочных форм обучения российских вузов (до 1991 года - РСФСР), %

Источник: Рассчитано по Росстат: http://www.gks.ru/free doc/new site/population/obraz/vp- obr1.htm.

Это, кстати, опровергает распространенное мнение, что в вуз юноши поступают только для того, чтобы «откосить» от армии. Вполне зрелые люди - 25 лет и старше (их в 2013 году среди студентов было почти 1,7 млн человек) учатся и работают, а кто-то еще и получает за свои деньги второе высшее образование, т.е. делают это вполне осознанно (заочное образование у нас преимущественно платное, а второе высшее - платное в обязательном порядке).

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.