Rambler's Top100

№ 669 - 670
1 - 24 января 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Высшее образование: больше, лучше или дешевле?

В чем общество видит проблемы высшего образования

Высшего образования в России слишком много?

Качество высшего образования падает?

Нужны ли работодателям кадры со средним профессиональным образованием?

Кто работает по полученной специальности - выпускник вуза или организации СПО?

Как работодатели оценивают качество базового образования работников

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Клячко Т.Л. Высшее образование: больше, лучше или дешевле? //Демоскоп Weekly. 2016. № 669-670. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0669/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Высшее образование: больше, лучше или дешевле?

Над темой номера работала

Татьяна КЛЯЧКО

Нужны ли работодателям кадры со средним профессиональным образованием?

Российская экономика до последнего времени крайне положительно относилась к работникам с высшим образованием: их средняя заработная плата в 2013 году была почти в 1,67 раза выше средней заработной платы работников, не имеющих профессионального образования, а закончивших только среднюю школу (11 классов)[4]. Что касается средней заработной платы тех, кто получил среднее профессиональное образование, которое, как утверждается, очень нужно нашей экономике, то она лишь на 2-4% была выше средней заработной платы работника, имеющего за плечами только школьное образование (рис. 8).

Рисунок 8. Премия за образование в Российской Федерации в 2005-2013 годах, %

Источник: Росстат: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/w ages/labour costs/#

Примечание: Премия за образование - отношение заработной платы работников с профессиональным образованием соответствующего уровня к заработной плате работников со средним (полным) общим образованием.

Не удивительно поэтому, что около 35% выпускников техникумов и училищ среднего профобразования поступали в последние годы в вузы сразу после выпуска, даже не выходя на рынок труда, а еще примерно 35% делали это в течение 5 лет после окончания учебы. И работодатели, которым вроде бы так не хватает специалистов со средним профессиональным образованием, почему-то не поднимают заработную плату этим работникам, что экономически свидетельствовало бы об их дефиците.

В 2013 году в России 31,7% занятых имели высшее образование, в США - 54% (полное и неполное). Если же считать работников с третичным, т.е. со средним профессиональным и высшим образованием, то их в Российской Федерации было 57,5%[5]. Видимо, это и порождает путаницу, когда утверждается, что мы по доле занятых с высшим образованием «впереди планеты всей». Если мы уменьшим численность студентов вузов и одновременно увеличим численность студентов организаций СПО (а другого профессионального образования у нас теперь нет), то доля работников с третичным образованием в России все равно будет расти, хотим мы того или не хотим. Или будем наращивать численность работников без профессионального образования? Только вот кто их на работу будет брать? Кстати, у нас пока еще почти четверть занятых в экономике профессионального образования не имеют.

В Москве работников с высшим образованием 50%, с третичным - 76,9%, в Санкт-Петербурге - 44,6% и 67,4%. Это соответствует структуре занятых в крупнейших городах развитых стран. К сожалению, у нас только два таких города на всю страну (рис. 9).

Рисунок 9. Структура занятых по уровню образования в Российской Федерации, федеральных округах, Москве и Санкт-Петербургу в 2013 году, %

Источник: Экономическая активность населения России - 2014, Приложение, табл. 2.5. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14 61/Main.htm

Примечание: ВО - высшее образование, СПО - среднее профессиональное образование, НПО - начальное профессиональное образование, ПСО - среднее (полное) общее образование, ООО - основное общее образование, НОО - не имеют общего образования


[4] Данные за 2013 год, данных за 2015 год пока еще нет, обследование Росстатом проводится 1 раз в 2 года.
[5] Экономическая активность населения России - 2014, табл. 2.19. http://www.gks.ru/bgd/regl/b1461/Main.htm.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.