Rambler's Top100

№ 665 - 666
30 ноября - 13 декабря 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Меры антиалкогольной политики - работают ли в России?

Введение

Российский путь антиалкогольной политики

О чем говорит мировой опыт

Временные ограничения на продажу алкоголя и потребление спиртного в России

Повышение цен на алкоголь и его потребление в России

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Колосницына М.Г., Хоркина Н.А., Доржиев Х.Н., Ситдиков М.Т. Меры антиалкогольной политики -
работают ли в России? //Демоскоп Weekly. 2015. № 665 - 666.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0665/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Меры антиалкогольной политики -
работают ли в России?

Над темой номера работали

Марина
КОЛОСНИЦЫНА

Наталья
ХОРКИНА

Хонгор ДОРЖИЕВ

Марат СИТДИКОВ

Временные ограничения на продажу алкоголя и потребление спиртного в России

Чтобы понять, насколько эффективными оказались меры антиалкогольной политики, внедрявшиеся в России в последние годы, мы попытаемся далее проанализировать влияние (1) временных запретов на продажу алкоголя; (2) минимальной розничной цены на водку и общего повышения цен на спиртные напитки (вызванного ростом акцизов) на объемы потребляемого алкоголя.

Как было отмечено выше, с 2011 года в стране стали действовать единые ограничения ночного времени продаж алкоголя. В то же время временные ограничения на продажи спиртных напитков активно вводились в ряде российских регионов уже в 2010 году. Возникла уникальная ситуация так называемого «естественного эксперимента», когда в 2010 году в отдельных субъектах РФ были введены и действовали различные по продолжительности временные ограничения на продажу алкогольных напитков (кроме пива). В итоге появилась возможность оценить результативность этой меры борьбы с потреблением алкоголя

Оценки проводились на основе использования данных торговой статистики и опроса населения.

На первом этапе анализировались показатели продаж алкоголя в литрах чистого спирта на взрослого человека в 2010 году, рассчитанные на основе агрегированных данных Росстата по продажам отдельных напитков (в том числе пива, хотя в 2010 году ограничения на его продажу не распространялись). Из анализа были исключены Чеченская Республика и Республика Ингушетия с душевыми продажами, близкими к нулю, а также автономные округа, по которым не существует отдельной статистики продаж. Таким образом, из 83 регионов в анализе участвовали 77[45]. Регионы были разбиты на группы в зависимости от продолжительности продаж алкоголя в течение суток. Данные о продажах алкоголя в литрах чистого спирта на человека (без учета пива) в 2009 и 2010 годах представлены в табл. 3.

Таблица 3. Продажи алкогольных напитков (кроме пива) в литрах чистого спирта на душу населения по группам регионов, в зависимости от разрешенной продолжительности продаж

Продолжительность продаж алкоголя в сутки в 2010 году

Количество регионов

Продажи алкоголя в литрах чистого спирта на человека (без учета пива)

Темп прироста, %

2010

2009

8 часов (Чукотский АО)

1

8,03

8,09

-0,74%

10-12 часов

15

5,94

6,24

-4,70%

13-14 часов

13

5,53

5,66

-2,34%

15 часов

15

6,17

6,20

-0,41%

16 часов

17

6,85

6,88

-0,53%

17-19 часов

7

5,15

5,13

0,56%

Нет ограничений

9

5,78

5,59

3,38%

Источник: рассчитано авторами по данным Росстата за 2009-2010 гг.

Агрегированные данные о продажах алкогольных напитков, которые подпадали под запрет, говорят о сокращении продаж там, где ограничения были достаточно жесткими, и о росте продаж там, где ограничений не было вовсе, либо они были менее продолжительными (табл. 3).

В отношении пива, которое в 2010 году не подпадало под действие запретов, столь однозначной картины увидеть не удается: на Чукотке, известной сверхвысоким уровнем потребления алкоголя, действительно, введенные жесткие ограничения на торговлю крепкими напитками привели к резкому (почти вдвое) росту продаж пива (табл. 4). Но одновременно выросли (хотя и незначительно) душевые продажи пива в тех регионах, где ограничений на торговлю вином и водкой не вводили, либо вводили очень мягкие.

Таблица 4. Продажи пива в литрах чистого спирта на душу населения по группам регионов, в зависимости от разрешенной продолжительности продаж

Продолжительность продаж алкоголя в сутки в 2010 году

Количество регионов

Продажи пива в литрах чистого спирта на человека

Темп прироста, %

2010

2009

8 часов (Чукотский АО)

1

0,89

0,52

71,15%

10-12 часов

15

2,89

2,91

-0,01%

13-14 часов

13

2,89

2,88

0,00%

15 часов

15

3,48

3,43

1,46%

16 часов

17

3,35

3,50

-4,29%

17-19 часов

7

2,85

2,80

1,79%

Нет ограничений

9

3,46

3,40

1,76%

Источник: рассчитано авторами по данным Росстата за 2009-2010 гг.

Выводы, полученные в отношении продажи алкоголя (кроме пива) в зависимости от разрешенной продолжительности продаж, подтверждаются аналогичным анализом продаж по группам регионов в зависимости от времени завершения продаж алкогольных напитков (табл. 5).

Таблица 5. Продажи алкогольных напитков (кроме пива) в литрах чистого спирта на душу населения по группам регионов, в зависимости от времени завершения продаж

Время завершения продаж алкоголя в 2010 году

Количество регионов

Продажи алкоголя в литрах чистого спирта на человека (без учета пива)

Темп прироста

2010

2009

20-21 час

7

6,14

6,29

-2,36%

22 часа

17

5,78

5,95

-2,76%

23 часа

37

6,16

6,28

-1,91%

Полночь или 2 часа утра

7

6,40

6,22

2,94%

Нет ограничений

9

5,78

5,59

3,38%

Источник: рассчитано авторами по данным Росстата за 2009-2010 гг.

Как видно из таблицы, время окончания торговли явным образом связано с объемом продаж алкоголя на душу населения – для тех напитков, на которые действовал запрет. Там, где запретов не было, и там, где торговля продолжалась до глубокой ночи, продажи выросли, и наоборот.

Интересно, что такая же связь наблюдается и для пива, на которое запрет не распространялся (табл. 6). Можно предположить, что значительная доля пива покупается вместе с водкой.

Таблица 6. Продажи пива в литрах чистого спирта на душу населения по группам регионов, в зависимости от времени завершения продаж

Время завершения продаж алкоголя в 2010 году

Количество регионов

Продажи пива в литрах чистого спирта на человека

Темп прироста

2010

2009

20-21 час

7

2,68

2,73

-1,83%

22 часа

17

2,95

2,97

-0,67%

23 часа

37

3,21

3,25

-1,23%

Полночь или 2 часа утра

7

3,28

3,17

3,47%

Нет ограничений

9

3,46

3,40

1,76%

Источник: рассчитано авторами по данным Росстата за 2009-2010 гг.

На следующем этапе взаимосвязь между временем продаж алкоголя в регионе и объемами его продажи была проверена с помощью многофакторной регрессионной модели. Оценивалась зависимость среднедушевого объем продаж в литрах чистого спирта в год от продолжительности действия запрета на продажу алкоголя (часов в сутки), причем контролировался ряд социально-экономических показателей региона (среднедушевые денежные доходы населения; коэффициент Джини; число автомобилей в расчете на 1000 человек населения; и др.). В ходе проведенного анализа было установлено, что объем продаж алкоголя в литрах чистого спирта на человека положительно связан с продолжительностью продаж алкоголя в регионе. Кроме того, было выявлено, что объем продаж алкоголя положительно связан с размером среднедушевого дохода, числом преступлений на 1000 населения, коэффициентом смертности и числом абортов на 100 родов. Отрицательная связь наблюдается с коэффициентом Джини и числом автомобилей в расчете на 1000 населения.

На втором этапе регрессионный анализ проводился с использованием микроданных Российского мониторинга экономического положения и здоровья семьи (РМЭЗ) НИУ ВШЭ[46]. Оценка проводилась на основе пространственной выборки РМЭЗ НИУ ВШЭ за 2010 год[47]. В выборку включались взрослые респонденты, употреблявшие в течение месяца, предшествующего опросу, алкогольные напитки, по крайней мере, раз в месяц (7286 человек). Эконометрическая оценка осуществлялась на основе использования различных подходов к моделированию потребления алкоголя (многофакторные линейные регрессии, логит- и пробит- модели).

В качестве зависимых переменных выступали переменные индивидуального потребления алкогольных напитков (кроме пива и самогона), в месячном выражении, в пересчете на чистый спирт, в литрах[48].

По аналогии с предыдущими исследованиями потребления алкоголя, в качестве независимых переменных в модели были включены различные социально-демографические факторы, влияющие на объем потребления спиртного (пол, возраст, образование, семейный статус, тип населенного пункта, среднедушевой доход домохозяйства, факт потребления алкоголя «на улице» и др.), и собственно переменные, характеризующие наличие и/или продолжительность временного ограничения в регионе, влияние которых на потребление алкоголя оценивалось.

В результате эконометрического анализа было установлено следующее:

  1. Продолжительность продаж алкоголя положительно связана с его потреблением: в регионах, где не было ограничений на время продаж алкоголя или эти ограничения были более мягкими, чем в других регионах, индивидуальное потребление алкоголя, при прочих равных условиях, было выше.
  2. Важен сам факт наличия временных ограничений на продажу алкоголя: их введение снижает его потребление в регионе, даже если эти ограничения не слишком жесткие.
  3. Как вечерние, так и утренние ограничения влияют на потребление алкоголя «правильным образом», но вечерние ограничения оказывают более сильное воздействие, то есть оказываются более эффективной мерой.

Полученные результаты подтверждают выводы, сделанные на основе анализа данных региональной статистики.

Далее была проведена оценка индивидуального потребления пива и самогона, которые не подпадали под действие временных запретов на торговлю алкоголем. Регрессионный анализ подтвердил тот факт, что выводы, сформулированные на основе анализа потребления алкогольных напитков в целом (без учета пива и самогона), выполняются и в отношении пива. Что касается потребления самогона, то индивидуальные данные РМЭЗ, сгруппированные по регионам, показывают, что доля взрослого населения, потребляющего самогон, уменьшилась во всех регионах, независимо от политики в отношении разрешенного времени продаж спиртного. В то же время, в тех регионах, в которых не были установлены временные ограничения, среднесуточное потребление самогона увеличилось. В отличие от этого, в регионах, вводивших временные запреты, количество потребляемого самогона снизилось (табл. 7).

Таблица 7. Ограничения доступности «официального» алкоголя и возможное замещение: потребление самогона в регионах РФ

 

Регионы, вводившие временные ограничения

Регионы без временных запретов

Доля взрослого населения, потребляющего самогон, %

Среднесуточное потребление самогона, г

Доля взрослого населения, потребляющего самогон, %

Среднесуточное потребление самогона, г

2009

2,66

260,7

4,36

270,0

2010

2,11

235,5

3,13

276,6

Источник: рассчитано авторами по данным РМЭЗ НИУ ВШЭ за 2009-2010 гг.

Похожие выводы в отношении самогона были сделаны и на основе регрессионного анализа: объем потребления самогона (в граммах чистого спирта) ниже в тех регионах, где действуют ограничения на продажу «официального алкоголя» и отрицательно зависит от продолжительности временных ограничений (в часах).

Подводя итоги данной части исследования, можно заключить, что:

  • В регионах, где установлены временные ограничения на продажу алкоголя, его потребление (в терминах среднедушевых продаж и в терминах индивидуального потребления) ниже, чем там, где ограничений нет, при прочих равных условиях. Это касается не только «запрещенных» к продаже напитков, но и пива, и самогона.
  • Вечерние ограничения более эффективны, чем утренние запреты, в терминах сокращения потребления.
  • Ограничения продажи крепкого алкоголя не сопровождаются ростом потребления пива.
  • Ограничение доступности «легального» алкоголя не обязательно вызывает рост потребления самогона.

[45] Список регионов Российской Федерации и действующих временных ограничений на продажу алкоголя в 2010 году представлен в Приложении 1.
[46] Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) НИУ ВШЭ представляет собой серию общенациональных репрезентативных опросов, проводимых на базе вероятностной стратифицированной многоступенчатой территориальной выборки, разработанной при участии ведущих мировых экспертов в этой области. См.: http://www.hse.ru/rlms/
[47] Из 32 регионов, представленных в РМЭЗ, в 2010 году ввели временные ограничения на продажу спиртного 30 регионов.
[48] Для пересчета в чистый спирт использовались средние показатели концентрации чистого спирта в напитках: в водке - 40%, в крепленом вине - 14%, шампанском и сухом вине -12%, пиве -5%.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.