Rambler's Top100

№ 665 - 666
30 ноября - 13 декабря 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Меры антиалкогольной политики - работают ли в России?

Введение

Российский путь антиалкогольной политики

О чем говорит мировой опыт

Временные ограничения на продажу алкоголя и потребление спиртного в России

Повышение цен на алкоголь и его потребление в России

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Колосницына М.Г., Хоркина Н.А., Доржиев Х.Н., Ситдиков М.Т. Меры антиалкогольной политики -
работают ли в России? //Демоскоп Weekly. 2015. № 665 - 666.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0665/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Меры антиалкогольной политики -
работают ли в России?

Над темой номера работали

Марина
КОЛОСНИЦЫНА

Наталья
ХОРКИНА

Хонгор ДОРЖИЕВ

Марат СИТДИКОВ

Российский путь антиалкогольной политики

Попытки государственного регулирования алкогольного рынка в России предпринимались неоднократно еще в царское время. В 1896 году при императоре Николае II была введена государственная «винная монополия», устранившая почти всю частную продажу алкоголя в стране. В период русско-японской войны в 1904-1905 годы последовал полный запрет на продажу водки в ряде регионов, который продлился до 1907 года. Позднее, в 1914 году, в связи с начавшейся Первой мировой войной, постановлением правительства продажа алкоголя была запрещена на всей территории страны. Это позволило к 1915 году сократить потребление спиртных напитков до 0,2 л на человека (в 1913 году значение этого показателя составляло 4,7 л на человека)[12]. В итоге «сухой закон», введенный Николаем II, продержался в России до августа 1923 года.

Впоследствии советское правительство также предпринимало неоднократные попытки введения различных ограничений на продажу алкоголя. Так, в 1958 году было принято постановление, согласно которому запрещалась продажа водки большинством предприятий общественного питания, расположенных в районе вокзалов, аэропортов, в местах отдыха граждан, а также в непосредственной близости от промышленных предприятий, учреждений сфер образования и здравоохранения[13]. В 1972 году в СССР были введены временные ограничения на продажу алкоголя: торговля спиртными напитками крепостью 30 градусов и выше была разрешена с 11.00 до 19.00, т.е. до официального времени закрытия магазинов, торгующих алкоголем[14].

В 1985 году была развернута самая масштабная в истории СССР антиалкогольная кампания, в ходе которой правила продажи спиртного стали еще жестче, были закрыты многие торговые точки. В тех же магазинах, где торговля спиртными напитками была разрешена, продавать алкоголь можно было только с 14.00 до 19.00[15]. Кроме того, был введен запрет на распитие спиртного в парках, скверах, а также поездах дальнего следования. Начавшийся в 1987 году в стране экономический кризис, а также массовое недовольство населения мероприятиями кампании вынудили правительство свернуть борьбу с алкоголизмом. Однако временные ограничения на продажу алкоголя отменены не были и действовали в стране до середины 1990 года. Согласно имеющимся оценкам, за годы кампании продажи алкогольной продукции в расчете на душу населения сократились на 60%[16]. В то же время в эти годы в стране стал активно развиваться «теневой» рынок алкоголя, возросли объемы самогоноварения и нелегального производства спиртного, увеличилось количество отравлений алкогольными суррогатами.

К сожалению, после распада СССР антиалкогольная политика не вошла в число приоритетов российского правительства. В условиях быстро развивающихся рыночных отношений государство утратило как монополию на производство и продажу спиртного, так и контроль над временем его продажи. В 1990-е годы на рынок алкогольной продукции вышло множество производителей и продавцов, в том числе крупные международные компании. Согласно данным Росстата, объем продаж алкоголя в литрах чистого спирта в расчете на душу взрослого населения резко увеличился с 7,1 в 1990 году до 10-11 в 2000-е годы[17].

Исследователи подчеркивают негативную роль ослабления антиалкогольной политики государства. Трейзман[18] отмечает, что рост смертности, наблюдаемый в России в начале 1990-х годов, был вызван действующей ценовой политикой в отношении алкоголя (низкая относительная цена водки), а не социальным стрессом от проводившихся в стране политических и экономических реформ. Другие авторы считают именно окончание антиалкогольной кампании Горбачева основной причиной так называемого «российского кризиса смертности»[19].

Последние годы характеризуются, однако, повышенным вниманием со стороны российского правительства к регулированию ситуации на алкогольном рынке. Ключевым документом в этом отношении стала принятая в 2009 году «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года». В документе, помимо мер законодательного регулирования, заложены и экономические меры, направленные как на ограничение ценовой доступности алкоголя (повышение акцизов на спиртное, установление минимальных розничных цен), так и на снижение его физической доступности (сокращение точек и времени продаж алкоголя). Цели и направления антиалкогольной политики государства были в дальнейшем зафиксированы в Указе Президента РФ от 7.05.2012 №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

С июля 2011 года введены единые по всей стране ограничения ночного времени продаж спиртных напитков – с 23.00 до 8.00[20]. Согласно закону, с 1 января 2013 года запрет на ночную продажу спиртного был распространен и на пиво. Единые федеральные ограничения, введенные в 2011 году, оказались достаточно мягкими по сравнению с теми, что устанавливали ранее отдельные регионы[21].

В 2011 году начинается существенное повышение акцизов на алкоголь, введенных еще в 1992 году. Так, в 2010 году они составляли 231 рубль за 1 л безводного этилового спирта крепостью более 9%, в 2011 году – 254 рубля, в 2012 – 300 рублей, в 2013 году - 400 рублей, в 2014 году – 500 рублей, а с 1 января 2015 года возросли до 600 рублей.

К числу новых для России мер государственной политики относится законодательное установление минимальной цены на водку. Одной из основных причин введения этого механизма стало снижение цены водки относительно средней зарплаты, чем и объясняют многие исследователи рост потребления спиртного, наблюдавшийся в России за последние 20 лет. Относительная цена алкоголя в стране постоянно снижалась в течение этих лет, делая его все более доступным. Так, в середине 1990-х годов на среднюю заработную плату можно было купить 25 л водки или 100 л пива, а в 2009 году – уже 79 и 358 л соответственно. Изменения минимальной цены водки и доступность алкоголя в соотношении со средней зарплатой показаны в табл. 1. В 2010 году значение минимальной цены водки было установлено впервые и на достаточно символическом уровне - 89 рублей за пол-литровую бутылку. Но впоследствии цена несколько раз повышалась, и к 1 августа 2014 года достигла уже 220 рублей.

Таблица 1. Минимальная цена водки относительно средней заработной платы

Дата введения

Минимальная цена, рублей за 0,5 л

Средняя зарплата, рублей

Сколько бутылок можно купить?

01.01.2010

89

20952

235

01.01.2011

98

23369

238

01.07.2012

125

26629

213

08.01.2013

170

29960

176

11.03.2014

199

29960

151

01.08.2014

220

33000

150

01.02.2015

185

31566

171

Источник: рассчитано авторами по данным Росстата. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
statistics/publications/catalog/doc_1135087342078

Однако с 1 февраля 2015 года минимальная розничная цена водки впервые была снижена до 185 рублей (или на 16%). Среди причин данного факта эксперты выделяют как замораживание ставки водочного акциза на 2015 и 2016 годы, так и увеличение теневого сектора алкогольного рынка[22].

Таким образом, к числу наиболее заметных мер регулирования алкогольного рынка в последние годы можно отнести введение минимальной розничной цены продажи водки, повышение акцизов на алкоголь и установление временных запретов на продажу спиртного. Как и следовало ожидать, официальные статистические данные показывают, начиная с 2010 года, стабильное сокращение объемов продажи как алкогольных напитков в целом (в пересчете на чистый спирт), так и водки. Продажи пива, несколько увеличившись в 2011 году, снова начали сокращаться, и в 2014 году среднедушевые продажи алкоголя, пива и водки оказались ниже уровня 2010 года (табл. 2).

Таблица 2. Динамика продажи алкогольных напитков в России, 2010-2014 годы

 

2010

2011

2012

2013

2014

Суммарный годовой объем продаж:

   Все алкогольные напитки, в млн дкл спирта

127,6

131,6

131,4

129,1

119,3

   Водка, млн дкл

157,8

159

151,4

140,9

124,7

   Пиво, млн дкл

1004

1077,5

1017,5

1005,6

1001,2

В расчете на душу взрослого населения в год:

   Все алкогольные напитки, в л спирта

10,7

11,0

11,0

10,8

9,9

   Водка, л

13,2

13,3

12,7

11,8

10,4

   Пиво, л

84

90

85

84

83

Источник: рассчитано авторами по данным Росстата. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
statistics/publications/catalog/doc_1135087342078

Можно ли утверждать, что наблюдаемые на макроуровне позитивные изменения являются следствием проводимой государством антиалкогольной политики? Учитывая, что схожие экономические меры на протяжении многих лет активно используют правительства разных стран, проанализируем известные исследования по оценке их эффективности.


[12] Справка комитета по экономической политике Государственной Думы РФ о борьбе с алкоголизмом в России. http://rutas.euro.ru/info/slovo/v5/s46.htm
[13] Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками: Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15.12.1958 № 1365.
[14] О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма: Постановление Совета Министров СССР от 16.05.1972 № 361.
[15] О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения: Постановление Совета Министров СССР от 7.05.1985 № 410.
[16] Халтурина Д.А., Коротаев А.В. Алкогольная катастрофа: как остановить вымирание России / Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной смертности в России. Под ред. Д.А. Халтуриной, А.В. Коротаева. Москва: ЛЕНАНД, 2008. С. 5-58
[17] Российский статистический ежегодник http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
statistics/publications/catalog/doc_1135087342078
[18] Treisman D. Death and Prices: The Political Economy of Russia’s Alcohol Crisis // Economics of Transition. 2010. Vol. 18. No. 2. P. 281–331.
[19] Bhattacharya J., Gathmann C., Miller G. The Gorbachev Anti-Alcohol Campaign and Russia’s Mortality Crisis // American Economic Journal. 2013. Vol. 5. No 2. P. 232–260.
[20] Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2011 № 218-ФЗ.
[21] C 2005 года регионам было разрешено самостоятельно вводить временные ограничения на продажу спиртного. Предоставленной возможностью воспользовались многие субъекты РФ, установив региональные правила в отношении розничных продаж алкоголя.
[22]Пузырев Д., Жаворонкова И. Государство снизит минимальную цену на водку с 1 февраля / РБК, 29 декабря 2014 г. http://top.rbc.ru/business/29/12/2014/54a134339a794702f35e2e6e

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.