Rambler's Top100

№ 639 - 640
20 апреля - 3 мая 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Демографические перспективы Китая. Часть вторая

Рождаемость в Китае: одна семья – один ребенок?

Демографический и экономический эффекты политики "одна семья – один ребенок"

Нерадужные демографические перспективы Китая

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Андреев Е.М. Демографические перспективы Китая. Часть вторая //Демоскоп Weekly. 2015. № 639 - 640. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0639/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Демографические перспективы Китая

Часть вторая

Над темой номера работал

Евгений АНДРЕЕВ

Нерадужные демографические перспективы Китая

Ниже мы приводим результаты наших расчетов населения Китая от переписи 2010 года до 2060 года. Мы воспользовались простейшей нашей программой демографического прогнозирования.

Итак, исходный состав населения относится к 1 ноября 2010 года. Мы не стали его пересчитывать на какую-то другую дату, просто будем помнить, что все результаты относятся к концу года прогноза. В качестве базовых возрастных показателей рождаемости взяты возрастные коэффициенты за период с 1 ноября 2009 по 31 октября 2010 по данным переписи 2010 г. Но поступить так же с показателями смертности было нельзя, т.к. кривые смертности кажутся нам искаженными, и мы подозреваем, что зафиксированный при переписи уровень смертности в детских возрастах много ниже реального.

Последняя разумная, на наш взгляд, таблица смертности относится к 1995 году. Мы использовали ее как модель и, применив программу MATCH из пакета Отдела населения ООН MORTPAK 4.3, рассчитали таблицы смертности с теми значениями продолжительности жизни, которые опубликовало бюро статистики: 72,38 лет для мужчин и 77,37 лет для женщин.

Наконец, мы предположили, что эмиграция из Китая не будет сколько-нибудь существенно влиять на численность населения.

Мы сформулировали по 2 альтернативных сценария будущей эволюции рождаемости и смертности. Для практического расчета мы их конкретизировали следующим образом:

Сценарии смертности

  • Продолжение роста продолжительности жизни 0,25 года за 1 год.
  • Прекращение роста продолжительности жизни в 2020-2024 гг. из-за нерешенности задач второго эпидемиологического перехода.

Сценарии рождаемости

  • Повышение в 2015-2019 годах рождаемости до уровня 1,5 рождения на одну женщину в результате смягчения семейной политики.
  • Сохранение сложившегося уровня 1,22 рождения на одну женщину на весь период прогноза.

Соответственно, возможны четыре совместных сценария смертности – рождаемости, которые удобно обозначить A1, A2, B1, B2. Сценарии остались очень приблизительными, они не позволят оценить будущее население Китая, даже с точностью до 1 млн, но позволят увидеть "область возможного".

Проведя расчеты, мы прежде всего обнаружили, что при всех четырех вариантах численность населения Китая в конце 2060 года будет меньше, чем в конце 2010, и решили построить такой модифицированный вариант A1+, по которому население в 2060 году окажется не меньше, чем в 2010 (рис. 9).

Рисунок 9. Общая численность населения Китая: факт и прогноз, млн человек

При сценариях A1 и B1 численность населения будет расти до 2025 года, а прекращение снижения смертности (сценарии A2 и B2) приведет к началу снижения численности уже к 2020 году. Минимальная корректировка сценария A1 включает гипотезу, что рост уровня рождаемости продолжится после 2015-2019 годов и к 2045-2049 годам он станет 2,2 рождения, каким и будет до конца 2060 года.

Прогнозный период состоит из двух частей. В начале, до 2025 года, еще действует инерция в структуре - еще достаточно молодых людей для поддержания роста населения при очень низкой рождаемости, но в интервале 2020-2024 годов инерция уже резко убывает и очень низкая рождаемость ведет к убыли населения. В сценарии A1+ мы предположили, что коэффициент суммарной рождаемости равен 2,2, но население все равно убывает, хотя и остается больше, чем в 2010 году. Можно было бы, наверное, взять не 2,2, а скажем 2,19…, поскольку превышение составляет почти 8 млн человек, но мы прервали итерации, поскольку в данном случае 8 млн – этом весьма немного.

Общая демографическая нагрузка по сценариям, предполагающим продолжение снижения смертности, окажется в интервале 952-996 на 1000 (рис. 10). Ничего подобного в истории Китая не случалось. Если снижение смертности прервется, то нагрузка окажется на уровне 749-768. В последний раз такие уровни наблюдались в конце 1970-х годов, но раньше бывало и больше.

Рисунок 10. Общая демографическая нагрузка: факт и прогноз, на 1000

Самый высокий предполагаемый уровень демографической нагрузки в 2060 году соответствует сценарию A2, повышение рождаемости увеличит численность группы 0-14 лет в конце 2060 года, меньше, чем группы 15-64 года. Но более сильное повышение рождаемости (по сценарию A1+) уже приведет к росту нагрузки. Замедленнее снижения смертности уменьшает нагрузку, потому что большая часть прогнозной демографической нагрузки – это нагрузка пожилыми.

Демографическая нагрузка детьми, несмотря на не очень заметные колебания (рис. 11) по всем сценариям, кроме A1+, весь период прогноза будет ниже, чем в 2010 году. Линии, соответствующие сценариям A1 и B1, практически не различимы, поскольку снижение смертности при низком ее уровне практически не влияет на нагрузку детьми. То же можно сказать о сценариях A2 и B2. Рост уровня рождаемости по сценарию A1+ приведет к заметному росту нагрузки детьми.

Рисунок 11. Демографическая нагрузка детьми: факт и прогноз, на 1000

Демографическая нагрузка пожилыми (рис. 12) по всем сценариям достигнет невиданных в Китае уровней. Она увеличится как минимум в 5 раз по сравнению с уровнем 2010 года.

Рисунок 12. Демографическая нагрузка пожилыми: факт и прогноз, на 1000

Повышение в 2015-2019 годах рождаемости до уровня 1,5 рождения на одну женщину в результате смягчения семейной политики немного снизит нагрузку пожилыми в конце периода прогноза, за счет увеличения численности группы 15-64 года. В случае прекращение роста продолжительности жизни в 2020-2024 годах нагрузка пожилыми окажется существенно меньше. Но и по самому щадящему сценарию она будет более 500 на 1000.

Демографическая нагрузка пожилыми более 300 на 1000, которая ожидает Китай после 2030 года – явление уникальное, не только для самого Китая. По данным Отдела населения ООН, в 2010 году такая нагрузка пожилыми была в 3 странах: Япония (360), Германия (316), Италия (309). Рассчитанная по международным правилам нагрузка пожилыми в России сегодня - менее 200, а к 2060 году, по среднему варианту прогноза ООН, будет не более 400.

Наши результаты качественно не отличаются от результатов прогноза, подготовленного Отделом населения ООН[9], и от прогнозов, выполненных другими исследователями[10]. Авторы научных прогнозов обсуждают тенденции и предпочитают публиковать рисунки, а не числа. Отдел населения вынес на всеобщее обозрение подробные результаты, но не детали методологии расчета. Мы видели (см. рис. 3 в первой части статьи – дать ссылку, 1 и 2), что оцененная в Отделе населения динамика показателей ведет себя существенно более плавно, чем по данным национальной статистики или нашим расчетам. Вот и по прогнозу ООН на 2060 год максимальная по всем сценариям демографическая нагрузка составит 782 на 1000, а у нас, по сходным сценариям, достигает 996.

Какие вызовы таит старение населения? Они хорошо известны из опыта развитых стран: нетрудоспособным потребуется источник средств существования, не способным полностью себя обслуживать – помощь в быту, не вполне здоровым – медицинская помощь разной регулярности.

Мы уже видели ранее в разделе «Грядущие проблемы пожилого населения» (дать ссылку на раздел статьи предыдущего номера), что массовое пенсионное обеспечение существует только в больших городах, в сельской местности его почти нет.

Сейчас доля пожилых, живущих в домохозяйстве из одного человека, - около 15%, но когда все пожилые станут одно- двухдетными родителями, эта доля вырастет. Наконец, две трети жизни после 65 лет пожилые будут жить в состоянии не очень хорошего здоровья.

Таким образом, рост демографической нагрузки пожилыми приведет к росту затрат семей и государства на их содержание. Потребуется не только материальная поддержка пожилым, но создание службы социальной и медицинской помощи пожилым, которые, вероятно, около трети предстоящей жизни в возрасте 65 лет будут жить в состоянии нездоровья. Стадия эволюции смертности по причинам, на которой находится Китай, заставляет думать, что это соотношение вряд ли быстро изменится в лучшую сторону.

Возвращаясь к связи факторов быстрого экономического роста с падением демографической нагрузки после 1980 года, мы увидим, что чрезвычайный рост нагрузки пожилыми чреват возникновением дефицита трудовых ресурсов, скорее всего, на локальном уровне. Вероятен рост стоимости труда: зарплата должна вырасти с учетом пожилых иждивенцев. Рост стоимости труда, возможно, снизит конкурентоспособность китайских товаров на мировом рынке. Материальная, социальная и медицинская помощь пожилым потребует больших затрат, доля инвестиций снизится. Значит, темп роста ВВП снизится непременно.

Подобно тому, как другие страны открывали месторождения нефти или алмазов, Китай в конце 1980-х стал обладателем огромных запасов дешевой рабочей силы, мало обремененной заботой о нетрудоспособных членах общества. Эти запасы вначале даже росли, словно открывались новые месторождения, но сегодня начали иссякать, и варианты прогноза исчерпания ресурса различаются несущественно. Весьма вероятно, что к началу 2030-х годов Китай после полувека невиданных успехов войдет в период преодоления трудностей.


[9] World Population Prospects: The 2012 Revision.
[10] Lutz W., Scherbov S., Cao G.-Y., Ren Q., Zheng X. Press China's uncertain demographic present and future. Vienna Yearbook of Population Research, 2007, 5: 37-59. Li Q., Reuser M., Kraus C., Alho J. Ageing of a giant: a stochastic population forecast for China, 2006-2060. Journal of Population Research, 2009. 26 – 1: 21-50.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.