Rambler's Top100

№ 635 - 636
23 марта - 5 апреля 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

«Понаехали тут» в роддомах России: исследование режима стратифицированного воспроизводства на примере киргизских мигрантов в Москве

Центр-периферийные отношения в Европе: демографический аспект

Миграция и естественное движение населения городов и административных районов России в 1990-2010 гг.: ключевые факторы различий

Имена детей смешанного происхождения в Казахстане

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

"Понаехали тут" в роддомах России: исследование режима стратифицированного воспроизводства на примере киргизских мигрантов в Москве

Рочева А. [1]
(Опубликовано в "Журнале исследований социальной политики", 2014, Т. 12, №3, с. 367-380)

Задача статьи - продемонстрировать, каким образом происходит взаимодействие женщин-мигрантов во время беременности и родов с медицинскими учреждениями Москвы. Современные реалии миграции приводят к тому, что российское здравоохранение зачастую не слишком дружелюбное к «обычным» роженицам, сталкивается с роженицами «новой формации» - женщинами, приехавшими из стран Средней Азии. Феминизация миграционных потоков из этого региона[2] ставит вопрос о том, каким образом должно выстраиваться взаимодействие медицинских учреждений с такими роженицами - и, соответственно, как это происходит сейчас.

Мигранты относятся к числу уязвимых групп, доступ которых к социальным услугам, в т.ч. к медицине, затруднен. Проблема доступа рассматривается с точки зрения культурных или структурных факторов. В первом случае внимание исследователей концентрируется на особых «культурных потребностях» мигрантов (culturally specific needs)[3]. Во втором - на том, каким образом миграционный статус, этническая принадлежность и другие факторы влияют на доступ к медицинской помощи[4]. Также совершаются попытки соединить эти подходы, когда рассматриваются культурные и структурные барьеры[5]. К последним относится концепция «стратифицированного воспроизводства». Впервые она была предложена Шелли Коулен (Shellee Colen) в исследовании опыта материнства женщин-мигрантов, занятых в качестве нянь-домработниц, и их работодателей из среднего класса в США. Стратифицированное воспроизводство означает дифференциацию репродуктивного труда, когда он по-разному «реализуется, оценивается и вознаграждается в зависимости от доступа к материальным и социальным ресурсам в конкретном историческом и культурном контексте»[6]. Доступ к ресурсам, в свою очередь, связан с занимаемой позицией. Согласно теории пересечений (intersectionalism), позиция каждого индивида характеризуется пересечением осей дифференциации, которые связаны с категориями класса, этничности, гендера, миграционного статуса, сексуальной ориентации, и это пересечение создает мультипликативный эффект[7]. Хотя в своей работе Коулен рассматривает две группы - местных работодателей и доминиканских нянь-домработниц, другие авторы отмечают потенциал концепции стратифицированного воспроизводства для исследования разнообразия внутри одной группы. Так, например, Паола Бониццони, опираясь на идеи Коулен, изучает стратегии воссоединения латиноамериканских семей в Милане в условиях итальянского законодательства[8]. Исследовательница отмечает, что ее задача - рассмотреть сложную взаимосвязь структурных и культурных факторов, а также стратегий, которые мигранты реализуют в этом контексте.

В статье мы опираемся на концепцию стратифицированного воспроизводства и с ее помощью демонстрируем неоднородность категории «мигранты». В фокусе работы - траектории женщин-мигрантов при взаимодействии с учреждениями здравоохранения в ситуации беременности и родов в контексте изменения правил оказания медицинской помощи начиная с 2010 г.

Объектом исследования стали этнические киргизки, приехавшие из Киргизии в Москву после 1991 г. в возрасте старше 16 лет, независимо от их нынешнего гражданства. Выбор объекта обусловлен тем, что именно в миграционном потоке из Киргизии по сравнению с другими странами Средней Азии наибольшая доля женщин - около 40%[9].

Эмпирическая база исследования включает серию интервью с мигрантами и экспертами[10]. В 2011-2012 гг. было проведено 71 интервью с мигрантами из Киргизии - конформная выборка[11] по 13 точкам Москвы, 12 биографических интервью с женщинами из Киргизии, беременность и/или рождение ребенка которых имели место в Москве, 7 экспертных интервью с медицинскими работниками, чиновниками, сотрудниками НКО. Для биографических интервью информантами выступали женщины, которые различались по ряду характеристик: возрасту (от 21 до 36 лет), миграционной истории (приезжали самостоятельно, вместе с мужем, вслед за мужем), семейному положению (замужние, разведенные, никогда не бывавшие замужем), социально-экономическому положению, миграционному статусу (имеющие гражданство РФ и Киргизской Республики). Все информантки имели опыт родов в роддоме (дома, по их словам, не рожал никто) либо в Москве, либо в Киргизии[12]. В первой части статьи освещаются изменения правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам в России начиная с 2010 г. с учетом трансформации финансирования медицинских учреждений. Во второй части анализируются траектории женщин-мигрантов в связи с этими изменениями.

Изменения правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам

С 2010 г. в России изменились условия оказания медицинской помощи временно пребывающим иностранным гражданам, что коснулось большинства иностранцев. Иностранные граждане классифицируются государством на три категории[13]: временно проживающие, постоянно проживающие и временно пребывающие. Первая и вторая категория включают тех, кто имеет вид на жительство или разрешение на временное проживание; их изменения практически не затронули. Пострадали временно пребывающие иностранцы - т.е. лица, которые получили миграционную карту, но не имеют вида на жительство или разрешения на временное проживание. Именно они сегодня являются наиболее масштабной группой. Согласно официальной статистике, в 2013 г. на территорию РФ въехало 17,3 млн иностранных граждан, на миграционный учет было поставлено 7,1 млн человек, оформлено чуть менее 3 млн документов, дающих право легально заниматься трудовой деятельностью. За этот же год было выдано только 350 тыс. разрешений на временное проживание и видов на жительство, а еще 136 тыс. человек получили гражданство РФ[14].

Временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане, даже при наличии всех необходимых «чистых» документов, были лишены доступа к бесплатной медицинской помощи в полном объеме, поскольку с 1 января 2010 г. работодатели не обязаны выплачивать взносы в фонд ОМС за временно пребывающих иностранных граждан[15]. Доступной осталась экстренная медицинская помощь, которая по вызову «Скорой помощи» оказывается бесплатно, по необходимости - в течение максимум трех суток. Изменения были закреплены в ФЗ N 326 «Об обязательном медицинском страховании», вступившем в силу с 1 января 2011 г., в котором определен список застрахованных лиц, в который не включены временно пребывающие иностранные граждане.

На уровне Москвы эти изменения выразились, в частности, в том, что, согласно эмпирическим данным этого исследования, в середине 2010 г. женщин из числа временно пребывающих иностранных граждан перестали бесплатно прикреплять к женским консультациям для наблюдения беременности. До этого процедура предписывала направление ходатайства в адрес Департамента здравоохранения г. Москвы, после чего предоставлялась возможность получить эти медицинские услуги бесплатно. Изменение правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам не было согласовано с проводимой параллельно трансформацией финансирования медицинских учреждений. Происходит постепенный переход от «бюджетно-страховой» к «страховой» модели финансирования медицинских учреждений, получившей название «одноканальной»[16]. Новая модель предполагает наполнение бюджета медицинских организаций из средств, перечисляемых из фонда ОМС за каждого пациента, прикрепленного к учреждению и имеющего полис. Ответственность за бюджет несет администрация. В конце 2012 - начале 2013 гг. было неясно, как будет оказываться экстренная медицинская помощь не застрахованным лицам. В Методических рекомендациях[17] вопрос оказания скорой медицинской помощи иностранным гражданам ставится как один из требующих решения в связи с переводом службы скорой медицинской помощи на финансирование из средств ОМС. В конце 2012 - начале 2013 гг. правозащитники, работающие с мигрантами, сообщали о том, что к ним поступают обращения, связанные с тем, что роженицам из числа временно пребывающих иностранных граждан выдавали квитанции на оплату медицинских услуг за роды. В декабре 2012 г. вышло пояснение Минздрава России о том, что финансирование скорой медицинской помощи пациентам без полиса ОМС происходит за счет средств регионального бюджета[18]. В марте 2013 г. были приняты правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам[19], в которых закреплено бесплатное оказание экстренных услуг и платное оказание неотложной и плановой помощи.

Однако финансирование медицинских учреждений не было своевременно перестроено. В ноябре 2013 г. во Владивостоке возникла ситуация, вызвавшая широкий общественный резонанс, когда гражданку Узбекистана с родовыми схватками «Скорая помощь» привезла в роддом, медицинский персонал которого принимать пациентку не захотел[20]. Выяснение причин инцидента показало наличие проблемы системного характера: в 2013 г. в бюджете Приморского края не было заложено статей расходов на выплаты медицинским учреждениям за пациентов без полисов ОМС[21].

В итоге медицинские работники описывают ситуации взаимодействия с временно пребывающими иностранными гражданами как дилемму. С одной стороны, когда за финансово-экономическое состояние медицинского учреждения отвечает его администрация, а получение финансирования за оказание медицинской помощи пациентам без ОМС затруднено, временно пребывающие иностранные граждане без полиса (и соответственно родового сертификата) становятся нежелательными пациентами. С другой стороны, по правилам, принятым в марте 2013 г., медицинский персонал обязан оказать помощь любому пациенту, если эта помощь квалифицируется как экстренная. Ситуация осложняется нечеткостью определенной в законе[22] границы между экстренной и неотложной медицинской помощью, что особенно актуально в ситуации родов[23].

Траектории мигрантов

Несмотря на то что изменение правил оказания медицинской помощи имело универсальный характер для всех временно пребывающих иностранцев, единой траектории действий женщин-мигрантов в ситуации беременности и родов не сложилось. Проведенное исследование позволяет увидеть неоднородность мигрантов и разнообразие вариантов, которые они избирали в связи с новыми условиями оказания медицинской помощи при беременности и родах после 2010 г. В частности, выделяются две траектории.

Первая траектория характера для тех, чье положение менее благополучно. Они могут получать меньшие доходы, занимать рабочие места с плохими условиями труда, иметь проблемы с документами и не иметь гражданства РФ. Закрытие возможности бесплатного прикрепления к женской консультации привело к тому, что они просто перестали наблюдаться у врачей во время беременности. Тем не менее роды у всех информанток происходили в роддомах. Женщины, особенно если это не первая беременность, не считают взаимодействие с медициной во время беременности необходимым. Единственное, о чем упоминается практически во всех интервью,- это УЗИ. В ряде случаев оно идентифицируется с наблюдением беременности - и на вопрос о наблюдении рассказывают о том, как делали УЗИ:

И: а ты пока беременная была, наблюдалась?

Р: да, я ходила [в медицинский центр] на проспект Мира, УЗИ делала (Интервью 76-2012, Ж, 22 года).

Часто УЗИ - это только способ удовлетворения любопытства относительно пола будущего ребенка и потому не считается обязательным:

[К] доктору смотреться не пошла, потому что с деньгами было [трудно]. Пойдешь - туда сходи, говорят, туда сходи, говорят. Я уверенно себя чувствовала, не болела, ничего. Даже отложила УЗИ, пойду узнаю, дочка или сын. <…> Мне интересно, сходить бы, но потом схожу, отложила, отложила, потом родила (смех) (Интервью 73-2012, Ж, 36 лет).

Многие информантки в этой группе приехали из сельской местности и потому могут сравнивать родильные дома Москвы только с родильными домами сельской части Киргизии, отмечая в первую очередь техническую оснащенность больниц Москвы и отсутствие бытовых проблем: «а здесь [в Москве] мне уколы делали, витамины разные кололи, а у нас там не так уж. Потому что я в селе живу, в районе (Интервью 75-2012, Ж, 25 лет)». Отношение медицинского персонала становится делом вторичным - тем, что можно «перетерпеть» и оправдать, например, усталостью:

[Акушерки] устали, наверное, но грубо обращались, когда приходили. «Давайте, чё вы». Потом врачи приходили - «чё вы здесь <...> сами на заработки пришли и рожаете» (смех). «Зачем вам рожать» говорит, «так много родов» (Интервью 73-2012, Ж, 36 лет).

В рамках этой траектории беременность и роды понимаются как «обыденные» процессы, которые вписаны в жизненный путь женщины (даже в ситуации миграции) и могут происходить с минимальным медицинским вмешательством. В силу этого, а не из-за сенситивности темы, ситуации взаимодействия с медицинскими учреждениями не становятся темой для рефлексии и обсуждений с информантками из этой группы - в отличие, например, от информанток из числа образованных женщин среднего класса[24].

Вторая траектория характерна для тех, кто имеет стабильное положение за счет более высоких доходов семьи, а также зачастую высшее образование и гражданство РФ (у самой женщины или ближайших родственников, в первую очередь, мужа). Они признают необходимость медицинского наблюдения во время беременности и имеют возможность рационально выстраивать свою «карьеру беременности» сразу в двух странах, в зависимости от доступности тех или иных услуг. Эта траектория предполагает полный цикл необходимых действий медиков, но происходить это может в разных странах: например, наблюдение беременности может начаться в России, продолжиться в Киргизии и завершиться родами в России.

Примером может служить ситуация Г.: она вышла замуж в Кыргызстане и приехала в Москву вслед за мужем, который уже несколько лет работал в России. Ее первая беременность в 2009 г. прошла в России и сопровождалась бесплатным наблюдением врача в женской консультации. О том, как получить доступ к этой медицинской услуге, узнал ее муж через налаженные социальные сети. Вторая беременность пришлась на 2010 г., когда прежний механизм прикрепления к женской консультации перестал действовать. Г. провела первые несколько месяцев беременности в России, сдавая анализы в частных клиниках. Основную часть беременности Г. провела в Киргизии, откуда приехала с обменной картой в Москву, чтобы родить. Российское гражданство мужа обеспечило возможность получения пособий и более простое оформление документов на ребенка.

Признавая необходимость медицинских услуг во время беременности и родов, люди в этой группе не доверяют полностью врачам и могут занимать критическую позицию по отношению к их словам, перепроверять результаты диагностики. Так, когда врачи одного из киргизских медицинских центров[25] сообщили информантке о плохих анализах во время беременности и посоветовали сделать аборт, она отказалась и обратилась для диагностики в другой медицинский центр:

Тем более <…> одни наши киргизы туда ходят в эту поликлинику. Там потому что наши работают. Может, они обманули, может, аборт не надо (Интервью 72-2012, Ж, 24 года).

Сравнивая медицинские услуги в двух странах, информантки из этой группы сопоставляют родильные дома в Москве и Бишкеке - причем часто в сравнении участвуют бюджетные родильные дома Москвы и частные клиники Бишкека:

Я, слава богу, рожала в Бишкеке, <…> я рожала в частной клинике.

<…> Я когда увидела, какое отношение было [в московском роддоме], я её ругала: «лучше б ты поехала [в Киргизию], заплатила бы и нормально бы у тебя это самое, не вот такое отношение, как будто ты там где-то под забором нагуляла и пришла». Страшно (Интервью 16-2011, Ж, 30 лет).

Для этой группы на первый план выходит отношение медицинского персонала. Оно становится значимым фактором при принятии решения о том, где будут проходить роды - в России или Киргизии. Не имея возможности «купить» вежливое обращение медицинского персонала в Москве, информантки предпочитают уехать рожать в Киргизию:

Естественно, она уезжает, потому что рожать здесь ей <…> дорого.

<…> в принципе получается, гражданства нету, и в роддомах принимают там, даже если заплатишь, <…> принимают знаешь как бы. «Вот, нашлялися, находилися (громко) <…> еще тут рожать!» Поэтому она уезжает к себе. Потому что мы же видели, да, как процесс этот проходит. Отвозили вот беременную - «Вот, чё вы тут нашлялися, теперь тут приехали все рожают (громко)». Такое отношение (Интервью 16-2011, Ж, 30 лет).

Сложно устроенная траектория этой группы демонстрирует, что мигранты пользуются ситуацией, когда они не могут себе позволить услуги для «среднего класса» в Москве, но компенсируют это поездками в Киргизию, где за счет заработков в России оплачивают медицинские услуги для «среднего класса» Киргизии. Такая возможность во многом обеспечивается относительной легкостью поездок между странами СНГ и Россией.

При всех различиях, между двумя траекториями существует три важных сходства. Во-первых, и для первой, и для второй траекторий характерно то, что социальные сети не используются для передачи информации о «хороших» роддомах Москвы, а только отчасти о «плохих». К «плохим» относится в первую очередь роддом с инфекционным отделением, в который принимают рожениц с гепатитом, ВИЧ и другими заболеваниями, а также необследованных рожениц (без обменных карт). Во-вторых, социальный капитал не используется для поиска альтернативных точек «входа» в медицинские учреждения: например, никто из информанток не искал «своего», знакомого врача. Контрастный случай представлен в исследовании армянских мигрантов[26]. Связано это с небольшим «стажем» киргизской миграции, скромными позициями на рынке труда и низким разнообразием социального капитала этой группы: большинство киргизских мигрантов в Москве общаются преимущественно друг с другом[27]. Таким образом, структура социального капитала киргизских мигрантов в целом с малой вероятностью будет включать в себя необходимые «слабые связи» - с «нужными» людьми в учреждениях здравоохранения Москвы.

В-третьих, ни для первой, ни для второй траектории не характерно то, что в СМИ называют «медицинским туризмом»[28]: прицельным планированием поездки в Россию для получения медицинской помощи высокого качества бесплатно. Отметим, что это не совпадает с общепринятым пониманием медицинского туризма - поездками граждан экономически развитых стран в менее развитые государства, позволяющими получить медицинские услуги сопоставимого качества за меньшие деньги и в более короткие сроки[29]. Между тем предположения о масштабном «медицинском туризме» в любом его понимании не соответствует ни первой, ни второй траектории. Для первой выбор роддома и в целом страны, где будут происходить роды, не всегда производится специально, а техническая оснащенность роддомов не является приоритетом при этом выборе. Для второй риски ксенофобских настроений медицинского персонала оказываются более значимыми, чем технические характеристики.

Согласно статистике Департамента здравоохранения г. Москвы, доля родов иностранных граждан за последние три года остается на уровне 7%[30], что совершенно не совпадает со «статистикой», приводимой СМИ - от одной трети до двух третьих. Так конструируется проблема «злоупотребления» мигрантами бесплатными медицинскими услугами, что, в свою очередь, служит аргументом в споре для стороны, выступающей против облегчения доступа иностранным гражданам к медицинской помощи[31].

Заключение

Изменения правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам в РФ начиная с 2010 г. привели к тому, что прежний порядок получения медицинских услуг был разрушен, а новый не выстроен. Не отлажено финансирование оказания медицинскими учреждениями экстренной медицинской помощи лицам без полисов ОМС (включая временно пребывающих иностранных граждан), а ответственность за бюджеты медицинских организаций возложена на их администрацию. Отмена полисов ОМС для временно пребывающих иностранцев показала, что среди них востребованы услуги наблюдения беременности и родовспоможения. И это оказалось неожиданностью. Нынешняя ситуация может быть описана фразой швейцарского писателя Макса Фриша (Max Frisch), который говорил о программе привлечения гастарбайтеров: «Мы звали рабочую силу, а приехали - люди». Сложилась ситуация, когда мигрантов стали обвинять в том, что они претендуют на нечто, на что права не имеют, а медицинские работники рисковали быть обвиненными в нечеловечности, если они медицинскую помощь не оказывали, и сделать свое учреждение убыточным, если помощь была оказана.

Траектории мигрантов в ответ на изменения существующих условий показывают, что «мигранты» - неоднородная группа. Для одной части мигрантов, обладающих минимальными ресурсами, отмена возможности прикрепляться к женским консультациям привела к тому, что они, оставаясь в России, обращаются к медицине по минимуму, но не видят в этом проблемы. Другая траектория более сложно устроена. В ее рамках иностранные граждане пользуются преимуществами транснациональной миграции[32], когда выстраивается социальное пространство, объединяющее посылающую и принимающую страны. Мигранты могут «играть на двух полях» и за счет пространственных перемещений комбинировать наборы ресурсов, доступных им в разных странах. Это позволяет не «замыкаться» на невысоких позициях, занимаемых ими в России. В любом случае Москва или Россия не становится центром «медицинского туризма», как это подается в СМИ, однако муссирование этой темы препятствует спокойному обсуждению доступа к медицинским услугам всех категорий иностранных граждан в РФ.

Выражение благодарности

Искренне благодарю информантов, которые щедро делились своим опытом и без участия которых эта работа не могла бы появиться. Обещания конфиденциальности удерживают меня от перечисления их имен. Ценные комментарии анонимных рецензентов позволили значительно улучшить первоначальный вариант текста.


[1] Анна Леонидовна Рочева - научный сотрудник, Российская академия народного хозяйства и государственной службы; младший научный сотрудник, Институт социологии РАН
[2] Тюрюканова Е.В. (ред.) Женщины-мигранты из стран СНГ в России. М.: Макс Пресс, 2011
[3] DeSouza R. New Spaces and Possibilities: the Adjustment to Parenthood for New Migrant Mothers // Blue Skies Report. 13.06.2006
[4] Jatrana S., Toyota M., Yeoh B. (eds.) Migration and Health in Asia. New York: Routledge, 2005; Thomas F. and Gideon J. (eds.) Migration, Health and Inequality. London and New York: Zed Books, 2013.
[5] Chu C. M.Y. Postnatal Experience and Health Needs of Chinese Migrant Women in Brisbane, Australia // Ethnicity & Health. 2005. 10 (1): 33-56; Шпаковская Л. Социальное исключение и стратегии его преодоления на пересечении этничности, класса и гендера // Журнал исследований социальной политики. 2013. 11 (2): 235-250
[6] Colen S. Like a Mother to Them: Stratified Reproduction and West Indian Childcare Workers and Employers in New York // F. Ginsburg and R. Rapp (eds.) Conceiving the New World Order: The Global Politics of Reproduction. Berkeley: University of California Press, 1995: 78
[7] Collins P.H. Black Feminist Thought. Knowledge: Consciousness and the Politics of Empowerment. New York and London: Routledge, 2000
[8] Bonizzoni P. Civic Stratification and Stratified Reproduction: Strategies of Solidarity of Latin American Families in Italy // Kraler A., Kofman E., Kohli M. and Schmoll C. (eds.) Gender, Generations and the Family in International Migration. IMISCOE Series. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2011: 313-334
[9] Тогда как среди мигрантов из Таджикистана и Узбекистана доля женщин не превышает 20% (ФМС Официальные статистические данные ФМС России. 2014 // http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/ (дата обращения: 23.07.2014))
[10] Интервью проведены в рамках кандидатской диссертации автора и проекта «Репро­дуктивное поведение женщин-мигрантов из Средней Азии в России», выполненного при поддержке фонда Бёлля совместно с Пешковой В.М.
[11] Рогозин Д.М. Конформная выборка в торговых центрах // Социологический журнал. 2008. (1): 25
[12] подробнее о методике исследования см. (Рочева А.Л. Исследование опыта рождения детей женщинами-мигрантами: проблемы доступа в поле // Социологический журнал. 2012. (3): 23-48)
[13] Федеральный закон от 25.07.2002 N ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3032
[14] ФМС Официальные статистические данные ФМС России. 2014 // http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/ (дата обращения: 23.07.2014)
[15] Федеральный закон от 24.07.2009 N ФЗ-212 «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. 27.07.2009. № 30. Ст. 3738
[16] Пирогов М.В., Черноношкина И.В., Кузнецов М.В. Совершенствование системы оплаты медицинской помощи в условиях одноканального финансирования // Главврач. 2011. (9): 15-22
[17] Скорая медицинская помощь в системе ОМС: этап становления, перспективы развития. Методические рекомендации / ГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи имени И.И. Джанелидзе», ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова», ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И. П. Павлова» Министерства здравоохранения России. СПб., 2012.
[18] Письмо Минздрава РФ от 25 декабря 2012 г. N 11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70193444/ (дата обращения: 27.08.2014)
[19] Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 N 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации» // http://www.rg.ru/2013/03/11/inostr-med-site-dok.html (дата обращения: 27.08.2014)
[20] Гражданка Узбекистана чуть не родила на крыльце роддома в Приморье // РИА-Новости. 06.11.2013. http://ria.ru/vl/20131106/974947854.html (дата обращения: 25.01.2014)
[21] Владивостокские ЛПУ теряют миллионы на лечении мигрантов без полисов ОМС // Медицинский портал Приморского края. 13.11.2013 // http://vladmedicina.ru/news/primo-rye/2013-11-13-vladivostokskie-lpu.htm (дата обращения: 25.01.2014); Закон Приморского края от 20 декабря 2012 года № 143-КЗ «О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» // http://www.rg.ru/2012/12/14/primorie-zakon-byudget-reg-dok.html (дата обращения: 27.08.2014).
[22] Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. № 48. Ст. 6724.
[23] Юрист: спор о родах на крыльце в Приморье усложняет путаница в законе // РИА Новости. 12.11.2013 // http://ria.ru/vl/20131112/976178923.html#ixzz38yM2xlXd (дата обращения 25.01.2014)
[24] Здравомыслова Е., Темкина А. (ред.) Здоровье и доверие: гендерный подход к репродуктивной медицине. СПб: Изд-во ЕУСПб, 2009
[25] В Москве работают более десяти коммерческих медицинских центров, в которых администрация и медицинский персонал, а также клиенты - преимущественно киргизы. Подробнее см. Варшавер Е.А., Рочева А.Л., Кочкин Е.В., Кулдина Е.С. Киргизские мигранты в Москве: результаты количественного исследования интеграционных траекторий // http://ssm.com/abstract=2425312 (дата обращения: 20.07.2014).
[26] Шпаковская Л. Социальное исключение и стратегии его преодоления на пересечении этничности, класса и гендера // Журнал исследований социальной политики. 2013. 11 (2): 235-250.
[27] Варшавер Е.А., Рочева А.Л., Кочкин Е.В., Кулдина Е.С. Киргизские мигранты в Москве: результаты количественного исследования интеграционных траекторий // http://ssm.com/abstract=2425312 (дата обращения: 20.07.2014).
[28] Роженицы-мигрантки оккупируют московские больницы // НТВ. 23.08.2012 // http:// www.ntv.ru/novosti/324008/ (дата обращения 25.01.2014); Мигрантки совершают «родильные туры» в столицу, но домой возвращаются без детей // В Москве - Московские новости. 14.08.2012 // http://www.newsmsk.com/article/14aug2012/rodi_tour.html (дата обращения 25.01.2014).
[29] Horowitz M. D., Rosensweig J. A., Jones C. A. Medical Tourism: Globalization of the HealthCare Marketplace // Medscape General Medicine. 2007. 9 (4): 33-44
[30] Зайончковская Ж., Полетаев Д., Флоринская Ю., Доронина К. Мигранты глазами москвичей / Демоскоп Weekly 2014 №605-606 http://demoscope.ru/weekly/2014/0605/demoscope605.pdf
[31] Приморские больницы лечат мигрантов лекарствами за счёт россиян // АиФ-Приморье. 19.11.2013 // http://www.vl.aif.ru/society/1025710 (дата обращения 25.01.2014).
[32] Basch L., Glick Schiller N., Blanc C. Z. Nations Unbound. Transnational Projects, Postcolonial Predicaments, and De territorialized Nation-States. London and New York: Gordon and Breach Science Publishers, 1994.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.