Rambler's Top100

№ 595 - 596
21 апреля - 4 мая 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Миграция в России: потоки и центры притяжения

Почему удвоилось число внутристрановых мигрантов

Новое усиление западного дрейфа?

Москва и другие центры притяжения мигрантов

Куда едут временные трудовые мигранты

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Миграция в России: потоки и центры притяжения[1]

Над темой номера работали

Никита МКРТЧЯН[2]

Лилия КАРАЧУРИНА[3]

Почему удвоилось число внутристрановых мигрантов

Все 2000-е годы российская статистика ежегодно фиксировала около 2 млн. внутренних миграционных перемещений. Стагнацию внутренней миграции на таком низком уровне в «нулевые» годы сложно объяснить объективными экономическими причинами. Как и другие авторы[4], исследователи Института демографии НИУ ВШЭ связывали низкие объемы миграции, с тем, что в последние годы миграция, связанная со сменой постоянного места жительства, сменяется временными формами пространственной мобильности[5], прежде всего - трудовой. По данным выборочных обследований начала 2000-х годов ее масштабы оценивались в 3 млн человек[6]. По результатам обследования населения 10 крупных городов в 2005 году, проведенного по репрезентативной для каждого города выборке, временные трудовые мигранты (исключая маятниковую миграцию и работу вахтовым методом) были в 4,4% домохозяйств[7]. Столько опрошенных указали, что в течение последних двух лет они или члены их семьи выезжали с целью заработка в другие населенные пункты, в т.ч. в 1,7% домохозяйств такого рода поездки совершались постоянно[8]. С недавнего времени у исследователей появился новый источник информации о трудовой миграции россиян – данные Обследований населения по проблемам занятости, о чем подробнее речь пойдет ниже.

Здесь же мы остановимся на важном, с точки зрения анализа масштабов внутристрановой пространственной мобильности, нововведении, вступившем в силу в 2011 году. С этого времени Росстат публикует данные не только о мигрантах, зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания на срок более 1 года[9], но и о зарегистрированных на срок 9 месяцев и более[10]. Если человек проживает временно в другом городе или регионе и регистрируется на меньший срок, в статистику миграции эти переселения по-прежнему не попадают, не попадает в учет и подавляющее большинство временных трудовых мигрантов. Тем не менее, изменение порядка учета уже в 2011 году резко увеличило число внутренних мигрантов, которое превысило 3 млн человек, а в 2012 году число фиксируемых перемещений составило 3,8 млн, формально вернувшись к уровню более чем 20-летней давности (рис. 1). Такое сближение показателей отчасти оправдано: падение миграции в 1990-е годы было связано, в т.ч., с изменением порядка учета миграции, с тем, что из учета с упразднением системы прописки были исключены перемещения, сопровождаемые временной пропиской. Справедливости ради, отметим, что и по нашей оценке столь резкого падения миграционной активности в 1990-е годы в действительности не было, число внутренних мигрантов в России к началу 2000-х годов не падало ниже 3 млн человек[11].

Синхронно выросли числа как внутри-, так и межрегиональной миграции, стоит отметить, что соотношение этих двух составляющих внутристрановой мобильности практически не меняется на протяжении всего периода наблюдений, составляя примерно 55% и 45% соответственно.

Рисунок 1. Число внутрироссийских мигрантов, тыс. человек

Источник: Росстат, данные текущего учета

Новый порядок учета миграции привел к увеличению нетто-миграции населения между федеральными округами (табл. 1), однако если в 2010 году суммарное число мигрантов, перераспределяемое между округами, составило 122 тыс. человек, то в 2012 году – 192 тыс., при столь большом росте числа перемещений. Переток населения между восточной и западной частями страны увеличился не сильно, значимо возрос отток населения из Приволжского и Северо-Кавказского округов, и приток в Центр и Северо-Запад.

Таблица 1. Миграционный прирост (убыль) за счет внутристрановой и международной миграции по федеральным округам, тыс. человек

 

2010

2011

2012

Россия

внутрироссийская

-

-

-

международная

158,1

319,8

294,0

Центральный

внутрироссийская

103,6

113,5

146,0

международная

57,5

101,0

93,7

Северо-Западный

внутрироссийская

7,7

33,1

29,5

международная

14,0

34,8

49,5

Южный

внутрироссийская

10,7

28,7

16,6

международная

11,0

30,4

20,9

Северо-Кавказский

внутрироссийская

-19,4

-40,7

-48,2

международная

5,1

8,9

8,9

Приволжский

внутрироссийская

-37,7

-61,0

-63,5

международная

29,5

48,6

45,5

Уральский

внутрироссийская

-8,4

1,9

-1,7

международная

17,0

36,1

25,1

Сибирский

внутрироссийская

-26,1

-43,2

-42,7

международная

21,1

45,4

35,1

Дальневосточный

внутрироссийская

-30,4

-32,4

-36,0

международная

3,0

14,6

16,2

Источник: Росстат, данные текущего учета

Синхронный рост межрегиональной и внутрирегиональной миграции говорит о том, что новый порядок учета миграции сказался на обоих видах внутристрановых миграционных потоков. Ниже будет подробнее описано, как повлиял новый порядок на ключевой миграционный тренд – западный дрейф и на потоки в рамках локальных групп регионов. Но, помимо этого, новая методика учета миграции повысила оценку перетока населения из сельской местности в города. В 2010 году миграционные потери сельской местности составили 141,3 тысячи человек, а в 2011 и 2012 годах – 231,0 и 235,2 тысячи соответственно, при этом устойчиво 2/3 потерь обеспечивала межрегиональная миграция.

Если в «нулевые» годы международная миграция почти полностью компенсировала потери населения сельской местностью за счет оттока в города, то, начиная с 2010 года, эти потери компенсируются менее чем на 1/3.

Анализ перетока населения на внутрирегиональном уровне показывает, что новый порядок учета привел к усилению фиксируемого статистикой оттока населения из сельских районов, малых и средних городов, а выигрыш от этого получили прежде всего региональные центры (рис. 2). В результате, в 2012 году крупные города (100-тысячники и региональные столицы) увеличили прирост за счет внутрироссийской миграции на 150 тысяч человек в сравнении с 2010 годом, а их суммарный миграционный прирост, вместе с международной миграцией, составил 525 тысяч человек против 291 тысячи соответственно.

Рисунок 2. Нетто-миграция по городам и сельской местности по видам потоков, 2010 и 2012 годы, тыс. человек

Источник: Росстат, данные текущего учета

В 2012 году, в сравнении с 2010 годом, наиболее сильно увеличился миграционный прирост за счет внутрироссийской миграции в Москве и крупных городах Столичного региона, в Санкт-Петербурге, а также в Новосибирске, Тюмени, Краснодаре, Перми, Калининграде, Челябинске. Сохранили большую привлекательность Казань, Красноярск, Воронеж, Нижний Новгород. Рост объемов миграции не изменил сверхконцентрацию притока внутрироссийских мигрантов в крупнейших центрах, приток в «рядовые» региональные столицы в среднем составляет по 1 тысяче внутрироссийских и международных мигрантов, но все равно это – двукратный рост в сравнении с 2010 годом. Конечно, в 2012 году среди региональных столиц были и теряющие население во внутрироссийской миграции – центры республик Северного Кавказа, некоторых регионов Дальнего Востока, Мурманск, Брянск, Тула, Липецк, Оренбург, Ульяновск, Курган, миллионный Ростов-на-Дону (видимо, последний – в силу какого-то непонятного статистического казуса, т.к. потери превысили 5 тыс. человек).

Стягивание населения в столицы регионов в результате внутрирегиональной миграции происходит прежде всего за счет лиц молодых возрастов, что можно проиллюстрировать на примере Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО[12] (рис. 3). На графике виден и второй «пик» миграции, связанный с переселением после выхода на пенсию, но в большинстве северных регионов он связан, прежде всего, с межрегиональной миграцией.

Рисунок 3. Внутрирегиональная нетто-миграция в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, 2012 год, человек

Источник: Росстат, База данных показателей муниципальных образований, http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst.htm

В целом же стягивание населения в региональные центры усилилось, рост статистически учитываемых объемов миграции привел к повышению напряженности «миграционного поля», позволил увидеть ряд ранее латентных форм миграции.

Изменение порядка учета в 2011 году отразилось на всех видах регистрируемых миграций, в том числе на территориально-близких перемещениях – т.н. «соседских миграциях». Миграции между территориями – соседями – всегда были важной составной частью миграционных передвижений и, более того, очень чутко реагировали на любые – социально-экономические и политические - изменения. Информации об условиях жизни в соседних регионах, как правило, больше, издержки переезда обычно ниже, переезд представляется менее травмирующим.

Для понимания ситуации из всего объема межрегиональной миграции вычленены переселения, осуществлявшиеся между регионами, соседствующими друг с другом. Для каждого региона России, таким образом, рассматривались только те потоки прибывших, которые направлялись из соседних территорий. В целом на такие близкие, соседские миграции приходилось 31,1% в 2010 году и 28,5% в 2012.

Несмотря на некоторое снижение доли соседских миграций в межрегиональных, их абсолютные размеры за 2010–2012 годы росли примерно тем же темпом, что и в целом внутрироссийские миграции. Размеры прибытий в соседских миграциях увеличились относительно равномерно. Территории более заметного, чем в среднем по России, роста предстают в основном островами – в 2012 году в сравнении с 2010 годом в 4,1 раза вырос объем «соседских прибытий» в Ненецком АО, в 3,3 – в ЯНАО, в 3,2 раза – в Орловской, Ярославской, Архангельской, Псковской областях. На этом фоне значимым представляется относительно менее высокий рост в Сибири – здесь во всех регионах, кроме Томской и Новосибирской областей, рост был в пределах 1,5-1,8 раза. В последних повышающую роль, выводящую ее на общероссийский тренд, по-видимому, сыграла учебная миграция. Таким образом, в Сибири соседские миграции увеличивались меньше, чем в других частях страны.

По удельному весу соседских миграций во всех межрегиональных прибытиях российские регионы формируют три относительно равных по наполненности типа: с низкой, средней и высокой ее долей (табл. 2).

Таблица 2. Группировка регионов РФ по доле миграции с регионами-соседями в общем числе межрегиональных прибытий в регион, 2010-2012 годы

Доля соседских миграций в общем объеме прибытий в 2010 году, %

Изменение доли соседской миграции в 2012/2010 годах

снижение

стабильная доля

рост

ИТОГО

Низкая (до 25%)

5

14

8

27

Средняя (25-45%)

11

13

8

32

Высокая (более 45%)

12

8

2

22

* в общем числе анализируемых регионов (81) отсутствуют Калининградская и Сахалинская области РФ, не имеющие сухопутных границ с другими регионами РФ.

Источник: Росстат, данные текущего учета.

Очень пестрым – и с географических, и с социально-экономических позиций – выглядит тип регионов с низкой долей соседских перемещений: здесь и депрессивные регионы Центра и Северо-Запада (например, Костромская, Тверская, Брянская, Псковская, Новгородская области), и регионы Дальнего Востока, население которых и в силу внутренней несвязанности пространства, и в силу исторически сложившейся незначимости миграций внутри Дальнего Востока, традиционно предпочитает переезжать «на материк» - территории Урала и западнее. Здесь же Краснодарский край, нефтяные округа, обе столицы. Всё это регионы, аттрактивные для самых разных мигрантов, отнюдь не только из близлежащих к ним областей.

Средний тип – это половина из всех регионов Центрального, Северо-Западного и Приволжского округов, отдельные представители Кавказа, Юга и Сибири.

В списке регионов с высокой долей соседских миграций нет ни одного региона Центра и Северо-Запада, но почти весь Урал (кроме нефтегазодобывающих округов) и обильно представлена Сибирь.

Отметим, что параметры соседских миграций детерминируются не столько количеством регионов-соседей, сколько их локализацией относительно соседних – более сильных или более слабых – регионов и общим пространственным положением в российской миграционной системе.

При этом за 2010-2012 годы наблюдается некоторое сближение значений показателя: у 30% регионов с низкой долей соседских миграций этот показатель растет, у 55% регионов с высокой долей, он снижается. Иными словами: там, где соседская миграция была неинтенсивной, она в большей мере росла; там, где была интенсивной, она в большей мере снижалась.

Исходя из динамики доли соседских миграций в 2012 году в сравнении с 2010 годом, изменение статистического учета миграций или реальное изменение направленности миграционных потоков привело к усилению значимости территориально близких миграций в первую очередь для регионов Центра, у которых анализируемый показатель в подавляющем числе случаев рос (у 12 из 18 регионов округа) и снижение в Сибири, где в 9 регионах из 12, формирующих округ, он падал.


[1] В данной научной работе использованы результаты проекта «Анализ долговременных тенденций воспроизводства населения России и их социально-экономических последствий», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2014 году.
[2] Мкртчян Никита Владимирович – к.г.н., в.н.с. Института демографии НИУ ВШЭ.
[3] Карачурина Лилия Борисовна – к.г.н., доцент кафедры Демографии НИУ ВШЭ.
[4] См., например: Моисеенко В.М. Внутренняя миграция населения М.: «ТЭИС», 2004, с. 238; Моисеенко В.М. Снижение масштабов внутренней миграции населения в России: опыт оценки динамики по данным текущего учета / «Вопросы статистики», 2004, 7, с.50; Рязанцев С.В. Внутренняя миграция населения в России: региональные особенности и перспективы / «Народонаселение», 2004, 3, с. 113.
[5] Население России 2005. Тринадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А.Г. Вишневский / Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007, с. 186-188.
[6] Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция в СНГ с позиций общества, семьи и личности / Миграция населения. Вып. 2: Трудовая миграция в России. Приложение к журналу «Миграция в России» // Под общей ред. О.Д. Воробьевой. М., 2001, с. 21.
[7] Данные обследования «Миграционная мобильность населения России», проведенного в декабре 2005 г. Всего опрошено 3200 домохозяйств в 10 крупных городах России. Руководители проекта – Ж.А. Зайончковская и О.Д. Воробьева. Исследование проведено по заказу Минэкономразвития России. Более подробно о временной трудовой миграции по результатам обследования см.: Иванова Т.Д. Трудовая миграция россиян: экономические и социальные эффекты (по результатам социологического исследования / Проблемы прогнозирования, 2008, 4, с. 82-98.
[8] Денисенко М., Карачурина Л., Мкртчян Н. Готовы ли российские безработные ехать за работой? / Демоскоп Weekly № 445-446, 29 ноября – 12 декабря 2010 г. http://demoscope.ru/weekly/2010/0445/demoscope0445.pdf
[9] Это изменение было введено в середине 2000-х гг., но данные Росстату передавались не полностью.
[10] Социально-экономическое положение Российской Федерации, январь 2012. М.: Росстат, 2012.
[11] Мкртчян Н.В. Миграционная мобильность в России: оценки и проблемы анализа/ SPERO, 2009, №11, с. 149-164.
[12] Округа – самостоятельные субъекты РФ, но ранее они входили в Тюменскую область, и сейчас сохранили с ней тесные миграционные связи. В аналитических целях эти регионы объединены в один – Тюменская область (включая ХМАО и ЯНАО)

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.