Rambler's Top100

№ 555 - 556
20 мая - 2 июня 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Мировые тенденции международной миграции и миграционной политики

Число международных мигрантов растет – за 1990-2010 годы оно увеличилось на 38%, - но их доля в населении мира растет более умеренно, увеличившись с 2,9% до 3,1%

Миграция увеличивает прирост населения Океании, Северной Америки и Европы, сокращая население Латинской Америки, Азии и Африки

В 2012 году развивающиеся страны получили 401 миллиард долларов США в форме денежных переводов мигрантов

Доля стран, желающих снизить иммиграцию, сократилась с 40% в 1996 году до 16% в 2011 году, а доля желающих увеличить ее возросла с 4% до 11%

Доля стран, желающих снизить эмиграцию - 23 - 24% - почти не меняется, а желающих увеличить ее возросла с 3% до 9%

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Мировые тенденции международной миграции и миграционной политики /Демоскоп Weekly. 2013. № 555-556.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2013/0555/barometer555.pdf


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Доля стран, желающих снизить иммиграцию, сократилась с 40% в 1996 году до 16% в 2011 году, а доля желающих увеличить ее возросла с 4% до 11%

О политике стран в области международной миграции можно судить по данным, приведенным в недавно опубликованном материале ООН «International Migration Policies. 2013. Wallchart» на основе очередного обзора правительственных оценок проблем населения и политики, проводимой с целью их решения по 196 странам мира, «World Population Policies 2011».

Сравнение точек зрения национальных правительств на политику в отношении учтенной иммиграции в страну показывает, что все большая часть стран мира не стремится как-то изменять сложившийся объем иммиграции (рис. 10). В то же время доля стран, желающих снизить иммиграцию, сократилась с 40% в 1996 году до 16% в 2011 году, а доля желающих увеличить ее возросла с 4% до 11%.

Рисунок 10. Распределение стран мира по политике в отношении иммиграции, % стран, 1996, 2005 и 2011 годы

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). International Migration Policies. 2013. Wallchart.

В 2011 году правительства 77% из 196 стран оценивали уровень иммиграции как удовлетворительный (рис. 11). Меньше всего удовлетворенный уровнем иммиграции было среди стран Азии (70%), среди которых было больше всего, по сравнению с другими регионами мира, стран, оценивающих сложившийся уровень иммиграции как слишком высокий (26%). Такую точку зрения высказали представители Бахрейна, Йемена, Иордании, Ирана, Катара, Кувейта, Малайзии, Непала, ОАЭ, Пакистана, Саудовской Аравии, Сингапура. В то же время представители Армении и Израиля выразили мнение, что иммиграция в их страны слишком низка.

Больше всего стран, правительства которых считают сложившийся уровень иммиграции очень низким, - 14% - в Европе (Австрия, Болгария, Россия, Словения, Словакия, Швеция). Слишком высокой считают иммиграцию в 5 европейских странах: Великобритании, Дании, Нидерландах, Франции и Хорватии.

Данные по Северной Америке на данном графике и далее не очень сопоставимы с другими регионами, поскольку относятся только к двум странам – США и Канаде, но необходимы для полноты картины, тем более что именно эти страны являются важнейшими с точки зрения притяжения международных мигрантов.

Рисунок 11. Распределение стран мира и основных регионов по оценке уровня иммиграции, % стран, 2011 год

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). International Migration Policies. 2013. Wallchart.

Политика в отношении иммиграции отличается большим разнообразием, хотя большинство стран все же предпочитает не вмешиваться или поддерживать ее на сложившемся уровне (рис. 12). При этом политика невмешательства больше всего распространена среди африканских государств, а стремление как-то изменить объем иммиграции более выражено у азиатских и европейских государств.

В Азии снизить иммиграцию хотят помимо 11 государств, в которой ее считают слишком высокой (кроме Непала), в Туркмении и на Кипре, где ее оценивают как удовлетворительную.

В Европе повысить иммиграцию хотят помимо 6 государств, считающих ее низкой, в Белоруссии, Польше, Сан-Марино, Финляндии и на Украине, где ее оценивают как удовлетворительную.

Рисунок 12. Распределение стран мира и основных регионов по политике в отношении иммиграции, % стран, 2011 год

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). International Migration Policies. 2013. Wallchart.

Страны назначения могут получать существенные выгоды от притока квалифицированной рабочей силы. Квалифицированные мигранты играют важную роль в создании коммерческих предприятий и внедрении инноваций, особенно в областях, связанных с научно-техническим прогрессом. Поэтому привлечение молодых талантливых мигрантов становится все более важной правительственной задачей. Во всех группах стран мира растет доля стран, поощряющих иммиграцию квалифицированных кадров (рис 13).

В 2011 году политика поощрения иммиграции высококвалифицированных работников проводилась в 67 странах. В период 1990–2000 годов число квалифицированных мигрантов в странах — членах ОЭСР возросло почти в два раза, в то время как Китай, Индия, Германия, Мексика, Филиппины и Великобритания относились к числу стран с наибольшим числом квалифицированных специалистов, проживающих за рубежом15.

Страны используют различные подходы по привлечению высококвалифицированных мигрантов. Так, в Канаде работодатели могут нанимать высококвалифицированных мигрантов в рамках Программы временного найма иностранных рабочих. В Австралии предоставляется помощь в найме квалифицированных работников на временной или постоянной основе в рамках правительственной программы по вопросам миграции. Тем не менее, с началом глобального финансово-экономического кризиса некоторые страны стремились к ограничению числа высококвалифицированных иммигрантов.

Рисунок 13. Доля стран, поощряющих иммиграцию высококвалифицированной рабочей силы, % стран, 2005 и 2011 годы

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). International Migration Policies. 2013. Wallchart.

Однако навыки мигрантов часто используются в недостаточной мере из-за трудностей в получении признания квалификации, приобретенной за рубежом. Поэтому в ряде стран реализуются стратегии более эффективного признания квалификации и навыков мигрантов на основе двусторонних, региональных и многосторонних соглашений. Так, страны Европейского союза договорились о взаимном признании научных степеней и профессиональной квалификации, а Ассоциация государств Юго-Восточной Азии изучает возможность заключения регионального соглашения о признании навыков.

Иммиграция квалифицированной рабочей силы приносит выгоды странам назначения, однако эмиграция образованных людей, зачастую из числа самых лучших и талантливых, имеет негативные последствия для развития в странах происхождения. Они особенно тяжелы для стран, которые уже сталкиваются с серьезной нехваткой квалифицированных кадров, а также для стран с относительно небольшим населением. В 2010 году на шестьдесят третьей сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения был принят глобальный кодекс поведения, чтобы препятствовать активному найму медицинских работников из развивающихся стран, испытывающих острую нехватку такого персонала. Великобритания приняла добровольный кодекс поведения, регулирующий международный наем работников сферы здравоохранения, включающий перечень развивающихся стран, активный наем из которых является недопустимым. Норвегия разработала рамочные основы глобальной солидарности, обязавшись применять более ответственный подход к найму медицинских работников из развивающихся стран16.

Европейские страны наиболее активны в политике привлечения высококвалифицированных мигрантов (рис. 14). Желание снизить иммиграцию квалифицированной рабочей силы выразили только представители Великобритании и Сербии. Среди азиатских государств стремление снизить иммиграцию квалифицированных мигрантов выразили представители Иордании, Бахрейна, Сингапура и Филиппин.

Рисунок 14. Распределение стран мира и основных регионов по отношению к политике поощрения иммиграции высококвалифицированной рабочей силы, % стран, 2011 год

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). International Migration Policies. 2013. Wallchart.

По мере возрастания численности международных мигрантов все более насущной становится задача интеграции мигрантов в принимающее сообщество. Во многих странах расизм и ксенофобия, усилившиеся под влиянием глобального экономического кризиса, привели к усилению напряженности в отношениях между коренным населением и общинами иммигрантов.

Воссоединение семей является одним из важнейших механизмов социально-экономической интеграции мигрантов. В 2011 году в 71% стран, по которым имеются данные, проводилась политика в целях поддержания или увеличения притока международных мигрантов с помощью программ воссоединения семей. В 9% стран правительства пытались сократить такой приток посредством ужесточения требований в отношении въезда на основе введения языковых экзаменов, требований в отношении доходов и других видов ограничений. Остальные 20% стран не проводят никакой политики такого рода.

Из общего числа стран мира стремление изменить объем иммиграции в рамках политики воссоединения семей выразили 14% стран, больше всего в Европе: 14% стран  – увеличить, 16% - снизить (рис. 15). Представители США выразили стремление поддерживать ее на сложившемся уровне, представители Канады – увеличить.

Рисунок 15. Распределение стран мира и основных регионов по отношению к иммиграции в рамках политики воссоединения семей, % стран, 2011 год

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). International Migration Policies. 2013. Wallchart.

Многие страны реализуют специальные программы в целях поощрения социально-экономической интеграции иммигрантов, недопущения дискриминации и содействия получению гражданства. К 2011 году подавляющее большинство стран в развитых регионах и около половины из 97 развивающихся стран, по которым имеются данные, внедрили программы по поощрению интеграции мигрантов (рис. 16). В наименее развитых странах подобные программы распространены еще меньше, хотя и в этой группе стран они получают большее распространение.

Поскольку социальная интеграция проще всего достигается в раннем возрасте, некоторые страны предпринимают меры содействия интеграции детей и молодежи в школе и других местах. В Италии используются языковые и культурные посредники для обучения вновь прибывших иностранных учащихся и оказания им помощи в школьной интеграции. В Японии были созданы специальные «промежуточные школы» для оказания помощи детям-мигрантам в изучении японского языка и содействия их интеграции в принимающее сообщество.

Рисунок 16. Доля стран, проводящих политику интеграции иммигрантов (иностранцев), % стран по основным группам стран, представившим сведения, 2005 и 2011 годы

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). International Migration Policies. 2013. Wallchart.

Из общего числа стран мира (196) политика интеграции иммигрантов-иностранцев реализуется в 88 странах (45%), в 55 не проводится, а о 53 странах сведений нет. Наиболее распространены программы интеграции мигрантов в странах Европы и Северной Америки (рис. 17).

Рисунок 17. Распределение стран мира и основных регионов по отношению к политике интеграции иммигрантов (иностранцев), % стран по основным группам стран, представившим сведения, 2011 год

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). International Migration Policies. 2013. Wallchart.

Правовые меры, принимаемые для интеграции мигрантов, сосредоточены, в первую очередь, на предоставлении возможностей для получения гражданства. Практически все страны регулируют предоставление таких возможностей. Политика натурализации международных мигрантов проводится в 128 странах мира (65%). В 63 странах (32%) проводили политику, ограничивающую возможности натурализации (рис. 18). В этих странах возможности получения гражданства ограничивались случаями вступления в брак с гражданином страны, проживанием в стране в течение 10 лет и более, принадлежностью иммигранта к особой категории. Так, для получения гражданства Малайзии, Саудовской Аравии и Филиппин необходимо проживать в стране не менее 10 лет, а в Нигерии, Уганде, Катаре и Центральноафриканской Республике – соответственно, 15, 20, 25 и 35 лет. В некоторых странах, включая Испанию и Венесуэлу, требования в отношении срока проживания различаются в зависимости от гражданства иммигрантов, а в других странах, включая Йемен, возможности для получения гражданства предоставляются только мусульманам или лицам арабского происхождения17.

Рисунок 18. Распределение стран мира и основных регионов по политике натурализации международных мигрантов, %, 2011 год

Распределение стран мира и основных регионов по отношению к политике воссоединения семей, % стран, 2011 год


15 United Nations  (2013). New trends in migration: demographic aspects / Report of the Secretary-General. E/CN.9/2013/3. P. 13.
16  United Nations  (2013). New trends in migration: demographic aspects / Report of the Secretary-General. E/CN.9/2013/3. P. 13.
17 United Nations  (2013). New trends in migration: demographic aspects / Report of the Secretary-General. E/CN.9/2013/3. P. 12.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.