Rambler's Top100

№ 555 - 556
20 мая - 2 июня 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Мировые тенденции международной миграции и миграционной политики

Число международных мигрантов растет – за 1990-2010 годы оно увеличилось на 38%, - но их доля в населении мира растет более умеренно, увеличившись с 2,9% до 3,1%

Миграция увеличивает прирост населения Океании, Северной Америки и Европы, сокращая население Латинской Америки, Азии и Африки

В 2012 году развивающиеся страны получили 401 миллиард долларов США в форме денежных переводов мигрантов

Доля стран, желающих снизить иммиграцию, сократилась с 40% в 1996 году до 16% в 2011 году, а доля желающих увеличить ее возросла с 4% до 11%

Доля стран, желающих снизить эмиграцию - 23 - 24% - почти не меняется, а желающих увеличить ее возросла с 3% до 9%

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Мировые тенденции международной миграции и миграционной политики /Демоскоп Weekly. 2013. № 555-556.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2013/0555/barometer555.pdf


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Доля стран, желающих снизить эмиграцию - 23 - 24% - почти не меняется, а желающих увеличить ее возросла с 3% до 9%

Что касается эмиграции, доля национальных правительств, выразивших желание снизить ее, остается примерно той же - 24% в 2011 году против 23% в 1996 и 2005 годах. Доля желающих увеличить ее возросла с 3% до 9% (рис. 19). Большая часть стран предпочитает не вмешиваться или поддерживать эмиграцию из страны на сложившемся уровне.

Рисунок 19. Распределение стран мира по политике в отношении эмиграции,
1996, 2005 и 2011 годы, %

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). International Migration Policies. 2013. Wallchart.

В 2011 году 65 из 196 стран (33%) считали сложившийся уровень эмиграции из страны слишком высоким и только 14 (7%) – слишком низким (рис. 20).

Слишком низкой считали эмиграцию из собственных стран представители 7 государств в Азии (Бангладеш, Вьетнам, Индонезия, Иордания, Камбоджа, Таиланд, Тимор-Лесте), 5 в Океании (Кирибати, Науру, Папуа – Новая Гвинея, Тонга, Тувалу) и 2 в Африке (Египет и Марокко).

Рисунок 20. Распределение стран мира по отношению к эмиграции, 2011 год, %

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). International Migration Policies. 2013. Wallchart.

Большая часть стран предпочитает не вмешиваться (45%) или поддерживать эмиграцию на сложившемся уровне (22%). Больше всего стран, желающих увеличить поток эмиграции из страны, в Азии – 26% (рис. 21). Такое стремление выразили, помимо 7 стран, в которых эмиграцию считают слишком низкой, Йемен, Непал, Пакистан, Таджикистан, Узбекистан, представители правительств которых оценили сложившийся уровень эмиграции как удовлетворительный. Вместе с тем в 9 странах Азии хотели бы снизить уровень эмиграции: в Армении, Грузии, Израиле, Ираке, Иране, Лаосе, Малайзии, Саудовской Аравии и Туркмении.

В Европе эмиграцию хотели бы снизить в 8 государствах (в Белоруссии, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Македонии, Молдавии, Сербии, Хорватии и на Украине), в Африке – в 13, в Латинской Америке – в 11, в Океании – в 5.

Рисунок 21. Распределение стран мира по политике в отношении эмиграции,
2011 год, %

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). International Migration Policies. 2013. Wallchart.

Помимо сокращения эмиграции, возможна возвратная миграция, или репатриация. Механизмы, способствующие периодическому или окончательному возвращению мигрантов, особенно обладающих высокой квалификацией и необходимыми навыками, могут содействовать развитию стран исхода мигрантов. Доля стран, в которых были внедрены стратегии, способствующие возвращению граждан, увеличилась с 51% в 2005 году до 63% в 2011 году. Например, в Эквадоре и Грузии недавно приняты программы, направленные на содействие реинтеграции возвращающихся мигрантов. Осуществляется также ряд инициатив в целях поощрения периодического или полного возвращения мигрантов из числа студентов и научных работников. В рамках Программы Африканского союза по предоставлению стипендий имени Мвалиму Ньерере студентам из Африки предоставляются финансовые средства для обучения за рубежом при условии, что после успешного завершения учебы они будут работать в Африке как минимум в течение двух лет. В Китае в рамках программы «Сто талантов» молодые талантливые ученые, живущие за границей, поощряются к возвращению в Китай на временной или постоянной основе посредством обеспечения привлекательных условий труда18.

В связи с началом старения представителей первой волны мигрантов изучаются новые подходы к предоставлению медицинской помощи и услуг, в том числе обеспечение возможностей получения пенсий и других пособий на территории других стран. Это имеет особое значение для мигрантов, желающих вернуться в свои страны происхождения. Так, Марокко, Турция и Филиппины заключили двусторонние соглашения с принимающими странами в целях содействия репатриации пособий, таких как пособия в рамках социального обеспечения и медицинского обслуживания, в страны происхождения.

В целом по миру политика поощрения возвратной миграции в той или иной форме реализуется в 109 из 196 стран (56%), в 65 (33%) не проводится, о 22 странах (11%) сведений нет (рис. 22). Особенно широко политика привлечения эмигрировавших сограждан обратно в страну распространена среди государств Латинской Америки и Карибского бассейна.

Рисунок 22. Распределение стран мира по политике поощрения возвратной миграции, 2011 год, %

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). International Migration Policies. 2013. Wallchart.

Двойное гражданство допускают более половины стран – 53% (рис. 23). Запрет двойного гражданства больше распространен в наименее развитых странах мира (37%), ограничения – в развитых странах (33%).

Рисунок 23. Распределение стран мира по политике в отношении двойного гражданства, 2011 год, %

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). International Migration Policies. 2013. Wallchart.

Все более широкое признание получает вклад общин диаспоры в содействие экономическому и социальному развитию стран исхода путем мобилизации ресурсов и передачи знаний и средств. Несмотря на рост уровня безработицы в некоторых странах, откуда поступают крупные объемы денежных переводов мигрантов, мигранты продолжают отправлять деньги домой, несмотря на экономический кризис последних лет. Эти переводы являются важным подспорьем для их семей, а также важным устойчивым источником иностранной валюты для многих развивающихся стран.

Для эффективного использования вклада диаспор в национальную экономику осуществляется ряд новаторских стратегий. В 2011 году в 77 развивающихся странах и 37 развитых странах были созданы правительственные органы для решения вопросов, представляющих интерес для диаспор этих стран. В качестве примера можно упомянуть Группу по вопросам региональной интеграции и диаспоры в Доминике, Национальный секретариат по делам мигрантов в Эквадоре, Комиссию по делам филиппинцев за границей, Группу по делам сингапурцев за границей и Группу по вопросам развития миграции в Зимбабве19.

Только в 30 из 196 стран мира (в 15%) никаких специальных государственных подразделений по работе с диаспорой в 2011 году не было. 52 страны (27%) не представили сведений о наличии или отсутствии подобных государственных структур (рис. 24). Больше всего они распространены среди стран Европы, Северной и Латинской Америки.

Рисунок 24. Распределение стран мира по наличию специального государственного подразделения по работе с диаспорой, 2011 год, %

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). International Migration Policies. 2013. Wallchart.

Правительства некоторых стран, в основном из числа развивающихся, приняли меры, включая предоставление финансовых стимулов, в целях оказания содействия своим гражданам, проживающим за границей, в осуществлении инвестиций в национальную экономику. Наибольшее распространение получили упрощенные бюрократические процедуры инвестирования и освобождение от налогов за счет налоговых изъятий или льгот20 (рис. 25).

Рисунок 25. Число развивающихся стран, привлекающих для инвестиций средства диаспоры, 2011 год, %

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). International Migration Policies. 2013. Wallchart.

Источники:

United Nations, Economic and Social Council.

New trends in migration: demographic aspects / Report of the Secretary-General. E/CN.9/2013/3.

Monitoring of population programmes focusing on new trends in migration: demographic aspects / Report of the Secretary-General.  E/CN.9/2013/4.

United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division.

International Migration Policies. 2013. Wallchart. – http://www.un.org/en/development/desa/population/publications/policy/international-migration-policies-2013.shtml

The World Bank, Migration and Remittances Unit, Development Prospects Group.

Migration and Development Brief, N 20. April 19, 2013. – http://siteresources.worldbank.org/INTPROSPECTS/Resources/334934-1288990760745/MigrationDevelopmentBrief20.pdf


18 United Nations  (2013). New trends in migration: demographic aspects / Report of the Secretary-General. E/CN.9/2013/3. P. 14.
19 United Nations  (2013). New trends in migration: demographic aspects / Report of the Secretary-General. E/CN.9/2013/3. P. 14.
20 United Nations  (2013). New trends in migration: demographic aspects / Report of the Secretary-General. E/CN.9/2013/3. P. 15.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.