Rambler's Top100

№ 549 - 550
1 - 14 апреля 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Российский демографический барометр 
Преступность в России в 2012 году

Общий уровень преступности в России продолжает снижаться, но справиться с ростом наркопреступности не удается

Несмотря на сокращение в 2,5 раза, число убийств остается высоким - 9 в расчете на 100 тысяч человек в 2012 году против 1 на 100 тысяч в Германии или Испании

Число ДТП и пострадавших в них в 2011-2012 годах увеличивалось

67% лиц, совершивших преступления в 2012 году, не имели постоянного источника дохода, 45% уже совершали преступления раньше

Число осужденных снижается: в 2011 году по приговорам судов, вступившим в законную силу, было осуждено 782,3 тысячи человек, 29% из них – к наказанию лишением свободы

В местах лишения свободы на начало 2012 года содержалось 756 тысяч человек, в том числе 4,6 тысячи несовершеннолетних

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Преступность в России
в 2012 году /Демоскоп Weekly. 2013. № 549-550.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2013/0549/barometer549.pdf


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Число ДТП и пострадавших в них в 2011-2012 годах увеличивалось

Значительное число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших в них людей (погибших и раненых) остается одной из серьезных социально-экономических проблем России.

В 2007 году число зарегистрированных ДТП7 возросло до 233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году. В последующие три года оно снижалось, составив в 2010 году 199,4 тысячи (на 14,7% меньше, чем в 2007 году), а в 2011-2012 годах вновь стало расти  – до 203,6 тысячи ДТП, что на 1,9% больше, чем в 2011 году.

В числе зарегистрированных ДТП устойчиво растет доля происшествий по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных средств: в 1995 году она составляла 52,1%, в 2000 году – 59,1%, в 2005 году – 67,2%, в 2011 году – 75,0%.

Число пострадавших (погибших и раненых8) в ДТП резко возросло во второй половине 1980-х годов, увеличившись со 171 тысячи человек в 1985 году до 250 тысяч в 1990 году, а затем - после некоторого снижения – до 325 тысяч человек в 2007 году.

Число погибших в ДТП увеличилось с 22,7 тысячи человек в 1985 году до 37,1 тысячи человек в 1993 году (рис. 7). К 1997 году оно снизилось до 27,7 тысячи человек, а затем вновь стало расти – до 35,6 тысячи в 2003 году (в том числе 4 тысячи человек из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств в состоянии опьянения). Всего за 2003 год от всех видов транспортных травм, по данным учета естественного движения населения, умерло 43,4 тысячи человек (30 на 100 тысяч человек).

Начиная с 2004 года число погибших в ДТП стало сокращаться (исключение составил 2007 год, когда оно немного увеличилось), а число раненых продолжало расти до 2007 года, когда оно достигло 292,2 тысячи человек, а с 2008 года также наметилась тенденция снижения. Однако в 2011-2012 годах вновь отмечался рост числа погибших и раненых в ДТП.

Число погибших на автомобильных дорогах и улицах составило в 2012 году, как и в 2011, 28 тысяч человек (на 5,3% больше, чем в 2010 году). Число умерших в результате всех видов транспортных травм увеличилось до 29,3 тысячи человек (на 1,6% больше, чем в 2011 году), составив 20,5 на 100 тысяч человек, в том числе в результате ДТП – 20,1 тысячи (на 7,3% больше), или 14,1 на 100 тысяч человек. Число раненых в дорожно-транспортных происшествиях составило в 2012 году 258,6 тысячи человек (на 2,7% больше, чем в 2011 году).

Для сравнения можно отметить, что в Европейском союзе за последние десятилетия было предпринято немало усилий для сокращения смертности от ДТП, в результате чего она снизилась с 16,2 в расчете на 100 тысяч человек в 1990 году до 7,4 в 2009 году9.

Значения показателя стандартизованного коэффициента смертности существенно различаются по странам ЕС-27, но самые высокие значения – в Румынии (15,1), Греции (13,6), Литве (12,8), Польше (12,1), Болгарии и Латвии (по 11) – на четверть ниже, чем в России. Лучшие показатели - в Швеции, Нидерландах и Великобритании - составляют около 4 погибших в ДТП на 100 тысяч человек.

Рисунок 7. Число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, 1980, 1985, 1990, 1993-2012 годы, тысяч человек

Заметные различия наблюдаются и внутри России. Число погибших в результате ДТП в 2011 году варьировалось от 4 на 100 тысяч человек постоянного населения в Чукотском автономном округе до 47 в Республике Тыве (рис. 8). В половине регионов значение показателя было ниже 20, в том числе в 6 – ниже 15 на 100 тысяч человек, и только в 3 – ниже 10 (Москве, Санкт-Петербурге и Чукотском автономном округе). С другой стороны, в 8 регионах значение показателя превышало 30 погибших в ДТП на 100 тысяч человек (в республиках Тыве и Калмыкии, Псковской, Новгородской, Ленинградской, Владимирской, Калужской и Рязанской областях).

Число раненных в ДТП варьировалось в 2011 году от 56 на 100 тысяч человек в Чеченской Республике до 340 в Псковской области. В половине регионов значение показателя превышало 180, причем в 31 регионе было выше 200 на 100 тысяч человек, а в 4 – выше 300 на 100 тысяч человек. Помимо Псковской области крайне высокими значениями показателя выделяются Республика Хакассия (323), Владимирская (308) и Новгородская (306) области. Лишь в 4 регионах значение показателя ниже 100 раненых на 100 тысяч человек (помимо Чеченской Республики в республиках Ингушетии и Дагестане, а также в Чукотском автономном округе).

Рисунок 8. Число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях по регионам-субъектам Российской Федерации, 2011 год, на 100 тысяч человек постоянного населения
Список регионов

Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число самих ДТП, в которых были пострадавшие, в результате чего «летальность» дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась (рис. 9). Число погибших в транспортных происшествиях  в расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001 годах и 133 в 2010 году. В 2011 году оно возросло до 140, а в 2012 году - 138.

Вместе с тем устойчиво (за исключением небольшого снижения в 2008 году) возрастало число раненых в происшествиях на дорогах и улицах - в расчете на 1000 зарегистрированных ДТП оно увеличилось с 1099 в 1995 году до 1260 в 2011 году и 1270 в 2012 году.

В определенной степени это связано с обновлением и изменением парка автомобилей, среди которых возрастает доля более безопасных современных машин.

Рисунок 9. Число погибших  (ось слева) и раненых (ось справа) на 1000 дорожно-транспортных происшествий, 1995, 2000-2012 годы

Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них заметно различается по регионам России. В 2011 году число ДТП в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения составило в целом по стране 140, варьируясь от 30 в Чеченской Республике до 259 в Псковской области (рис. 10). Еще в 7 регионах оно превышало 200 ДТП на 100 тысяч человек (в Республике Хакасии, Владимирской, Ленинградской, Магаданской, Новгородской, Рязанской областях и Еврейской автономной области – от 200 до 247) и только в 9 не достигало 100 (помимо Чечни, в республиках Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия), Чукотском автономном округе, Белгородской и Томской областях, Ставропольском крае).

Однако при низком относительном числе зарегистрированных ДТП их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах, где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в 2011 году от 63 в Санкт-Петербурге и 66 в Москве и Чукотском автономном округе до 548 в Чеченской Республике. Несколько ниже соотношение числа погибших и дорожно-транспортных происшествий в республиках Ингушетия (502), Тыва (435), Дагестан (359), Кабардино-Балкарии (276), Северная Осетия - Алания (249) и Карачаево-Черкессия (223).  В остальных регионах оно не превышает 210 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими. В половине регионов-субъектов федерации это соотношение ниже 145 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими.

Число раненых в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП, в которых были пострадавшие, составило в 2011 году в целом по России 1260, а среди регионов-субъектов федерации варьировалось от 1022 в Ненецком автономном округе до 1703 в Чеченской Республике.

Рисунок 10. Число дорожно-транспортных происшествий и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской Федерации, 2011 год
Список регионов

Примерно 2/3 дорожно-транспортных происшествий, в которых есть пострадавшие, происходят из-за нарушения правил дорожного движения водителями легковых автомобилей (65,4% в 2011 году). На долю нарушений ПДД водителя грузовых автомобилей и мототранспорта приходится существенно меньше (6,2% и 4,2%, соответственно).

Однако число погибших и раненых в ДТП не связано напрямую с обеспеченностью населения собственными легковыми автомобилями – напротив, в ряде случаев оно выше в регионах с более низкой обеспеченностью индивидуальными автомобилями.

В 2011 году на каждую тысячу россиян приходилось в среднем 242 собственных легковых автомобиля. Среди регионов-субъектов федерации значение этого показателя варьировалось от 61 в Чукотском автономном округе до 385 в Камчатском крае, а число погибших в ДТП на 100 тысяч автомобилей – от 24 в Москве (где на 1000 человек приходится 285 собственных легковых автомобилей) до 344 в Республике Тыве (135 автомобилей на 1000 человек). Самые высокие значения числа погибших в ДТП в расчете на 100 тысяч собственных легковых автомобилей отмечаются в регионах, в которых обеспеченность такими автомобилями не достигает 200 на 1000 человек, а самые низкие значения – в регионах, где обеспеченность автомобилями заметно выше (рис. 11).

Число раненых в ДТП в расчете на 100 тысяч собственных легковых автомобилей составило в среднем России 728, а среди регионов-субъектов федерации варьировалось от 413 в Москве до 1962 в Еврейской автономной области. Высокие значения показателя отмечались также в Псковской (1418), Владимирской (1376), Ивановской (1351) и Новгородской (1314) областях, а также в республиках Алтай (1307) и Хакасия (1304).

Рисунок 11. Число собственных легковых автомобилей (на 1000 человек) и число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (на 100 тысяч автомобилей) по регионам – субъектам Российской Федерации, 2011 год
Список регионов

Доля ДТП по вине водителей в состоянии опьянения в целом по России относительно невысока (6,2% от общего числа ДТП по вине водителей в 2011 году), но заметно различается по регионам России, составив в 2011 году от 1,4% в Республике Адыгее до 18,2% в Пензенской области (рис 12).

Доля погибших в результате ДТП по вине водителей в состоянии опьянения составила 9,0% в целом по России. Среди регионов-субъектов федерации ее значение варьировалось от 0 в Ненецком и Чукотском автономных округах до 28,3% в Ивановской области, а в центральной половине регионов – от 5,7% до 13,5%. Из-за пьяных водителей погибло более 20% погибших в ДТП, произошедших по вине водителей, помимо Ивановской области, в Магаданской, Амурской, Костромской и Владимирской области, около 20% - в Республике Мордовии, Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае.

Доля раненых в результате ДТП по вине водителей в состоянии опьянения составила в 7,9% в целом по России. Среди регионов-субъектов федерации ее значение варьировалось от 1,3% в Чеченской Республике до 19,9% в Пензенской области. По вине водителей в состоянии алкогольного опьянения получили ранения более 15% раненных в ДТП по вине водителей также в Архангельской области и Ненецком автономном округе, республиках Тыве и Саха (Якутия), Амурской и Магаданской области.

Рисунок 12. Дорожно-транспортные происшествия по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения по регионам – субъектам Российской Федерации, 2011 год, % от общего числа ДТП, произошедших по вине водителей
Список регионов


7 Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель, характеризующий дорожно-транспортные происшествия, включаются сведения только о тех дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.
8 Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток (с 2009 года, ранее – в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
9 Key figures on Europe 2012 .   P. 52, 134. - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/product_details/publication?p_product_code=KS-EI-12-001

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.