Rambler's Top100

№ 509 - 510
1 - 20 мая 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Шведский эксперимент в демографической политике: Гуннар и Альва Мюрдали и межвоенный кризис народонаселения

Как отвечает законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» на вызовы системе здравоохранения

Population ageing in Central and Eastern Europe

Экономика народонаселения. Исследовательские проекты студентов магистратуры

Нужна ли России политика в области внутренней миграции

По страницам журналов «Социальные аспекты здоровья населения» и «Терапевтический архив»

Демография в журнале «Химия и жизнь»

Содержание журнала «Population & Societes»




Google
Web demoscope.ru

Н.В. Мкртчян

НУЖНА ЛИ РОССИИ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННЕЙ МИГРАЦИИ

Миграционный барометр в Российской Федерации

Серия специальных докладов

М., МАКС Пресс, 2011, 36 страниц

http://www.baromig.ru/library/Mkrtchjan_rus.pdf

Оценка изменения численности населения в трудоспособном возрасте в 2005 - 2025 годах при отсутствии миграции (стр. 7)


Численность населения, млн. человек

Изменение за 2005-2025 гг.

2005

2026

млн.чел.

в %

Российская Федерация

90,2

71,3

-18,9

-21,0

Центральный федеральный округ

23,3

16,9

-6,4

-27,5

в т.ч. Москва и Московская область

10,9

7,7

-3,2

-29,3

Северо-Западный федеральный округ

8,8

6,5

-2,3

-26,2

Южный федеральный округ

13,9

12,5

-1,4

-10,4

Приволжский федеральный округ

19,2

15,2

-4,0

-21,0

Уральский федеральный округ

7,9

6,4

-1,6

-19,9

Сибирский федеральный округ

12,7

10,4

-2,3

-18,2

Дальневосточный федеральный округ

4,4

3,5

-0,8

-19,1

Демографические соображения не позволяют ожидать существенных изменений в территориальной мобильности российских трудовых ресурсов. При общем сокращении трудоспособного населения в ближайшие десятилетия особенно сильно уменьшатся контингенты молодежи (17-29 лет), а именно в этом возрасте отмечен пик территориальной мобильности. Этот пик устойчив во времени, в 2004-2008 годах на лиц в этом возрасте приходилось 41-42% всех внутристрановых миграций. По расчетам, только за счет изменения структуры населения в пределах трудоспособного возраста (сокращение доли молодежи) миграционная активность населения снизится к 2025 году на 9% . Негативное воздействие изменения возрастной структуры уже ощущается на динамике пространственной мобильности, но наблюдаемый сейчас низкий уровень пространственной мобильности - не предел.

Стр. 8-9.

Альтернативой переезду на постоянное жительство или временной миграции может являться развитие внутрирегиональной и локальной пространственной мобильности как в форме переселений и временной миграции в пределах региона, так и в форме маятниковой миграции. Последним, к сожалению, уделяется крайне мало места в программах развития отраслей, регионов и муниципальных образований. При этом готовность населения, в т.ч. безработных и ЛИР [лиц, ищущих работу], к участию во внутрирегиональной миграции выше, чем к миграции в другие регионы и части страны, такие программы могут иметь больший успех.

Подобные программы, помимо уже названных подходов, могут сопровождаться следующими мероприятиями:

  • развитие пассажирского транспортного сообщения в пределах городских агломераций и соседствующих с ними периферийных частей регионов;
  • совершенствование внутриагломерационной планировочной структуры, «вынос» предприятий за черту центрального ядра в целях разгрузки городской транспортной инфраструктуры;
  • изменение характера работ, переход, где это возможно, от ежедневного графика работ к сменной (сутки/трое) и т.п.;
  • развитие межпоселенческой дорожной сети.

Стр. 17-18.

В Серию специальных докладов входят материалы, подготовленные ведущими специалистами Российской Федерации в вопросах миграции. В серии представлены сценарии развития российской миграционной политики, ее статистическое обеспечение и связь миграции с рынком труда. Анализируются проблемы интеграции мигрантов на фоне усиливающегося потока трудовых мигрантов в Россию. Отдельное внимание уделено анализу российской внутренней миграции, а также механизмам регулирования трудовой миграции в развитых странах.

Данный доклад посвящен внутренней миграционной политике России.

Серия адресована как практическим работникам, занимающимся разработкой миграционной политики, так и широкому сообществу, интересующемуся вопросами миграции.

Доклады в издании представлены на двух языках - русском и английском.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.