Rambler's Top100

№ 507 - 508
16 - 30 апреля 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Opec.ru» о городах и экономике
«Новая газета» об урбанистической революции
«Московские новости» о возможном объединении Москвы и области
«Независимая газета» об обустройстве новой Москвы
«Профиль» о жилищном строительстве в Москве и Подмосковье
«Slon.ru» о московской агломерации
«Огонек» о предложении перенести Москву в Сибирь
«Итоги» и «Красноярский рабочий» о новом городе-миллионнике
«The Financial Times» о миграции и урбанизации
«Liter.kz» об урбанизации в Казахстане
«Эксперт-Казахстан» о развитии Астаны
«Взгляд» о деурбанизации «усадебного» типа
«Коммерсантъ», «Взгляд», «Московские новости», «Slon.ru», «Новые известия» и «Ведомости» о реформе пенсионной системы
«Corriere della Sera» о последствиях роста продолжительности жизни для социальных систем
«Московские новости» об отмене трудовых книжек
«Московские новости» о заемном труде
«US News and World Report» о женской занятости и безработице
«Новая газета» о миграционной политике России
«Голос Америки» о миграционных проблемах России и США
«Российская газета» об оргнаборе мигрантов
«Российская газета» о квотах для иностранцев в российском спорте и торговле

«Взгляд» о квотах для иностранных работников из новых стран ЕС в Швейцарии
«Le Point» и «Русская Германия» о шенгене и границах ЕС
«Gundogar.org» о туркменском законе «О миграции»
«Obozrevatel.com» об иммиграции в Украине
«Harakat» о денежных переводах из России в Узбекистан
«The New Times» о проблемах российского Кавказа
«Slon.ru» об экономическом росте и смертности
«Комментарии» о дорожной смертности на Украине
«Медицинская газета» о проблеме ВИЧ в России
«Московские новости» о проверках в школах на наркотики
«Новые известия» о российском антитабачном законе
«The New Times» о генетике и медицине
«Медицинская газета» об РПЦ, абортах и медицинских клеточных технологиях
«Телеграф» о рождаемости и ЭКО в Латвии
«BBCRussian.com» о стерилизации женщин в Узбекистане
«Российская газета» о рождаемости в ЯНАО и Москве
«Зеркало» о браках и разводах в Азербайджане
«Российская газета» о переписи 2010 года на Кавказе
«Государственное информационное агентство Туркменистана» о предстоящей переписи в Туркменистане
«Gorod.lv» об именах на латышский манер

о заемном труде

Наемников легализуют

Растущий рынок заемного труда может потеснить штатных работников

Законопроект о заемном труде, который сейчас готовится ко второму чтению в Госдуме, вызывает противоречивую реакцию. Профсоюзы ратуют за запрет «продажи рабочей силы» частными агентствами занятости, и готовы добиваться этого при помощи протестных акций. Эксперты Высшей школы экономики, представившие в четверг, 19 апреля, результаты своего исследования рынка труда, озвучили противоположную точку зрения, которой придерживаются и предприниматели: заемный труд обеспечит гибкость и мобильность трудовых резервов.
Изначально поправки в Трудовой кодекс,  рассматриваемые в Госдуме, препятствовали работодателям использовать заемный труд, но по мере обсуждения в нижней палате в документ были внесены поправки: законопроект может стать лояльнее к «неустойчивым» формам занятости. Пока неясно, будут приняты эти изменения в нынешнем виде, учитывая однозначно негативную позицию Федерации независимых профсоюзов России.
Пока же, как отметили на пресс-конференции эксперты Института управления социальными процессами НИУ «Высшая школа экономики», сам термин «заемный труд» не распространен в России: даже сами «заемные сотрудники» не охарактеризуют себя подобным образом и довольствуются знанием схемы, по которой работают. Работники заключают договор (не полноценный трудовой контракт, а гражданско-правовую сделку) с организацией-посредником, частным агентством занятости (ЧАЗ), которое уже направляет заемную рабсилу компании-покупателю.
Работа Национального исследовательского университета ВШЭ показала, что легальных заемных работников в России немного - от 0,1 % до 0,4 % занятого населения. Однако при легализации заемного труда эта цифра может вырасти в десять раз – до 4 %, что составляет 3 миллиона человек. Это один из аргументов, который работодатели приводят в пользу узаконения деятельности ЧАЗ (которые фактически не нарушают действующий Трудовой кодекс, но де-юре их статус не прописан). «Частные агентства занятости пользуются статьями налогового законодательства и гражданского законодательства, где есть некоторые лазейки для того, чтобы эту форму так или иначе использовать», - подчеркивает директор Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Татьяна Четвернина. По ее словам, большую часть заемных работников (69%) составляет молодежь, для которой такая форма занятости – «хорошая возможность получить опыт и стаж». К тому же, студенты и недавние выпускники спокойно и даже приветственно относятся к постоянной смене работы, отмечает Четвернина. Эксперт подчеркивает, что из-за неясности правового статуса ЧАЗ, как сами агентства занятости, так и компании, нуждающиеся во временных сотрудниках, и сами работники «находятся в зыбкой ситуации, где достаточно велика вероятность судебных разбирательств и исков». Именно поэтому эксперты НИУ ВШЭ уверены, что введение законопроекта о легализации заемного труда необходимо.  Ведущий научный сотрудник Института управления социальными процессами Ирина Козина отметила, что сейчас эта услуга весьма востребована, причем не только в нашей стране, но и во всем мире: по данным CIETT (Международная конфедерация частных агентств занятости), в течение последних десяти лет число заемных работников выросло втрое – до десяти миллионов. «По сути, то, что происходит во всем мире, у нас носит очень фрагментарный и усеченный характер. Развитие этих услуг, как мне кажется, имеет смысл приветствовать», - заявила Татьяна Четвернина.
Совершенного иного мнения придерживаются профсоюзы. Лидеры профессиональных объединений открыто заявляют, что будут бороться с заемным трудом, причем, не только лоббируя законодательные инициативы по его запрету, но и уличными методами.
Например, в этом году протестную кампанию начало альтернативное профобъединение «Новые профсоюзы» - поводом стал судебный процесс об увольнении одного из «заемных рабочих» предприятия «Балтика-Ростов». Главным аргументом в борьбе профсоюзов против заемного труда является дискриминация заемных работников, права которых по сравнению со штатными сотрудниками значительно преуменьшены: они не имеют стабильной зарплаты (по исследованию НИУ ВШЭ размер средней зарплаты – 21 055 рублей в месяц), четких сроков работы, многих социальных льгот и гарантий. В профсоюзах уверены, что  в случае форс-мажора частные агентства занятости не смогут компенсировать людям доставленные неудобства. «У агентств отсутствуют фонды и их единственный актив является интеллектуальным. В таком случае они могут подписать гарантии, но оказываются не в состоянии их выполнить», - пояснил «МН» секретарь Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков. «Легализация заемного труда выгодна только предпринимателям, выгода наемного работника весьма сомнительна», - уверен Шершуков. По его словам, работодатель при использовании заемного труда экономит на заработной плате и социальных выплатах, люди же идут на такую работу от безысходности. И действительно, опрос  «Левада-Центра» для НИУ ВШЭ показывает, что 60% из тех, кто обращается в частное агентство занятости, ищут постоянную работу.
Сами «жертвы», по исследованию «Высшей школы экономики», по большей части считают свои условия труда благоприятными, хотя подавляющая часть (95%) и надеется получить в будущем постоянную работу. При этом половина работников не задумывается о преимуществах и недостатках такой формы занятости. Однако эксперты, проводившие исследование, признаются, что его результаты оказались такими позитивными из-за состава агентств, участвовавших в исследовании: все они стараются действовать в рамках закона. Кроме этих предприятий существует достаточно большой сектор частных агентств-нелегалов. По словам Татьяны Четверниной, статистики по этим «теневым» агентствам не существует, но их количество исчисляется в тысячах.
«Даже если предположить, что этот сегмент больше и ситуация там категорически плоха - люди работают как рабы, их обманывают - из этого тоже можно сделать позитивный вывод о том, что эту форму занятости нужно легализовать», - уверена Четвернина. Профсоюзы делать такой вывод совершенно не готовы, категорично отзываясь о заемном труде, как о рабском. «Ситуацию в торговле людьми не может улучшить легализация проституции», - сравнил Александр Шершуков. По его мнению, только запрет заемного труда приведет к тому, что предприниматели начнут создавать нормальные рабочие места.
Президент группы компаний HeadHunter Юрий Вировец оценил сложившуюся конфронтацию как «раздутую», тем более что схема заемного труда давно уже функционирует, но дискуссии между профсоюзами и предпринимателями не прекращаются. «Между двумя сторонами возможен компромисс, но в данном случае именно профсоюзы не настроены на уступки, в частности, активнее всех выступает против ФНПР. Я считаю, что права и обязанности в этой сфере очень легко законодательно урегулировать - четко расписать, как это сделано во многих развитых странах», - заявил «МН» Вировец. По его словам, несмотря на сопротивление профсоюзов, рынок заемного труда будет развиваться, и этот процесс не остановить.

Виктория ЧАРОЧКИНА. «Московские новости», 13 апреля 2012 года

Молодежную безработицу в России побеждать запрещено

Социальный лифт для начинающих работников может быть остановлен государством

В развитых странах именно частные агентства занятости становятся стартовой трудовой площадкой для молодежи, которая по окончанию срока контракта либо закрепляется на постоянной основе, либо продолжает работать по гибкому и временному графику.
После окончания вуза молодой специалист не всегда может устроиться на работу — работодателям нужен опыт, которого еще просто нет. Гибкие формы занятости становятся оптимальным путем приобретения такого опыта. Стоящие на страже социальных гарантий профсоюзы и законодатели пытаются запретить не вписывающиеся в Трудовой кодекс виды занятости.
Государство недополучит налогов, а граждане лишатся работы, возражают им представители кадровых агентств.
При всем разнообразии видов трудовых отношений, эксперты обращают внимание на мировую тенденцию — потребность в гибких формах трудовой деятельности. Одним из стремительно развивающихся видов трудовых отношений является заемный труд. Иными словами, наем работников, осуществляемый специализированной фирмой (частным агентством занятости), на постоянной или зачастую временной основе для исполнения заказов от иных работодателей.
В развитых странах такая форма занятости активно практикуется. По данным исследований НИУ ВШЭ и CIETT (Международной конфедерации частных агентств занятости), доля заемных работников в тех странах, где подобная форма труда легализована, составляет 1-4% от общего количества занятого населения.
Так, в ЕС доля заемных работников равна 1,5% занятого населения, в США — 1,7%, в Японии — 1,3%. Россия не может похвастаться таким количеством заемных работников, в условиях отсутствия законодательного регулирования количество заемных работников не превышает 0,4%. После кризиса 1998 года, когда были огромные сокращения и было понятно, что нанимать в постоянный штат очень сложно, многие иностранные компании, которые привыкли пользоваться у себя дома этой услугой, узнали о том, что она есть и в России и начали ей довольно эффективно пользоваться», — рассказал Дэнис Пэннел, управляющий директор CIETT, в ходе обсуждения проблемы заемного труда на заседании тематической экспертной группы.
Другие результаты исследований показывают: каждый третий заемный работник — молодой человек в возрасте до 30 лет, из них 12% — студенты. Во всех странах, где легализован заемный труд, происходит заметный рост уровня занятости населения, в том числе молодежи, возрастной когорты, как известно, традиционно имеющей высокий процент безработицы. Только за первые два месяца 2012 года, по данным Росстата, около 30% от общего числа безработных составляла молодежь в возрасте до 25 лет.
«Заемный труд может помочь молодежи трудоустроиться и получить первый опыт работы через частные агентства занятости», — полагает директор Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ, проректор Татьяна Четвернина. По ее мнению, благодаря заемному труду молодой человек может не только составить себе резюме, но и обрести необходимый опыт работы в разных секторах и специальностях.
Успешные работники имеют большие возможности перейти к традиционному труду в штате предприятия: «Это некий трамплин в жизни, когда ты после первой своей работы в частном агентстве занятости, можешь получить спектр разных работ. Ты становишься нужен, престижен, в тебе заинтересованы. И из всех безработных, начавших работать в таком агентстве, 80% получили другую временную либо постоянную работу по окончанию своего первого проекта», — рассказала Екатерина Горохова, глава представительства кадрового агентства Kelly Services в России.
«В среднем одна треть подобных заемных работников через 12 месяцев заключают непосредственно постоянные контракты. Примерно 33% через 12 месяцев заключают постоянный контракт», — такие данные приводит Дэнис Пэннел.
В развитых странах именно частные агентства занятости становятся стартовой трудовой площадкой для молодежи, которая по окончании срока контракта либо закрепляется на постоянной основе, либо продолжает работать по гибкому и временному графику. «Очень много к нам приходит студентов, очень много кто окончил вузы. Действительно, процентов 40 — для них это действительно первая работа», — говорит Ольга Банценкина, руководитель представительства частного агентства занятости Coleman Services UK.
По данным Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ, в сегменте заемного труда задействовано 45% рабочих специальностей, 28% составляет офисный персонал, продавцы-консультанты, 23% разного рода специалисты и 4% руководителей. Таким образом, тезис о низкой квалификации заемных работников — совсем небесспорный.
Заемный труд представляется связующим звеном между временной и постоянной занятостью. Об этом свидетельствуют данные НИУ ВШЭ, согласно которым 95% заемных работников в будущем хотят получить постоянную работу, 83% — на предприятии, где трудятся на временной основе. «Здесь есть и мерчендайзеры, и торговые представители, есть ассистенты руководителей в довольно большом количестве. Есть сотрудники бухгалтерии, есть работники ИТ. Зачем это нужно? В первую очередь это гибкость. Потому что 78% всех заемных работников привлекаются на периоды пиков производственной активности. Это, безусловно, очень высокая эффективность и экономия на масштабах, потому что высокая стандартизация процессов внутри частных агентств занятости позволяет быть экономным и существенно уменьшает издержки предприятия и организации», — говорит Екатерина Горохова.
Законодателей и профсоюзы беспокоят негативные стороны заемного труда.
Основные аргументы противников — уход работодателя от социальных гарантий работникам и низкая заработная плата.
В мае 2011 года депутаты Андрей Исаев и Михаил Тарасенко внесли в Государственную думу законопроект, ограничивающий использование заемного труда и необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера.
«Сегодня заемный труд во многом стал синонимом хищнической эксплуатации рабочей силы, и для этого есть очень много оснований, это не отдельные случаи неправильного использования, это систематическая работа по устранению, созданию нового типа трудовых отношений, покорный труд. Что делают сегодня агентства, используя временные контракты, — они лишают работников возможности поставить вопрос о размере заработной платы, они лишают работника возможности ставить вопрос об условиях труда, в которых он работает», — говорит Петр Бизюков из Центра социально-трудовых прав.
Сторонники легализации заемного труда, напротив, говорят о том, что большинство заемных работников довольны заработной платой, а вместе с этим имеют необходимые социальные гарантии — оплачиваемый отпуск, оплату «больничных», что создает платформу для представления интересов заемных работников в профсоюзах.
«Что потеряет страна, если этот закон будет принят. В первую очередь люди потеряют работу. 70-100 тыс. потеряют работу. Второе — клиенты, компании, которые думают о том, чтобы инвестировать сейчас деньги в Россию, возможно, поменяют свое мнение, потому что не так легко это будет уже делать. Уйдет целая индустрия с рынка, и вот эти люди, они придут на черный рынок, на нелегальный рынок, и таким образом государство будет просто недополучать налоги», — таково мнение Натальи Долженковой, гендиректора Adecco Group Russia.
Что касается молодежи, то легализация заемного труда позволит им без каких-либо серьезных издержек, в том числе без отрыва от учебы, трудиться по гибкому графику, что, возможно, снизит безработицу в этой возрастной и социальной когорте. «Помимо резюме современным молодых людям важно попробовать себя в разных сферах, ведь молодежь ищет интересную работу, а не монотонный труд, где нужно сидеть на одном месте и зарабатывать деньги, сталкиваясь со скучной работой», — отмечает Татьяна Четвернина. По ее мнению, через частные агентства занятости можно найти работу по специальности.

Максим НЕЛЮБИН. «Московские новости», 13 апреля 2012 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.