Rambler's Top100

№ 499 - 500
20 февраля - 4 марта 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Из архивных папок 

Введение

С.А. Новосельский. Предмет и содержание отечественной санитарной статистики в досоветский период её развития

М.П. Красильников. Законодательство о гражданской регистрации актов гражданского состояния




Google
Web demoscope.ru

Законодательство о гражданской регистрации актов гражданского состояния

М.П. Красильников
Опубликовано: Естественное движение населения Союза ССР 1923-1925 гг. /Центральное статистическое управление СССР. Сектор социальной статистики. Отдел статистики социального состава и движения населения. Том 1. Выпуск 1. Москва: Издание ЦСУ СССР, 1928. С. III- XIII (Введение)

Глава I

Прежде чем дать анализ приложенных при сем таблиц об естественном движении населения, считаем необходимым ознакомить с положением дела регистрации актов гражданского состояния, как основы статистики естественного движения населения.

Логическим последствием провозглашенного Октябрьской революцией акта об отделении церкви от государства и школы от церкви явилось изъятие от служителей культов дела регистрации актов гражданского состояния и передача его Советам. Еще до издания закона об отделении церкви от государства издается декрет о порядке расторжения браков. «Брак расторгается вследствие просьбы о том обоих супругов, или хотя бы одного из них» — основная норма нового законодательства. В примечании к ст. 2-ой этого закона указывается, что заявление о расторжении браков по обоюдному согласию может быть подано непосредственно в отдел записи браков, каковой отдел заносит в книгу запись о расторжении брака и выдает о том свидетельство. Силою 12-й статьи этого же закона все оконченные и неоконченные бракоразводные дела в духовных консисториях признаются уничтоженными и подлежащими передаче в местные суды. Таким образом, было положено начало гражданской регистрации и в первую очередь, как видим, регистрации расторжения браков.

Вскоре после этого опубликован был декрет о введении книг для записи актов гражданского состояния (20/XII-1917 г.), которые ведутся специальными для того отделами. Для проведения в жизнь этого декрета была издана особая инструкция „об организации отделов записей браков и рождений". Отделы разбиваются на губернские, уездные и волостные и „если волость (или уезд) занимает большое пространство, то она может быть разбита на районы".

Более прочно закрепляется дело гражданской регистрации актов гражданского состояния в декрете от 23/I-1918 года об отделении церкви от государства, в котором утверждается, что «акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений». Изданное в развитие этого декрета постановление НКЮ (24/VIII-1918 г.) нормирует вопрос и о метрических книгах; последние изъемлются из духовных консисторий, духовных правлений, городских управ (еврейские метрические книги) и передаются в губернские отделы записей.

Вполне естественно, что новый порядок регистрации актов гражданского состояния налаживался с большим трудом. Препятствовали не только обычная в таких случаях косность населения, веками нажитые традиции и привычки, но и сознательный саботаж со стороны духовенства и наиболее отсталых элементов населения. Даже в 1920 г. НКЮ приходится издать распоряжение о том, что „в видах непрекращения незаконной деятельности церковников предлагается всем губисполкомам принять меры к прекращению деятельности быв. консисторий".

Из отделов юстиции и местных судов регистрация актов переносится в сентябре 1921 г. в управления местных советов. По изданному в указанный срок декрету учреждаются: а) центральный отдел ЗАГС при административно-организационных управлениях НКВД, б) губернские и уездные п/отделы <подотделы?? > при отделах управлений губ. и уездных исполнительных комитетов, в) волостные столы (делопроизводства) при отделах управления волисполкомов.

Уездным исполкомам предоставляется право, в случае отдаленности волисполкомов, возлагать регистрацию актов гражданского состояния на председателей сельсоветов. Последние ведут черновые записи, которые передаются волостному столу для записей в волостных книгах в установленном НКВД порядке.

Изданный далее (27/IX -1921 г.) специальный закон нормирует формы и порядок заготовок книг для записей актов гражданского состояния. «Книги заготовляются по образцу, установленному центрозагсом НКВД, и пересылаются местным органам за шнуром, печатью и скрепью по листам секретарем Ц. Отд.».

Законодательство последующих 1922 и 1923 годов проходит мимо вопросов регистрации актов гражданского состояния, и только в 1924 г. для ряда областей с кочевым населением срок для регистрации рождений удлиняется до 3 месяцев вместо установленных ранее 3-х дней, причем происхождение ребенка может быть удостоверено или сельсоветом, или махалинской (квартальной) комиссией, или показанием двух свидетелей.

В конце 1924 года второй сессией ВЦИКа XI созыва принято было новое положение об уездных и волостных съездах, исполнительных комитетах и о сельских советах. В отделе о правах и обязанностях сельских советов между прочим говорится: «регистрация актов гражданского состояния в пределах, определяемых законом, возлагается на сельсоветы». Таким образом, условная форма закона 1921 г. заменяется определенной формой об участии сельсоветов в регистрации актов гражданского состояния. Той же сессией был изменен и срок для регистрации рождений — вместо 3-дневного на 2-недельный, при чем ГубЗАГСам предоставлено право удлинять для отдельных местностей данной губернии срок заявки о рождении до 6 недель. Непредставление или несвоевременное представление заявок карается в административном или судебном порядке.

Новый кодекс законов о браке, семье и опеке, утвержденный 19/XI-1926 г., точнее определяет место и порядок записей актов гражданского состояния для сельских местностей. Запись браков и разводов производится в волисполкомах, а запись рождений, усыновлений и смертей — в сельсоветах. Однако, по постановлению краевых, областных и губернских исполкомов право производства записей браков также может быть предоставлено сельсоветам.

В целях надлежащего обслуживания статистики естественного движения населения в мае 1919 г. издан был НКВД циркуляр, которым всем ЗАГСам сообщалось, что в актовые книги включаются особые статистические карточки для заполнения их одновременно при совершении соответствующей записи и для последующего препровождения этих карточек в губстатбюро. Порядок направления карточного материала с мест в статистические учреждения предлагалось по каждой губернии выработать ГубЗАГСу совместно с губстатбюро.

С передачей регистрации актов из виков <волостных исполкомов> в сельсоветы статистическая карточка сохраняет свою силу, и НКВД в январе 1925 г. в циркуляре «о порядке регистрации актов гражданского состояния в сельсоветах» подтвердил, что «одновременно с записью о рождении и смерти заполняются имеющиеся в актовых книгах статистические карточки, которые, согласно техническим условиям, один или два раза в месяц направляются в соответствующий ВИК для препровождения в статбюро».

Но уже в следующем году в июле СНК РСФСР был издан декрет, в котором между прочим сказано, что «книги записей ведутся в двух экземплярах. Один предназначается для хранения в местных органах, второй представляется в установленные сроки для хранения в губзагсе, а также для статистики естественного движения населения». На основании этого декрета НКВД РСФСР издал циркуляр, которым «статистическая карточка упраздняется», и «губ. и окрзагсам вменяется в обязанность направлять вторые экземпляры в губстатбюро для обработки на определенный срок, после чего вторые экземпляры должны быть возвращаемы». При этом в целях сохранности материала, в циркуляре высказывается пожелание, чтобы разработка материала производилась в помещении губзагсов.

ЦСУ Союза, учитывая ущерб, который будет нанесен исключением статистической карточки делу статистики населения, попыталось было возбудить ходатайство о восстановлении карточки, но ходатайство его совпало с моментом кампании, по сокращению всякого рода отчетности, в том числе и первичной, и поэтому было отклонено. С уничтожением статистической карточки единственным источником для статистики населения в РСФСР остались вторые экземпляры записей.

Глава II

Метрические книги

Как сказано выше, согласно распоряжения НКЮ, в августе 1918 г., все метрические книги должны быть изъяты из городских и сельских храмов и переданы местным ЗАГСам по принадлежности. Вторые беловые экземпляры, согласно этому распоряжению, должны быть сосредоточены в губернских ЗАГСах. Последующим распоряжением было дополнено, что актовые книги о рождении, смерти, браке и разводе по истечении 50-75 лет сдаются в губгосархив.

Указанные распоряжения НКЮ более или менее беспрепятственно и с положительными результатами были осуществлены в губерниях и областях, где гражданская война проявилась в более слабой степени. Хотя и здесь часть метрических книг все же погибла во время революции, но это были сравнительно единичные явления. При последующих, иногда многочисленных административных перегруппировках передача метрических книг, одного административного центра другому не всегда производилась полностью, благодаря чему новые административные образования не имеют в данное время всех метрических книг, соответствующих всей территории.

Что же касается местностей, переживших гражданскую войну, то во многих случаях метрические книги здесь в силу ряда обстоятельств были уничтожены. В пределах современного Северо-Западного края, Крыма, значительной части округов Украины, Азербайджана, Туркмении, Урала, Белоруссии и в западных округах Сибирского края — метрические книги частью погибли во время революции и гражданской войны. Из других губерний Европейской части РСФСР больше всего пострадали архивы метрических книг в Ульяновской губ.

Сохранившиеся первые экземпляры метрических книг, хранятся теперь в уездных и волостных ЗАГСах, вторые – в ГубЗАГСах. Большая часть последних все книги старше 50 лет, а остальные только старше 75 лет сдали в большинстве случаев губгосархивам; но в отдельных случаях весь материал, независимо от времени, находится в губгосархивах. В некоторых губерниях, например, Костромской и Тверской, архивы метрических книг остались на прежних местах — в помещениях бывш. духовных консисторий. Таким образом, определенной и выдержанной системы в порядке хранения метрических книг пока не существует, что обычно зависит от условий наличия помещений. Значительное влияние на систему хранения оказало административное районирование, в связи с которым архивы приходилось дробить и часть их перевозить из одного пункта в другой. При этом переброска материалов производилась не всегда в соответствии с перечисляемыми местностями, благодаря чему территориальный принцип распределения материалов иногда не выдерживался. Особенно много отступлений в данном случае было сделано на Северном Кавказе.

В Дагестане и других республиках с мусульманским населением метрические книги, относящиеся к христианскому населению, переданы в ГубЗАГСы, а в отношении мусульманского населения — продолжают храниться в мечетях. Такое же раздельное хранение метрических книг имеется в Средней Азии, Закавказье. По бывш. Бухарскому и Хивинскому эмиратам никаких метрических книг не велось.

В Украине первые экземпляры книг хранятся в райЗАГСах, вторые - в окружных.

Таким образом, если бы явилась потребность разработать материал по естественному движению населения за последние годы дореволюционного периода на основании записей метрических книг, то этого сделать по всему Союзу не удалось бы за утратой материалов. Сравнительно со значительной полнотой можно произвести такую разработку только по части губерний и областей Европейской части Союза и то с большими оговорками в отношении некоторых губерний.

Глава III

Сеть учреждений регистрации актов гражданского состояния

Если дореволюционный первичный материал по естественному движению населения в целом ряде губерний и областей утрачен за некоторые годы, благодаря чему невозможна сплошная его разработка, то не лучше, а скорее во много раз хуже обстоит дело с материалом по учету движения за первые годы после революции.

Благодаря целому ряду причин, особенно в первые годы, организация ЗАГСов налаживалась с большими затруднениями и встречала на своем пути большие препятствия. Косность населения, борьба духовенства, отсутствие работников, недостаток бумаги — все это крайне задерживало развитие сети ЗАГСов. В течение 1918-19 годов сеть ЗАГСов охватила только часть городов Европейской части РСФСР. Начиная с центров, организация ЗАГСов постепенно с затиханием гражданской войны переходила на окраины, и процесс организации городских ЗАГСов закончился только к 192^ году. К этому году регистрация актов более или менее наладилась для подавляющего большинства городского населения, и городские ЗАГСы к этому году можно считать вполне сорганизовавшимися повсюду, за исключением лишь Среднеазиатских республик и отдаленных северных окраин.

В другом положении находилось и местами продолжает находиться дело по организации ЗАГСов в сельских местностях. Сначала, как сказано выше, для регистрации актов гражданского состояния закон намечал только волостные ЗАГСы и только в некоторых случаях (для больших по пространству волостей) допускалось разделение волостей. Волостные ЗАГСы начали постепенно укрепляться, и уже к 1923 г. во многих губерниях Европейской части Союза стала ощущаться полнота их работы. Но начавшееся затем укрупнение волостей обнаружило невозможность ведения записей актов при помощи одних только волостных ЗАГСов. Средние расстояния до РИКов стали настолько значительными, что о полноте регистрации всех актов, а тем более своевременности их, не могло быть и речи. Необходимо было приблизить ЗАГСы к населению, что возможно было только путем перенесения регистрации из волости в сельсовет. Стабилизовавшиеся волостные ЗАГСы должны были уступить место сельсоветским. Реорганизация эта потребовала, с одной стороны, много времени для своего осуществления, а с другой, уперлась в неорганизованность сельсоветов. Как известно, сначала сельсоветы в связи с укрупнением волостей также укрупнялись, но практика быстро обнаружила нецелесообразность такого укрупнения, и сельсоветы снова пришлось раскрупнять. Само собою понятно, что такая неустойчивость не могла благоприятно влиять на устроение сельской регистрации актов гражданского состояния, и рациональная мера — приближение ЗАГСов к населению дала пока весьма малый эффект. Если в прежних 10 тыс. волостей можно было создать более или менее прочные организации ЗАГСов, то громадные затруднения встретились при устройстве более чем 60 тысяч сельсоветских ЗАГСов.

Слабость сельсоветского аппарата, отсутствие не только подготовленных, но и просто грамотных работников, недостаток средств, часто отсутствие книг для записей — все это задерживает организацию сети сельских ЗАГСов, которую, благодаря этому, приходится считать и в данное время далеко еще не законченной. Из всех губерний и областей Европейской части РСФСР организация сети сельзагсов закончена лишь только в 6 (По данным анкеты 1926 г.); в 7 закончена частью, так как в некоторых волостях регистрация производится еще в виках; в остальных губерниях и областях регистрация рождений и смертей в большинстве случаев перенесена в сельсоветы, в виках продолжается регистрация браков и разводов. Что касается Азиатской части РСФСР, то организация сети сельских ЗАГСов здесь далеко не закончена. Из Закавказских республик наибольшей законченности достигла одна лишь Армения, и больше всего из Закавказских республик отстала Грузия. Но все же наиболее отсталыми в организации сети ЗАГСов являются Среднеазиатские республики, как и Киргизия и Казакстан. Процент заполнения ЗАГСами сельских местностей здесь крайне незначителен. Нужен ряд лет и при том лет упорной работы, чтобы не только учредить здесь ЗАГСы, но и снабдить их клиентурой.

Более ясное представление о сети сельских ЗАГСов дает следующая таблица, в которой даны сопоставления числа сельсоветов и числа сельзагсов, отношения между ними и сколько душ населения приходится на один ЗАГС по сведениям, относящимся к середине 1926 г. (См. таблицу).

По Иваново-Вознесенской, Калужской губ., Башкирской АССР, Самарской, Ульяновской губ., по Армении полных сведений нет, или они внушают подозрения; по Север. Кавказу, Украине помещенные в таблице сведения относятся не ко всем округам.

В среднем по РСФСР один сельский ЗАГС приходится на 2200 жителей; близка к этому количеству средняя и по Украине; по Белоруссии она значительно увеличивается; по Средней Азии вполне организованных ЗАГСов весьма немного и количество, обслуживаемого ими населения, колеблется от 13 тыс. до 21 тыс. душ на ЗАГС.

Как общее правило, число ЗАГСов меньше числа сельсоветов, следовательно, не все еще сельсоветы имеют свой ЗАГС. Но с другой стороны, есть ряд губерний, в которых число ЗАГСов превышает число сельсоветов.

Причина таких расхождений может заключаться и в том, что цифры этих двух столбцов относятся хотя и к одному году, но к разным месяцам. Число сельсоветов в течение двух последних лет подвергалось постоянному изменению, поэтому и получилось несовпадение цифр. Но, тем не менее, тенденция приближения числа сельзагсов к числу сельсоветов определенно выясняется приведенной таблицей, и приближение ЗАГСа к населению достигнуто на всем пространстве Союза, за исключением лишь некоторых окраин, где развитию регистрации актов гражданского состояния мешают другие причины.



Число сельсоветов

Число сельских ЗАГС

На один ЗАГС приходится

сельсоветов

населения

РСФСР

Архангельская губ.

225

220

1

1477

Карельская АССР

139

112

1,2

1852

Коми область

26

126

0,2

1568

Мурманская губ.

45

9

5

1458

Вологодская

359

384

0,9

2502

Северо-Двинская губ.

215

236

0,9

2715

Ленинградская

887

958

0,9

954

Новгородская

1114

436

2,6

2080

Псковская

383

520

0,7

3132

Череповецкая

467

600

0,8

1137

Брянская

581

469

1,1

2456

Смоленская

1150

1230

0,9

1690

Московская

2380

1374

1,7

1354

Владимирская

1368

968

1,4

1092

Костромская

467

264

1,8

2632

Нижегородская

914

1028

0,9

2235

Тверская

806

536

1,5

3652

Ярославская

484

303

1,6

3560

Рязанская

1471

1075

1,4

2075

Тульская

1025

870

1,2

1478

Воронежская

943

1140

0,8

2663

Курская

1211

1261

0,9

2092

Орловская

811

882

0,9

1922

Пензенская

1582

1449

1,1

1383

Тамбовская

698

793

0,9

3062

Вотская обл.

208

329

0,6

2084

Вятская губ.

918

1231

0,7

1694

Марийская обл.

154

150

1

3084

Татарская АССР

2613

2064

1,3

1121

Чувашская АССР

1119

217

5,2

3912

Оренбургская губ.

323

360

0,9

1402

Саратовская

1292

1595

0,8

1539

Сталинградск.

925

676

1,4

1699

Астраханская

162

169

0,9

1810

Калмыцкая обл.

15

67

0,2

2119

Северо-Кавказск. кр.

1560

1586

0,9

 

Дагестанск. АССР

538

272

1,9

3924

Уральская обл.

3201

3173

1

2587

Сибирск. край .

4482

4858

0,8

1254

Бур-Монг. АССР

353

326

1,1

1361

ДВО

1629

1082

1,5

1253

Киргизск. АССР

269

68

3,9

7545

УССР

7051

7400

0,9

2232

БССР

1202

1416

0,8

2914

УзбекССР

800

20

40

13491)

ТуркССР

426

35

12,2

21628

ЗСФСР

Армения

827

816

1

871

Азербайджан

1451

1395

1

1193

Глава IV

Характеристика деятельности ЗАГСов.

Работу ЗАГСов по содержанию и направлению можно разбить на два периода: до передачи записей из виков в сельсоветы и после этого. В первый период развитие дела гражданской регистрации встречало препятствия со стороны косности населения и саботажа со стороны духовенства. Первое постепенно изживалось, а второе было сломлено энергичными мерами революционной власти. Сначала в городах, а затем и в сельских местностях население постепенно усваивало необходимость гражданской регистрации, и к 1925 году по общему и единодушному утверждению местных статорганов по всем губерниям и областям регистрацию актов на территории Европейской части Союза можно считать исчерпывающей. В крупных индустриальных центрах городские ЗАГСы работали уже с 20 года с исчерпывающей полнотой. Но таких счастливых пунктов было немного, и данные по ним не могут дать сколько-нибудь обобщающих выводов. С наибольшей полнотой велась статистика естественного движения населения в Ленинграде, в котором регистрация актов гражданского состояния не прекращалась ни во время войны, ни во время революции

Если регистрация актов достигла за этот первый период существования ЗАГСов значительной полноты, а местами и исчерпывающей, то сами записи были далеки от совершенства. Особенно неудовлетворительно велось заполнение статистических карточек. По своему содержанию статкарточка была больше самих записей, и в этом прежде всего заключалось отрицательное ее свойство. Для ее заполнения работники ЗАГСов принуждены были задавать дополнительные вопросы, что являлось для них лишней обузой, тем более что и сама-то работа по ЗАГСу являлась для них в большинстве случаев дополнительной. Поэтому небрежное отношение к карточке и оставление части вопросов без ответа было обычным явлением.

Больше всего недоразумений вызывал вопрос о причинах смерти. Определение причин смерти через врачебный персонал, и то не всюду, могло наладиться только в городах. В сельских местностях запись причины производилась по определению родственников или свидетелей. Можно уже предвидеть, какая путаница вносилась в этот вопрос при таком способе регистрации. Ни одно статбюро не взяло на себя смелость опубликовать материал этого рода, и все сходятся на единодушном решении, что ответы на этот вопрос в большинстве случаев набор неведомых для науки болезней. Вторым камнем преткновения при заполнении статкарточек был вопрос о социальном положении умершего. Сотрудники ВИКов, заполнявшие записи, часто обнаруживали непонимание этого вопроса, благодаря чему, его также приходилось при разработке материалов игнорировать, или обогащать графу «неизвестно». Дальше, нельзя было определить местожительство умершего в тех случаях, когда смерть сельского жителя последовала в городской больнице. На мертворожденных не всегда составлялись записи, благодаря чему количество их в таблицах не соответствовало действительности. Встречались путаные ответы и на вопрос — который ребенок при множественных родах. Понятие «роды» путали с понятием «родившийся».

Но при наличии статистической карточки у статучреждений была возможность непосредственного воздействия на ЗАГСы в смысле исправление всех этих недочетов. Статистические карточки поступали в уездные отделы и там подвергались предварительному просмотру и из них дефективные нередко возвращались обратно для исправления и дополнения. Многие губстатотделы, укрепившие свою первичную статистическую сеть — волостных статистиков, широко пользовались последними для правильной постановки учета движения населения. В целом ряде губерний вол<остные>статистики сообщали сведения о количестве зарегистрированных актов по своему волостному ЗАГСу, благодаря чему в руках статотдела был контрольный материал для учета полноты присланного количества статистических карточек. Местами контроль вол<остного>статистика в отношении материала был настолько расширен, что статистик обязан был предварительно просмотреть статистические карточки, дополнить все пропуски и неправильности в них исправить, и только после этого карточки отправлялись по назначению. Такая практика, конечно, самым благоприятным образом отзывалась на деле регистрации и содействовала постепенному и твердому улучшению статистического материала. Вот почему все местные органы государственной статистики с болью реагировали на изменение установившегося порядка.

С передачей регистрации актов гражданского состояния из ВИКа в сельсоветы наступил второй период в работе ЗАГСов. Если эта передача и создала благоприятные условия для населения, зато резко ухудшила на первое время дело самой регистрации. Последовавшая затем отмена для ЗАГСов составления статистических карточек усилила еще это ухудшение.

При передаче дела регистрации в сельсоветы выступил целый ряд затруднений организационного порядка, который свел пока на нет очевидную выгоду приближения ЗАГСов к населению. От сравнительно развитого и всегда грамотного работника ВИКа регистрация актов гражданского состояния перешла к секретарю сельсовета в большинстве случаев с малой подготовкой, нередко малограмотному и почти всегда перегруженному работой. В тех случаях, когда записи ведутся председателем сельсовета, дело тоже не выигрывает, благодаря частой сменяемости председателей. Смена секретарей — тоже явление, постоянно наблюдаемое. Только успеет человек привыкнуть к делу, вполне его освоить, как его снимают, и дело снова в руках нового лица. Новое ознакомление, новые ошибки и новые задержки. Не лучше обстоит дело и в больших сельсоветах, обладающих сравнительно сильным канцелярским аппаратом. Обычно, специального лица в таких сельсоветах для регистрации актов не выделяют, записи производятся тем из работников, который более свободен в данный момент, который легче может оторваться от него. Этим исключается ответственность, и вырабатывается взгляд на дело, как на второстепенное, как на дело—между прочим.

Инструктирование со стороны административных отделов в отношении ЗАГСовской работы весьма редкое явление. Сельсоветы в большинстве случаев предоставлены самим себе.

Непрекращающееся административное районирование тоже немало мешает налаживанию регистрации актов движения населения. Перечисление селений из одной волости в другую, перечисление сельсоветов, перечисление целых волостей, частей волостей из одного уезда в другой, укрупнение волостей, укрупнение сельсоветов, а затем их раскрупнение — все это самым неблагоприятным образом отзывается на деятельности сельских ЗАГСов. Перечислят селение из одной волости в другую и не удосужатся объявить об этом населению. Получается на первых порах невольная путаница, пока не освоятся с новым районированием. А иногда для оттяжки регистрации у населения имеются свои выгоды.

Позадержать сообщение об умершем в неустроенных в земельном отношении селениях — это значит поддержать возможность получить или продержать подольше лишний земельный пай. До известного возраста (школьного и пр.) можно обойтись без документа, а поэтому нет особой надобности спешить с регистрацией. Местами существует дикий обычай скрывать первое время рождение ребенка. Особенно считается излишним сообщать о мертворожденных, почему эта часть регистрации особенно слаба. Все эти обстоятельства при неустойчивости в организации ЗАГСов влияют самым неблагоприятным образом на полноту регистрации и, главное, на своевременность.

Перебои в снабжении книгами для записей актов — тоже явление не редкое и тоже, конечно, отрицательно влияет на работу ЗАГСов. Вообще вопрос о средствах для заготовки, и самая заготовка актовых книг до сих пор является актуальным вопросом. Недостаток средств, отпускаемых по местному бюджету на ЗАГСы, нередко приводит к невозможности обеспечить все ЗАГСы книгами в достаточном количестве. Особенные затруднения испытываются в тех местах, где заготовка производится не централизованным порядком, а каждым уездом в отдельности. При таких условиях целые уезды, как, например, Муромский в прошлом году, оказываются без книг для записей. ЦентроЗАГС НКВД несколько раз обращал внимание на этот вопрос, настаивая на том, чтобы актовые книги и свидетельства заготовлялись по строго установленным формам на 60-тифунтовой бумаге, при расчете на хранение свыше 50 лет, перешел совместно с РКИ на издательство этих книг и рекомендовал местам заказывать книги в Москве. Но эта мера не всегда спасает, и перебои в снабжении книгами продолжают наблюдаться, особенно при переходе ЗАГСов в сельсоветы. Местами первое время сельсоветы записи вели начерно, даже на листках бумаги, а ВолЗАГС уже переносил их в книги.

При таких организационных недостатках дефективность регистрации актов — явление неизбежное. Если вики при заполнении актов делали ряд ошибок и неправильно понимали отдельные вопросы, то для сельсоветского писаря заполнение актов являлось более затруднительным, и количественно и качественно ошибок здесь стало делаться больше. Также больше всего вносилось своеобразного понимания и местного колорита в ответы на вопрос о причинах смерти. Помер от родимчика, воспаления трибушины, от руки, от жару, от детской болезни, от реву, от кликуши, и много, много — в таком виде. На вопрос о семейном состоянии, пишут — „состояния бедного", смешивают признак национальности с вероисповеданием и особенно путаются в ответах на вопрос о социальном положении, о занятии и положении в занятии. В случаях незарегистрированных браков, детей отмечают иногда — „незаконнорожденный". Очень многие статотделы указывают на нерациональность в данном случае метода ответов путем подчеркивания напечатанных подсказов. Заполнение производится при полном невнимании, с такой неряшливостью, что встречаются такие отметки — пол подчеркнут женский, а имя написано мужское. В данном случае есть возможность взаимной проверки. В отношении других вопросов такое исправление в большинстве случаев является невозможным, и выход один — пополнять графу „неизвестно".

До момента исключения статкарточки у статорганов была возможность через волстатистиков непосредственного воздействия на сельзагсы. Статкарточки, как сказано выше, из сельсовета высылались в волость и дальше в УСО и ГСО. Волостной статистик и УСО могли по дороге ознакомиться с материалом, и дефективные карточки возвращались для дополнения и исправления. Но когда во второй половине 1926 г. статистическая карточка была исключена, и вторые экземпляры записей пошли непосредственно в губзагсы, то возможность непосредственного влияния статотделов на сельские загсы прервалась. Роль предварительной инстанции по контролю и исправлению статистического материала естественного движения перешла к губ. и окрзагсам, к которым материал поступает теперь ежемесячно. Но принимая во внимание, что губзагсы состоят из 4 сотрудников, занятых регистрацией актов и заваленных выдачей всякого рода справок, нечего и думать о каком-либо предварительном, а, главное, своевременном контроле силами губзагсов.

НКВД не раз обращал внимание местных губисполкомов на неудовлетворительность ведения актовых книг. „На основании ряда обследований инспекцией Ц. А. У. НКВД выяснилось, что почти во всех органах ЗАГСов, особенно в волостных и сельских, работа по регистрации актов гражданского состояния ведется крайне ненормально: актовые книги содержатся в беспорядке, записи производятся с подчисткой, помарками и сокращением слов — так неразборчиво, что искажается смысл", пишет НКВД РСФСР в циркуляре на места в начале 1926 г.

Несколько лучше обстоит дело с сельзагсами на Украине. По отзыву окрстатотделов, по значительному числу округов секретари сельсоветов удовлетворительно справляются с работой по записи актов гражданского состояния, хотя загруженность писарей работой и частая смена их, наблюдаемая в таком же размере, как и в других частях Союза, также мешают правильной постановке здесь дела записи актов.

Но особенно плохо обстоит дело в окраинных местностях РСФСР. «Малограмотный», «слабограмотный», «еле справляется со своим делом» — вот обычные отзывы статотделов о сельских писарях, в руках которых находятся первичные записи по статистике естественного движения населения. Но еще печальнее положение с ЗАГСами в Средней Азии, Казакстане и Киргизии. Здесь не только в селениях, но и в городах ЗАГСы работают неполностью, и доставляемый ими материал в статистическом отношении приемлем только для городского населения, да и то только европейской части его.

Глава V

Порядок доставления сведений о естественном движении населения с мест в статучреждения

За то время, когда существовали статистические карточки, последние виками пересылались за каждый истекший месяц в уездные (окружные) статистические отделы. Последние проводили просмотр, контроль и проверку и явно дефективные карточки направляли для исправления.

В значительной части губерний и округов Европейской части Союза в это дело были вовлечены волостные статистики, которые местами вели у себя учет всех записей и в форме особых ведомостей сообщали помесячно сведения о числе родившихся, умерших и о числе браков. Ведомости эти служили материалом для проверки правильности поступившего потом количества карточек. В некоторых губерниях такие ведомости волстатистиками представлялись два раза в месяц, в других губерниях, как, например, Орловской, волстатистик такие сведения представлял за целый квартал сразу. В общем и целом, благодаря такому взаимодействию органов государственной статистики, дело ЗАГСов постепенно налаживалось, и достигалась полнота материалов, но запоздание с присылкой материалов было и остается неизбывным явлением, начиная с того, что население не спешит с производством записей, и законодательству приходилось с этим обстоятельством считаться и изменять обязательные сроки. Сначала этот последний для рождений был три дня, потом 2 недели, и местным исполкомам предоставлено удлинять его до 6 недель. Статистические органы ведут разработку материала по времени происхождения фактов, а не по времени заключения акта, поэтому им приходится ждать все опоздавшие по времени записи, чтобы получить данные о действительном количестве фактов движения населения за данный период. Это сильно задерживало своевременность разработки материала и его публикацию. Поэтому местные статистические, учреждения и ЦСУ союзных республик ограничивались обычно частичными публикациями по местностям, находящимся в более благоприятных условиях в отношении регистрации движения населения.

Запоздания с представлением материалов усилились с введением нового порядка — предоставлением вторых экземпляров записей для статистической разработки и ликвидацией статистических карточек. Запаздывания б месячных представлениях карточек происходят на 1 1/2 — 2 месяца (Северный Кавказ) и даже больше (Сибирь). Составление годовых сводок задерживается чуть не на целый год. Например, дополнительные данные за 1925 г. получались в значительном количестве в течение 1927 года и даже после августа 1927 г., и, когда были закончены все таблицы разработки, поступили еще дополнительные таблицы.

Так как вторые экземпляры, которые служат материалом для статистической разработки, являются для ЗАГСов документами, то вполне понятно требование со стороны губзагсов к этому материалу. Раскладка карточек не должна нарушаться, на них не должно делаться никаких отметок, карточки не должны мяться, и к ним должно быть самое осторожное отношение; в конце года, согласно распоряжений из центра, карточки должны быть переплетены в папки.

Наконец, использование их согласно циркуляра должно производиться по возможности в помещении губзагсов, обычно недостаточных и всегда заполненных посетителями.

В силу всего этого некоторые статорганы пришли к неизбежной необходимости копировать материал на особые фишки, так как нельзя представить разработку большого статистического материала без нанесения отметок на карточки, что усиливает интенсивность работы и гарантирует правильность разработки. Таким образом, копировка материала заменила собою до некоторой степени статистическую карточку. К необходимости копировки принуждал и краткий срок, даваемый согласно директивам НКВД органами ЗАГС — местным статучреждениям для использования материала. При получении материалов от ЗАГСов статорганам прежде всего нужно разрешить вопрос, все ли записанные акты присланы. Единственным способом для решения его является просмотр порядковых номеров, которыми снабжается каждая отдельная категория записей.

Но по небрежности сельзагсы иногда нарушают этот порядок, и тогда приходится вступать в переписку, особенно затруднительную с сельсоветами, поэтому использываются косвенные способы: установление коэффициентов рождаемости, смертности, брачности, сравнения их с довоенными, с соседними годами, путем сравнения абсолютных чисел записанных актов с записями прошлых месяцев и т. п. Конечно, как всякие косвенные способы, они не дают полной уверенности, но пока что являются единственными.

Все изложенное о положении дела регистрации актов гражданского состояния объясняет отсутствие до сих пор специальных публикаций со. стороны ЦСУ Союза по статистике естественного движения населения.

В настоящем первом издании по этому вопросу мы в силу тех же причин ограничиваемся только Европейской частью Союза и то лишь за 1923-25 годы.

Вполне понятно, что у нас нет полной уверенности, что мы располагаем и по этой территории исчерпывающим материалом, но все же, судя по косвенным показателям, приведенные в таблице данные не далеки от действительности.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.