Rambler's Top100

№ 493 - 494
1 - 22 января 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Брачность и рождаемость в Киргизии

Рост регистрируемых и распространенность консенсуальных браков

Трансформация возрастной модели вступления в первый брак

Этнические модели брачности

Эволюция брачной структуры

Снижение рождаемости сменилось ростом

Этническая дифференциация рождаемости и репродуктивного поведения

Рождаемость реальных поколений

Доля внебрачных рождений – более 30%

Регулирование рождаемости и планирование семьи

Приложение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"




Google
Web demoscope.ru

 

Павел Кузнецов. Мираж в степи. Pavel Kuznetsov. Mirage in the Steppe (1912)
Брачность и рождаемость в Киргизии

Над темой номера работали

Михаил ДЕНИСЕНКО Наталья КАЛМЫКОВА Леся НЕДОЛУЖКО

Михаил ДЕНИСЕНКО

Наталья КАЛМЫКОВА

Леся
НЕДОЛУЖКО

Трансформация возрастной модели вступления в первый брак

Проследим эволюцию возрастной модели брачности за последние два десятилетия, для чего обратимся к возрастным коэффициентам брачности, для которых могут быть построены погодовые ряды динамики. Остановимся на регистрации первых браков, традиционно вызывающих наибольший интерес у демографов, поскольку именно первые браки, как правило, определяют уровень рождаемости в странах, где значительная часть рождений регистрируется у родителей, состоящих в зарегистрированном браке.

За последние 20 лет можно выделить три этапа в изменениях возрастной модели первых браков у мужчин (рис. 5). В первой половине 1990-х годов интенсивность вступления в первый брак резко снизилась. При этом, хотя и наблюдалось постарение брачности, но пик ее интенсивности все еще приходился на возрастную группу 20–24 года. Постарение брачности было обусловлено, в первую очередь, снижением интенсивности брачности в молодых возрастах при практически неизменном ее уровне в старших возрастах. Вторая половина 1990-х годов отличалась более низким уровнем брачности при сохранении пика в той же возрастной группе. Примерно с 1995 г. открывается следующий этап в трансформации возрастной модели брачности у мужчин. В начале нового столетия наряду с небольшим повышением интенсивности брачности продолжилось ее постарение. Пик возрастного распределения сдвинулся в следующую возрастную группу (25–29 лет). Рост издержек, связанных с формированием семьи, вовлеченность значительной части молодых мужчин в трудовую миграцию7, реализация отложенных в 1990-х гг. браков передвинули заключение зарегистрированного супружеского союза в более старшие возраста.

Рисунок 5. Возрастные коэффициенты вступления в первый брак, мужчины (на 1000 человек каждой возрастной группы)

У женщин, в отличие от мужчин, можно выделить только два этапа эволюции возрастной модели брачности (рис. 6). В первой половине 1990-х гг. интенсивность брачности снизилась в основном за счет молодых возрастов. Примерно с 2000 г. начинается ее рост во всех возрастных группах за исключением самой молодой (до 20 лет). Снижение уровня ранней брачности на протяжении двух десятков лет является индикатором происходящих изменений в жизненных стратегиях девушек, которые все чаще стремятся получить образование и обеспечить собственный источник доходов до создания семьи. Пик брачности сохранился в возрастной группе 20–24 года. В этой возрастной группе уровень брачности подтягивается к тому, который наблюдался в докризисные годы. В возрастах от 25 до 40 лет уровень брачности в 2009 г. оказался заметно выше, чем в 1991 г. В значительной степени подобные изменения отражают реализацию отложенных в предыдущие годы браков по причинам экономического характера.

Рисунок 6. Возрастные коэффициенты вступления в первый брак, женщины (на 1000 человек каждой возрастной группы)

В итоге за период между двумя последними переписями вклад в суммарную брачность самых молодых групп (15–19 лет) у женщин снизился на четверть (с 25,4% до 16,6%), также несколько снизился вклад следующей возрастной группы. Вклад возрастной группы 25–29 лет увеличился с 15% до 20%. Доля браков, заключенных в более старших возрастах также выросла. У мужчин вклад самой молодой группы, и ранее весьма незначительный, снизился почти вдвое (с 2,6% в 1999 году до 1,4% в 2009 году). Также заметно сократилось значение возрастной группе 20–24 года (с 43,2% до 29,7%). Вклад старших возрастов в суммарный коэффициент первых браков вырос.

В результате всех произошедших изменений средний возраст регистрирующих брак супругов к 1993–1994 гг. снизился, а затем поднялся до самой высокой отметки за последнюю четверть века (рис. 7). У женихов он увеличился к 2009 г. на 3,1 года и составил 28,8 года, в том числе для вступающих в первый брак – на 3,3 года (до 28,1 года). Для невест повышение возраста было меньшим – на 2,4 года (до 25,3 года) для всех браков и на 2,8 года (до 24,7 года) – для первых браков. Соответственно увеличилась разница между возрастом жениха и невесты, которая приблизилась к значениям конца 1950-х гг., составив примерно 3,5 года. В 2001 г. средний возраст при регистрации первого брака в России был ниже, чем в Киргизии: у мужчин на 1,5 года или 25,3 года, у женщин на 0,6 года или 22,8 года. К 2008 г. ситуация практически не изменилась: мужчины в Киргизии вступали в первый брак на полтора года позже россиян, женщины – на год позже8.

Рисунок 7. Суммарный коэффициент первых браков (на 1 человека в возрасте 15-49 лет, правая ось) и средний возраст при регистрации первого брака* (лет, левая ось)

* Для женихов и невест, вступивших в брак до 50 лет.

Источник: Рассчитано по данным Нацстакома Киргизской республики


7 Для многих из них работа за рубежом – способ заработать на свадьбу, на постройку дома или покупку квартиры для будущей семьи.
8 Данные по России взяты из: Население России 2001. Девятый ежегодный демографический доклад. / Под ред. А.Г. Вишневского. М.: КД «Университет», 2002. с. 29.; Население России 2008. Шестнадцатый ежегодный демографический доклад. / Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010. с. 62

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.