Rambler's Top100

№ 473 - 474
15 - 28 августа 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Демография и традиция

«Божественный порядок» возобновления поколений

Снижение смертности нарушает традицию, не встречая особого сопротивления

Новая цивилизация - цивилизация низкой рождаемости

Свобода прокреативного выбора и планирование семьи

Автономизация прокреативного поведения и плюрализм индивидуальных жизненных путей

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Неизвестный художник XIV века. Изгнание Адама и Евы из рая. Anonymous Artist (14th century). Adam and Eve banished from Paradise. Демография и традиция

Над темой номера работал

Анатолий ВИШНЕВСКИЙ

Анатолий ВИШНЕВСКИЙ

"Божественный порядок" возобновления поколений

270 лет тому назад, в 1741 году, увидела свет книга немецкого лютеранского пастора Иоганна Петера Зюссмильха под названием «Божественный порядок в изменениях рода человеческого, подтверждаемый его рождениями, смертями и размножением»1. Принадлежа к кругу «политических арифметиков» и будучи последователем так называемой физико-теологии, Зюссмильх видел в изменениях населения доказательство Божественной мудрости, обеспечивающей выполнение библейской заповеди «Плодитесь и размножайтесь!» Зюссмильх сформулировал шесть правил, предписываемых Божественной мудростью: 1) Бог заботится о равновесии смертности и рождаемости. Божественный порядок требует населения, но не перенаселения; 2) Бог управляет смертями таким образом, что продолжительность жизни оказывается достаточной для продолжения рода; 3) Бог дает возможность человеку выжить в любом месте на Земле; 4) Бог повсеместно предписывает человеку некоторую продолжительность жизни; 5) Бог мудро управляет распределением средств пропитания: искусство сельского хозяйства — часть Божественной мудрости; 6) Бог заботится об определенном порядке в воспроизводстве двух полов2.

Нет сомнения в том, что Зюссмильх в целом правильно, хотя, может быть, и несколько идеализированно, описывал систему равновесий, на протяжении тысячелетий обеспечивавшую непрерывность человеческого рода. То обстоятельство, что длительное поддержание всех этих равновесий может быть приписано не Божественной мудрости, а, скажем, «мудрости природы» или универсальным законам функционирования сложных систем, ничего в этом не меняет. На протяжении тысячелетий свойственные аграрной цивилизации базовые, фундаментальные  условия существования разных народов были сходными, почти не менялись. Традиции народов, закрепленные в их культуре, в том числе и традиции, регулировавшие поведение людей, связанное с их размножением, отражали, фиксировали эти условия в разных их локальных вариантах, помогали их воспроизводить, обеспечивали преемственность и непрерывность возобновления поколений в этих базовых условиях. Следуя Божьей воле или законам природы, эти традиции поддерживали все необходимые равновесия: равновесие полов, равновесие рождаемости и смертности, равновесие числа людей и возможностей их пропитания.

Парадокс истории заключается в том, что трактат Зюссмильха появился тогда, когда описанный им тысячелетний Божественный порядок доживал свои последние дни. Стремительно надвигались события, которые резко нарушили сложившуюся систему равновесий и потребовали установление иного равновесного порядка. Наступала новая эпоха, которая требовала новых правил игры, новой культурной регламентации, новых традиций.

Одним из главных проявлений Божественного порядка в прошлом было чрезвычайно медленное размножение населения Земли, позволявшее поддерживать равновесие между числом людей и количеством средств существования в условиях застойной аграрной экономики. К концу ХVIII века – века Зюссмильха – население планеты не достигло еще 1 миллиарда человек – таков был итог размножения людей на Земле за несколько десятков тысячелетий. Это означает, что каждое следующее поколение по численности почти не отличалось от предыдущего, то есть, что на смену каждой «средней» родительской паре приходило чуть-чуть больше, чем два ребенка. Например, население Европы за первое тысячелетие нашей эры практически не увеличилось. Во втором тысячелетии оно росло, но так медленно, что «еще в XVIII в. направление динамики населения было неясно. Так, например, Монтескье, Кенэ и Мирабо-отец полагали, что население непрерывно убывает... Лишь в конце XVIII в. факт роста населения стал ясен большинству современников, и голоса о том, что население уменьшается, смолкли»3.

Медленный рост населения, иногда чередующийся с его сокращением, говорит о массовой малодетности  супружеских пар, что, конечно, противоречит ни на чем не основанному мифу о многодетности традиционной семьи. Существует глубоко укоренившееся, но не имеющее ничего общего с действительностью убеждение, что в прошлом у всех народов, в том числе и в России, преобладали или, во всяком случае, были широко распространены, многодетные родители. Это убеждение (служащее, кстати сказать, одним из оснований псевдотеории «потребности в детях») – результат подмены понятий, когда число детей отождествляется с числом рождений без учета смертности. Но смертность вносила очень большие коррективы в фактическое число детей. «Коль много есть столь несчастливых родителей, кои до 10 и 15 детей родили, а в живых ни единого не осталось?»4 — писал Ломоносов, современник Зюссмильха.

Конечно, бывали и многодетные семьи, у того же Зюссмильха родилось 10 детей, из которых выжило 9. Но он-то сам считал это благословением божиим, которое достается далеко не всем. «Можно считать правилом, - писал он, - что половина всех родившихся не достигают четырех лет, а двое из трех не доживают до 11-летнего возраста, или что только треть всех родившихся живет больше 10 лет. Даже если в деревне это правило действует с некоторыми ограничениями, я позволю себе утверждать, что и среди крестьянских детей, по крайней мере, половина умирает, не достигнув десятилетнего возраста…

Нам не легко будет подтвердить это правило в каждом отдельном случае. Опыт говорит нам, что есть немало родителей, кои сохраняют в живых всех своих детей, что из десяти или большего их числа нередко умирают лишь немногие. Но зато у других родителей погибают все дети, и родители остаются ни с чем. Многие бедняки и не хотели бы иметь столько детей, другие, напротив, охотно сохранили бы всех, потому что у них достаточно средств, чтобы их воспитать и содержать…

… Бог, и в этом тоже, дает нам понять, что он Бог незримый, но справедливый и мудрый, который в большинстве семей, как кажется, по крайней мере, когда речь идет о смерти детей, отступает от этого правила, что не мешает ему, когда речь идет о целом, применять его с мудростью. Но почему все так происходит? Не пытается ли Бог осуществить свой замысел посылая одним тайное наказание а другим тайные награды? И не дает ли это нам, людям, повод задуматься над этим замыслом, и не поощряет ли нас тем самым следовать нашему долгу и так далее?»5

Божественный порядок, как его понимал Зюссмильх, и приводил к тому, что на статистическом уровне (im ganzen, писал Зюссмильх) и в Европе, и в России многодетность, как и сейчас, была относительно редким исключением, среднее же число детей в семье если и отличалось от того, какое наблюдается сейчас в европейских странах, то ненамного. Этот вопрос изучался историками-демографами во многих странах, полученные результаты не оставляют места для разночтений.

Например, изучение состава домохозяйств в разных европейских странах в XVI-XVIII веках показывает, что число живущих в семье детей далеко не всегда достигало двух и лишь изредка его превышало (рис. 1).

Рисунок 1. Число детей на 100 домохозяйств в некоторых европейских странах в XVI-XVIII веках

Источник: A. Fauve-Chamoux et R. Wall. Nuptialité et famille // Histoire des populations de l’Europe. I. Des origines aux prémices de la révolution démographique. Fayard, 1997.

Такие же данные имеются и в отношении России. Вот пример, относящийся к русскому Северу. «Число детей редко превышало шесть человек. Естественно, что встречались семьи и с большим числом детей — от 7 до 11, но таких было совсем немного — около 2%. Наиболее же характерны семьи, имеющие одного–трех детей: у монастырских крестьян их 71,8%, а у помещичьих — 67,7%»6. А вот более обобщенные оценки по разным частям России. «С конца XV века вплоть до середины XIX века… крестьянская семья по своей численности не претерпевала принципиальных изменений. В северо-западных районах она находилась в стабильном состоянии, колеблясь в среднем от 5 до 7 душ обоего пола; в западных районах — от 7 душ в 1678 году до 8 душ; в Нечерноземном центре с начала XVII в. она возросла с 4–5 душ до 7 душ; в Поморье колебания с середины XVI века наблюдались с 5 до 7 душ; в Поволжье — между 5 и 8 душами и, наконец, в Черноземном центре ее численность со второй половины XVII века до середины XIX века была наибольшей — 8–10 душ»7. Для крестьянской России были характерны сложные, неразделенные, многопоколенные семьи, в которых могли жить несколько братьев со своими женами, детьми и родителями. При 5-8 членах такой семьи число детей на одну супружескую пару едва ли могло превышать 2-3.

Таким образом, сравнительно небольшое, в  среднем, число выживающих детей у супружеской пары при весьма высокой рождаемости и объясняющийся этим очень медленный рост населения – фундаментальные черты традиционного Божественного порядка, которые и оказались поставленными под вопрос историческими переменами, резко ускорившимися с конца XVIII века. Ключевую роль в этих переменах сыграло одно из величайших исторических завоеваний – огромное снижение смертности.


1 Die göttliche Ordnung in den Veränderungen des menschlichen Geschlechts, aus der Geburt, Tod, und Fortpflanzung desselben erwiesen.1741.
2 Rohrbasser J.-M. L'Ordre divine: de l'arithmétique politique à la physico-théologie // Süssmilch J.P. L'Ordre divine. Paris, INED, 1998: LXVII
3 Урланис Б. Ц. Рост населения в Европе. М., 1941, с. 118.
4 Ломоносов М.В. О сохранении и размножении российского народа // Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М.; Л.: АН СССР, 1952. Т. 6.
5 Süssmilch J.P. L'Ordre divine. Paris, INED, 1998, §71.
6 Бакланова Е. Крестьянский двор и община на русском Севере, конец XVII — начало XVIII в. М., 1976.
7 Александров В.. Обычное право крепостной деревни России, XVIII – начало XIX в. М., 1984.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.