Rambler's Top100

№ 473 - 474
15 - 28 августа 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Предварительные итоги всероссийской переписи населения 2010 года

Key figures on Europe - 2011 edition

Системы здравоохранения и проблемы инфекционных заболеваний

Регионы России: неравенство, кризис, модернизация

Региональное развитие и региональная политика России в переходный период

По страницам журналов «Здравоохранение Российской Федерации» и «SPERO»

Содержание журнала «International Journal of Law, Policy and the Family»


Google
Web demoscope.ru

Н.В. Зубаревич

РЕГИОНЫ РОССИИ: НЕРАВЕНСТВО, КРИЗИС, МОДЕРНИЗАЦИЯ

М., Независимый институт социальной политики, 2010, 160 страниц

http://www.socpol.ru/publications/pdf/Regions_2010.pdf

Расчетные показатели социально-демографического неравенства регионов (стр. 25)

Годы

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Ожидаемая продолжительность жизни

Коэффициент Джини*

Россия

0,012

0,015

0,016

0,017

0,018

0,022

0,024

0,025

0,021

0,020

0,020

Казахстан

-

0,014

0,012

0,013

0,013

0,013

0,013

0,012

0,015

0,017

0,015

коэффициент вариации

Россия

0,31

0,32

0,35

0,38

0,44

0,45

0,46

0,40

0,40

0,40

0,40

Казахстан

0,09

0,09

0,08

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,11

0,13

0,13

Младенческая смертность

коэффициент Джини

Россия

0,10

0,12

0,11

0,11

0,10

0,10

0,10

0,12

0,13

0,14

0,13

Украина

0,05

0,05

0,06

0,07

0,07

0,08

0,08

0,09

0,09

0,09

0,09

Казахстан

0,06

0,08

0,11

0,11

0,10

0,08

0,07

0,10

0,12

0,13

0,09

коэффициент вариации

Россия

2,54

2,58

2,61

2,88

2,84

3,23

2,42

2,53

3,32

2,99

2,27

Украина

0,50

0,50

0,57

0,65

0,62

0,75

0,66

0,81

0,91

0,80

0,87

Казахстан

0,49

0,77

0,85

0,83

0,71

0,66

0,57

0,82

0,90

0,83

0,59

* Из-за относительно небольшой дифференциации ожидаемой продолжительности жизни расчеты коэффициента Джини приведены до третьего знака после запятой.

География кризиса дает пространственный ракурс этих проблем. В относительном выигрыше оказались слаборазвитые регионы, не включенные в глобальную экономику и менее чувствительные к внешним шокам. Кризисное падение и так неблагополучных экономических индикаторов (производства, инвестиций, занятости) было небольшим, а доходы населения росли быстрее за счет роста заработной платы работающих в бюджетном секторе, которых среди легально занятых большинство, и многочисленных получателей пособий. Кризис показал, что в России выгодно быть бедным или проблемным регионом, получающим федеральную помощь, — разумеется, пока есть деньги в федеральном бюджете.

Еще одна группа имевших относительные преимущества в годы кризиса — самые удаленные дальневосточные регионы. Они не испытывали сильного промышленного спада и даже получали дополнительные инвестиции на новые сырьевые и инфраструктурные проекты. Их рынок труда уже санирован прошлыми кризисами и лучше адаптируется, в том числе с помощью самозанятости (включая теневую), а повышенная доля федеральных трансфертов поддержала доходы населения, занятого в бюджетной сфере. Но эти преимущества очень хрупки, они проявились на фоне сильного спада в других частях страны и за счет эффекта базы (еще недавно было совсем плохо). Развитие Дальнего Востока стало геополитическим приоритетом федеральных властей, но это также нестабильная основа.

Стр. 60.

В 2009 г. трансферты из федерального бюджета на социальные выплаты населению выделялись с приоритетом для федеральных категорий льготников. Софинансирование выплат региональным категориям льготников выросло несущественно (на 4-7%). Это означает, что, отвечая за «своих» льготников, федеральный центр уже в 2009 г. постепенно перекладывал проблемы поддержки региональных льготников на бюджеты регионов. В 2010 г. из федерального бюджета софинансируются только меры по поддержке самой немногочисленной категории региональных льготников — пострадавших от репрессий, остальные виды помощи регионы должны финансировать сами. Фактически под прикрытием кризиса предпринята еще одна попытка реализации Федерального закона № 122-ФЗ, известного как закон о «монетизации льгот». Его суть — не только в разграничении полномочий по социальной защите между бюджетами разного уровня, но и в перекладывании значительной части этих выплат на бюджеты регионов.

Вот и получается, что в 2010 г. большинство регионов попали из «теплых рук помощи» в «ежовые рукавицы». Вследствие сокращения федеральных трансфертов им приходится принимать тяжелые решения в социальной сфере: урезать финансирование бюджетных учреждений образования и здравоохранения (зарплаты резать нельзя, поэтому большинство регионов пойдет по пути оптимизации, а точнее, сокращения сети учреждений), искать средства на социальные выплаты региональным категориям льготников. Эти выплаты вряд ли будут индексироваться, а некоторые регионы уже попытались оптимизировать число получателей (Калининградская область в отношении ветеранов труда). Идут тяжелые «позиционные бои» с собственным населением, ответственность за которые будет лежать на региональных властях. Но в случае роста социального напряжения в отдельных регионах федеральный «ларчик» с трансфертами вновь откроется шире: хотя денег жалко и они нужны для выплат пенсий и подготовки Олимпиады, для поддержания политической стабильности также необходимо раскошеливаться.

Стр. 78-79.

Реальные пространственные приоритеты в политике федеральных властей помогает выявить география инвестиций. В докризисных 2006—2007 гг. больше всего инвестиций из федерального бюджета получали С.-Петербург и Москва (8-10% от всего их объема). За ними следуют Краснодарский край, Московская и Ленинградская области (4-6%). Фактически в период экономического роста федеральные инвестиции концентрировались в крупнейших агломерациях страны, а в последние годы к ним присоединился Краснодарский край, готовящийся к Олимпиаде в Сочи.

Еще более понятными стали приоритеты государственных инвестиций в кризисном 2009 г. (см. главу 2). Напомним, что при общем сокращении всех видов инвестиций в России на 18 %, в Приморском крае они выросли в 2,2 раза. Рост обеспечен в основном увеличением федеральных инвестиций в подготовку саммита АТЭС во Владивостоке. В 2008 г. в Приморский край было вложена почти '/4 всех федеральных инвестиций в Дальний Восток, а в 2009 г. степень концентрации удвоилась. Еще две зоны значительного роста объема инвестиций в 2009 г. — Краснодарский край и две наиболее проблемные республики Юга России — Чечня и Ингушетия, в них инвестиции из федерального бюджета решают задачу политической стабилизации. На Кубани рост обеспечен не только федеральными инвестициями, но и жестко простимулированными государством инвестициями крупного российского бизнеса в объекты Олимпиады. Это и есть реальные приоритеты государства, к которым нужно добавить геополитические трубопроводные проекты, финансируемые крупнейшими госкомпаниями. Продекларированные в «Стратегии-2020» приоритеты пространственного развития остались на бумаге, хотя и они не отличаются особой четкостью и слабо опираются на конкурентные преимущества регионов.

Стр. 113.

В книге рассмотрены важнейшие и широко обсуждаемые проблемы пространственного развития: экономическое и социальное неравенство регионов и его тенденции в России и других крупных странах СНГ, влияние кризиса на развитие российских регионов и устойчивость тенденций выхода из кризиса, бюджетная политика регионов в период кризиса и приоритеты федеральной поддержки регионов. Рассматривается также проблема моногородов, о которой так много говорят, но для урегулирования которой так мало делают. Еще более актуальная тема - модернизация российских регионов с учетом барьеров и "коридора возможностей" в виде устойчивых трендов пространственного развития. Предложены пути решения задачи модернизации в региональном ракурсе, представлены сценарии пространственного развития России при разных экономических и политических условиях.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Глава 1. Пространственное неравенство: почему оно неизбежно, насколько опасно и как его смягчать?

1.1. Факторы и тренды пространственного неравенства
1.2. Как измерять неравенство: особенности разных методов
1.3. Уровень и динамика регионального неравенства в России и других крупных странах СНГ
1.4. Сравнительный анализ трендов неравенства
1.5. Какой должна быть политика смягчения неравенства?

Глава 2. География кризиса 2008-2009 гг.: "тихие гавани" и "штормовые зоны"

2.1. Закончился ли промышленный кризис?
2.2. Почему не растут инвестиции?
2.3. Почему кризис на рынке труда оказался слабее ожидаемого?
2.4. Удалось ли смягчить падение доходов и потребления населения в кризисный период?
2.5. География кризиса: "выигравшие" и "проигравшие"

Глава 3. Бюджетная политика регионов в период кризиса

3.1. Доходы бюджетов регионов: "богатые тоже плачут"
3.2. Федеральная помощь: "награждение непричастных"
3.3. Долги регионов и муниципалитетов: "наказание невиновных"
3.4. Расходы консолидированных бюджетов регионов: где же оптимизация?

Глава 4. Мифология моногородов

4.1 Сколько в России моногородов?
4.2. Кризис в моногородах
4.3. Можно ли решить проблему моногородов?

Глава 5. Модернизация: пространственный ракурс

5.1. Как развивается и модернизируется пространство?
5.2. "Коридор возможностей" для модернизации пространства
5.3. Институты имеют значение
5.4. Опыт других стран: стимулирование развития vs выравнивание
5.5. Приоритеты и механизмы пространственной модернизации для России
5.6. Каким будет российское пространство?

Заключение. Векторы пространственной модернизации

Приложение

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.