Rambler's Top100

№ 463 - 464
18 апреля - 1 мая 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Глобальная стратегия сокращения вредного употребления алкоголя

Азербайджан: обзор системы здравоохранения

Вопросы предоставления медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации

География мирового развития

Проблемы народонаселения в зеркале истории

По страницам журналов «Здравоохранение Российской Федерации» и «Общественные науки и современность»

Содержание журнала «Population & Societes»


Google
Web demoscope.ru

ВОПРОСЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Материалы Рабочей группы по медицинским и социальным проблемам трудящихся мигрантов за 2010 г.

М., Бюро MOM в Москве, 2011, 40 стр.

http://www.iomrussia.ru/russian/publications/med_publication.pdf

Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2005 г. № 546, устанавливают, что эта помощь оказывается лечебно-профилактическими организациями временно пребывающим или проживающим и постоянно проживающим иностранным гражданам (п. 2). Скорая медицинская помощь должна быть предоставлена учреждениями системы здравоохранения и лицами, обязанными ее оказывать по закону или специальному правилу, всем этим категориям иностранных граждан бесплатно и безотлагательно (п. 3). Плановая медицинская помощь оказывается иностранным гражданам на платной основе, в соответствии с договором об обеспечении платных медицинских услуг или обязательного медицинского страхования (п. 5).

К настоящему моменту основная часть медицинских услуг предоставляется населению России на основе Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ". Ст. 10 Закона определяет круг застрахованных лиц, к которому относятся граждане РФ, постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства и лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах". Таким образом, под действие Закона не подпадают трудовые мигранты, которые имеют статус временно пребывающих (он установлен ст. 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан"). Эксперты замечают, что "остается нерешенной проблема оказания медицинской помощи значительным группам незастрахованных лиц. Это серьезное нарушение принципа обязательности социального (в том числе и медицинского) страхования". Предполагается, что те мигранты, которые не обладают в РФ полисом обязательного медицинского страхования, будут получать обслуживание или на платной основе, или на базе добровольного страхования (к примеру, высококвалифицированные иностранные специалисты должны быть застрахованы по договору АМС, согласно п. 14 ст. 13.2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ").

Стр. 10.

Угрозу стабильной санитарно-эпидемиологической обстановки в России создают следующие факторы, связанные с трудовой миграцией:

  • представление многими трудящимися-мигрантами в соответствующие государственные органы сфальсифицированных медицинских документов, не отражающих реального состояния их здоровья;
  • неблагоприятные условия труда и проживания большей части трудящихся-мигрантов и членов их семей, в особенности занятых в неформальных, теневых секторах экономики (по оценке экспертов численность нелегальных трудовых мигрантов в России колеблется от 5 до 10 млн. человек), что в итоге создает благоприятную почву для роста их заболеваемости; отмена с 1 января 2010 года в Российской Федерации обязательных выплат работодателей за трудяшихся-мигрантов в Фонд обязательного медицинского страхования, в результате чего трудящиеся-мигранты могут бесплатно получить только экстренную медицинскую помощь;
  • недостаточная доступность (в первую очередь по финансовым соображениям) платных квалифицированных медицинских услуг для трудящихся-мигрантов и членов их семей в государстве трудоустройства;
  • отсутствие современных информационных систем учета прохождения трудящимися-мигрантами медицинского обследования и предоставления необходимых сведений заинтересованным государственным органам.

Стр. 12-13.

Результаты показывают, что большинство опрошенных мигрантов готово приобрести страховой полис, но платить за него не более 1500 рублей в год. Связано это не только с невысоким доходом респондентов, но также и с тем фактом, что большинство из них за последний год потратили на медицинское обслуживание не более 4000 рублей (38% - от 1000 до 1500 руб. и 27% от 2000 до 4000 руб.).

Почти 40% из тех, кто не хочет приобретать полис, объясняют это тем, что они здоровы. Это объясняется, прежде всего, тем, что более 60% опрошенных - это молодые люди до 35 лет, а также подтверждает результаты предыдущих исследований среди данной группы. Однако, стоит также отметить значительную долю тех, кто сомневается в возможности получения помощи по страховке (27%).

Стр. 19-20.

Таким образом, по вопросу заинтересованности в приобретении полиса добровольного медицинского страхования можно сделать два вывода. во-первых, общий уровень заинтересованности является достаточно высоким -64% от общего числа опрошенных. во-вторых, распределение по полу и стране исхода позволяет определить, что наиболее высокую степень заинтересованности проявили респонденты Киргизии (как женщины, так и мужчины) - на уровне 77% от общего числа опрошенных в стране. На втором месте следуют респонденты - женщины Таджикистана (56%). Наименьший интерес в приобретении полиса проявили респонденты - мужчины из Таджикистана - 50% от общего числа опрошенных мужчин в стране.

Стр. 24.

Публикация содержит сборник ключевых материалов Рабочей группы по социальным, медицинским и правовым проблемам трудящихся мигрантов, беженцев и членов их семей из стран СНГ в Российской Федерации за 2010 г. Рабочая группа позиционирует себя как сеть взаимодействия организаций и физических лиц, имеющих аналогичное видение и подходы к методам решения медико-социальных проблем трудящихся мигрантов, беженцев и членов их семей, и готовых объединить усилия и поделиться накопленным опытом ради достижения общих целей. Цель рабочей группы - разработка и "продвижение" среди лиц, принимающих решения, эффективных способов обеспечения медико-социальных потребностей трудовых мигрантов, беженцев и членов их семей.

Материалы публикации могут представлять интерес для специалистов российских и международных общественных организаций, работающих в области здравоохранения и трудовой миграции, сотрудников государственных учреждений федерального и регионального подчинения, занятых в сфере миграции, организации здравоохранения, охраны труда (ФМС, Минздравсоцразвития, Минтруда), а также для представителей страховых компаний и лиц, ответственных за выработку миграционной политики.

Содержание

1. Международные, федеральные и региональные нормативные документы, регулирующие порядок предоставления медицинской помощи временно пребывающим иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации
2. Изменения в законодательстве, регулирующем порядок предоставления медицинской помощи различным категориям иностранных граждан в Российской Федерации. Актуальность вопроса о медицинском страховании трудящихся мигрантов и членов их семей
3. Методология проведения опроса трудящихся мигрантов по их отношению
к введению добровольного медицинского страхования
4. Результаты опроса трудящихся мигрантов в Российской Федерации
5. Результаты опроса трудящихся мигрантов в Республике Кыргызстан и Республике Таджикистан
6. Выводы и рекомендации по возможным механизмам медицинского страхования трудящихся мигрантов, прибывающих в Россию с целью осуществления трудовой деятельности

Приложение 1.
Положение о Рабочей группе по социальным, медицинским и правовым проблемам трудящихся мигрантов, беженцев и членов их семей из государств-участников СНГ в Российской Федерации

Приложение 2.
Анкеты для опроса трудящихся мигрантов по их отношению к введению добровольного медицинского страхования

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.