Rambler's Top100

№ 463 - 464
18 апреля - 1 мая 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Глобальная стратегия сокращения вредного употребления алкоголя

Азербайджан: обзор системы здравоохранения

Вопросы предоставления медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации

География мирового развития

Проблемы народонаселения в зеркале истории

По страницам журналов «Здравоохранение Российской Федерации» и «Общественные науки и современность»

Содержание журнала «Population & Societes»


Google
Web demoscope.ru

Фуад Ибрагимов, Айбаниз Ибрагимова, Дженни Кехлер, Эрика Ричардсон

АЗЕРБАЙДЖАН: ОБЗОР СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Серия: Системы здравоохранения: время перемен
Том 12, № 3, 2010

ВОЗ, 2010, 161 страница

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/127744/e94132R.pdf

Точную структуру расходов на здравоохранение в Азербайджане определить трудно. Классификация бюджетных расходов по пяти статьям не отражает истинного распределения средств между различными видами медицинской помощи – например, между амбулаторной и стационарной. Отсутствует также четкое определение того, что именно включают в себя первичный, вторичный и третичный уровни медицинской помощи. Так, например, во всех сельских участковых больницах и во многих центральных районных больницах есть амбулаторные отделения, бюджет которых включен в общий бюджет больницы. Кроме того, все врачи-специалисты, работающие в больницах, оказывают также и амбулаторную помощь, и отследить это трудно, так как система выдачи направлений к специалистам разрушена. Более того, с 2006 г. значительная часть бюджета здравоохранения выделяется на финансирование целевых государственных программ… Большинство этих программ направлено на борьбу с определенными заболеваниями и включают централизованные закупки необходимого оборудования и медикаментов. Вертикальный характер этих программ затрудняет оценку расходов по ним на каждом уровне оказания медицинской помощи. Общая тенденция состоит в том, что доля стационарной и специализированной помощи увеличивается вследствие проведения финансируемых государством программ капитальных вложений.

Динамика расходов на здравоохранение в Азербайджане, 2000–2007 гг.


2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Общие расходы на здравоохранение как % ВВП, оценка ВОЗ

4,8

4,6

4,7

4,2

4,0

4,4

4,1

4,0

Общие расходы на здравоохранение на душу населения по ППС, долл. США, оценка ВОЗ

104

112

127

129

139

197

254

320

Государственные расходы на здравоохранение как % общих расходов на здравоохранение, оценка ВОЗ

18,1

19,0

17,1

20,5

21,9

21,7

26,1

29,3

Частные расходы на здравоохранение (расходы домохозяйств) как % общих расходов на здравоохранение

64,1

63,6

66,7

64,1

62,8

677

63,9

61,5

Среднегодовые темпы роста ВВП, %*

11,1

9,9

10,6

11,2

10,2

26,4

34,5

25,0

Государственные расходы на здравоохранение как % общих государственных расходов*

5,4

5,2

4,8

4,5

4,9

5,5

4,3

4,2

Источники:* State Statistical Committee of the Republic Azerbaijan, 2009; World Health Organization, 2009. Примечание:ППС – паритет покупательной способности

Стр. 24-25.

Государственные расходы на здравоохранение с разбивкой по статьям, 2006–2009 гг. (стр. 27)

Статья расходов

млн манатов (%)

2006

2007

2008
(прогноз)

2009
(прогноз)

Зарплаты сотрудников

102,9 (63,6)

144,3 (56,2)

253,8 (63,4)

315,5 (59,7)

Закупки товаров и услуг

53,1 (32,8)

86,5 (33,7)

115,2 (28,8)

158,3 (30,0)

В том числе оплата коммунальных услуг

6,7 (4,1)

13,7 (5,4)

177 (4,4)

20,4 (3,9)

Прочие расходы

5,3 (3,3)

76 (3,0)

10,8 (2,7)

32,4 (6,1)

В том числе капительные вложения

3,9 (2,4)

5,7 (2,2)

73 (1,8)

10,3 (2,0)

Закупки нефинансовых активов

0,4 (0,2)

18,4 (72)

20,3 (5,1)

22,1 (4,2)

Источник: по неопубликованным данным Министерства финансов, 2008 г.

Доступ к медицинской помощи является конституционным правом каждого гражданина Азербайджана. Согласно статье 41 Конституции, каждый обладает правом на охрану здоровья и получение медицинской помощи. Все граждане имеют право на получение медицинской помощи в соответствии с законом «Об охране здоровья населения» (1997). Концепция реформы системы финансирования здравоохранения (2008) укрепляет право всех граждан страны на получение гарантированного государством базового пакета медицинских услуг, хотя в полном объеме этот пакет будет определен только к концу 2012 г. Важно отметить, что указанные меры касаются официального определения гарантированного государством бесплатного доступа к медицинской помощи. В реальности пациентам нередко приходится за свой счет оплачивать те лекарства или услуги, которые теоретически должны им предоставляться бесплатно.

Закон «Об охране здоровья населения» (1997) предусматривает следующие права граждан; в случае болезни, потери трудоспособности и других случаях граждане имеют право на получение медико-социальной помощи:

  • Медико-социальная помощь оказывается в учреждениях государственной и негосударственной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты.
  • В государственных медицинских учреждениях граждане обеспечиваются медицинской помощью в соответствии с законодательством на основе обязательного медицинского страхования.
  • Граждане имеют право на получение медицинской помощи, а также на обеспечение другими дополнительными медицинскими услугами на основе добровольного медицинского страхования.
  • Граждане имеют право на прохождение медико-социальной экспертизы в специализированных учреждениях.
  • Дети, подростки, студенты, нетрудоспособные и пенсионеры имеют право на бесплатное медицинское обследование в государственных медицинских учреждениях.

Стр. 27-28.

Основные законы и нормативно-правовые акты в области здравоохранения, 1999–2008 гг. (стр. 108)

Название

Год

Закон «О медицинском страховании»

1999

Закон «О частной медицинской практике»

2000

Закон «О борьбе с туберкулезом»

2000

Закон «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»

2000

Закон «О йодировании соли с целью массовой профилактики йододефицитных заболеваний»

2001

Закон «О государственной заботе о лицах, страдающих сахарным диабетом»

2003

Закон «О государственной заботе о лицах, страдающих наследственными заболеваниями крови – гемофилией и талассемией»

2005

Закон «О донорстве крови, ее компонентов и службе крови»

2005

Закон «Об онкологической помощи»

2006

Учреждение Государственного агентства по обязательному медицинскому страхованию (указ президента)

2007

Концепция реформы системы финансирования здравоохранения и внедрения обязательного
медицинского страхования (указ президента)

2008

Задачи и мероприятия Проекта реформы сектора здравоохранения, с разбивкой по функциям системы здравоохранения (стр. 111)

Функции системы здравоохранения

Задачи и мероприятия проекта

Руководство здравоохранением



Разработка основ политики здравоохранения и укрепление руководящей роли Минздрава в области формирования и анализа политики здравоохранения

Разработка национальной лекарственной политики и усиление роли Отдела лекарственных средств и медицинской техники Минздрава

Содействие разработке схемы аккредитации и лицензирования государственных и частных учреждений здравоохранения

Укрепление управленческого потенциала Минздрава и совершенствование систем мониторинга состояния здоровья населения и показателей работы сектора здравоохранения

Укрепление потенциала Минздрава в области борьбы с новыми инфекционными заболеваниями, в частности с такими, как грипп птиц у человека

Формирование ресурсов

Разработка стратегии в области развития кадрового потенциала сектора здравоохранения

Пересмотр системы преддипломного медицинского образования и программ последипломной подготовки медицинских кадров в целях повышения качества образования

Оказание услуг


Строительство, ремонт и модернизация медицинских учреждений первичного звена субрайонного уровня и строительство трех новых районных больниц

Совершенствование управленческих и клинических навыков медицинских работников

Введение новых методов и инструментов планирования и управления

Улучшение координации и укрепление иерархических связей между первичным и вторичным звеньями здравоохранения

Финансирование здравоохранения

Совершенствование механизмов планирования, реализации и мониторинга в целях обеспечения эффективной политики финансирования здравоохранения

Определение финансируемого государством базового пакета медицинских услуг и разработка новых механизмов бюджетирования и финансирования медицинских учреждений по результатам деятельности на национальном и районном уровнях и на уровне отдельного учреждения

Планирование и содействие созданию фонда здравоохранения. который будет действовать как единый источник средств для финансирования здравоохранения и единый плательщик/покупатель услуг здравоохранения

Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения: время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются, так и находящихся в стадии разработки. Эти обзоры составляют местные специалисты в сотрудничестве с научными руководителями и сотрудниками Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения. Чтобы данные обзоров разных стран были сопоставимы, разработан единый формат обзора - подробное руководство и перечень вопросов, определений и примеров. Этот формат периодически пересматривается.

Цель обзоров "Системы здравоохранения: время перемен" заключается в том, чтобы предоставить организаторам здравоохранения и аналитикам сравнительную информацию, необходимую им для совершенствования систем здравоохранения в странах Европы. Обзоры систем здравоохранения дают возможность:

  • подробно изучить различные методы организации, финансирования и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников систем здравоохранения;
  • описать организационную структуру, а также процессы подготовки и реализации программ реформ здравоохранения и их содержание;
  • обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения, а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
  • предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена опытом по стратегии их реформ;
  • помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.

Составление обзоров сопряжено с рядом методологических трудностей. Во многих странах информации о системах здравоохранения и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой базы данных количественные показатели приходится получать из разных источников: в первую очередь это база данных "Здоровье для всех" Европейского регионального бюро ВОЗ, национальные органы статистики, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Евростат, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и ряд других источников, которые авторы посчитали релевантными. И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных, могут несколько отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно согласуются между собой.

Наряду с преимуществами составление обзоров в едином формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы финансирования и предоставления медицинских услуг различны. Преимущества же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать, как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах. Обзоры "Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию в области здравоохранения в своей стране. Кроме того, их можно использовать для сравнительного анализа систем здравоохранения.

Содержание

Предисловие
Благодарности
Список сокращений
Список таблиц и рисунков
Аннотация
Основные положения

1. Введение

1.1 География и социодемография
1.2 Экономика
1.3 Политика
1.4 Состояние здоровья населения

2. Организационная структура

2.1 Обзор системы здравоохранения
2.2 Историческая справка
2.3 Организационная структура
2.4 Децентрализация и централизация
2.5 Права пациентов и усиление их участия в системе здравоохранения

3. Финансирование

3.1 Расходы на здравоохранение
3.2 Охват населения и право на медицинское обслуживание
3.3 Сбор и источники финансовых средств
3.4 Объединение финансовых ресурсов
3.5 Закупки медицинских услуг и взаимоотношения между их покупателями и поставщиками
3.6 Механизмы оплаты

4. Планирование и регулирование

4.1 Регулирование
4.2 Планирование и управление медицинской информацией

5. Материальные и трудовые ресурсы

5.1 Материальные ресурсы
5.2 Трудовые ресурсы

6. Предоставление медицинских услуг

6.1 Общественное здравоохранение
6.2 Маршрут пациента в системе здравоохранения
6.3 Первичная/амбулаторная медицинская помощь
6.4 Специализированная амбулаторная и стационарная медицинская помощь
6.5 Скорая и неотложная помощь
6.6 Фармацевтическая помощь
6.7 Реабилитационная и долговременная помощь
6.8 Паллиативная помощь
6.9 Охрана психического здоровья
6.10 Стоматологическая помощь

7. Основные реформы в области здравоохранения

7.1 Анализ последних реформ
7.2 Перспективы развития

8. Оценка системы здравоохранения

8.1 Задачи системы здравоохранения
8.2 Распределение затрат и услуг системы здравоохранения среди населения
8.3 Эффективность распределения ресурсов в системе здравоохранения
8.4 Экономическая эффективность системы здравоохранения
8.5 Качество медицинской помощи
8.6 Вклад системы здравоохранения в улучшение состояния здоровья населения

9. Заключение

10. Приложения

10.1 Библиография
10.2 Методология и процесс подготовки обзоров "Системы здравоохранения: время перемен"
10.3 Проверка и рецензирование обзоров
10.4 Сведения об авторах

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.