Rambler's Top100

№ 461 - 462
4 - 17 апреля 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Алкоголь и смертность от болезней системы кровообращения

Флуктуации алкогольной смертности

Алкогольная кардиомиопатия как причина смерти

Что показало исследование в Ижевске

Наибольшую угрозу для сердца несут запои и опасное потребление алкоголя

Связь сердечно-сосудистой смертности с потреблением алкоголя нельзя объяснить ошибками в установлении причин смерти

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Алкоголь и смертность
от болезней системы кровообращения

Владимир Маковский. За бутылкой. Vladimir Makovsky. At the bottle.

Над темой номера работали:

Дэвид А. ЛЕОН Владимир ШКОЛЬНИКОВ Мартин МАККИ

Дэвид
А. ЛЕОН

Владимир
ШКОЛЬНИКОВ

Мартин
МАККИ

Николай КИРЬЯНОВ Евгений АНДРЕЕВ

Николай
КИРЬЯНОВ

Евгений
АНДРЕЕВ

Связь сердечно-сосудистой смертности с потреблением алкоголя нельзя объяснить ошибками в установлении причин смерти

Ошибки в установлении причины смерти были обнаружены в ходе проводимых в Барнауле судебно-медицинских экспертиз с 1990 по 2004 год32. У значительной части умерших в результате болезни системы кровообращения уровень алкоголя в крови был потенциально летальным. Так, среди мужчин в возрасте 35-69 лет у 14% уровень алкоголя в крови был 4,0 г/л и более. Большинство в этой категории были умершие в результате «прочих» видов ИБС: среди этой категории у 15% уровень алкоголя в крови был равен 4,0 г/л и более, и только у 3% умерших в результате инфаркта миокарда он был таким же высоким.

В нашем ижевском исследовании наблюдается гораздо более низкий, по сравнению с Барнаулом, процент умерших, у которых уровень алкоголя в крови равнялся или превышал 4,0 г/л. Хотя данные ижевского исследования согласуются с данными барнаульского исследования в отношении того, что у умерших в результате инфаркта миокарда уровень алкоголя в крови гораздо реже бывает повышенным, чем у умерших в результате «прочих» видов ИБС (в нашем исследовании он намного ниже для обеих групп), представляется, что авторы барнаульского исследования преувеличивают значение повышенного уровня алкоголя в крови в группе умерших в результате «прочих» видов ИБС. Они полагают, что, по определению, смерть тех, у кого наблюдается высокий уровень алкоголя в крови, наступила в результате острого алкогольного отравления. Однако, как говорилось выше, это не всегда так. Высокий уровень алкоголя в крови, обнаруженный в ходе аутопсии, во многих случаях сочетается с повреждениями внутренних органов, вызванными хроническим длительным употреблением алкоголя. В то время как некоторые из смертей в результате «прочих» видов ИБС, действительно, могли быть последствием  сильного токсического воздействием как такового, многие из них наступили в результате сопутствующих заболеваний или, на самом деле, в результате взаимодействия того и другого, а именно крайне высокого содержания алкоголя в крови на фоне вреда, наносимого длительным злоупотреблением алкоголя. В действительности, наш анализ идет дальше, демонстрируя, что связь алкогольных проблем с повышенным риском смерти в результате «прочих» видов ИБС не зависит от высокого содержания алкоголя в крови или недавнего эпизода чрезмерного употребления алкоголя, поскольку данная связь наблюдается также в тех случаях, когда из анализа исключаются лица с данными характеристиками.

В то же время остается ряд более общих проблем, указывающих на противоречивость утверждения о решающей роли ошибок в определении причины смерти, которые следует упомянуть. В России в целом стандартизованный по возрасту показатель смертности мужчин в возрасте 35-69 лет от «прочих» форм ИБС (кроме острого инфаркта миокарда) и от случайного отравления алкоголем, действительно, коррелируют в период с 1980 по 2007 год (r=0.86, P<0.001). Если предположить, как это сделали авторы барнаульского исследования, что 50% смертей, вызванных в действительности отравлением алкоголем, ошибочно отнесены к группе «прочие» виды ИБС, и «вернуть их обратно», то корреляция между причинами хотя и уменьшится, но останется чрезвычайно высокой (r=0.74, P<0.001). Следовательно, ошибки в установлении причины смерти могут, в лучшем случае, объяснить лишь  небольшую долю наблюдаемой связи между ИБС и острым алкогольным отравлением. При этом тесную корреляцию показателей смертности от цереброваскулярной болезни и от отравлений алкоголем (в тот же период и в тех же возрастах r=0.86, P<0.001) вообще невозможно объяснять подобным образом.

Наконец, у нас есть некоторые наблюдения, касающиеся особых проблем в установлении причин смерти в Алтайском крае, где находится Барнаул, что позволяет нам считать, что тенденции смертности в этом регионе могут быть не репрезентативны для России в целом (рис. 6).

Рисунок 6. Динамика стандартизованных коэффициентов смертности от двух групп БСК: (А) другие формы ИБС и (Б) другие БСК, в Алтайском крае и в России в целом за 1980-2007 годы, мужчины в возрасте 35-69 лет

* * *

Мы показали, что смертность от болезней системы кровообращения в России (особенно среди мужчин трудоспособного возраста) тесно связана с признаками чрезмерного, проблемного потребления алкоголя. Мы впервые показали важную роль смертей от алкогольной кардиомиопатии, являющихся важным компонентом данной связи.

Главным и нерешенным пока вопросом остается вопрос о том, почему риск смерти от ИБС (за исключением инфаркта миокарда) так тесно связан со злоупотреблением алкоголем. Вопреки некоторым предположениям, любые ошибки в диагностировании острого алкогольного отравления не являются достаточным объяснением. Чтобы понять истинные механизмы связывающие злоупотребление алкоголем со смертью от БСК, необходимы дальнейшие исследования. Ответ на этот вопрос важен не только для России. Он может пролить свет на связь между алкоголем и болезнями кровообращения в других странах.


32 Zaridze D., Maximovitch D., Lazarev A. et al. Alcohol poisoning is a main determinant of recent mortality trends in Russia: evidence from a detailed analysis of mortality statistics and autopsies. Int.J.Epidemiol. 2009; 38:143-53.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.