Rambler's Top100

№ 443 - 444
15 - 28 ноября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Гендер по-нашему  
Гендер и семейная политика

Социальная политика в гендерном контексте

«Хочу в садик!»

Материнский капитал и российские семьи


Google
Web demoscope.ru
Ольга ИСУПОВА

Рубрику ведет Ольга ИСУПОВА

 

Рубрику поддерживает германский Фонд Генриха Белля в рамках большой программы "Гендерная демократия"

Над этим выпуском работали
Ирина Костерина и Ольга Исупова

"Хочу в садик!"

В России в настоящее время образовалось довольно «громкое» межрегиональное Интернет-движение родителей2, чьи дети не посещают детские сады в связи с нехваткой мест в последних.  Движение существует в Архангельске, Воронеже, Иркутске, Краснодаре, Красноярске, Кургане, Липецке, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Самаре, Смоленске, Томске, Хабаровске, Владивостоке и соответствующих областях, а также в Республике Коми.

Вот лишь некоторые, наиболее яркие цитаты с сайта этого движения:

«На сегодняшний день очереди в детские сады стремительно растут из-за начавшегося в последние годы улучшения демографической ситуации»3.

«Оскорбительные суммы пособий-подачек на детей старше 1,5 лет не помогают и не могут помочь семьям с такими детьми. Матери этих детей не могут выйти на работу, либо же в семьях вынуждены тратить большие деньги на нянь или частные детские сады. Как правило, оплата одного места в частном садике или услуг няни на полный рабочий день составляет не меньше 3/4 от средней заработной платы в регионе. Матери-одиночки от рождения ребёнка до появления возможности выхода на работу годами вынуждены существовать на помощь родственников, ущемляя своё личное достоинство. Полные семьи с детьми-дошкольниками старше 1,5 лет и без детского сада вынуждены жить на одну зарплату отцов семейств».

«В Конституции Российской Федерации за детьми закреплено право на бесплатное и общедоступное дошкольное образование. Его реализация возложена на местные власти. Но чиновники на местах совершенно не заинтересованы в улучшении демографии, не стесняясь в лицо родителям и перед камерами говорят: "Нужно было тщательнее планировать детей", "Зачем рожали, если денег нет на частный садик", "Нужно достойно молча стоять в очереди на детский сад" и т.п.»

«Ни для кого не секрет, что устроить ребенка в сад зачастую становится сложнее, чем поступить в престижный ВУЗ»

«Наши дети не посещают детские сады в связи с нехваткой в них свободных мест. Таких детей – ДВА МИЛЛИОНА. В некоторых городах - КАЖДЫЙ ВТОРОЙ. Правительство нашло в госбюджете аж 3 млрд. рублей для “решения проблемы” строительства детских садиков. Это “целых” ТРИ ТЫСЯЧИ мест НА ВСЮ СТРАНУ вместо ДВУХ МИЛЛИОНОВ».

«Судьи утверждают, что общедоступность дошкольного образования выражается в возможности встать в очередь за местом в детский сад – то есть в его… недоступности!»

«Почему одни дети получают средства через содержание и образование в детском саду, и помимо этого их родители имеют право на компенсацию части оплаты, а те, кому место не досталось - не получают ничего?» 

«Просим выплаты всем родителям, чьи дети вынужденно не посещают детский сад, компенсаций в размере средних бюджетных расходов на одного ребенка в детском саду в каждом регионе… это примерно 5000 в Новосибирске и более 8000 в месяц в Москве… такая компенсация позволила бы хотя бы частично возместить частные услуги по уходу за детьми»

«Просим освободить от уплаты НДФЛ (налог на доходы физических лиц, 13%) родителей, конституционное право чьих детей на общедоступное бесплатное дошкольное образование не соблюдается, а также обязать работодателя перечислять им, а не государству, социальные налоги (34%), начисленные с их заработка, вплоть до предоставления их детям мест в муниципальном детском саду».

Таким образом, мы видим наглядное и достаточно яркое подтверждение тому, что даже при наличии гарантированного минимума ежемесячных выплат (в России, это выплаты по уходу за ребенком до полутора лет, средние значения которых, по данным Фонда социального страхования, в большинстве регионов очень невелики и совсем ненамного превышают гарантированный неработающим женщинам в 2010-м году минимум 2060,41 руб. по уходу за первым ребенком и 4120,82 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми), многие женщины, или от бедности, или не желая мириться с некоторым временным падением жизненного уровня семьи, стремятся выйти на работу как можно раньше, еще до того, как ребенку исполнится 1,5 года. И сталкиваются с тем, что очень часто это оказывается невозможным даже и тогда, когда ребенку 3 года и больше, поскольку в государственные детские сады сейчас  существуют огромные очереди.

Обеспеченность детскими садами по России в среднем составляет лишь 58,4% (от всех детей в возрасте 1-6 лет), причем 65,5% в городе и только 41,1% в сельской местности. В то же время, рождаемость в последние годы довольно заметно росла именно в сельской местности.

Можно видеть, что лучше всего обеспечены детскими садами регионы Севера – там и пособие по уходу за ребенком ближе всего к средней заработной плате, поскольку и то, и другое во многом «формируется» так называемыми «северными добавками» (Ненецкий автономный округ, Мурманская область, Чукотский автономный круг, Магаданская область), а также некоторые «исконно русские» области, где, видимо, немного рождений, поскольку мало молодежи, а экономика застойна – и поэтому здания детских садов никому не понадобились для развития бизнеса (Ивановская область, Архангельская область, Новгородская область, Удмуртия). Хуже всего ситуация в национальных республиках Северного Кавказа и Алтая – но там никто не формирует движения «за» детские сады, вероятно, опять-таки сказываются различия в национально-культурных традициях.

Таблица 1. Обеспеченность детей дошкольными учреждениями (в процентах от числа детей 1-6 лет), процент, значение показателя за год, ранжировано по убыванию показателя

Чукотский авт.округ

86.0

Калининградская область

58.2

Ненецкий авт.округ

83.5

Кабардино-Балкарская Республика

58.1

Мурманская область

79.8

Еврейская автономная область

58.0

Новгородская область

79.8

Курганская область

57.8

Челябинская обл.

78.6

Хабаровский край

57.8

Республика Коми

78.1

Томская область

57.5

Вологодская область

77.2

Липецкая область

57.2

Удмуртская Республика

75.6

Амурская область

57.1

Магаданская область

74.6

Ульяновская область

56.9

Архангельская область

72.8

Приморский край

56.7

Республика Карелия

72.7

Оренбургская область

56.4

Костромская область

72.5

Кемеровская область

56.3

Ярославская область

72.5

Рязанская область

56.0

Ивановская область

71.8

Краснодарский край

55.8

Владимирская область

71.7

Иркутская область

55.4

Камчатский край

71.7

г.Москва

55.0

Ленинградская область

71.6

Астраханская область

54.8

Кировская область

69.7

Ставропольский край

54.1

Республика Татарстан

69.5

Пензенская область

54.0

Г.Санкт-Петербург

68.3

Саратовская область

53.8

Нижегородская область

68.0

Новосибирская область

53.8

Ханты-Мансийский авт.округ-Югра

67.4

Республика Северная Осетия - Алания

53.6

Чувашская Республика

66.7

Республика Хакасия

53.5

Пермский край

66.5

Алтайский край

53.5

Московская область

65.7

Красноярский край

53.5

Республика Марий Эл

65.5

Волгоградская область

53.0

Республика Саха (Якутия)

63.6

Ростовская область

52.8

Тверская область

62.9

Омская область

51.5

Республика Мордовия

62.8

Воронежская область

51.3

Ямало-Ненецкий авт.округ

62.6

Забайкальский край

51.0

Псковская область

62.0

Республика Адыгея

49.3

Калужская область

61.9

Тамбовская область

49.0

Белгородская область

61.1

Республика Калмыкия

49.0

Тюменская область

60.9

Республика Бурятия

48.4

Свердловская область

60.8

Карачаево-Черкесская Республика

45.7

Брянская область

60.7

Курская область

45.0

Сахалинская область

60.6

Республика Тыва

42.2

Смоленская область

60.4

Республика Алтай

37.4

Орловская область

59.6

Республика Дагестан

28.5

Республика Башкортостан

59.4

Чеченская Республика

11.6

Тульская область

58.9

Республика Ингушетия

8.8

Самарская область

58.7



Источник: www.gks.ru

А вот наиболее острая ситуация во многих Южно-Русских и Южно-Сибирских регионах, где только 40-55% детей соответствующего возраста посещают детские сады, при этом очередь в них огромна (Курская, Тамбовская, Воронежская, Омская, Ростовская, Новосибирская, Иркутская, Волгоградская области, Красноярский край). Вот именно там, а также в близких по ситуации местах (Свердловская, Пермская области) возникло и развернулось родительское движение.  

Острота проблемы, что отражают и цитаты из высказываний участников движения, возможно, является прямым следствием пронаталистской политики нашего государства последних лет – увеличения пособий и выплат, введения материнского капитала, о котором разговор отдельный. Результатом отчасти именно этой политики стал рост рождаемости в последние годы, а количество мест в детских садах как упало в 1990-е годы - когда «Дошкольные образовательные учреждения» «стояли пустые», и поэтому (а также потому, что в то время «дележка» «бывшего» государственного имущества и в целом осуществлялась довольно лихо) многие детские сады были «перепрофилированы» под фирмы, склады, отделения милиции, налоговые инспекции, и т.д. – так и не увеличилось, или (местами) выросло, но непропорционально.

Детские сады, как и многое другое, финансируются из регионального бюджета, и совершенно неудивительно, что наиболее печальной ситуация оказалась в относительно бедных регионах (особенно, в городах), где население могло более охотно отреагировать дополнительными рождениями на увеличение пособий, и где, в то же время, экономическая необходимость заставляет матерей выходить на работу как можно раньше, хотя доступная зарплата и невелика – именно поэтому на няню или частный детский сад ее категорически не хватает.

У лидеров движения возникает много идей относительно проведения акций, с помощью которых они могли бы повлиять на правительство – и одновременный выход на демонстрации во многих городах, и одновременное «забрасывание» блога президента письмами-обращениями, и одновременная голодовка родителей в разных городах, и надписи-слоганы на автомобилях (например, «сын не ходил в детский сад – не пойдет и в армию!»).

Последний «креатив» лидеров родительского движения – это идея «альтернативной» переписи семей с детьми дошкольного возраста, в которой могут принять участие «все желающие». Среди вопросов «переписного листа» есть блок как о количестве реальных, так и «потенциальных» детей, а также о том, «что мешает этих потенциальных детей родить». Ответ лидерам, судя по всему, предельно ясен.


2 см. http://detivsad.ru/
3 http://detivsad.ru/, из Открытого Письма Дмитрию Медведеву, Президенту Российской Федерации

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.