Rambler's Top100

№ 427 - 428
21 июня - 31 июля 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Гендер по-нашему  
«Чайлдфри», или добровольная бездетность

Почему чайлдфри отказываются от детей?

Гендерные различия и этапы жизненного цикла

Из кого рекрутируются чайлдфри?

Посчитать чайлдфри

Чайлдфри в России и других «незападных» странах

Навсегда или на время?


Google
Web demoscope.ru
Ольга ИСУПОВА

Рубрику ведет Ольга ИСУПОВА

 

Рубрику поддерживает германский Фонд Генриха Белля в рамках большой программы "Гендерная демократия"

Почему чайлдфри отказываются от детей?

В этом году исполняется 30 лет со дня выхода в 1980-м году книги канадского социолога семьи из Виктории, штат Онтарио, Дж. Э. Виверс «Бездетные по собственному выбору»1. В этой работе она суммировала идеи и выводы, впервые опубликованные в ее более ранних статьях (начиная с 1973 года). Виверс была одной из первых (и, наверное, самой яркой в своем поколении, ее книги цитируются и рекомендуются для чтения до сих пор, несмотря на прекращение ее социологической карьеры в 2000-м году в связи с нашумевшим судебным делом о выращивании марихуаны для продажи у себя на кухне) исследовательниц так называемых childfree. Буквальный перевод этого слова - «свободные от детей» – то есть люди, состоящие в браке и живущие полноценной сексуальной жизнью, но целенаправленно принимающие меры для того, чтобы у них при этом не рождались дети. Причем – не рождались не в данный период жизни, а вообще никогда (если мы говорим о так называемых «истинных чайлдфри»). Сейчас это сообщество, весьма шумно и ярко заявляющее о себе и в Интернете, и в «жизни».

Таблица 1. Сообщества чайлдфри в Интернете; в России наиболее активна не указанная здесь группа ru_childfree в Живом Журнале

Источник: Basten, S., Voluntary Childlessness and being Childfree, The future of human reproduction: Working paper # 5, Oxford-Vienna, 2009 стр. 15

Тогда же, 30 лет назад, Виверс, одна из первых, подробно и детально исследовала этот новый феномен - людей, не желающих обзаводиться потомством. Такая «жизненная позиция», скорее всего, стала все-таки возможной, и довольно распространенной, только после «контрацептивной революции», с появлением надежной, но обратимой контрацепции. Поскольку почему-то далеко не все чайлдфри прибегают к стерилизации (хотя, сейчас существует и обратимый вариант этой операции, но в 1980-м году он еще не был распространен).

Виверс задавала исследуемым вопрос, почему они, в большинстве случаев, все-таки не выбирают стерилизацию, хотя и утверждают, что не захотят детей «никогда». Однозначного и для всех одинакового ответа она не получила, в целом, складывается впечатление, что они все же допускали отличную от нуля вероятность изменения своих предпочтений в будущем.

Как бы то ни было, в каком-то смысле, чайлдфри существовали всегда, только раньше, пока медицина была недостаточно развита, им, как правило, приходилось, заодно с детьми, отказываться и от секса. Затем появилась возможность необратимой стерилизации, которая достаточно широко применялась в Западных странах, как минимум, с начала ХХ века. Безусловно, те пары, которые прибегали к ней по собственному и обоюдному желанию в самом начале сексуальных отношений, тоже можно считать чайлдфри.

К сожалению, до Виверс никто специально не изучал этот феномен с социологической точки зрения, и мы сейчас можем лишь косвенно и ретроспективно судить о мотивах поведения этих людей и о личностно значимых результатах такого жизненного выбора.

Виверс поделила «свободных от детей» на два класса с точки зрения основных мотиваций бездетности.

  • Первый она назвала «реджекторами» (это те, кто испытывает отвращение к процессу рождения детей и к детям как таковым),
  • Второму Виверс дала название «аффексьонадо» (те, кого привлекают прелести беззаботного бездетного образа жизни – путешествия, артистическая, богемная жизнь, развлечения и т.д.).

Аналогичную классификацию приводит и Джиллеспи в работе 2003 года2, а именно –

  • те, для кого важнее «привлекательность, притягательность бездетности» и
  • те, кому свойственно «отторжение, отвращение к детности».

Рисунок 1. «Я не бездетный, я свободный от детей» - эмблема одного из чайлдфри-сообществ, подчеркивающая свободу и привлекательность их образа жизни

(childfree – «свободный от детей», childless – “лишенный детей”, первый вариант означает счастье, второй – несчастье от бездетности, соответственно чайлдфри согласны применять к себе только первый вариант)

Рисунок 2. Еще одна эмблема чайлдфри, в данном случае подчеркивающая негативное отношение к детям, соответственно, «реджекторская» (надпись «метро Денвера, кроме шуток (без детей)»

(Игра слов, «кроме шуток» и «без детей» можно выразить одними и теми же словами)

Авторы недавних аналитических работ3  выделили еще две категории тех, кто в конце концов оказывается бездетным по своей воле, – это:

  • «постоянные откладыватели» (с юности или с начала брака/партнерства применяют контрацепцию, но изначально не отказываются от идеи ребенка, однако их временное «потом» плавно переходит в постоянное «никогда», когда они уже более не хотят или не могут – или и то, и другое – иметь детей), а также
  • «волнообразные отказники» (у них бывают периоды, когда они хотят детей, иногда очень хотят, но другие соображения и стремления все же «перевешивают», и детей они в результате не имеют по собственному решению).

1 Veevers, J. E. Childless by choice. Toronto, Butterworth, 1980.
2 Gillespie, R. Childfree and feminine: Understanding the gender identity of voluntarily childless women. Gender and Society 17(1), 2003: 122-136.
3 Kneale, D. and H. Joshi. Postponement and childlessness: Evidence from two British cohorts. Demographic Research 19, 2008: 1935-1964; Morell, C. Saying No: Women's Experiences with Reproductive Refusal. Feminism and Psychology 10(3), 2000: 313-322.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.