|
|
Рубрику ведет Ольга ИСУПОВА
Рубрику поддерживает германский Фонд Генриха
Белля в рамках большой программы "Гендерная демократия"
|
15-летие Пекинской Конференции о положении женщин (1995)
1-12 марта 2010 года Комиссия ООН по статусу женщин
провела сессию, посвященную 15-летнему юбилею Пекинской Конференции
и ревизии процессов, связанных с усилением гендерного равенства
в разных странах и регионах мира, предполагавшихся принятой на этой
конференции Декларацией и Платформой Действий. Внимание уделялось
прежде всего обмену опытом между странами и достижениям, а также
пониманию путей к преодолению оставшихся проблем - и новым, ранее
не существовавшим задачам. В сессии приняли участие страны-участники
Пекинской декларации, представители неправительственных организаций
и сотрудники ООН.
Каждая страна предоставила отчет о проблемах и достижениях,
затем этот отчет был включен в региональный (для России, в отчет
Европейской Экономической Комиссии - ЕЭК ООН). Кроме стран Европы,
в этот же регион включена Центральная Азия, Закавказье, Ближний
Восток (участвуют не все страны, см. приложение).
Достижения и нерешенные вопросы оценивались по 12 проблемным
областям:
- Женщины и нищета
- Женское образование и профессиональная подготовка
- Здравоохранение и женское здоровье
- Женщины и насилие
- Женщины и война
- Женщины и экономика
- Представленность женщин в органах управления
- Институциональная поддержка гендерного равенства
- Права человека (женщин)
- Женщины в средствах массовой информации
- Окружающая среда и женщины
- Девочки
Некоторые проблемные области пересекаются (например,
12 пересекается с 4, 5, 2, 3, и отчасти со всеми остальными, кроме,
может быть, 7 и 8). Тем не менее, выбранные именно так проблемные
области позволяют структурировать определенные выводы и наметить
направления для дальнейшей работы.
В Европейском отчете подчеркивается, что большая часть
стран региона считает приоритетными три основные проблемы:
- насилие в отношении женщин, в том числе бытовое насилие, и
борьбу с торговлей людьми;
- участие женщин в экономическом развитии стран, то есть в рынке
труда, для чего необходимо по возможности гармоничное сочетание
их трудовой деятельности и семейной жизни, а также специальные
меры по борьбе с женской нищетой; а также
- совершенствование институциональных механизмов обеспечения
гендерного равенства на национальном уровне.
При этом, в отчете отмечено, что наиболее медленным
и неравномерным по странам оказался прогресс в отношении усиления
гендерного равенства в таких областях, как:
- принятие решений,
- средства массовой информации и
- здравоохранение и образование.
В области гендерных аспектов защиты окружающей среды
прогресс также очень незначительный.
С другой стороны, в ряде стран есть определенные успехи
в деле разработки законодательства о гендерном равноправии и правах
женщин (однако, естественно, есть проблемы с его соблюдением). Причем
особенно большие проблемы в этом отношении в странах с переходной
экономикой, в том числе в России.
Основными для региона задачами были названы:
- борьба с нищетой среди женщин и в целом усиление интеграции
женщин в экономику, развитие политики по сокращению профессиональной
сегрегации и уменьшению различий в оплате труда, расширение мер,
способствующих сочетанию оплачиваемой деятельности и семейных
обязанностей; специальные меры по уменьшению степени бедности
среди женщин-мигранток, сельских жительниц, представительниц этнических
меньшинств.
- Предотвращение насилия по отношению к женщинам и девочкам и
реабилитация его жертв, поощрение их экономической независимости,
борьба с торговлей людьми в контексте вооруженных конфликтов,
миграции, обеднения населения в связи с кризисом.
Россия: что изменилось в жизни женщин за 15 лет
Российский отчет в целом выглядит чрезмерно оптимистичным,
хотя в региональном отчете, в разделе достижения, Россия приводится
в пример только один раз (оглашаются цифры - количество жертв насилия,
которым была оказана помощь). Это, безусловно, достижение, поскольку
совсем недавно кризисных центров в России не было вовсе. Однако,
даже и в этом отношении - до сих пор далеко не каждая жертва насилия
обращается в кризисный центр и получает там помощь. Кроме того,
недостаточно работы проводится с самими инициаторами насилия в целях
понимания его причин и возможного предотвращения.
Наиболее заметно отличие России от Европы в таких областях
как:
- Здравоохранение: в России, ничтоже сумняшеся, похоже, женское
здоровье понимается практически исключительно как репродуктивное.
Как будто кроме этого аспекта, все остальное здоровье женщин или
в полном порядке, или не имеет значения. Не проявляется ли в этом
скрытое традиционное отношение к женщине как прежде всего репродуктивному
механизму? В то же время, в странах ЕС внимание уделяется именно
женской специфике "обычных", то есть соматических, заболеваний,
например, специфике ухода за пациентками в домах престарелых (Франция),
различиям в проявлении опасных сердечно-сосудистых заболеваний
у мужчин и женщин (Скандинавские страны).
- Экономические аспекты: чрезмерно превозносятся пособия по беременности
и родам, а также материнский капитал, в то время как, даже при
их нынешнем более ощутимом, чем раньше, уровне, все эти выплаты
пока очень мало влияют на уровень жизни семей, и вряд ли помогают
бороться с женской и детской нищетой. Кроме того, все это опять
же интенсивно привязано к женской репродуктивной роли, а, например,
мер, помогающих женщинам гармонично сочетать материнство и работу,
по-прежнему явно недостаточно. А ведь юбилейные Пекинские документы
признают, что настоящим прорывом в отношении борьбы с женской
бедностью может стать только повышение степени участия женщин
в рынке труда и рост их заработков, а не пособия, которых всегда
недостаточно, для того чтобы обеспечить реальный рост доходов.
- Образование: это очень связано с экономической проблематикой,
так как концентрация девочек в "женских" профессиях
во многом обуславливает последующую, невыгодную для женщин, разницу
между женскими и мужскими зарплатами (в России, согласно докладу,
средняя женская зарплата составляет 64% от средней мужской). В
Российском докладе, в отличие от ЕС (Австрия) тема привлечения
девочек в "мужские" профессии практически не затрагивается.
- Неоплачиваемая работа женщин в домашнем хозяйстве: абсолютно
не проблематизируется в России (в отличие, например, от Ирландии),
в то время как здесь не только не наблюдается движения к гендерному
равенству, но, возможно, происходит и некоторое ухудшение положения
женщин. По-прежнему быт, забота о детях и престарелых родственниках
остаются, прежде всего, внутрисемейным женским делом, в бедных
семьях почти всегда полностью выносимым женщинами на своих плечах,
в более обеспеченных - широко используются услуги рынка домашних
работников, почти 100% из которых - опять же женщины. Вполне вероятно,
что это - основной барьер к интенсификации участия женщин в рынке
труда и соответственно росту женских доходов, барьер, который
совершенно никак не помогают снять ни увеличенные пособия по беременности,
родам, уходу за маленькими детьми, ни даже материнский капитал.
С другой стороны, Российский доклад отмечает ряд нерешенных
задач и проблем в гендерной области, они связаны, прежде всего,
с законодательством (так и не удается принять закон о специальных
временных мерах (квотах) по благоприятствованию представленности
женщин в органах управления, поскольку он воспринимается как нарушающий
гендерное равенство) и с малым количеством женщин в эшелонах власти.
При этом речь идет именно о государственных органах, отчасти еще
о малом и среднем бизнесе (который в России и Казахстане, в отличие
от крупного, имеет преимущественно женское лицо). А в Европе и Израиле
в то же время принимаются законы, способствующие обязательному введению
женщин в советы директоров крупных компаний (например, в Израиле,
если все члены совета директоров одного пола, и назначается внешний
управляющий, то он обязательно должен быть другого пола).
Отмечается также, что очень частыми являются нарушения
со стороны частных работодателей, не выплачивающих пособия по беременности
и родам своим служащим в прямое нарушение закона. Естественно, раз
уж государственные органы не в состоянии справиться с такими прямыми
и грубыми нарушениями законодательства, причем в приоритетной для
государства области (стимулирование рождений), то говорить об их
вмешательстве в дела частных компаний на уровне обеспечения прав
женщин на карьерный рост и представленность в руководстве компаний,
не приходится.
В России принята Гендерная стратегия (2006), некие гендерные
нормы, призванные способствовать политической карьере женщин, присутствуют
в законе "О политических партиях" (2001), есть ряд комиссий
и комитетов по гендерным вопросам при различных органах управления
- в 2006 г. образована Межведомственная Комиссия по вопросам обеспечения
равенства мужчин и женщин в Российской Федерации (в ее состав входят
представители федеральных министерств, субъектов Российской Федерации,
общественных и научных организаций), в Государственной Думе есть
Комитет по вопросам семьи, женщин, и детей, а при нем (с 2008 г.)
- Экспертный совет по вопросам гендерного равенства. При Председателе
Совета Федерации с 1999 г. работает Общественная комиссия по обеспечению
равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России. Есть
еще Координационный совет по гендерным проблемам, призванный обеспечивать
взаимную согласованность работы всех этих подразделений, а также
действий федеральных органов власти и общественных организаций.
Однако в настоящее время меняются полномочия членов многих из этих
органов, некоторые органы упраздняются и заменяются новыми, в результате
чего действия Национального механизма по гендерным вопросам недостаточно
эффективны.
В настоящий момент, представленность женщин в различных
федеральных и региональных органах власти составляет примерно 14-16%.
Процент женщин на дипломатических должностях также попадает в этот
интервал. Исключением является только Общественная Палата, где 35,7%
составляют представители женских общественных организаций. Пекинской
же конференцией был задан уровень представленности женщин во власти,
к которому необходимо стремиться, на уровне 30% и более. Этот уровень
превзойден только в некоторых Скандинавских странах (Швеция).
В общем, подытоживая: на юбилейной сессии Россия оказалась
в числе скорее "застойных" в гендерном отношении стран
-
- она не принадлежит к числу стран передовых, где проходят апробацию
новейшие практики по усилению гендерного равенства в сфере труда
и родительства;
- и в то же время, не относится и к числу стран, где распространены
наиболее вопиющие нарушения прав женщин, такие как женское обрезание.
Поэтому, в каком-то смысле, у читателей материалов и
слушателей докладов, особенно с учетам повышенного оптимизма доклада
Российского, могло создаться впечатление, что в нашей стране нет
особого продвижения в отношении гендерного равенства потому, что
все вопросы решены; однако на деле его нет скорее потому, что в
этой области тоже, возможно, существуют своего рода "первый"
и "второй" переходы, как и в демографии - и, как обычно,
Россия "немного задержалась" на стадии между "первым"
и "вторым".
См. также:
|