Rambler's Top100

№ 415 - 416
22 марта - 4 апреля 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Памирские трудовые мигранты в России

Миграционные тренды и тенденции в постсоветском Азербайджане

Узбекистан в системе международных миграций

Казахстан в Центральноазиатской миграционной субсистеме

Миграционная политика киргизского правительства: противостояние или приспособление к сильным человеческим течениям?

Таджики в московском социуме

Обзор демографической ситуации в Кыргызской Республике за 2002-2006 годы

Феномен демографической глобализации

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Памирские трудовые мигранты в России (по результатам исследования в московском регионе)1

Флоринская Ю.2 - специально для Демоскопа

Трудовая миграция из Таджикистана в Россию

Миграционные потоки из Таджикистана в Россию за последние годы, особенно после введения нового миграционного законодательства в 2007 г.,  значительно выросли. В 2005 году на долю трех государств Средней Азии (Узбекистана, Таджикистана, Киргизии) приходилось 16,8% общего миграционного потока в Россию и более 34,3% из стран СНГ. В 2006 г. эти показатели выросли до 23,4% и 44%, соответственно. В 2007 г. они уже составили 41% и 61%, соответственно. В 2008 году граждане этих трех государств составили более 50% всех легальных иностранных работников в России и 68,5% от работников из СНГ. В абсолютном выражении численность легальных работников из Таджикистана выросла в 7,4 раза (с 52,6 тысячи в 2005 году до  391,4 тысячи в 2008)3. Таким образом, по доле легальных работников в России Таджикистан вышел на второе место после Узбекистана.

Естественно, численность трудовых мигрантов из Таджикистана в России не исчерпывается данными о числе легальных работников (официально получивших разрешение на работу). Так, согласно обследованию домохозяйств, проведенному Азиатским банком развития (АБР) в 2007 г.4, объем трудовой эмиграции из Таджикистана составлял 700 тыс. человек. По данным Миграционной службы МВД Таджикистана, в том же году только на территории Российской Федерации находилось более 500 тысяч таджикских трудовых мигрантов5. По сообщению директора ФМС России Константина Ромодановского, в 2008 году в России находился 1 миллион граждан Таджикистана6.

Тяжелая экономическая ситуация на родине из года в год заставляет граждан Таджикистана оставлять свои дома и семьи и выезжать на заработки в Россию. По оценкам, доля мигрантских домохозяйств в Таджикистане составляет 36,8%. При этом сельские домохозяйства более активно участвуют в трудовой миграции (42,3%), чем городские (17%, Душанбе). В сельских районах значительно выше демографическое давление на рынки труда, чем в городах, и заработная плата в сельском хозяйстве очень низка7.

В Таджикистане сохраняется самая низкая средняя зарплата по сравнению с другими странами СНГ - около 63 долларов против 718 долларов в РФ (среднемесячная номинальная заработная плата в странах СНГ, май 2008; данные Межправительственного Статкомитета СНГ).

Особенно трудно живется жителям изолированных высокогорных зон, каковой является территория Горно-Бадахшанской автономной области. Население ГБАО, по данным переписи населения Таджикистана 2000 года, составило 206 тысяч человек8. Это 3% от численности населения всего Таджикистана. Площадь занимаемой ГБАО территории – 63,7 тыс. кв. км (это составляет около 45% территории Таджикистана, но только 3 % из них – в основном, долины горных рек - пригодны для проживания населения).

В 1999 г. 54% детей в ГБАО хронически не доедали; в 2005 г. число таких детей снизилось до 32%9. Такое улучшение связано не только с огромной помощью, оказанной этому региону Фондом Ага-Хана, но и с активным развитием трудовой миграции жителей ГБАО. Почти каждое домохозяйство в этом регионе имеет на заработках одного или несколько своих членов.

По данным областного управления Агентства соцзащиты, занятости населения и миграции, в настоящее время почти 24 тысячи жителей ГБАО, или 12% населения области, работают за пределами Таджикистана, из них 23 тысячи находятся на заработках в России. Это данные местных властей, которые были получены путем подворного опроса домохозяйств10. В 2008 году мигранты отправили в Горный Бадахшан свыше $36 млн11.

Экономический кризис не мог не затронуть миграционные потоки из ГБАО и объем денежных переводов мигрантов на родину. По данным руководства ГБАО, за первый квартал 2009 года в область вернулось более 1530 трудовых мигрантов, а выехало в Россию – свыше 1000. За это же время объем денежных переводов физических лиц из-за рубежа в ГБАО, осуществленных через банки, уменьшился почти на $1,7  млн. За три месяца 2009 года в ГБАО поступило более $4,8 млн., в то время как за аналогичный период прошлого года - 6,5 млн. долларов США12.

Портрет трудового мигранта из ГБАО

Средний возраст опрошенных – 30 лет, при этом 63% приходится на самую младшую возрастную группу – до 30 лет13; 26% - от 30 до 40 лет; 11% - старше 40 лет.

20% опрошенных проживали на своей родине в городе, а 80% в прошлом – жители кишлаков.

Мигранты, попавшие в случайную выборку, имеют довольно высокий уровень образования – треть (33%) имеют высшее и незаконченное высшее образование (в то же время в российском населении трудоспособного возраста только 21% имеет аналогичный уровень образования14; если сравнить с данными опроса Центра миграционных исследований (ЦМИ), проведенного в 2008-2009 году, то уровень образования мигрантов из Таджикистана в целом значительно ниже – только 15% имеют высшее и незаконченное высшее образование). Средним специальным образованием обладают 29% опрошенных; имеют за плечами только оконченную школу - 37%.

Несмотря на преобладание молодежи среди респондентов, больше половины опрошенных уже имеют свою семью – 53% (в том числе, живут в незарегистрированном браке); у 40% есть несовершеннолетние дети. Естественно, далеко не все семейные находятся в России с семьей – 25% живут в России с женой/мужем (т.е. почти половина из всех состоящих в браке) и 13% - с детьми. Кроме супругов и детей, довольно часто с мигрантом в России находятся братья, сестры, родители. Не имеют родственников в России только 9%.

Крайне невелика доля тех, кто тратит свой заработок только на себя (8%). Треть (32%) имеет иждивенцев на территории России, в среднем – двух; 88% содержат членов своей семьи на родине, в среднем – четырех.

Высокий уровень образования мигрантов из ГБАО влияет, вероятно, и на степень владения ими русским языком. Если сравнить с данными опроса ЦМИ, то видно, насколько меньше потенциальных проблем у мигрантов из ГБАО, связанных со знанием языка, чем в целом у мигрантов из Таджикистана (табл. 1).

Таблица 1. Хватает ли Вам знания русского языка?
Доля ответивших (%)

 

Вполне хватает

Не очень хватает

Совсем не хватает

Для общения на работе

Мигранты из Таджикистана*

66

23

11

Мигранты из ГБАО**

88

12

-

Для заполнения документов

Мигранты из Таджикистана*

27

42

30

Мигранты из ГБАО **

62

33

5

Для общения в магазине, аптеке, на почте

Мигранты из Таджикистана*

48

36

15

Мигранты из ГБАО **

87

12

1

* по данным опроса ЦМИ 2008-2009 гг.; N=338
** данный опрос; N=500.

Как видим, несмотря на хороший уровень владения языком жителями ГБАО, они все же полностью не избавлены от проблем в этой сфере. Главное, в чем испытывают трудности почти 40% из них – это использование русского языка при заполнении документов. А следствием этих трудностей могут быть неправильно заполненные миграционные документы, не до конца понятые тексты договоров с работодателем и т.д.

Продолжительность миграции

Больше половины мигрантов из ГБАО уже обладают миграционным опытом в России (55%), а миграционный опыт  - это, как правило, наличие связей с работодателем, лучшее знание миграционного законодательства и правил пребывания в России, меньшие трудности при поиске принимающей стороны для постановки на миграционный учет и жилья для проживания. При этом у трех четвертей, имеющих миграционный опыт, он довольно значителен – их первый приезд в Россию на работу состоялся еще до 2004 года, т.е. им удалось на практике испытать все нюансы и старого, и нового миграционного законодательства России.

Мигранты из ГБАО в среднем находятся в России без выезда домой 2,5 года, при этом пятая часть опрошенных – больше 3 лет. И лишь 30% респондентов живут в России в пределах года.

Подавляющее большинство опрошенных мигрантов (84%) либо постоянно живет в России, вообще не выезжая на родину, либо ездит только в отпуск на месяц. На работу по приглашению работодателя приезжают всего 6% мигрантов, на сезонную работу – 5%. С целью кратковременного заработка определенной суммы денег в Россию прибывают не больше 3% мигрантов.

Постановка на миграционный учет

Чтобы встать на миграционный учет в России, каждый мигрант должен иметь при себе действующую миграционную карту. В нашем опросе такой миграционной картой обладали лишь чуть больше половины респондентов (54%), у всех остальных она была либо фальшивая (т.е. купленная без выезда), либо просроченная, либо вовсе отсутствовала (табл.2).

Таблица 2. Есть ли у Вас миграционная карта?

 

Доля ответивших, %

Да есть, действующая

54,3

Да есть, но просроченная

10,2

Есть, но фальшивая

31,7

Была, но потерял, испортил

1,6

Нет и не было

2,0

N=500

Доля вставших на миграционный учет или собирающихся это  сделать среди опрошенных мигрантов из ГБАО ниже, чем в среднем по другим опросам мигрантов: встали на учет либо собираются это сделать 82% опрошенных, тогда как среди мигрантов из Таджикистана в целом таких больше 90% (опрос ЦМИ). 18% не имеющих учета мигрантов из ГБАО – это очень высокая цифра, которая означает, что все эти люди чрезвычайно уязвимы, даже при обычной проверке документов постовым милиционером.

По закону, подтверждением постановки на миграционный учет любого иностранного гражданина служит отрывная часть уведомления об учете с проставленной в нем отметкой. Находиться это отрывная часть должна на руках у мигранта. В нашем опросе таким документом обладают лишь 65% респондентов; еще 11% признались, что имеют подтверждение о постановке на учет, но этот документ фальшивый. При серьезной проверке эта группа также подвергает себя риску – подделка документов является преступлением, и может повлечь за собой не только депортацию мигранта (с 5-летним запретом дальнейшего въезда в Россию и уплатой штрафа от 2-ух до 5-и тысяч рублей), но и уголовное преследование.

Вопросы о постановке на миграционный учет показали довольно высокий уровень взаимовыручки мигрантов из ГБАО: 40% заявили, что их поставили на учет родственники или друзья, у которых они живут (по опросу ЦМИ, такой вариант ответа мигранты в целом выбирали в два раза реже). В большую сторону отличается и доля пользующихся услугами коммерческих фирм при постановке на учет: 23% мигрантов из ГБАО против 12% от всех мигрантов из СНГ, опрошенных ЦМИ. Почти равными среди мигрантов из ГБАО оказались доли тех, кого ставил на учет работодатель (16%) и хозяин арендуемого жилья (15%). В опросе Центра миграционных исследований доля мигрантов, пользовавшихся услугами и адресом работодателя при постановке на учет, была значительно выше – почти половина опрошенных (49%). Такая разница объясняется, видимо, более поздними сроками проведения данного опроса мигрантов из ГБАО, когда в московском регионе работодатели де-факто оказались лишены возможности ставить мигрантов на юридический адрес своей фирмы.

В отсутствии постановки на миграционный учет или фальшивом миграционном учете далеко не всегда виноваты сами мигранты – только 16% ответили, что не знали, что это вообще нужно и как это делается (табл. 3).

Таблица 3. Если Вы не встали на миграционный учет, то почему?*

 

Доля среди не вставших на учет, % (опрос мигрантов из ГБАО)

Доля среди не вставших на учет, % (опрос ЦМИ)**

не знал, что нужно вставать на учет

3,4

11,6

не знал, как это делается

12,8

22,0

работодатель отказался поставить меня на учет

3,4

8,8

хозяин жилья, которое я снимаю, отказался поставить меня на учет

8,5

6,6

миграционная карта отсутствует или недействительна

48,7

14,8

не смог найти, где зарегистрироваться

30,8

39,0

*можно было выбирать все варианты ответов, поэтому сумма превышает 100%; N=117.
** опрос ЦМИ проведен в 2008-2009 гг.; N=318.

Как видим, мигранты из ГБАО оказались значительно лучше подготовлены к процессу постановки на учет в России, чем в среднем мигранты из стран СНГ (среди них не знавших порядка и необходимости постановки на учет почти треть от числа не имеющих учета). В то же время и у тех, и у других велика доля объективных причин, не позволяющих встать на учет: прежде всего, отсутствие адреса для регистрации.

Самая же заметная причина отсутствия учета у мигрантов из ГБАО (почти половина выбрала этот вариант ответа) – это фальшивые и просроченные миграционные карты, о которых говорилось выше (см. табл. 2).

Исходно миграционный учет вводился в России как механизм, позволяющий отследить местонахождение мигранта, и возлагающий ответственность за это местонахождение на принимающую сторону – российского гражданина или юридическое лицо. Но фактически, доля мигрантов, реально живущих по адресу постановки на учет невелика, что в очередной раз подтвердил и данный опрос: только 17% из числа поставленных на учет живут по адресу, указанному в уведомлении.

Разрешение на работу

Каждый мигрант, прибывший в Россию, имеет право осуществлять трудовую деятельность, только получив разрешение на работу (пластиковую карту) в территориальном органе Федеральной миграционной службы РФ.

По закону, для этого ему необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган ФМС России по месту постановки на миграционный учет. Перечень документов, который должен представить мигрант, достаточно краток и не должен представлять трудностей (миграционная карта, заявление, квитанция об уплате госпошлины, паспорт, фотографии). Однако, фактически, ситуация оказывается далеко не столь проста и однозначна: в дело вступают квоты, различные внутриведомственные акты и приказы (иногда противоречащие самому закону), а подчас и самоуправство (или корыстный интерес) самих работников миграционной службы.

По нашему опросу, меньше половины мигрантов из ГБАО имели разрешение на работу (47%), и еще 14%  заявили о том, что оно у них есть, но фальшивое (рис. 1). Очень близкие к этим цифрам были получены и в ходе опроса ЦМИ 2008-2009 гг.

Рисунок 1. Есть ли у Вас разрешение на работу в России?

Среди причин отсутствия разрешения на работу, названных опрошенными, превалировали именно объективные: «слишком дорого» и «закончились квоты».

Учитывая, что госпошлина должна составлять 1000 рублей (а с конца января – 2000 рублей), ответ «слишком дорого», на первый взгляд, кажется странным. Но, зная нынешнюю миграционную реальность, удивляться не приходится: мигрант практически лишен возможности получить разрешение на работу самостоятельно, заплатив лишь госпошлину. Чаще всего, ему приходится платить посредникам, коммерческим фирмам, а иногда эти средства с него берет работодатель, который, в свою очередь, тоже почти всегда обращается к посредникам. В последнее время в московском регионе цена за получение разрешения на работу доходила до 15 тысяч рублей!

Подавляющее большинство опрошенных мигрантов имело разрешения на работу на максимально возможный срок – 12 месяцев (94%). Вероятно, в опрос попали в основном те, кто оформлял свои разрешения на работу до ввода в действие печально знаменитого 36-го приказа ФМС15.

После получения мигрантом разрешения на работу, он обязан в течение 30 дней представить в орган ФМС медицинскую справку об отсутствии опасных заболеваний. В случае, если мигрант этого не делает, разрешение на работу аннулируется. Для получения такой справки мигранту нужно пройти медицинское освидетельствование. В нашем случае, официально прошли медосмотр и получили справки лишь чуть больше половины мигрантов из ГБАО (54%). Примерно эти же цифры выявляются и в ходе других опросов мигрантов. Такая ситуация, главным образом, объясняется объективными причинами – мигрант физически не успевает пройти медицинское освидетельствование в разных концах города (за каждой справкой нужно ехать в свой диспансер, и всюду гигантские очереди), ведь в это время он уже должен быть на работе. Кроме того, сама процедура явно усложнена и плохо освещается информационно.

Покупка справок, судя по предыдущим опросам мигрантов из СНГ, выливается для мигрантов в довольно большие суммы: от 500 рублей и до 3-5 тысяч рублей, причем нижний предел этой суммы – мигрант сам проходит медицинское освидетельствование, просто без очереди, а верхние – мигрант получает фальшивую справку, никуда не ходя.

Поиск работы и условия труда мигрантов из ГБАО в московском регионе

Несмотря на отсутствие официальных разрешений на работу, три четверти опрошенных мигрантов имели работу в московском регионе на момент опроса (76%); 19% заявили, что в настоящий момент работу ищут; 4% собирались уезжать домой.

Большинство респондентов работает по найму на предприятиях, в организациях, фирмах (71%) и лишь пятая часть (21%) трудится у частных лиц. Соотношение труда у юридических и частных лиц отличается кардинально для мужчин и женщин: доля женщин, работающих у частников, - 42%, тогда как среди мужчин – всего 19%. В то же время мужчины чаще работают от случая к случаю – 5% и имеют свое собственное дело – 2%. Среди женщин никто не имеет собственного дела, а работают от случая к случаю 2%.

Распределение мигрантов из ГБАО по сферам занятости примерно соответствует среднему распределению мигрантов по сферам занятости в Центральном федеральном округе, хотя доля работающих в строительстве среди мигрантов из ГБАО несколько выше средних показателей (табл. 4).

Таблица 4. Распределение мигрантов из ГБАО по основным сферам занятости, %

 

Всего

Мужчины

Женщины

Строительство и ремонт жилья

50,6

55,4

2,2

Торговля

20,0

19,4

26,7

Промышленность

3,4

3,6

2,2

ЖКХ

4,0

3,8

6,7

Бытовое обслуживание населения

11,1

9,4

28,9

Услуги по дому

4,8

2,2

31,1

Транспорт

3,8

4,2

0,0

Использование современных практик трудоустройства (агентств занятости, Интернета) крайне мало распространено среди мигрантов, и мигранты из ГБАО в этом вопросе – не исключение. Только 3% среди них пользовались такими каналами. При этом подавляющее большинство, так же, как и в вопросе постановки на миграционный учет, при поиске места работы использует родственные или дружеские связи – 70%.

90% мигрантов из ГБАО приехали в Москву на работу, не имея предварительных договоренностей или даже конкретных представлений о будущем месте работы (по опросу ЦМИ в Москве, среди мигрантов из СНГ таких было лишь около 50%, остальные имели личную договоренность с работодателем или через знакомого). Такая неподготовленность к процессу трудовой миграции в нынешних экономических условиях не может не тревожить.

Больше половины опрошенных работает без письменного трудового договора (рис. 2).

Рисунок 2. Оформление на работе, %

Если сравнить полученные результаты с данными опроса ЦМИ по Москве 2008-2009 гг., то там доля мигрантов из СНГ, работающих в теневом секторе, ниже: 48% работают по устной договоренности и 44% имеют письменный договор. Сравнение по способу получения зарплаты так же не в пользу мигрантов из ГБАО: в среднем по Москве 45% мигрантов получали зарплату полностью неофициально, а среди мигрантов из ГБАО – 58% (рис. 3).

Рисунок 3. Получение зарплаты мигрантами из ГБАО, %

Женщины чаще, чем мужчины, работают без официального оформления и получают зарплату неофициально (хотя у мигрантов из ГБАО разница между мужчинами и женщинами меньше, чем среди мигрантов из стран СНГ в целом). Кроме того, чем выше уровень образования мигрантов, тем чаще они стараются обезопасить себя, заключив письменный договор с работодателем: такой договор имеют 44% мигрантов с высшим образованием и только 32% - со средним общим.

Среднемесячная заработная плата мигрантов из ГБАО составляет около 20 тысяч рублей, что практически точно совпадает со средней зарплатой мигрантов в Москве по опросу ЦМИ – 2009. Сумма эта вполне сопоставима с уровнем российских зарплат, но следует учесть, что мигрантам, в отличие от москвичей, нужно из этой зарплаты еще оплачивать аренду жилья. Кроме того, за эту зарплату мигранты работают в среднем по 10 часов в день (а четверть – больше 10 часов), 6 дней в неделю (пятая часть – все 7 дней в неделю); 43% мигрантов работают сверхурочно, причем только половине из них эти лишние часы полностью оплачивают (данные опроса ЦМИ 2008-2009).

11% мигрантов из ГБАО не могут пропустить рабочий день, даже если они больны; почти половина из них (47%) может не выйти на работу в случае болезни, но эти дни не будут оплачены; полностью больничный и лечение оплачивается только у 7% работающих мигрантов.

Рабочие места мигрантов в большинстве не совпадают с местами работы москвичей: только 13% мигрантов из ГБАО сказали, что рядом с ними работают в основном местные жители, и еще 17% заявили, что на их рабочем месте поровну местных жителей и мигрантов. Большинство работает вместе с мигрантами из СНГ, в частности с выходцами из ГБАО, или с российскими мигрантами из других регионов.

Можно с уверенностью говорить, что опрос еще раз подтвердил уже известный постулат: именно благодаря переводам мигрантов удается поддерживать хоть сколько-нибудь приемлемый уровень жизни оставшихся на родине членов их семей. 94% мигрантов из ГБАО регулярно (59%) или иногда (35%) пересылают деньги на содержание родственников на родину. Причем, среди мигрантов из ГБАО эта поддержка оказалась распространена даже больше, чем в среднем среди мигрантов из Таджикистана: по данным опроса ЦМИ (2008-2009 гг.), 77% мигрантов из Таджикистана регулярно или иногда посылают деньги на родину. Средняя сумма ежемесячного перевода – 189 долларов (это немного меньше, чем в среднем посылают из Москвы мигранты из других стран СНГ – по опросу ЦМИ-2009, там средняя цифра составляет 212 долларов США).

Безопасность памирских мигрантов в московском регионе

Судя по результатам опроса, только треть опрошенных чувствует себя в полной безопасности в московском регионе (табл. 5). Более того, мигранты из ГБАО чувствуют себя в безопасности еще в меньшей степени, чем мигранты из других регионов, работающие в Москве. Вероятно, они чаще испытывают на себе неприязнь местного населения к мигрантам, т.к. обладают ярко выраженными этническими чертами (в отличие, например, от мигрантов с Украины). Видимо, играет свою роль и языковой барьер.

Таблица 5. Как Вы оцениваете степень Вашей безопасности в России?, % ответивших

 

Мигранты из ГБАО, работающие в Москве

Все мигранты из СНГ, работающие в Москве*

Нет ответа

0,2

1,7

Я постоянно чувствую опасность и страх, когда я в России

11,2

7,0

Бывают опасные ситуации, но не так много

56,5

41,7

Думаю, что мне ничего здесь не угрожает

30,9

48,7

Другое

1,2

1,0

*по данным опроса ЦМИ в Москве, 2009

Женщины из ГБАО чувствуют себя в большей безопасности, чем мужчины (47% считают, что им ничего не угрожает, против 29% у мужчин). Еще один фактор, влияющий на ощущение внутренней безопасности, - интеграционный потенциал мигранта, в первую очередь, степень его владения русским языком. Среди тех, кто заявил, что им вполне хватает знания русского языка для общения в городе (магазине, аптеке, почте и т.д.), 32% считают, что им ничего не угрожает, а среди тех, кому знаний русского не вполне хватает – только 20% уверены в своей безопасности. Так что фактор знания языка важен не только с точки зрения трудоустройства и легализации статуса, но и с точки зрения ощущения безопасности мигранта.

Основные проблемы, возникающие у мигрантов из ГБАО в России

Среди отвечавших на вопросы анкеты не было ни одного мигранта, который бы не столкнулся при приезде в Россию хотя бы с одной из перечисленных ниже проблем. Наоборот, большинство отмечало не одну проблему, а две или три (рис. 4).

Рисунок 4. Проблемы, с которыми мигрантам труднее всего было справиться в России

Как видно на рисунке, на первое место вышли три проблемы: две из них связаны с легализацией мигрантов (получение разрешения на работу и поиск адреса (принимающей стороны) для постановки на учет), а третья – самая основная – это поиск работы  - 59% ответивших назвали это главной трудностью (что неудивительно, учитывая долю мигрантов из ГБАО – 90%, приехавших в Москву без предварительной договоренности о работе). Близки по частоте упоминаний к этим причинам оказались также проблемы с поиском жилья для проживания и получением медицинской помощи в случае болезни.

К сожалению, решение всех этих проблем практически полностью ложится на плечи самого мигранта или его родственников и друзей (доля ответивших «я сам» решаю возникающие проблемы – 21%; «родственники, знакомые» - 70%). Менее 5% чувствовали помощь объединений земляков, менее 2% - общественных организаций.

Планы памирцев на будущее

Результаты опроса позволяют сделать вывод о настроенности мигрантов из ГБАО на долговременную миграцию, только 16% из них заявили, что будут приезжать на короткое время, зарабатывать и уезжать. При этом треть респондентов намерена остаться в России навсегда, получив российское гражданство. Этот показатель выше среднего для всех опрошенных мигрантов в Москве (опрос ЦМИ – 2009), а если сравнить с намерениями мигрантов именно из Таджикистана (по опросу ЦМИ 2008-2009), то превышение будет почти в два раза (рис. 5).

Рисунок 5. Планы трудовых мигрантов на будущее, %

* данные по мигрантам из Таджикистана взяты из опроса ЦМИ в России в 2008-2009 гг.
** данные по всем мигрантам из СНГ взяты из опроса ЦМИ в Москве весной 2009 г.

Серьезность намерений по получению российского гражданства подтверждается ответом на следующий вопрос: Вы готовы сейчас вернуться на родину, если Вам предложат там работу? Пятая часть (20%) ответила твердое «нет», т.е. они не вернутся в ГБАО ни при каких условиях; еще 8% затруднились сказать точно, но при этом не выдвинули никаких конкретных условий своего возможного возвращения. Остальные (71%) рассмотрели бы варианты возвращения, если бы им предложили работу на родине, с заработком в среднем около 400$.

Заработки в России позволяют трети опрошенных памирцев содержать свои семьи, но не позволяют делать накопления. Остальные копят на учебу (себе или детям), на строительство жилья на родине, открытие своего дела на родине или в России. Небольшая группа надеется накопить на жилье в России (рис. 6).

Рисунок 6. На что мигранты намерены потратить свой заработок, %

Чрезвычайно важным представляется тот факт, что три четверти мигрантов (78%) с уверенностью сказали, что полученные в России знания и профессиональные навыки смогут использовать на родине. Это фактически будущий вклад мигрантов в экономическое развитие их родины, который трудно измерить, но который, в конечном итоге, не менее важен для развития Таджикистана, чем денежные переводы, посылаемые мигрантами.


1 Исследование проводилось по заказу Фонда Ага-Хана в России. Включало в себя проведение фокус-группы с памирскими трудовыми мигрантами в московском регионе и социологический опрос 500 респондентов (время проведения – лето-осень 2009 года; респонденты выбирались методом «снежного кома»).
2 Флоринская Юлия Фридриховна - к.г.н., с.н.с. ИНП РАН, с.н.с. Института демографии ГУ ВШЭ/
3 Легальное привлечение иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации в 2005-2008 гг. Аналитический материал на базе официальной статистической отчетности ФМС России и Росстата. Фонд Миграция XXI век. Москва, 2009.
4 Саодат Олимова. Таджикистан: от вынужденной к трудовой миграции.//Постсоветские трансформации: отражение в миграциях. Под ред. Ж.А.Зайончковской, Г.С. Витковской. ЦМИ, ИНП РАН. Москва. 2009, с.374.
5 Куддусов Дж. Обзор рынка труда в Таджикистане. Рабочий документ. Март 2009 г. Душанбе: ЕФО, 2009, с. 93.
6 «УРА-Информ», 8 апреля 2009 г.
7 Саодат Олимова. Таджикистан: от вынужденной к трудовой миграции.//Постсоветские трансформации: отражение в миграциях. Под ред. Ж.А.Зайончковской, Г.С.Витковской. ЦМИ, ИНП РАН. Москва. 2009, с.374
8 http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0191/analit05.php
9 David Nygaard, Davlatyor Jumakhonov, Kris Hendrickx. Trends Food Security and Livelihoods // Strategies for Development and Food Security in Mountainous Areas of Central Asia, 2005.
10 Азия-Плюс, 4 апреля 2009 г.
11 В целом в Таджикистане отмечается самая высокая в мире доля денежных переводов мигрантов в ВВП, оцениваемая в настоящее время примерно в 46%. Об этом говорится в новом докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) «Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире, 2009 год». (Азия-Плюс, 19 октября 2009)
12 Азия-Плюс, 4 апреля 2009 г.
13 По официальной статистике ФМС, доля этой возрастной группы в среднем среди всех иностранных работников составила в 2008 году 37%.  
14 Данные переписи населения России 2002 года.
15 Согласно Приказу ФМС России от 26 февраля 2009 г. N 36 "О некоторых вопросах выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы", разрешение на работу выдается мигранту сначала на срок до 90 дней, и лишь по истечении этого срока, в случае предоставления им трудового договора, оформляется новое разрешение на срок договора, но не более 1 года (а на самом деле – не более 9 месяцев, так как три месяца действовало первое разрешение) с момента въезда в РФ. Причем в «длинном» разрешении на работу указывается конкретный работодатель, договор с которым был предоставлен мигрантом в  миграционную службу. Таким образом, практика, подстегиваемая кризисом, вернулась назад в дореформенный период, опять «прикрепив» мигрантов к конкретным работодателям.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.