Rambler's Top100

№ 415 - 416
22 марта - 4 апреля 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Памирские трудовые мигранты в России

Миграционные тренды и тенденции в постсоветском Азербайджане

Узбекистан в системе международных миграций

Казахстан в Центральноазиатской миграционной субсистеме

Миграционная политика киргизского правительства: противостояние или приспособление к сильным человеческим течениям?

Таджики в московском социуме

Обзор демографической ситуации в Кыргызской Республике за 2002-2006 годы

Феномен демографической глобализации

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Узбекистан в системе международных миграций

Людмила Максакова1
(Опубликовано в книге: Постсоветские трансформации: отражение в миграциях / Под ред. Ж.А. Зайончковской и Г.С. Витковской / Центр миграционных исследований, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. -М.: ИТ "АдамантЪ". 2009. с. 323-349)

Введение

За годы независимости Узбекистан прошел непростой путь развития. От советского периода были унаследованы макроэкономические дисбалансы в экономике, безработица и относительно низкий уровень жизни населения. В начале 90-х годов около 70% населения имели доходы ниже прожиточного минимума. В связи со спадом производства в первые годы реформ ситуация еще более обострилась. За 1991–1996 гг. реальный ВВП сократился более чем на 30%, а уровня 1991 г. он достиг только в 2003 г. Это привело к уменьшению доходов самых низкооплачиваемых слоев населения, они упали как в абсолютных, так и относительных значениях2. Тем не менее, Узбекистану, в отличие от ряда других стран СНГ, удалось избежать еще бóльшего падения производства. В результате реформирования и государственной поддержки ведущих отраслей экономики – промышленности и сельского хозяйства – спад производства в них был преодолен3. Серьезного перелома в экономике удалось достигнуть на рубеже веков, а в последние годы происходит устойчивое ускорение экономического роста. Только за 2006 – 2008 гг. ВВП Узбекистана увеличился почти в 2 раза. Все это не могло не отразиться на миграции населения.

Как и в других бывших советских республиках, в Узбекистане в трансформационный период значительное влияние на миграционные процессы оказали обострившиеся межнациональные и межэтнические отношения, тем более что самое начало построения собственного независимого государства происходило вскоре после межэтнического конфликта в Ферганской области. Однако, несмотря на большие трудности стартового периода, а также соседство афганского и таджикского конфликтов, Узбекистану удавалось контролировать социальную ситуацию. В первые годы становления национальной государственности и национального возрождения была характерна определенная напряженность в межэтнических отношениях, которая вызвала рост эмиграционных настроений у нетитульного населения. Эта ситуация была преодолена в достаточно короткие сроки, и к середине 90-х годов выезд из страны заметно снизился.

В ходе создания независимого государства и рыночного реформирования экономики Узбекистан пережил несколько миграционных волн. Сложное переплетение разнообразных факторов, различающихся силой влияния, а нередко и разнонаправленным воздействием, обусловило количественные и качественные изменения в миграционных процессах. Современная миграционная ситуация в Узбекистане представляется относительно благополучной.

Внешние миграции

Иммиграция прежде и теперь. В современном Узбекистане траектории внешних миграций в значительной мере следуют по тем же направлениям, которые сложились в советское время. Как и прежде, основная часть иммиграции и эмиграции приходится на территорию СНГ. В последнее время внешние миграции характеризуются относительно небольшой и постоянно снижающейся численностью прибывших в Республику: это 5–6 тыс. человек в год против 70–90 тыс. человек в советский период и 30–35 тыс. человек в середине 90-х годов. В количественном отношении 1991 год по размерам иммиграции превосходил первые годы нового века почти в 40 раз, но последние годы – не более чем в 20–25 раз. Согласно статистике, за 1991-2008 гг. в Узбекистан прибыло из-за пределов Республики около 450 тыс. человек.

По сути дела, современный Узбекистан наследовал географическую структуру иммиграции советского периода, но объемы иммиграции значительно уменьшились.

Главными странами исхода являются Россия (одна треть от общего количества прибывших за весь период 1991-2008 гг.), а также соседние страны - Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. На эти четыре государства приходится более двух третьих общего объема иммиграции (рис. 1).

Рисунок 1. Структура прибывших в Узбекистан по странам выезда в 1991 и 2008 гг., %

Рисунок 2. Структура выбывших из Узбекистана по странам в 1991 и 2008 гг., %

Примечание: в 1991 г. не учтены прибывшие «без указания областей и республик».
Источник: Данные Госкомитета по статистике Республики Узбекистан.

Из других республик СНГ можно еще выделить Украину (4-5%) и Туркменистан (3-4%). С остальными странами СНГ миграционные связи Узбекистана, как и в прежние годы, остаются незначительными. В последнее время обнаруживаются новые тенденции, в частности, активизировался миграционный обмен с Казахстаном, в 2008 г. он обеспечивал более одной трети современной иммиграции.

В первой половине 90-х годов на территории СНГ наиболее значительными были миграционные потоки, формируемые репатриантами. В определенной мере и Узбекистан оказался в орбите репатриации, т.е. возвращения населения на свою историческую родину, о чем свидетельствует высокая доля титульного населения республики в числе прибывших (37% за 1991-2008 гг.). Эти процессы были более активными в начале 90-х годов. В первые три года реформ узбеки составляли 40% общего числа иммигрантов, в то время как в начале нового века – лишь 17-19%. Затем доля узбеков вновь возросла, в отдельные годы – до 35%, что обусловлено, прежде всего, изменениями страновой структуры внешней миграции, а также продолжающейся репатриацией и возвратной миграцией.

Относительно активным прибытием в Узбекистан выделяются русские (около 30% от общего количества за все годы), казахи (14%), татары и таджики. Доля русских в последние годы снизилась до 19-20% против 30-32% в середине 90-х годов. Аналогичные тенденции прослеживаются относительно всего русскоязычного населения. Среди прибывших увеличивается доля казахов, на долю которых сейчас приходится более 40% всей иммиграции, таджиков и киргизов. Таким образом, иммиграционный поток все более приобретает Центрально-Азиатское обличье.

Миграция оказала сильное влияние на национальную структуру населения республики, в которой непрерывно увеличивается численность представителей титульных национальностей Центральной Азии. Так, за 15 лет, прошедших после переписи 1989 г. (в Узбекистане новой переписи населения не проводилось), численность казахов, живущих в Узбекистане, возросла на 169,6 тыс. человек (на 21,0%), киргизов – на 52,5 тыс. человек (30,0%), туркмен – на 30,7 тыс. человек (25,2%), таджиков – на 303,8 тыс. человек (32,5%)4.

Следует отметить, что среди республик Центральной Азии по характеру миграционных связей с Узбекистаном выделяется Таджикистан. В потоке из этой страны из года в год иммиграция превышает эмиграцию, хотя и в небольших размерах. Это обусловлено, прежде всего, гражданской войной в Таджикистане, а кроме того, относительно большой численностью таджиков в составе населения Узбекистана (4,9%; для сравнения – русские, по последним данным, составляют 3,3%). В Узбекистане имеются территории с исторически сложившимся компактным проживанием таджиков, в частности, в Самаркандской и Бухарской областях.

В настоящее время в орбиту миграционных связей населения Узбекистана вошли многие европейские и заокеанские страны. Однако прибывшие из государств старого зарубежья составляют лишь небольшую часть иммиграции, менее 2% ее общего объема. Главными из таких стран являются Германия, Израиль, Турция, Греция, США. В составе прибывших из этих стран преобладают узбеки, евреи, немцы, турки.

Более 80% прибывших находятся в трудоспособном возрасте. Около половины, а иногда и более того, иммигрантов прибывает в столичный регион (город Ташкент и Ташкентскую область), в большинстве других областей иммигранты появляются редко.

Эмиграционные волны. Для внешних миграций населения Узбекистана характерно значительное превышение эмиграции над иммиграцией, в результате чего происходит отток населения из Республики. Однако следует согласиться с Ж.А. Зайончковской, что эти процессы нельзя рассматривать исключительно в современных координатах, не увязывая их с особенностями социально-экономического и демографического развития советского периода5. Отток населения из Центральной Азии, в том числе из Узбекистана, обусловленный, главным образом, усилением демографического давления на рынок труда, возник не в современный периодтрансформации, он является устойчивой тенденцией уже на протяжении почти 30 лет. На современном этапе масштабы эмиграции увеличились, что особенно контрастирует с уменьшением объемов иммиграции. По расчетам, за весь постсоветский период численность выбывших из Республики превысила 1,3 млн. человек. При этом за весь период 90-х годов и в первые годы нового века соотношения между потоками прибывших и выбывших несколько варьировались, но общая тенденция сохранялась неизменной. В начале 90-х годов превышение эмиграции над иммиграцией составляло 1,7-1,8 раза, в середине 90-х годов в 4-5 раз, в последние годы – более чем в 15 раз.

Население Узбекистана выезжает в основном в страны СНГ (около 90%). Наибольший поток традиционно направлен в Россию, которая за 1991-2008 гг. приняла около 900 тыс. узбекистанцев, что составляет 60% общего объема эмиграции за этот период (Рис. 2).

Миграционные связи Узбекистана с Россией, исторически сложившиеся еще в дореволюционный период, затем укрепились и расширились. На протяжении многих десятилетий Россия сохраняет главенствующую роль во внешних миграциях населения Узбекистана. Однако современные размеры эмиграции в Россию заметно уменьшились. В начале 90-х годов они варьировались в пределах 60-140 тыс. человек в год, а в последние годы – 30-40 тыс. Тем не менее, доля России в эмиграционных потоках не уменьшается, за счет изменения как общей численности, так и структуры эмиграции. Из года в год она превышает половину всей численности выбывших, а в отдельные годы - значительно выше.

Из Узбекистана в Россию выезжает главным образом население нетитульных национальностей. Причем выявленные в результате социологических исследований этнические мотивы потенциальной эмиграции в Узбекистане были более значимыми (40,9%), чем, например, в Казахстане (31,9%) или в Кыргызстане (34,2%)6.

Во внешних миграционных связях Узбекистана в последние годы непрерывно возрастает значение Казахстана. Эмиграция из Узбекистана в Казахстан увеличилась по сравнению с началом 90-х годов почти в 2 раза, а доля этой страны в общем объеме эмиграции поднялась с 8,9% в 1991 г. до 25,2% в 2001 г., а в 2008 г. превысила 35-40%. Таким образом, на этапе современного развития из Узбекистана «забирают» население, по сути дела, только две страны – Россия и Казахстан. Из других стран по величине эмиграции можно выделить еще Украину, на которую приходится 8,0% выехавших из Узбекистана.

Главными миграционными трендами во внешних миграциях постсоветского времени являются этнические миграции на свою историческую родину, поэтому внешние эмиграционные потоки имеют этническую окраску. В них преобладают русские. По годам доля их различается, но тенденция преобладания русской эмиграции сохраняется неизменной. Представители других славянских национальностей занимают небольшой удельный вес, что соответствует их относительно невысокой доле в структуре общей численности населения Республики, следовательно, и их миграционному потенциалу (Рис. 3).

Рисунок 3. Распределение выбывших из Узбекистана по национальностям, 1991 и 2008 гг., %

Рисунок 4. Структура валового объема миграции, %

Источник: Данные Госкомитета по статистике Республики Узбекистан.

К концу 90-х годов миграционный потенциал многих этносов в значительной мере был исчерпан. Так, за 15 лет после переписи населения 1989 г. численность русских в Республике уменьшилась на 600 тыс. человек (в 1,6 раза), украинцев - на 56 тыс. человек (в 1,6 раза), татар – на 381 тыс. человек (в 2,4 раза)7. Имеются и более пессимистические оценки итогов эмиграции, сделанные независимыми экспертами. По этим оценкам, на 1999 г. уменьшение численности русских оценивалось в 843 тыс. человек (сокращение в 2 раза), украинцев – в 77 тыс. человек (тоже в 2 раза), евреев – в 50 тыс. человек (в 4,3 раза), татар – в 337 тыс. человек (в 3,6 раза), и т.д.8 К настоящему времени практически исчерпали свой миграционный потенциал также курды, грузины, азербайджанцы.

Среди татар, выехавших из Узбекистана, большой удельный вес занимают крымские татары, находящиеся в процессе репатриации. На их долю приходится 25,1%9 всех выехавших татар. По оценкам, в 90-х годах из Узбекистана в Крым выехали более 130 тыс. крымских татар10, предки которых были депортированы в Среднюю Азию во время Великой Отечественной войны. Этот эмиграционный поток еще несколько лет будет сохранять свое значение, т.к. процесс репатриации крымских татар еще не завершен.

Относительно небольшой, причем снижающийся, объем эмиграции приходится на дальнее зарубежье. Несмотря на небольшие объемы зарубежных миграций, они связывают Узбекистан с самыми разными странами мира, что в определенной мере свидетельствует о территориальной раздвижке миграционных связей Республики. В целом за анализируемый период на страны дальнего зарубежья приходится около 10% эмиграции, с колебаниями от 14,9% до 2,6%. Это тоже, главным образом, этнические миграции, выезжают в подавляющем большинстве евреи, греки и немцы. За прошедшие годы их миграционный потенциал также заметно снизился. По нашим оценкам, в Узбекистане к 2000 году оставалось 10-12% ранее живших здесь немцев, 15% евреев и не более 5-8% греков. К 2008 г. эта доля стала еще меньше.

Эмиграционные процессы больше всего затрагивают территории с компактным проживанием нетитульного населения, тем самым оказывая сильное влияние не только на численность, но и на национальный состав населения данных регионов. Это, прежде всего, касается столичного региона (Ташкент и Ташкентская область), на который пришлось более 48% всей эмиграции из Узбекистана. В последние годы доля столичного региона несколько снизилась, в основном за счет резкого роста эмиграции из Республики Каракалпакстан, вызванной целым рядом факторов, в числе которых немалое значение имеют и экологические, связанные с ухудшением среды обитания на территориях, прилегающих к Аральскому морю.

Современная миграция из Узбекистана заметно отличается от предыдущих десятилетий по возрастному составу. В советское время большую роль играла учебная миграция, поэтому около половины внешних миграционных потоков составляла молодёжь в возрасте до 30 лет, а доля населения трудоспособного возраста доходила до 85%. Для современной эмиграции характерно относительное снижение трудоспособных контингентов – до 70-75%, а в отдельные годы – до 65%, с одновременным увеличением удельного веса лиц детских и пенсионных возрастов. Это свидетельствует о том, что миграция в большей мере стала носить семейный характер.

В результате превышения эмиграции над иммиграцией Узбекистан имеет отрицательное сальдо миграции. Величина его колебалась по годам, наибольшие значения пришлись на 1989-1990 гг. В отдельные годы миграционные потери доходили до 100 тыс. человек. Однако в последние годы проявилась четкая тенденция сокращения миграционного оттока населения из Республики. В 2007 г. он составил 63,1 тыс. человек, в 2008 г. – 25,8 тыс. человек11. Эта тенденция обусловлена не только уменьшением миграционного потенциала, но и улучшением социально-экономического положения и уровня стабильности в Республике.

Эмиграция и титульное население. Трансформационные процессы оказали воздействие и на миграцию титульного населения – узбеков. По данным текущего учета, за 1991-2008 гг. в целом они составили около 15% от всей внешней миграции Республики. Это в основном население городов, из них две трети приходится на иммиграцию и одна треть - на эмиграцию. В начале 90-х годов эмиграционный поток узбеков был более высоким, но с середины 90-х годов он стабилизировался на уровне 4-5 тыс. человек в год, что в 3,6-3,7 раза меньше начального периода. Такая тенденция была отмечена российскими исследователями. По расчётам Ж.А. Зайончковской, на рубеже 80-90 годов Россия имела отрицательное сальдо в обмене почти со всеми национальными группами бывшего СССР, а в середине 90-х годов, наоборот, начался миграционный приток в Россию представителей всех без исключения национальностей12. В последние годы развивается тенденция последовательного снижения численности узбеков в составе как прибывших, так и выбывших (с некоторыми исключениями в отдельные годы), а в целом в современной эмиграции из Узбекистана на долю титульного населения приходится 5-7%.

Узбекистан теряет часть титульного населения в обмене и со всеми другими странами. По своей величине потери невелики, но они захватили и определённую часть национальной элиты. Как показывают социологические обследования, уже не назовешь единичными выезды (или намерения на выезд) молодого, мобильного, образованного, квалифицированного населения на постоянное место жительства в США, Германию, Бельгию, Великобританию, ОАЭ и другие страны, получение там вида на жительство или гражданства. В последние годы в эмиграции начинает принимать участие взрослое титульное население средних слоёв, имеющее, как правило, высокий уровень образования, полученного зачастую в престижных советских вузах.

Россия постепенно утрачивает свою привлекательность для узбеков. В этом немалую роль сыграли война в Чечне, а также многочисленные проявления терроризма в различных российских регионах, что делает проблематичным будущее детей. В то же время Россия продолжает оставаться главной страной следования для русскоязычного населения.

Титульное население предпочитает выезжать в Россию не на постоянное место жительства, а на какой-то определённый период времени – на заработки. В Республике становится всё больше семей, в которых молодое поколение мужчин периодически выезжают на работу в Россию. На переезд в Россию на постоянное место жительства настроена часть смешанных русскоязычных семей.

В современных условиях участие титульного населения в эмиграционных процессах сдерживается рядом факторов, о чем подробно было сказано ранее13, в частности, усложнением миграционных связей с государствами СНГ, повышением организационно-правовых, финансовых, языковых барьеров для миграции, переориентацией потенциальных мигрантов на дальние зарубежные страны в условиях высокой конкуренции на мировых рынках труда. Все большее значение приобретают также финансовые стороны миграции. Переезд на новое место жительства даже в пределах своей страны требует немалых средств и становится доступным не многим.

Внутриреспубликанские миграции

Во внутриреспубликанских миграциях участвует главным образом титульное население. В основной массе узбеки перемещаются преимущественно внутри Республики. На долю внешних миграций приходится лишь около 5% валового объема миграций узбеков.

Главным внутриреспубликанским миграционным трендом является миграция из села в город. По сути дела, такие миграции являются первыми шагами в развитии миграционной подвижности населения. Сельско-городские миграции – мощный фактор повышения образования, приобретения новой специальности, профессионально-квалификационного роста и профессиональной мобильности. Как показывают социологические обследования, именно эти обстоятельства выступают главными побудительными мотивами для многих сельских жителей при принятии решения о переезде в город на постоянное место жительства.

В условиях Узбекистана сельско-городская миграция не несет тех негативных последствий, которые характерны, например, для России. В сельской местности Узбекистана проживает большинство населения (63%), и всё ещё сохраняется относительно высокий естественный прирост населения и трудовых ресурсов. Густонаселённые сельские районы перенасыщены рабочей силой, здесь тяжело решаются проблемы обеспечения занятости. В этих условиях вывод излишней рабочей силы из сельского хозяйства, а также миграция из села в город в целом имеют позитивное значение для развития Республики. В Узбекистане такая миграция не сопровождается демографическим кризисом и не оголяет трудовой потенциал села. По расчетам, она «забирает» всего около 4,0% прироста населения и 6% прироста трудовых ресурсов села.

За время трансформационного периода миграция из села в город несколько уменьшилась. Современный миграционный прирост городов за счёт сельской местности находится в пределах 20 тысяч человек в год. Это в 1,3-1,4 раза ниже, чем в середине и конце 80-х годов. С одной стороны, увеличение земель под личные подсобные хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов трудовой деятельности и сельского предпринимательства сдерживает отток населения. С другой стороны, экономический кризис 90-х привел к сокращению рабочих мест в городах. К тому же в ряде отраслей усиливаются процессы вывода с предприятий избыточной рабочей силы, которые не компенсируются вводом новых рабочих мест, что уменьшает миграционную емкость городов, снижает спрос на дополнительную рабочую силу. Для современного Узбекистана характерно снижение заинтересованности сельских жителей в переезде в город на постоянное место жительства. Они предпочитают жить в селе, но выезжать в города на временные или сезонные работы.

В Узбекистане длительное время развивались дезурбанизационные процессы. Ускоренными темпами росло не городское, а сельское население. За 1991 – 2005 гг. прирост численности жителей в городах и селах составил, соответственно, 12,7% и 34,5%, вследствие чего доля городского населения снизилась с 40,8% до 36,6%, а сельского – возросла с 59,2% до 63,4%. К тому же отток населения за пределы Республики происходит в основном из городов.

В последние годы в распределении городского и сельского населения произошли значительные изменения. В июле 2005 г. было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию административно – территориального устройства населенных пунктов Республики Узбекистан», которое несколько изменило критерии отнесения поселений к городским или сельским, в результате чего в 2009 г. доля городского населения поднялась до 51,7%, однако это отражает скорее переходное состояние расселения, чем преобладание городского населения.

Сельско-городская миграция в Узбекистане имеет большие перспективы с позиций развития урбанизационных процессов. Здесь имеются слабоурбанизированные территории с низкой долей городских жителей (20-27%), где масштабные сельско-городские миграции еще впереди.

Большое значение имеют внутриреспубликанские межобластные миграции. Они формируются в основном в густонаселенных регионах Ферганской долины и Самаркандской области, а направлены в Ташкентскую агломерацию, которая впитывает 50-55% межобластных мигрантов.

В определенной мере межобластные миграции способствуют территориальному перераспределению населения. В Узбекистане это имеет большое значение, т.к. территория его заселена крайне неравномерно. Разброс показателей плотности проживания очень большой: от 7,4 человека на кв. км в Навоийской области до 545 человек на кв. км в Андижанской. Межобластные перемещения населения происходят также и в форме экологических миграций, связанных с ухудшением среды обитания. Это особенно характерно для зоны, прилегающей к Аральскому морю (Республика Каракалпакстан и Хорезмская область).

Изменения в величине и соотношениях миграционных потоков повлияли на структуру валового объёма миграции. В нем из года в год возрастает доля внутренних и, соответственно, сокращается доля внешних перемещений населения (Рис. 4). Причем структурные сдвиги особенно заметны в сравнении с более отдалёнными годами. Так, в 60-х годах внутриреспубликанские миграции составляли всего 40-45% валового объёма, в 70-х годах – 50-55%, в 80-х – 65-70%, а в 2008 г. – более 80%.

Сложности переходного периода несколько притормозили процессы развития миграционной подвижности населения Узбекистана. Однако углубление реформ и трансформация экономики в сторону рыночного развития способствуют увеличению и международных, и внутренних миграционных потоков. Рыночные преобразования в аграрном секторе, переход на фермерский тип хозяйств, развитие предпринимательства и других рыночных форм трудовой деятельности уже сейчас начинают заметно усиливать процессы высвобождения рабочей силы. В настоящее время в Республике реализуется антикризисная программа, разрабатывается новая стратегия промышленного развития, нацеленная на значительное ускорение промышленного производства и максимальное использование местных и сельскохозяйственных сырьевых ресурсов. Это будет сопровождаться структурными сдвигами в экономике, а вместе с этим и активизацией внутренней мобильности населения.

Трудовая миграция

Глобализация общемировых процессов приводит к усилению открытости стран и интеграции их в мировое сообщество. Она стимулирует не только движение сырья, капитала, финансовых и материальных ресурсов, но и рабочей силы. Активизируется формирование мировых рынков труда, что вызывает рост трудовой миграции. В современных условиях международная трудовая миграция становится неотъемлемой составной частью мировой экономики.

В этих процессах активно участвует Узбекистан, представляющий яркий пример посылающей страны. В настоящее время трудовая эмиграция является здесь самым большим миграционным потоком. Как показывают социологические обследования, граждане Республики в основной своей массе не стремятся переехать в другие страны на постоянное место жительства, они предпочитают жить дома, но время от времени выезжать на заработки – на временные, сезонные работы за пределы Республики.

Как показывает мировой опыт, люди вовлекаются в миграционные процессы, сопровождающиеся немалыми трудностями и издержками, главным образом, из экономических соображений. В Узбекистане, как и в других посылающих странах, основными факторами внешней трудовой миграции являются напряженность рынка труда и относительно низкий уровень цены рабочей силы. По индексу уровня жизни Узбекистан занимает 107 место в списке из 175 стран мира14. Уровень безработицы, по различным оценкам, составляет 4-6% экономически активного населения15, а по данным Министерства труда и социальной защиты населения в последние годы – 3,5-5,5%. Этот уровень нельзя назвать особенно высоким. Однако в Узбекистане его целесообразно рассматривать в комплексе с быстрым ростом трудовых ресурсов, преобладанием в их численности молодежи, относительно большой долей многодетных и малообеспеченных семей, особенно в сельской местности. С учетом этого уровень безработицы в 4-6% можно считать значимым. В этих условиях многие люди в целях получения работы, более высоких заработков, эффективной занятости стремятся выехать в другие государства.

Хотя Узбекистан является в основном посылающей страной, он в то же время принимает иностранную рабочую силу. Однако объемы привлекаемой иностранной рабочей силы гораздо меньше, чем внешняя занятость населения Узбекистана. В основном, это граждане Турции, Кореи, Афганистана, Китая, а также республик Центральной Азии.

Направления трудовой эмиграции. В Республике сложились 3 основных потока трудовой эмиграции: в Россию, в Казахстан и в дальнее зарубежье.

По нашим оценкам, на Россию приходится более половины общего объема трудовой миграции из Узбекистана, не менее 400- 450 тыс. человек. Это обусловлено огромной емкостью российских рынков труда, возможностями получения там относительно высоких заработков, а также происходящей в последнее время либерализацией миграционного законодательства в России. Трудовые мигранты из Узбекистана работают практически во всех российских регионах. Основными сферами деятельности их являются строительство (23%), торговля (18%), услуги (19%), а также сельское хозяйство, промышленные предприятия, транспорт16.

Мировой финансовый кризис оказал заметное воздействие на масштабы трудовой миграции, в частности, в Россию. Об этом свидетельствуют, во-первых, наблюдаемый в 2008 г. некоторый возврат трудовых мигрантов в сезон наиболее активной работы, во-вторых, снижение объемов денежных переводов (за первый квартал 2009 г. – на 37%). Однако, по мнению экспертов, сокращение трудовой миграции является временным явлением, связанным с кризисом.

В последние годы увеличиваются миграции из Узбекистана в Казахстан, который, наряду с Россией, стал принимающей страной. Росту этого миграционного потока способствуют территориальная близость, достаточно емкий казахстанский рынок труда, растущая потребность экономики Казахстана в дополнительной рабочей силе, а также более высокий уровень оплаты труда там. «Казахстан пользуется большой популярностью у трудовых мигрантов из Узбекистана, так как казахский и узбекский народ имеют общие корни, родственные языки и обычаи. Помимо этого, одним из важных факторов привлекательности Казахстана является толерантность казахстанцев, и в этом плане Казахстан выглядит более привлекательным местом для трудоустройства, чем Россия»17.

Количество трудовых мигрантов в Казахстане из-за их преимущественно нелегального статуса определить трудно. По нашим оценкам, оно составляет не менее 200-300 тыс. человек, но по оценкам казахстанских специалистов – от 200 тыс. до миллиона человек18. Они работают в основном на строительстве и в сельском хозяйстве (на табачных плантациях, хлопководстве).

Набирает силу также поток трудовой миграции из Узбекистана в дальнее зарубежье - США, Израиль, Грецию, европейские страны, Объединенные Арабские Эмираты, Турцию, Иран, Южную Корею и другие. Однако рынки труда этих стран малодоступны. Всюду возникают проблемы получения виз, приходится преодолевать высокую конкуренцию с мигрантами из России, Украины и других стран СНГ, Восточной Европы, бывшей Югославии. Кроме того, сдерживающими факторами выступают отсутствие необходимого опыта, низкая конкурентоспособность рабочей силы, слабое знание иностранных языков и т.д. Поэтому масштабы этого миграционного потока относительно невелики. По нашим оценкам, на долю всех стран дальнего зарубежья приходится не более 15-20% от трудовой миграции из Узбекистана.

Таким образом, подавляющее большинство трудовых мигрантов Республики осуществляют свою трудовую деятельность в пределах СНГ. Этому способствуют растущий спрос на рабочую силу в России и Казахстане, не столь высокий языковый барьер, безвизовый режим въезда, давние партнерские, родственные и дружеские связи.

В условиях бурного развития трудовой миграции и разнообразных способов ее осуществления определить реальные масштабы миграции очень трудно. Это можно сделать лишь оценочно. При этом оценки значительно расходятся. Исследователи оценивают масштабы трудовой миграции из Узбекистана в пределах 700-800 тыс. человек. Независимые эксперты приводили значительно большие цифры. В частности, С. Олимова, один из ведущих специалистов по трудовой миграции в Центральной Азии, считает, что в 2005 г., например, трудовая миграция из Узбекистана составляла от 800 тыс. до 2 млн. человек19. По нашим оценкам, основанным на материалах выборочных социологических обследований и данных исследователей принимающих стран, современные внешние и внутренние трудовые миграции в Узбекистане охватывают не менее миллиона человек.

Мигранты легальные и нелегальные. Длительное время большинство трудовых мигрантов Узбекистана в странах СНГ имело преимущественно нелегальный статус, но в последние годы принимающие страны сделали достаточно эффективные шаги по упорядочению правового оформления мигрантов. В 2007 г. ФМС России провела всероссийскую акцию по легализации мигрантов, въехавших в страну до 15 января 2007 г. и находящихся на ее территории с нарушением миграционного законодательства. Легализация касалась только граждан стран СНГ из числа коренного населения, занятых в сферах трудовой деятельности, в которых ощущается дефицит рабочей силы. Это строители, работники жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, сельского хозяйства, т.е. именно те виды деятельности, которыми занимаются мигранты из Узбекистана. Лишь за полтора месяца с начала действия программы по легализации разрешение на работу получили более 200 тыс. человек, а численность официально зарегистрированных трудовых мигрантов из Узбекистана в 2007 г. составила в России 344,6 тыс. человек (против 111 тыс. человек в 2006 г.)20. На 1 января 2008 г. в России всего было выдано 2136,3 тыс. разрешений на работу иностранным гражданам, в том числе 1821,7 – из государств-участников СНГ.21. Среди них на первое место и по количеству мигрантов, и по объемам денежных переводов из России вышел Узбекистан.

В 2006 г. акция по легализации незаконных мигрантов была проведена в Казахстане. Получить право на трудовую деятельность могли граждане стран СНГ, прибывшие в страну легально до 31 мая 2006 г. и успевшие устроиться на работу.

Несмотря на то, что в результате принятых мер в принимающих странах доля трудовых мигрантов из Узбекистана, получивших официальное разрешение на работу, значительно выросла, тем не менее, проблема правового оформления мигрантов окончательно не решена.

Трудовая миграция в контексте национального рынка труда

В условиях быстрого роста трудовых ресурсов и напряженности рынка труда трудовая миграция имеет определенное значение в решении проблемы занятости. Она уменьшает демографическое давление на локальные рынки труда, особенно в густонаселенных регионах, и по сути дела является альтернативой безработице. По сути дела, трудовая миграция населения, с учетом ее масштабов, в настоящее время становится одним из важных сегментов рынка труда Узбекистана – это сегмент внешней занятости населения.

Результаты исследований показывают, что внешняя трудовая миграция оказывает сильное влияние на внутренний рынок труда и ее нельзя рассматривать упрощенно, только как экспорт рабочей силы или способ сглаживания внутренней безработицы, хотя именно это имеет особенно большое значение. Приобретенный в процессе работы за рубежом опыт улучшает качественный состав трудовых ресурсов, способствуют развитию рыночных навыков трудовой деятельности, деловому, а в ряде случаев, и квалификационному росту рабочей силы, развитию предприимчивости кадров.

Кроме того, выездные заработки являются источником инвестирования в образование детей и развитие человеческого капитала, что не менее важно, с учетом будущих стратегий.

Помимо людей, имеющих проблемы с работой, в трудовой миграции участвуют предприниматели. Вовлекаясь в предпринимательские виды деятельности, они стремятся заработать первоначальный капитал для собственного бизнеса. В настоящее время в предпринимательстве Республики все большую роль занимает деятельность, связанная с производством, а это сопровождается ростом инвестиционного капитала и привлечением в сферы экономики дополнительной рабочей силы. Как показали обследования, в предпринимательскую деятельность включились многие мигранты, поработавшие за границей22. Они инвестируют заработанные средства в развитие производства, создают новые рабочие места, обеспечивают работой и заработками других людей, что является реальным фактором снижения в Республике уровня безработицы и малообеспеченности.

В настоящее время в Республике много делается в части либерализации предпринимательской деятельности, что способствует большему привлечению денежных переводов к различным инвестиционным проектам и к повышению их инвестиционного потенциала. Большую роль может сыграть разработка государственной программы содействия трудовым мигрантам и их семьям в эффективном использовании денежных переводов. Она должна предусматривать действенный механизм стимулирования инвестиционных вложений в сегменты рынка, направленные на развитие и создание рабочих мест. Важно также оказание конкретной помощи мигрантским семьям в освоении практики инвестирования, создание в регионах достаточных и доступных механизмов, позволяющих более полно и эффективно использовать потенциал денежных переводов для инвестирования в экономику. Этому могут способствовать активизация банковско-финансовой системы для поддержания инвестиционной деятельности трудовых мигрантов, повышения их заинтересованности к привлечению денежных переводов на депозитные вклады, развитие системы микрокредитования, введение налоговых льгот, направленных на организацию семейного бизнеса и другие меры, повышающие заинтересованность населения в участии в инвестиционных процессах.

Пока же заработанные трудовыми мигрантами средства расходуются, главным образом, на текущее потребление семей. Инвестиционный потенциал выездных заработков пока еще в достаточной мере не задействован. Опрос трудовых мигрантов показывает, что только 6-7% их намерены вложить заработанные деньги в производство и открыть собственное дело.

Выездные заработки и денежные переводы трудовых мигрантов выступают значимым фактором экономического роста Узбекистана. По данным Национального Банка, объемы денежных переводов в Республику непрерывно возрастают: с 225 миллионов долларов в 2002 г.23 до трех миллиардов долларов США в 2008 г. Значительную долю в общем объеме занимают денежные поступления от трудовых мигрантов. По данным Всемирного банка, ежегодные денежные переводы трудовых мигрантов Узбекистана уже в 2006 г. приблизились к миллиарду долларов США24, а в 2008 г. – превысили полтора миллиарда.

Фактически валютных средств от трудовых мигрантов поступает в Республику значительно больше, чем зафиксировано в официальных источниках, т.к. параллельно с международными и национальными финансовыми системами и банковскими структурами трудовые мигранты привозят деньги сами или переправляют их неофициально. Доля денежных переводов трудовых мигрантов в ВВП Узбекистана составляет около 10%. Это ниже, чем в Кыргызстане (14%) и Таджикистане (20%)25, но эта доля быстро растет.

В то же время чрезмерный рост трудовой эмиграции имеет и отрицательные последствия. Рынок труда Узбекистана в результате распространения выездной работы утрачивает наиболее мобильное и дееспособное население. Несмотря на предпринятые государством меры по расширению организованного экспорта рабочей силы, значительная часть выходцев из Узбекистана находит работу самостоятельно, в основном не по своим профессиям и специальностям, утрачивая свои профессиональные знания и квалификацию, зачастую безвозвратно. В то же время на национальном рынке труда возрастает дефицит специалистов, возникают проблемы кадрового обеспечения промышленных предприятий. Следует учитывать, что трудовая миграция происходит на фоне общего миграционного оттока из Республики. В совокупности это уже сейчас создает проблемы с квалифицированной рабочей силой. Нарастание дефицита квалифицированных кадров, недоиспользование профессионально-квалификационного потенциала тысяч людей уже сейчас тормозит развитие страны. Кроме того, трудовые мигранты, работающие на нелегальной основе, не имеют социальной защиты ни со стороны своего государства, ни со стороны государства приема.

В последнее время в российской печати и в научных публикациях активно используется термин «народосбережение»26, с целью подчеркнуть значимость приоритетного решения социальных вопросов при выработке экономической политики.

На наш взгляд, целесообразно в научный и экономический оборот ввести и термин «трудосбережение». Такая позиция относительно трудового потенциала может быть актуальной не только для трудонедостаточных стран, но и для таких стран, как Узбекистан, характеризующихся быстрым ростом трудовых ресурсов. Для Узбекистана важно в условиях нарастания объемов трудовой миграции из страны сберечь свой трудовой потенциал, тем более что демографическое эхо от снижения рождаемости 90-ых годов уже через 7-8 лет приведет к значительному снижению соотношения смены трудовых поколений. По расчетам, если сейчас отношение входящих в трудоспособный возраст и выходящих из него поколений составляет 5 : 1, то к 2020 г. оно может сократиться до 3 : 1.

Современный всплеск трудовой миграции населения Узбекистана представляется недолговременным явлением, обусловленным спецификой трансформационного периода. Подтверждением и примером этого является опыт Италии, Турции, Казахстана и других стран, которые еще недавно были активными экспортерами рабочей силы на международные рынки труда, а затем сами стали принимающими странами.

Новые подходы к регулированию трудовой миграции

Исходя из необходимости усиления защиты своих граждан, работающих за рубежом, в последние годы в Республике сделаны конкретные шаги по регулированию процессов внутренней и внешней трудовой миграции и совершенствованию ее учета.

Как показали исследования, трудовые мигранты в местах выхода и трудоустройства нередко становятся жертвами обмана и торговли (трудовой трафик), когда по согласованным действиям «предприимчивых» людей с той и другой стороны их просто продают и перепродают в частные руки для самой беззастенчивой эксплуатации.

С целью регулирования отношений в области противодействия торговле людьми Законодательной палатой Олий Мажлиса (Парламента) Республики 18 марта 2008 года был принят закон Республики Узбекистан  «О противодействии торговле людьми», который 27 марта 2008 года был одобрен Сенатом. Принятие этого закона имеет большое значение с точки зрения усиления правовой базы и формирования современного законодательства в области миграции населения.

В Республике начался переход на международные стандарты учета трудовой миграции. Начиная с 2004 г., блок вопросов по миграции включен в программу ежеквартальных выборочных обследований домохозяйств по вопросам занятости и безработицы, осуществляемых Министерством труда и социальной защиты населения по методологии МОТ. Используется пропорциональная выборка, охватывающая 1% всего населения, обследование проводится на всей территории Республики, в городах и в сельской местности. По результатам опроса определяется расчетная численность трудовых эмигрантов, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, не только в целом, но и по показателям пола, возраста, образования, по странам осуществления трудовой деятельности.

Использование международной методологии в определенной мере позволило прояснить ситуацию с масштабами внешней трудовой миграции. По данным за 2005 г., численность выехавших на работу за пределы Республики составляла 262,9 тыс. человек27, в 2007 г. – более 400 тыс. человек. Тем не менее, полнота учета в силу субъективных факторов пока еще не достигнута. Так, в 2007 г. только в России и только на легальной основе работали около 345 тыс. человек, а сверх этого еще не меньше нелегалов.

В настоящее время в Республике предприняты новые меры по совершенствованию учета внешней трудовой миграции. В 2007 г. было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 97 (от 15.05.2007 г.) «О совершенствовании учета граждан Республики Узбекистан, выезжающих за рубеж для осуществления трудовой деятельности». В соответствии с этим Постановлением учет трудовых мигрантов начал осуществляться при их выезде на работу на основе Таможенной декларации.

В этих целях Таможенная декларация несколько усовершенствована. Она заполняется гражданами Узбекистана при пересечении государственной границы, в ней выделена и конкретизирована позиция «выезд на работу», позволяющая формировать сведения о численности трудовых мигрантов, прошедших через таможенные посты, с указанием цели их выезда, в разрезе пола, возраста и страны назначения. Учет по новой схеме в полном объеме начат в 2008 г.

С принятием данного Постановления расширена программа обследования домохозяйств в части трудовой миграции. Министерству труда и социальной защиты населения совместно с Государственным комитетом по статистике и Министерством экономики поручено проводить не только ежеквартальные обследования трудовой миграции в рамках программы обследования домохозяйств по вопросам занятости населения, но и ежегодные специальные углубленные социологические обследования по вопросам трудовой миграции, с обеспечением репрезентативности данных на республиканском, региональном и районном уровнях.

Кроме того, Министерству иностранных дел поручено осуществлять мониторинг граждан Республики, находящихся за рубежом в связи с осуществлением трудовой деятельности и предпринимательства, через консульские учреждения Республики Узбекистан за рубежом.

Международное сотрудничество. Уменьшение негативных последствий трудовой миграции возможно при условии более эффективного международного сотрудничества, объединяющего усилия как посылающих, так и принимающих стран. Узбекистаном в этом направлении уже сделаны конкретные шаги. Заключен ряд межправительственных соглашений с Российской Федерацией: о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов; о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией; о реадмиссии.

Данные соглашения были достигнуты 4 июля 2007 г. и утверждены Постановлением Президента Узбекистана от 31 октября 2007 г. В России они ратифицированы в мае 2009 г. Достигнута договоренность о создании в Узбекистане филиала Федеральной миграционной службы России, в настоящее время решаются организационные вопросы. Такой уровень сотрудничества, несомненно, усиливает правовую базу трудовой миграции, будет способствовать более эффективной защите прав трудовых мигрантов и поможет существенно сократить количество нелегальных мигрантов.

Расширяет возможности для взаимодействия недавно созданный (30 января 2008 г.) Совет руководителей миграционных органов СНГ, основной задачей которого является перевод трудоустройства граждан за рубежом в цивилизованный процесс28. Одним из путей достижения поставленной задачи является выработка вновь созданным Советом новых подходов к организованной трудовой миграции, в частности, из Узбекистана в Россию и Казахстан. Очевидно, организованная трудовая миграция должна включать профессиональную подготовку, обучение русскому языку, медицинское освидетельствование, предоставление рабочих мест на контрактной основе, организацию отправки и встречи трудовых мигрантов, эффективные меры социальной защиты, судебную защиту.

Узбекистан в недавнем прошлом имел большой опыт межреспубликанской организованной трудовой миграции. По сути дела, в настоящее время эти функции взяли на себя теневые вербовщики, придавая миграционным процессам криминальный и полукриминальный характер. Государства-партнеры должны противопоставить мафиозным сетям отлаженные организационные структуры.

Большой проблемой является то, что России и другим миграционным партнерам требуются квалифицированные рабочие руки, а среди мигрантов их доля относительно невелика. Видимо, целесообразен взаимовыгодный поиск путей решения данной проблемы на основе организации профессиональной подготовки мигрантов с последующей 2–3 летней работой их на предприятиях, оплативших обучение. Такой опыт уже имеется в регионах Сибири, и он оказался достаточно эффективным. В настоящее время при совместном сотрудничестве в Узбекистане организуется профессиональное обучение потенциальных трудовых мигрантов в Республику Корея. Возможны и другие пути повышения профессионально – квалификационного уровня трудовых мигрантов, в чем нуждаются все заинтересованные стороны.

Опыт многих стран свидетельствует о том, что достижение договоренностей между посылающими и принимающими странами в вопросах трудовой миграции вполне возможно. Для Узбекистана, чье население уже очень активно вовлечено в трудовую миграцию, и эта активность продолжает возрастать, крайне важно создать прочные партнерские мосты со странами-реципиентами.


1 Максакова Людмила Петровна – доктор экон. наук, академик межгосударственной Академии труда и занятости, ведущий научный сотрудник Института Экономики Академии наук Республики Узбекистан (Ташкент).
2 Узбекистан: Общая оценка страны. Издание ООН, 2001, с. 15.
3 Содружество Независимых Государств в 2002 г. Статистический справочник. М., 2003, с. 37.
4 Данные Госкомитета по статистике РУз. за 1989 г.; Население Республики Узбекистан. 2002 г. Статистический сборник. Ташкент, 2003 г., с. 78.
5 Ж. Зайончковская. Миграция русскоязычного населения из Центральной Азии: причины, последствия, перспективы // Исторические корни миграционной ситуации в Средней Азии. М., 1996, Московский Центр Карнеги, с. 41 –54.
6 Г. Витковская. Миграция русскоязычного населения из Центральной Азии: причины, последствия, перспективы // Миграционное поведение нетитульного населения в странах Центральной Азии. М., Московский Центр Карнеги, 1996, с. 101.
7 Население Республики Узбекистан. 2002 г. Статистический сборник. Ташкент, 2003, с. 78.
8 Alikhan Aman. Population migration in Uzbekistan. 1989-1998. Tashkent, 1999, p. 100-101.
9 Там же.
10 Там же.
11 Социально-экономическое положение Республики Узбекистан за 2008 г. Госкомстат, Ташкент, 2009, с. 141.
12 Зайончковская Ж. Россия в разном масштабе времени. Научный доклад. М., 1999, с. 37.
13 Л. Максакова. Миграция населения: проблемы регулирования. Ташкент, Эльдинур, 2001, с. 28 – 31.
14 Центр новостей ООН, http://un.org/Russian/esa/hdr/2004/index.html
15 Узбекистан: Оценка уровня жизни населения. Документ Всемирного Банка. Май 2003, том 11, с. 33.
16 Олимова С. Этническая ситуация и конфликты в государствах СНГ и Балтии. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов // Адаптация трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в России: роль образования. 2005. Под ред. В. Тишкова и Е. Филипповой. М.: УОП ИЭА Ран, 2006, с 39.
17 Д. Ходжаев, работник Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Regnum.ru, 4.07.2007.
18 Трудовые мигранты из Узбекистана в южных регионах Казахстана. Издание МОМ, Аlmaty, 2005, с. 6.
19Олимова С. Этническая ситуация и конфликты в государствах СНГ и Балтии. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов // Адаптация трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в России: роль образования. 2005. Под ред. В.Тишкова и Е.Филипповой. М., УОП ИЭА Ран, 2006, с. 47.
20 По данным Федеральной миграционной службы и Государственного комитета Российской Федерации по статистике.
21 www.fms.gov.ru.
22 Миграция и рынок труда в странах Средней Азии. Под ред. Л. П. Максаковой. Москва – Ташкент, 2002.
23 С.Левченко. Растут объемы переводов. Правда Востока, 17 февраля, 2007 г.
24 World Economic and Financial Surveys. Regional Economic Outlook. Middle East and Central Asia. Sept. 2006, p. 7.
25 Там же.
26 Кремлев Н.Д. Народосбережение как основа развития региона. Вопросы статистики, №6, 2005.
27 Джахангирова Д. Председатель Федерации профсоюзов Узбекистана. Проблемы занятости и трудовой миграции в условиях модернизации экономики страны. Ishonch/Доверие, №43, 27 октября 2006 г.
28 И.Елков. Пчелы экономики. Российская газета, 31 января 2008 г.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.