Rambler's Top100

375 - 376
1 - 17 мая 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российское образование в поисках ответа на новые вызовы

Дошкольное и школьное образование в новых демографических условиях

Начальное профессиональное образование не устраивает никого

Прием в ССУЗы начал сокращаться

Высшее образование - выше некуда

Массовое высшее образование: потери и приобретения

Болонский процесс и другие судьбоносные перемены

Рост расходов на образование впечатляет, но недостаточен для обеспечения его конкурентоспособности

Заинтересованы ли регионы финансировать профобразование?

Что нового внесли нацпроекты

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Жан Оноре Фрагонар. Ученье. Jean-Honore Fragonard. Study (1769) Российское образование в поисках ответа на новые вызовы Татьяна КЛЯЧКО

Над темой номера работала Татьяна КЛЯЧКО

Высшее образование - выше некуда

В России в последние годы наблюдается бум высшего образования: стремительно росло количество высших учебных заведений – с 1991 по 2007 год более чем в 5,8 раза. В 2007 году произошло незначительное сокращение числа государственных и муниципальных вузов – всего на два. Одновременно добавилось 20 новых негосударственных вузов – их количество увеличилось  на 4,7% (рис. 11).

Рисунок 11. Число высших учебных заведений

Источник: Росстат, Россия в цифрах

Одновременно с ростом количества вузов росло и число студентов (рис. 12) – с 1992 по 2007 год оно увеличилось в 2,7 раза. Число студентов увеличивалось как в государственных и муниципальных, так и в негосударственных высших учебных заведениях, достигнув 7,46 млн. человек. Только с 2006 по 2007 год оно выросло на 151,4 тысячи человек  - в государственной секторе на 75,3 тысячи (на 1,2%), а в негосударственном – на 76,1 тысячи (на 6,5%).

Рисунок 12. Число студентов в вузах, тысяч человек

Источник: Росстат, Россия в цифрах

Прием в вузы оторвался от демографической динамики. Начиная с 2000 года, он стал стабильно превышать число выпускников средних школ (рис. 13).

Рисунок 13. Прием в вузы и выпуск из средних школ

Источник: Росстат, Россия в цифрах

Тот факт, что в 2005 и 2006 годах разрыв между числом поступивших в вузы и окончивших среднюю школу вновь стал увеличиваться по сравнению с 2004 годом, свидетельствует, на наш взгляд, о том, что началось интенсивное перераспределение абитуриентов между учебными заведениями СПО и вузами.

Бум высшего образования стал реакцией на произошедшее обесценение человеческого капитала в период социально-экономического кризиса 90-х годов: повышение уровня образования позволяло преодолевать неопределенность экономического развития и повышало адаптивные возможности молодежи в новой социальной и экономической среде. При этом получение высшего образования становится социальной нормой для населения России7. Этому способствовало и быстрое развитие платного образования.

Уже в 2000 году фактически сравнялись величины бюджетного и платного приема в государственные и муниципальные вузы (рис. 14).

Рисунок 14. Прием в государственные и муниципальные вузы на бюджетной и платной основе

Источник: Образование в Российской Федерации 2006. Стат. сб. М.: ГУ–ВШЭ, 2006; Росстат, Россия в цифрах

В последующие годы платный прием в государственные и муниципальные вузы стал превышать бюджетный (рис. 15). В 2006/2007 учебном году доля студентов, обучающихся на платной основе, в общей численности студентов государственных и негосударственных вузов достигла 66%. Следовательно, в настоящее время уже более 2/3 студентов в Российской Федерации учатся, платя за свое обучение, и только треть учится за счет государства.

Рисунок 15. Динамика приема в государственные и негосударственные вузы

Источник: Росстат, Россия в цифрах

Общий прием в вузы в 2007 году составил 1681,6 тысячи человек, что на 24 тысячи человек больше, чем в 2006 году. При этом прием в государственные и муниципальные высшие учебные заведения вырос незначительно – всего на 7,3 тысячи человек; соответственно, основной прирост приема – на 16,7 тысячи человек пришелся на негосударственные вузы.

Прием на бюджетные места падал три года подряд – его снижение за 2005-2007 годы составило почти 60 тысяч человек, или 9,5%.

В профессиональном образовании до последнего времени явно или неявно преобладала задача обеспечения доступности, под которую оформились все организационно-экономические механизмы. Расширение доступности, особенно за счет студентов, платящих за свое обучение, решало для вузов еще одну проблему: компенсировало острую нехватку бюджетных средств. Однако после того, как формально задача обеспечения доступности была решена, – Россия перешла фактически ко всеобщему высшему образованию, –  в полной мере встал вопрос о качестве подготовки специалистов8. Представляется, что в ближайшей перспективе именно задача повышения качества начнет формировать требования к изменению экономики высшей школы. Все отчетливее встает вопрос о доступности именно качественного высшего образования для различных слоев и групп населения. Однако, как показал опыт последних двух лет, государственные высшие учебные заведения в своей массе к такому изменению задач пока не готовы.

К тому же круг социальных функций высшей школы существенно расширился. Во многих дотационных регионах она превращается в «социальный сейф», предотвращающий высокую молодежную безработицу. Она служит также механизмом уклонения юношей от армии, компенсацией низкого уровня школьного образования, все больше превращается в институт социализации, а не профессионализации молодежи до 22 лет. Кроме того, она функционирует как машина по присвоению определенного социального статуса для многих работающих, когда формальными требованиями к занятию должности является наличие высшего образования9.

На фоне общего роста студенческого контингента в России произошло серьезное переформатирование всей системы высшего образования и более широко – всей системы профессионального образования.

Прежде всего, обращает на себя внимание то, что темп роста контингента студентов-заочников в последние годы превышает темп роста числа студентов очной формы обучения (рис. 16). В результате если в 1992 году на очную форму обучения принималось 69% общего приема, а на заочную – 24,8%, то в 2006 году прием на заочную форму обучения превысил 43%, а на очную – снизился до 49,8% общей численности принятых на 1-й курс.

Рисунок 16. Число студентов государственных и частных вузов, обучающихся на различных отделениях, тысяч человек

Источник: Росстат, Россия в цифрах

Общепризнанно, что качество заочного обучения ниже, чем очного, а качество образования в филиалах ниже, чем в головном вузе. Вместе с тем в последние годы наиболее быстро рос прием в филиалы государственных вузов и негосударственный сектор высшего образования. В 2007 году доля студентов-заочников в негосударственных вузах достигла 66,6%. Соответственно можно сделать вывод: столь быстрое расширение системы высшего образования происходит в форме развития массового высшего образования невысокого качества, доступного для подавляющего большинства поступающих. Другими словами, в результате произошедших изменений в 1990-е – начало 2000-х годов в России сложилась система массового и преимущественно дешевого образования. В силу того, что стоимость заочного обучения составляет 10% стоимости очного, повышение бюджетных расходов в расчете на 1 студента-бюджетника может привести не только к оттоку студентов в негосударственный сектор, но и к еще большему развитию заочной формы обучения в государственных вузах.

В 2000-2007 годах существенно изменилась структура подготовки кадров в системе высшего профессионального образования. Прежде элитные (престижные) специальности уступили в новых условиях место другим, которые в советское время не пользовались особой популярностью. Центр тяжести сместился явно в сторону экономических, управленческих и юридических специальностей, специальностей сервиса и гуманитарно-социальных специальностей. В последние годы к этому списку добавляется и специальность «информатика и вычислительная техника». Вместе с тем нельзя не отметить, что при всей выраженности тенденций ситуация достаточно сильно различается, если сравнивать государственный и негосударственный сектора высшего образования. В государственном секторе наличие бюджетного сегмента приводит к тому, что сохраняется рост по тем специальностям, которые в целом рыночным спросом не пользуются.


7 Превращение высшего образования в социальную норму впервые было отмечено А. Левинсоном (Б.В.Дубин, Л.Д.Гудков, А.Г. Левинсон, А.С. Леонов, О.И. Стучевская. Доступность высшего образования: социальный и институциональный аспекты. В: Доступность высшего образования в России. М.: НИСП, 2004) и затем получило подтверждение в других исследованиях. См., напр.:  Мониторинг экономики образования. Анализ взаимосвязей системы образования и рынка труда в России // Информационный бюллетень. 2005. № 1 [9]; Требования работодателей к системе профессионального образования. М.: МАКС Пресс, 2006.
8 В последние годы  требование повышения качества высшего образования все активнее звучит  как требование работодателей.
9 Этим  во многом объясняется быстрый рост заочного образования.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.