Rambler's Top100

375 - 376
1 - 17 мая 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российское образование в поисках ответа на новые вызовы

Дошкольное и школьное образование в новых демографических условиях

Начальное профессиональное образование не устраивает никого

Прием в ССУЗы начал сокращаться

Высшее образование - выше некуда

Массовое высшее образование: потери и приобретения

Болонский процесс и другие судьбоносные перемены

Рост расходов на образование впечатляет, но недостаточен для обеспечения его конкурентоспособности

Заинтересованы ли регионы финансировать профобразование?

Что нового внесли нацпроекты

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Жан Оноре Фрагонар. Ученье. Jean-Honore Fragonard. Study (1769) Российское образование в поисках ответа на новые вызовы Татьяна КЛЯЧКО

Над темой номера работала Татьяна КЛЯЧКО

Что нового внесли нацпроекты

В сентябре 2005 года Президент РФ объявил о реализации в 2006–2008 годах приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) наряду еще с тремя национальными проектами в сфере здравоохранения, доступного жилья для молодежи и поддержки российского сельского хозяйства.

При разработке содержания национального проекта по образованию Минобрнауки первоначально предполагало включить в него следующие мероприятия:

  • поддержка учителей-новаторов – 10 тысяч лучших учителей России должны были получить по 100 тысяч рублей;
  • поддержка инновационных школ – на конкурсной основе инновационные школы должны будут получать по 1 млн. рублей;
  • поддержка классных руководителей – за классное руководство устанавливалась доплата к заработной плате в размере 1000 рублей в месяц;
  • выделение на конкурсной основе инновационных вузов и финансирование их программ развития в объеме от 500 млн. до 1 млрд. рублей.

Первый конкурс по отбору инновационных вузов прошел в начале 2006 года, и 17 вузов-победителей получили в совокупности около 10 млрд. рублей из средств национального проекта на реализацию программ развития в 2006–2007 годах. В начале 2007 года были объявлены еще 40 вузов – победителей следующего конкурса.

Следует отметить, что намеченные в национальном проекте действия подверглись достаточно резкой критике со стороны педагогической общественности. Ее суть сводилась к следующему:

  • поощрение новаторов, причем в размере трехлетней заработной платы рядового учителя, ничего не изменит в системе образования, а вызовет лишь недовольство большинства учителей;
  • выплата значительных денежных средств одному учителю в среднем на две школы не может обеспечить роста инновационного потенциала системы общего образования и привлечь в школы молодые конкурентоспособные кадры;
  • в условиях, когда не решен вопрос о повышении заработной платы учительству в целом, когда материально-техническая база школ находится в тяжелом состоянии,  поощрение инновационной деятельности небольшого числа школ не приведет к повышению качества общего образования в стране и к росту доступности качественного образования;
  • выплаты за классное руководство в указанном размере могут несколько снизить напряженность с выполнением данных обязанностей, но не приведут к решению системных вопросов воспитания учащихся, организации содержательной школьной жизни.

Эта критика стимулировала обсуждение возможностей изменения в дальнейшем содержания национального проекта по образованию. Центром стратегических разработок было предложено сделать упор на переходе на новую систему оплаты труда, которая должна зависеть от количества и качества учительского труда (рис. 21). Предлагалось также выделять на конкурсной основе по 200–400 млн. рублей из средств национального проекта на комплексную модернизацию региональных систем образования. При этом регионы должны были разработать свои модернизационные программы.

Рисунок  21. Новая система оплаты труда в общем образовании по предложению Центра стратегических разработок22

В 2007 году в общем образовании в рамках ПНПО началась реализация комплексных программ модернизации региональных систем образования, в которых ведущими элементами были:  полноценное (до уровня школы) внедрение нормативного подушевого финансирования и отработка новой отраслевой системы оплаты труда работников образования.

В 2007 году к участию в ПНПО приступило 10 субъектов Федерации. По результатам второго конкурса в 2008 году к ним присоединился еще 21 регион.

Новым элементом в национальном проекте «Образование» является включение в него в 2007 году начального и среднего профессионального образования. Однако особых новаций здесь не произошло. В качестве основных задач ставилось введение в НПО и СПО нормативного подушевого финансирования, которое должно быть в системе НПО дифференцировано по профессиям подготовки, а в системе СПО – по специальностям подготовки. Также предполагалось стимулировать интеграционные процессы в этой сфере  посредством создания профессиональных комплексов. Вместе с тем разработка самими учреждениями НПО и СПО инновационных программ должна создать необходимый импульс для развития НПО и СПО, хотя, как уже указывалось выше, многие их проблемы лежат вне сферы образования и должны решаться комплексно с учетом изменений, происходящих в сфере высшего образования. Так, часть учреждений СПО при переходе к уровневой модели ВПО может быть преобразована в практико-ориентированный (технический или технологический) бакалавриат.

Для высшего образования определенной новацией стало формирование так называемого ресурсного капитала (endowment). Разработка идеологии ПНПО привела к принятию Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ, который в дальнейшем должен будет способствовать устойчивости развития высшей школы. По сути, целевой капитал должен обеспечить стабильность финансового положения вузов, имеющих этот капитал, и привлечение в высшее образование частных пожертвований. Этот закон уже начал использоваться для создания соответствующих фондов в системе высшего образования. Об этом объявили создаваемая в Москве в рамках ПНПО бизнес-школа «Сколково» и Западноевропейский университет в Санкт-Петербурге, а также Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации.

С 2006 года в высшем образовании в рамках ПНПО началось выделение инновационных вузов, или вузов реализующих инновационные образовательные программы. Они отбирались на конкурсной основе. В 2006 году их было отобрано 17, в 2007 году к ним добавились еще 40. Таким образом, суммарное число инновационных вузов достигло 57, т.е. почти 10% от общего числа российских высших учебных заведений. Объем финансирования инновационных образовательных программ вузов составил в 2006-2008 годах 20 млрд. рублей.

В 2007 году началось и фактическое становление двух федеральных (национальных) университетов – Сибирского и Южного. На их развитие также отпущены значительные бюджетные средства – по 3 млрд. рублей на каждый.

В 2008 году было объявлено об организации третьего федерального университета – Дальневосточного. Кроме того, началось выделение национальных исследовательских университетов. Здесь первыми  ласточками стали МИСИС – Технологический университет и МИФИ.

Цель указанных мероприятий, по всей видимости, одна – создать в российском высшем образовании инновационное ядро, которое должно обеспечить, с одной стороны, интеллектуально (научные исследования и разработки) и в кадровом плане (новая генерация специалистов) развитие инновационной экономики, обеспечивающей России высокие темпы экономического роста на длительную перспективу, независимо от конъюнктуры  мировых рынков сырья. Это вполне достойная задача, решение которой может определить стратегию развития российской высшей школы на годы вперед.


22 Эти предложения позднее легли в основу новой системы оплаты труда

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.