Rambler's Top100

375 - 376
1 - 17 мая 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики

Рейтинг стран по доступности высшего образования

Образование в странах ОЭСР. Тенденции 2007 года

Вузы России как механизм адаптации учебных мигрантов

Русскоговорящие иммигранты в Германии

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики

Карпенко О.М.1, Бершадская М.Д.2, Вознесенская Ю.А.3
(Опубликовано в журнале «Социология образования», 2008, №6, с. 4-20)

Интерес мирового академического сообщества к проблемам и перспективам развития образования продолжает возрастать столь стремительно, что возникают трудности по переработке, обобщению и анализу растущего потока информации. С учетом этого для определения мировых тенденций развития высшего образования целесообразно провести классификацию образовательных систем по ряду признаков, отражающих наиболее существенные стороны системы. При рассмотрении таких системообразующих факторов важно определить круг вопросов, с ними связанных, выделить крайние и промежуточные позиции, соотнести векторы их развития с социально-экономическим уровнем разных стран.

Данные международной образовательной статистики предоставляют возможность увидеть реальную картину состояния образования в большинстве стран мира. Сопоставительный анализ систем образования различных стран на основе этих данных  позволяет оценить положительные и отрицательные моменты развития национальных образовательных систем и определить общемировые тенденции развития образования.

Наиболее обширная база данных по высшему образованию стран мира - WHED (World Higher Education Database) - создана Всемирной Ассоциацией Университетов IAU (International Association of Universities)4. В ней содержатся сведения по 180 странам, имеющим сформировавшиеся системы образования. Однако эти сведения носят в основном описательный характер, поэтому при сопоставительном статистическом анализе образовательных систем различных стран могут использоваться лишь в качестве дополнительного источника информации. В основе анализа должны лежать данные образовательной статистики, сгруппированные по системообразующим международным показателям. Признанными источниками такой информации являются:

  • ежегодные всемирные доклады по образованию Института статистики ЮНЕСКО (Global Education Digest);
  • материалы Организации экономического содружества и развития (ежегодные отчеты по образованию по странам ОЭСР и партнеров: Education at a Glance - OECD Indicators);
  • доклады Всемирного банка.

Для сопоставления данных образовательной статистики разных стран используется Международная стандартная классификация образования (МСКО) утвержденная Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 г. Схема МСКО–1997 предлагает методологию перевода национальных учебных программ в международно-сопоставимый набор категорий для определения ступеней образования. Характеристика уровней МСКО и соответствующие эквиваленты российского образования5 представлены в табл.1.

Таблица 1. Характеристика ступеней МСКО

Название ступени по МСКО 1997 г.

Эквивалент в российской системе образования

МСКО 0 - допервичное образование

Начальная стадия организованного обучения, предназначенная прежде всего, чтобы подготовить маленьких детей к обучению в условиях школы

Дошкольное образование

МСКО 1 – первичное образование

Обычно предназначено, чтобы дать учащимся базовые знания в области чтения, письма и математики.

Начальное образование

МСКО 2 – нижний уровень вторичного (среднего) образования

В целом продолжает базовые программы первичного уровня; обучение в большей степени осуществляется по отдельным предметам, предполагает более специализированный преподавательский состав.

Основное общее образование

МСКО 3 верхний уровень вторичного (среднего) образования
Заключительная стадия среднего образования в большинстве стран ОЭСР. Преподаватели обычно имеют более высокую квалификацию по отдельным предметам, чем на уровне МСКО 2.
МСКО ЗА — Программы предназначены для обеспечения последующего продолжения обучения по программам МСКО 5А
МСКО ЗВ — Программы разработаны для обеспечения продолжения обучения по программам МСКО 5В.
МСКО ЗС — Программы не предназначены для непосредственного перехода к программам МСКО 5В или 5А. Эти программы обеспечивают прямой выход на рынок труда, продолжение обучения по программам МСКО 4 или другим программам уровня МСКО 3.

Среднее (полное) общее образование в общеобразовательной школе и учебных заведениях повышенного уровня
Дневное среднее профессиональное образование на базе основной школы (первые 2 года обучения)
Дневное начальное профессиональное образование на базе основной школы, дающее и не дающее диплом о полном среднем образовании

МСКО 4 - поствторичное (послесреднее) нетретичное образование С точки зрения международных сопоставлений эти программы находятся на границе между верхним уровнем вторичного (среднего) и послесредним образованием. Обычно эти программы предназначены для расширения знаний учащихся, освоивших программы МСКО 3. Учащиеся обычно старше, чем на уровне МСКО 3.

Начальное профессиональное образование на базе полной средней школы

МСКО 5 – первый уровень третичного образования Программы этого уровня более продвинуты по сравнению с МСКО 3 и 4 и подразделяются на 2 типа: 5В и 5А. Программы МСКО 5В являются более практическими/техническими/профессионально ориентированными, чем программы МСКО 5А Программы МСКО 5А носят в значительной степени теоретический характер и готовят учащихся к последующему переходу на следующую ступень образования или занятие профессией, требующее высоких профессиональных навыков

Среднее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование (подготовка бакалавров, специалистов, магистров)

МСКО 6 второй уровень третичного образования («продвинутые» исследовательские программы)Программы готовят к получению ученой степени; посвящены углубленному изучению отдельных дисциплин и самостоятельным исследованиям;

Послевузовское образование — аспирантура, докторантура

Основные критерии выбора стран-лидеров

Для рассмотрения различных аспектов развития систем высшего образования важно выделить группу стран, наиболее продвинутых в этой области. При выборе ведущих стран в сфере образования мы исходили из трех основных критериев:

  1. Уровень охвата населения высшим образованием.
  2. Индекс образования, характеризующий образовательный потенциал населения страны.
  3. Количество студентов высших учебных заведений, характеризующее масштаб развития высшего образования в стране.

Уровень охвата населения высшим образованием представляется целесообразным оценивать с учетом двух показателей:

  • доли лиц с высшим образованием во взрослом населении (25-64 года),
  • доли студентов высших учебных заведений в населении страны.

Первый из этих показателей относительно статичен (характеризует результаты многолетнего функционирования образовательной системы), второй позволяет оценить динамику развития образовательной системы и перспективы изменений в уровне образования населения. Следует подчеркнуть, что здесь и в дальнейшем речь идет о высшем образовании по российской классификации (третичное образование типа А или уровень 5А по международной классификации МСКО - табл.1).

Индекс образования  является составной частью общего показателя – индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), методика расчета которого разработана специалистами ООН [3]. Индекс образования измеряет относительные достижения страны как в повышении грамотности взрослого населения, так и в увеличении общего показателя поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения страны. Вес в две трети приходится на индекс грамотности взрослого населения и вес в одну треть – на индекс общего показателя поступивших в учебные заведения.

Ведущие страны по индексу образования и охвату населения высшим образованием

Данные международной статистики  по индексу образования и доле взрослого населения с высшим образованием представлены в табл. 2. Для выявления взаимосвязи рассматриваемых критериев с уровнем экономического развития страны в таблице приводятся также значения валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения по паритету покупательной способности.

В зависимости от уровня охвата населения высшим образованием страны условно разделены на 3 группы: в I группе стран доля взрослого населения с высшим образованием составляет не менее 15%; в странах II группы - от 10 до 14%; в III группе менее 10%.  

Таблица 2. Охват населения законченным высшим образованием, индекс образования и величина ВВП на душу населения

Группы стран по охвату высшим образованием

Страна

Доля лиц с высшим образованием в численности населения в возрасте 25-64 года (МСКО 5А/6) в 2002 и в 2005 г. %

Индекс образования

х100

2005 г6

ВВП на душу населения7
$

20028.

20059

I

доля взрослого населения с высшим образованием составляет не менее 15%
(от 15 до 30%)

24 страны

США

29,0

30

97

41950

Норвегия

28,4

30

99

40420

Израиль

25,9

30

95

25280

Нидерланды

21,9

28

99

32480

Исландия

19,9

26

98

33271 (2004)

Дания

19,8

26

99

33570

Канада

21,0

23

99

32220

Австралия

20,0

23

99

30610

Республика Корея

18,5

23

98

21850

Япония

20,1

22

95

31410

Россия

20,6

21 (2004)

96

10640

Великобритания

18,6

21

97

32690

Швеция

17,7

21

98

31420

Испания

17,3

20

99

25820

Новая Зеландия

14,8

20

99

23030

Швейцария

16,2

19

95

37080

Ирландия

15,9

18

99

34720

Финляндия

15,6

18

99

31170

Венгрия

14,2

17

96

16940

Польша

12,1

17

95

13490

Люксембург

11,6

17

94

64843 (2004)

Германия

13,4

15

95

29210

Греция

12,7

15

97

23620

Франция

12,4

15

98

30540

Среднее значение


21,5

97

30335

II

доля взрослого населения с высшим образованием от 10 до 14%

10 стран

Бельгия

12,8

14

98

32640

Мексика

2,5 13 (2001)

14

86

10030

Чехия

11,9

13

94

15780

Словакия

10,4

13

92

15760

Португалия

7,1

13

93

19730

Италия

10,4

12

96

28840

Бразилия

7,5

11 (2004)

88

8230

Чили

11,3

10

91

11470

Турция

9,3

10

81

8420

Малайзия

10,2

10

84

9120

Среднее значение


12

90

16000

III

доля взрослого населения с высшим образованием менее 10%
9 стран

Уругвай

9,3

-

94

7830

Австрия

9

9

97

29220

Аргентина

9,1

-

95

10880

Таиланд

8,7

-

86

7010

Парагвай

8,6

-

85

4610

Перу

8,.5

-

87

5010

Тунис

3,9

-

75

6760

Ямайка

2,8

-

79

3980

Индонезия

2,1

-

83

3230

Среднее значение  

6,9


87

8725

Среднее значение  для 43 стран



16

19973

Доклад о мировом развитии-2007: доклад Всемирного банка. М., 2007, с.322-323

Доля взрослого населения с законченным высшим образованием

Как видим (табл. 2), лидирующие позиции по уровню образования взрослого населения занимают три страны - США, Норвегия, Израиль, в которых 30% населения в возрасте 25-64 года имеют законченное высшее образование. Россия, занимавшая в 2002 году10 7-е место, в 2005 году уступила свои позиции еще четырем странам, разделив 11-13-е места с Великобританией и Швецией. В подавляющем числе рассматриваемых стран в 2005 году отмечается положительная динамика по сравнению с 2002 годом (рис. 1).

а)

б)

Рисунок 1. Динамика роста доли взрослого населения с законченным высшим образованием за период с 2002 по 2005 год:

а) сопоставление показателей 2002 и 2005 года (в процентах);

б) увеличение показателя за рассматриваемый период.

В двенадцати странах прирост  доли взрослого населения с высшим образованием  составляет от 3 до 6% (рис. 1б), из них десять - страны I группы:

6% - Исландия, Дания, Нидерланды;

5% - Новая Зеландия, Польша, Люксембург, Корея;

4% - Израиль; 3% - Швеция,  Австралия.

Во II группе стран динамично развивается Португалия (6%).

Соединенные Штаты увеличили свой показатель всего на 1% и, хотя они сохранили в 2005 году лидирующую позицию, но, в отличие от 2002 года, разделили первое место с Норвегией и Израилем.

В России за рассматриваемый период (2002-2005) не отмечено положительной динамики. По сравнению с 2002 годом  ее обогнали интенсивно развивающиеся страны - Исландия, Дания, Корея, Австралия.

Индекс образования

Как видно из данных табл.2, страны с высоким уровнем охвата населения высшим образованием (МСКО 5А) имеют высокий индекс образования. В странах I группы он составляет от 0,94 до 0,99; в среднем 0,97. В первых 13 странах этой группы (от 21 до 30% лиц с высшим образованием в населении возрастом 25-64 года) среднее значение индекса образования составляет 0,98. В основном это наиболее богатые страны: 10 стран из 13 имеют ВВП  на душу населения более $30000 (от 30610 в Австралии  до 41950 в США). Исключение - Россия  ($10640), Корея ($21850), Израиль($25280). В целом в странах  I группы средняя величина  ВВП  а душу населения - $30335. Среднее значение индекса образования по I группе стран составляет 0,97.

Во второй группе преобладают страны со средним уровнем подушевого ВВП; исключение – Бельгия и Италия с высоким уровнем (более $25000), Бразилия, Турция и Малайзия с низким уровнем (менее $10000). Значения индекса образования имеют больший разброс (от 0,81 в Турции до 0,98 в Бельгии) и в среднем (0,90) существенно ниже, чем в первой группе.  

В третьей группе преобладают страны с низким ВВП (в среднем около $9000) и с относительно низким индексом образования (от 0,75 до 0,86 в шести странах из девяти). Исключения: Австрия, Аргентина, Уругвай с индексом образования 0,97; 0,95 и 0,94 соответственно. Среднее значение индекса  образования стран этой группы 0,87.

Внутри всех трех групп зависимости рассматриваемых показателей от величины ВВП на душу населения не наблюдается.

Лидеры по индексу образования: Австралия, Дания, Ирландия, Испания, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Финляндия (индекс образования 0,99).

Фактор масштаба

На первом этапе отбора стран-лидеров мы исходили из следующих значений рассматриваемых показателей:

  • доля лиц с высшим образованием во взрослом населении - не менее 15%,
  • индекс образования, характеризующий образовательный потенциал населения, - не менее 0,94.

Двадцать четыре страны, удовлетворяющие этим требованиям, выделены в табл. 2 жирным шрифтом.

В качестве дополнительных условий дальнейшего отбора ведущих стран с учетом масштабов и динамики развития высшего образования были приняты:

  • количество студентов высших учебных заведений  - не менее 0,5 млн.;
  • доля студентов высших учебных заведений в населении страны – не менее 2%.

Сопоставительный анализ с проведением соответствующих расчетов показал, что всего двенадцать стран удовлетворяют совокупности всех перечисленных требований. Абсолютное и относительное количество студентов этих стран приведено в табл.3. В той же таблице представлены другие страны с высоким индексом образования и уровнем охвата населения законченным высшим образованием, а также страны с количеством студентов более 5 млн.

По абсолютному количеству студентов, характеризующему масштабность системы высшего образования (МСКО 5А/6), лидируют США (13,2 млн.). В группе стран с высоким уровнем охвата взрослого населения законченным высшим образованием второе место принадлежит России (6,9 млн. – почти вдвое меньше, чем в США), третье место – Японии (3 млн). Особый интерес с точки зрения организации системы высшего образования  представляют страны, в которых количество студентов вузов превышает 5 млн. Помимо США (13,2 млн.) и России (6,9 млн.), таких стран всего две – Индия (11,8 млн.) и Китай (10,2 млн.). В вузах этих четырех стран учатся более 40% от общемировой численности студентов, составившей в 2005 году 104,8 млн. чел. (МСКО 5А/6) – рис. 2. И хотя процент студентов в численности населения Индии и Китая значительно ниже соответствующего среднего показателя по миру в целом (табл.3), тем не менее, с учетом фактора масштаба, особенности национальных образовательных систем Индии и Китая представляют безусловный интерес для более подробного рассмотрения.

Таблица 3. Количество студентов высших учебных заведений (МСКО 5А/6)

Страна

Количество студентов, (МСКО 5А/6), млн. чел. 200511

Население страны, млн. чел. 2005

Доля студентов вузов (МСКО 5А/6) в  населении страны, % 200512

Страны с долей взрослого населения с высшим образованием не менее 15%, с индексом образования 94-99 (табл.2) и с количеством студентов на уровне 5А не менее 0,5 млн.

США

13,2

296

4,4

Россия

6,9

143

4,8

Япония

3,0

128

2,3

Польша

2,0

38

5.4

Корея

1,96

48

4,1

Германия*

1,9

82

2,3

Великобритания

1,7

60

2,8

Франция

1,6

61

2,6

Испания

1,5

43

3,5

Канада

0,97

32

3,0

Австралия

0,8

20

4,0

Нидерланды

0,5

16

3,1

по 12 странам

суммарно 36,1

947

3,8

Другие страны с высокими показателями по данным табл.2 (доля взрослого населения с высшим образованием 15-30%, индекс образования 0,94-0,99, количество студентов менее 0,5 млн.)

Норвегия

0,2

5

4

Швеция

0,39

9

4,3

Бельгия

0,18

10

1,8

Финляндия

0,39

5

5,6

Израиль

0,25

7

3,6

Исландия

0,01

0,3

3,3

Дания

0,19

5

3,8

Швейцария

0,13

7

2,1

Ирландия

0,15

4

3,2

Новая Зеландия

0,18

4

4,5

Венгрия

0,37

10

3,7

Люксембург

0,018

0,4

4,5

Другие страны с количеством студентов вузов (уровень 5А) более 5 млн.

Индия

11,8

1095

1,1

Китай

10,8

1035

0,8

Весь мир

104,8

6438

1,6

* Данные за 2003 год [Всемирный доклад  по образованию 2005 Сравнение мировой статистики в области образования, Институт статистики ЮНЕСКО, Монреаль, 2005, табл. 8]
Источники: Всемирный доклад по образованию 2006 Сравнение мировой статистики в области образования, Институт статистики ЮНЕСКО, Монреаль, 2006, табл. 8;
Всемирный доклад по образованию 2005. Сравнение мировой статистики в области образования, Институт статистики ЮНЕСКО, Монреаль, 2005, табл. 8.

Рисунок 2. Распределение по странам общемировой численности студентов вузов (МСКО 5А/В)13

По доле студентов в населении страны (рис. 3) лидирует Финляндия (5,6%). Среди стран с количеством студентов более 0,5 млн. первое место занимает Польша (5,4%), второе – Россия (4,8%), далее следуют Новая Зеландия (4,5%) и США (4,4%).

Рисунок 3. Доля студентов высших учебных заведений (МСКО 5А/6) в численности населения страны (%)

Как видно из гистограммы, изображенной на рис. 4, средний процент количества студентов вузов в населении 12 стран-лидеров по охвату населения высшим образованием с учетом фактора масштаба более чем вдвое превышает соответствующий средний показатель для всего мира. Показатели Польши, России и США, лидирующих в этой группе стран, превышают общемировой уровень в 2,8–3,4 раза. В Индии и Китае данный показатель значительно ниже общемирового.

Рисунок 4. Процент студентов высших учебных заведений (МСКО 5А/В) в численности населения ряда стран по сравнению с общемировым уровнем

Примечание:
12 стран-лидеров  – группа стран с высоким уровнем охвата населения законченным высшим образованием и количеством студентов более 0,5 млн. (табл. 3)

Доля взрослого населения с третичным образованием (МСКО 5А/5Б/6)

Третичное образование, включающее уровни 5В (среднее профессиональное по российской классификации), 5А (высшее) и 6 (послевузовское), в ряде источников информации трактуется как высшее. Эта терминологическая неточность может явиться причиной ошибочной оценки степени охвата населения высшим образованием, тем более что в странах мира соотношение доли лиц с разными уровнями третичного образования (5А и 5В) колеблется в весьма широких пределах14.

На рис. 5 представлена гистограмма, заимствованная из Книги фактов ОЭСР15. Как видим, по доле лиц с третичным образованием всех уровней (возрастная группа 25-64 года) лидирует Россия (55%) с достаточно большим отрывом от других стран, далее следуют Канада (45%), Япония (39,9%) и США (39%). Напомним, что по доле лиц с высшим образованием (МСКО 5А/6) в той же возрастной группе Россия и Канада не занимают лидирующих позиций: Россия - 11-13 места, Канада – 7-е место (табл. 2, рис.1а).

Рисунок 5. Доля лиц с третичным образованием (все уровни) в населении страны в возрасте 25-64 года (данные 2005 г.)

В этом контексте представляется целесообразным более подробно рассмотреть соотношение количества лиц с разными уровнями третичного образования. Необходимые для этого данные международной статистики16 приведены в табл. 4 и на рис 6.

Как видно из гистограммы на рис. 6А, иллюстрирующей соотношение степени охвата взрослого населения страны высшим образованием (МСКО 5А/6) и третичным (все уровни), помимо России и Канады имеется еще ряд стран с высоким охватом населения третичным образованием за счет относительно многочисленной группы лиц с образованием 5В. Так, Япония, занимает 10-е место по доле взрослого населения  с высшим образованием и 4-е по соответствующей доле с третичным образованием (МСКО 5В/5А/6); Швеция занимает 11-13-е и 5-е места соответственно; Финляндия -17-18-е и 6-е места. В первую десятку стран по доле лиц с законченным третичным образованием в возрасте 25-64 года входит Бельгия (7 место), которая по соответствующей доле лиц с высшим образованием не вошла в число стран 1 группы.

Гистограмма, изображенная на рис. 6Б, иллюстрирует соотношение долей взрослого населения с разными уровнями третичного образования - 5А/6 и 5В (долей «А» и «В» соответственно). Как видим, в большинстве стран имеет место явное превосходство доли населения с высшим образованием. Приблизительно равные доли «А» и «В» отмечаются всего в четырех странах: Канаде, Финляндии, Бельгии, Австрии. Россия является единственной в мире страной, в которой доля взрослого населения со средним профессиональным образованием («В») значительно  выше доли населения с высшим образованием («А»). Третичное образование имеют около 55% россиян в возрасте 25-64 года, из них 34% лиц со средним профессиональным образованием.

Таблица 4. Соотношение количества лиц с разными уровнями третичного образования

Страна

Доля лиц с разными уровнями третичного образования в численности населения в возрасте 25-64 года, 2005 г., %

Отношение числа лиц с высшим образованием 5А/6 к числу лиц с третичным образованием всех уровней  (возрастная группа 25-64) %
А : (А+В)

МСКО 5А/6 (высшее и послевузовское) А

МСКО 5В (среднее профессиональное) В

МСКО 5В/5А/6 (все уровни) А+В

США

30

9

39

76,9

Норвегия

30

2

32

93,8

Израиль

30

16

46

65,2

Нидерланды

28

2

30

93,3

Исландия

26

5

31

83,9

Дания

26

8

34

76,5

Канада

23

23

46

50

Австралия

23

9

32

71,9

Корея

23

9

32

71,9

Япония

22

18

40

55

Эстония

22

11

33

66,7

Россия

21

34

55

38,2

Великобритания

21

9

30

70

Швеция

21

9

30

70

Испания

20

8

28

71,4

Новая Зеландия

20

7

27

74,1

Швейцария

19

10

29

65,5

Ирландия

18

11

29

62,1

Финляндия

18

17

35

51,4

Венгрия

17

0

17

100

Польша

17

-

17

100

Люксембург

17

10

27

62,9

Германия*

15

10

25

60

Франция

15

10

25

60

Греция

15

7

21

71,4

Бельгия

14

17

31

45,2

Мексика

14

1

15

93,3

Чехия

13

-

13

-

Словакия

13

1

14

92,3

Португалия

13

-

13

-

Италия

12

1

12

100

Бразилия (2004)

-

-

8

-

Чили (2004)

10

3

13

76,9

Турция

10

-

10

-

Словения

11

10

20

55

Австрия

9

9

18

50

Страны ОЭСР (среднее значение)

19

8

26

73,1

Европейский союз (среднее значение)

17

8

24

70,1

Источники

Education at a Glance: OECD Indicators – 2007 Edition,
table A1.3a. p.38

Расчетные данные

Примечание: Страны с долей взрослого населения с высшим образованием не менее 15%, с индексом образования 94-99 (табл.2) и с количеством студентов на уровне 5А не менее 0,5 млн. выделены жирным шрифтом.

А)

Б)

Рисунок 6. Доля лиц в населении возрастной группы 25-64 года, имеющих  третичное образование, % (по данным табл. 4)

а) МСКО 5А/6 (суммарно высшее и послевузовское образование) – белый столбик, МСКО 5В/5А/6 (суммарно все уровни) - темный столбик;
б) МСКО 5А/6– белый столбик, МСКО 5В (среднее профессиональное по российской классификации) - темный столбик

В свете изложенного важным показателем, характеризующим развитие российской образовательной системы, следует считать соотношение количества студентов вузов  и средних профессиональных учебных заведений. Динамика изменения этого показателя в течение последних 15 лет свидетельствует о процессе выравнивания диспропорций в развитии российского образования. Процент студентов российских вузов (уровень 5А) в общем количестве студентов в третичном образовании в 2005 г. составил 76%17. Это вполне  соответствует современному уровню ведущих стран (например, в США этот показатель в 2005 г. составил 77%, в Великобритании– 73%, в Канаде – 73%, во Франции – 72%). Аналогичное соотношение долей взрослого населения с образованием 5А/6 и ко всему третичному (5А/6+5В) в том же году составило всего 38% (табл. 4).

Как видно из гистограммы на рис. 7, не только в России, но и в ряде других стран отмечается тенденция к увеличению доли лиц с образованием 5А/6 в общем числе лиц с третичным образованием за счет высокого процента студентов уровня 5А/6 в общем числе студентов. Наиболее яркие примеры помимо России –  Финляндия, Канада, Германия; исключение – Бельгия, в которой каждый из рассматриваемых показателей составляет менее 50%.

Рисунок 7. Процентное соотношение долей взрослого населения с законченным образованием уровня 5А/6 (высшим и послевузовским по российской классификации) и третичным образованием всех уровней (включая 5В – среднее профессиональное по российской классификации) в сопоставлении с соотношением долей студентов на уровне 5А/6 и в третичном образовании всех уровней

Источник: Всемирный доклад по образованию 2007 Сравнение мировой статистики в области образования, Институт статистики ЮНЕСКО, Монреаль, 2007, табл. 8

В целом, несмотря на отмеченные диспропорции в российском третичном образовании, приведенные выше данные, безусловно, свидетельствует об очень высоком уровне образования населения России.

Позиции ведущих стран по результатам международных рейтингов

Помимо группы стран, отобранных по совокупности четырех количественных критериев, безусловный интерес представляют национальные образовательные системы, лидирующие хотя бы в одной из следующих областей:

  • Экспорт образовательных услуг как отражение сложившейся репутации национальной системы образования в международном сообществе18;
  • Международные рейтинги университетов мира, позволяющие оценить национальную систему высшего образования по составляющим ее университетам 19;
  • Международное исследование качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) - состояние обучения на уровне средней школы, являющейся фундаментом вузовского образования20;
  • Доступность высшего образования и финансовые возможности  его получения21;
  • Масштабы дистанционного образования.

При рассмотрении перечисленных областей становится очевидным, что лидирующие позиции в них в основном принадлежат странам с высоким уровнем охвата населения высшим образованием и высоким индексом образования. Исключение составляют Индия и Китай, выступающие на первый план не только по количеству студентов в высшем образовании,  но и уверенно лидирующие  в динамике роста студентов и в развитии дистанционного образования22. К 12 странам-лидерам, отобранным с учетом фактора масштаба, помимо Индии и Китая, добавляются всего две страны:

  • Финляндия, лидирующая в трех рейтингах: 1) качество школьного обучения PISA – 2006, 2) финансовые возможности получения высшего образования,  3) доступность высшего образования (2-е место);
  • Швециялидер рейтинга  по финансовым возможностям получения высшего образования.

Таким образом, по совокупности рассмотренных показателей представляется целесообразным  выделить следующую группу ведущих стран в сфере образования: Австралия, Великобритания, Германия, Индия, Испания, Канада, Корея, Китай, Нидерланды, Польша, Россия, США, Финляндия, Франция, Швеция, Япония.

Из этой группы стран наиболее высокие показатели уровня образования населения имеют:

  • индекс образования - Австралия, Испания, Канада, Финляндия (индекс образования 0,99);
  • доля взрослого населения с высшим образованием (МСКО 5А/6)США (30%), Нидерланды (28%), Канада, Австралия, Корея (23%);
  • количество студентов вузов (МСКО 5А/6) - США (13,2 млн.), Индия (11,8 млн.), Китай (10,8 млн.), Россия (6,9 млн.);
  • доля студентов вузов (МСКО 5А/6) в населении страны:
    • с учетом фактора масштабаПольша (5,4% при количестве студентов 2 млн.), Россия (4,8% при количестве студентов 6,9 млн.), США (4,4% при количестве студентов 13,2 млн.);
    • без учета фактора масштабаФинляндия (5,6% при количестве студентов 0,3 млн.);
  • доля взрослого населения с третичным образованием Россия (54,6%), Канада (44,6%), США (39,1%).

В международных рейтингах в области образования в последние годы лидируют:

  • США (с огромным отрывом от других стран), Великобритания, Германия, Франция, Австралия -  по экспорту образовательных услуг.
  • США, Великобритания - в международных рейтингах университетов мира23
  • Финляндия, Корея, Япония - в международном исследовании функциональной грамотности учащихся PISA24.
  • Китай, Индия, США - по масштабу развития дистанционного образования25.
  • Индия, Китай, Россия - по динамике роста числа студентов в высшем образовании.

В заключение следует подчеркнуть, что США намного опережают другие страны по большинству показателей, в том числе в таких важных областях как экспорт образовательных услуг, международные рейтинги университетов, дистанционное образование. Единственное слабое место – результаты международных исследований функциональной грамотности школьников.

Россия во всех перечисленных областях значительно уступает не только США, но и ряду других стран, особенно Великобритании, занимающей 2-е место по численности иностранных студентов (у России 7-е место) и  результатам международных рейтингов университетов мира.

Слабые места российского образования – недостаточная функциональная грамотность школьников (на уровне США)26 и низкий академический рейтинг российских университетов27.

В качестве положительных результатов следует отметить 8-е место в мире по количеству вузов, вошедших в число лучших 5000 в конкурсе университетских веб-сайтов28, а также наличие в стране мегауниверситета с численностью студентов более 180000 (8-е место)29.


1 Кандидат экономический наук; вице-президент Социально-гуманитарной Академии.
2 Кандидат технических наук, Служба поддержки инновационной деятельности СГА.
3 Кандидат филологических наук, Служба поддержки инновационной деятельности СГА.
4 World Higher Education Database (WHED) - Всемирная база данных по высшему образованию: http://www.unesco.org/iau/onlinedatabases/
5 Российское образование в контексте международных показателей. 2004. Сопоставительный доклад. /М.Л. Агранович, А.В.Полетаев, А.В.Фатеева – М.: Аспект Пресс, 2005. с. 38.
6 Доклад о развитии человека 2007/08. С.355-356. Сайт ООН: http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr2007- 2008/chapters/russian/
7 Доклад о мировом развитии-2007: доклад Всемирного банка. М., 2007, с.322-323.
8 Education at a Glance: OECD Indicators – 2004 Edition, table A.1
9 Education at a Glance: OECD Indicators – 2007 Edition, table A1.3a. p.38
10 Education at a Glance: OECD Indicators – 2004 Edition, table A.1
11 Расчет по данным [Всемирный доклад  по образованию 2007 Сравнение мировой статистики в области образования, Институт статистики ЮНЕСКО, Монреаль, 2007, табл. 8].
12 Расчет по данным [Доклад о мировом развитии-2007: доклад Всемирного банка. М., 2007, с.322-323; Всемирный доклад  по образованию 2007 Сравнение мировой статистики в области образования, Институт статистики ЮНЕСКО, Монреаль, 2007, табл. 8]
13[3] Расчет по данным табл. 3
14 Бершадская М.Д., Фурсов К.С. Развитие систем высшего образования: тенденции, перспективы, прогнозы: Тезисы Междунар. научно-практ. конференции. 21 декабря 2006 г. М., Изд-во СГУ,2006, с.20-22.
15 OECD Factbook 2008: Economic, Environmental and Social Statistics. Statlink:  http://dx.doi.org/10.1787/505880311822
16 Education at a Glance: OECD Indicators – 2007 Edition, table A1.3a. p.38
17 Всемирный доклад по образованию 2007 Сравнение мировой статистики в области образования, Институт статистики ЮНЕСКО, Монреаль, 2007, табл. 8.
18 Bohm, Davis, Meares and Pearce.  GLOBAL STUDENT MOBILITY 2025: Forecasts of the Global Demand for International Higher Education http://www.aiec.idp.com/PDF/Bohm_2025Media_p.pdf
19 Times Higher Education Supplement 2007 http://www.thes.co.uk/ ; Academic Ranking of World Universities -2007. http://ed.sjtu.edu.cn/ranking.htm Webometrics Ranking of World Universities.2008. http://www.webometrics.info/index.html
20 PISA 2006: Science Competencies for Tomorrow’s World   http://www.pisa.oecd.org/document/2/0,3343,en_32252351_32236191_39718850_1_1_1_1,00.html, декабрь 2007; Центр оценки качества образования ИСМО РАО. http://www.centeroko.ru/pisa06/pisa06_part.htm , декабрь 2007
21 Usher, A. & Cervenan, A. Global Higher Education Rankings 2005. Toronto: Educational Policy Institute, 2005.
22 Дистанционное образование в странах мира: масштабный фактор Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А, Гадрани Л.А. //Трансграничное образование: современные реалии и перспективы. Научные труды СГА. М.: Изд-во СГУ,2008, с.11-39
23 Международные рейтинги университетов: результаты и перспективы. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А // Платное образование. М.,2008, №1-2, с.22-29; Роль веб-сайта в комплексной характеристике вуза: результаты международного рейтинга. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А //Социология образования. М.,2008, №2, с.4-16.
24 Международное исследование PISA и проблемы развития высшего образования. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А // Вестник общественного мнения (Центр Ю.Левады), 2007, сентябрь-октябрь, № 5, с.38-47.
25 Дистанционное образование в странах мира: масштабный фактор Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А, Гадрани Л.А. //Трансграничное образование: современные реалии и перспективы. Научные труды СГА. М.: Изд-во СГУ,2008, с.11-39.
26 Россия в международном исследовании PISA-2006. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. //Социология образования. М.,2008, №5, с.4-17.
27 Международные рейтинги университетов: результаты и перспективы. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А // Платное образование. М.,2008, №1-2, с.22-29
28 Роль веб-сайта в комплексной характеристике вуза: результаты международного рейтинга. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А //Социология образования. М.,2008, №2, с.4-16.
29 Дистанционное образование в странах мира: масштабный фактор Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А, Гадрани Л.А. //Трансграничное образование: современные реалии и перспективы. Научные труды СГА. М.: Изд-во СГУ,2008, с.11-39.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.