Rambler's Top100

№ 339 - 340
30 июня - 17 августа 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Миграция и развитие: мировые тенденции

Переводы мигрантов. Обзор проблем, обсуждавшихся на встрече на высшем уровне в рамках G8

Развитые страны: интеграционная политика в отношении иммигрантов

Миграционный капитал в Украине: скрытая реальность

Соотечественники в российской политике на постсоветском пространстве

Мусульмане в Испании: проблемы адаптации

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Миграционный капитал в Украине: скрытая реальность

Андрей Гайдуцкий1
(Опубликовано в газете "Зеркало недели" 21-27 апреля 2007 года)

Уже в течение продолжительного времени как в мире, так и в Украине ведутся острые дискуссии по поводу трудовой миграции. Отечественные и зарубежные исследователи концентрируют внимание на трех проблемах. Первая — природа миграции: причины и следствия, выгоды и потери для страны. При этом особо острая полемика ведется вокруг выгод и потерь, с акцентом именно на потерях страны от трудовой миграции ее населения.

Вторая проблема — масштабы украинской трудовой миграции, динамика и прогнозы. Здесь острота дискуссии в значительной мере обусловлена отсутствием элементарной информации хотя бы о количестве и региональных характеристиках миграционных процессов, не говоря уж о качественных и профессиональных оценках размеров этого явления.

Третья проблема — объемы заработанного украинскими трудовыми мигрантами за границей и поступление средств в Украину семьям, родным и близким мигрантов. Эта проблема покрыта туманом едва ли не в наибольшей степени. Нет элементарной информации, что, соответственно, вызывает уже не только дискуссии, но и споры относительно того, сколько мигранты зарабатывают и сколько присылают или привозят в Украину.

Попытка разобраться в этих вопросах и хотя бы частично найти обоснованные ответы на них, на наш взгляд, очень важна. И главная проблема заключается не столько в самих показателях, характеризующих миграционные процессы в Украине, сколько в обоснованности подходов и методов, применяемых для их расчета, а также для определения объемов денежных переводов.

В контексте первой проблемы следует отметить, что по мере развития глобализации международной экономики в мировом хозяйстве постоянно растут и масштабы миграции рабочей силы. Одновременно возрастают и доходы и трансферты денежных переводов тех, кто работает за пределами родины. Причем объемы и размеры денежных переводов растут более быстрыми темпами, чем количество самих международных мигрантов, и не только начинают играть важную роль для оставшихся дома семей, но и становятся настоящим генератором развития экономики стран — реципиентов денежных трансфертов мигрантов.

В 2006 году официальные денежные переводы в развивающиеся страны составляли около 200 млрд. долл. США, что значительно превышает объемы международной технической помощи этим странам, объемы портфельных инвестиций и почти равно объемам привлеченного капитала в форме прямых инвестиций. В течение 1970—2005 годов объемы поступления денежных переводов в мире (преимущественно из развитых государств в развивающиеся страны) возросли в 13 раз, тогда как количество мигрантов — только в 2,3 раза.

Таким образом, трансферты денежных переводов, по сути, формируют отдельную составляющую международного рынка капитала — миграционный капитал. Его объемы можно характеризовать как доходы мигрантов, которые, за минусом затрат на их пребывание в стране трудоустройства, направляются на родину и используются для повышения экономического и социального уровня жизни родных и близких, развития местных территорий и стран в целом.

Поэтому, отвечая на вопрос, что имеет страна от трудовой миграции — выгоды или потери, нужно исходить из нескольких обстоятельств. Речь идет о невозможности обеспечить занятость трудовых мигрантов в Украине и получать на родине достаточные для содержания семьи заработки; возможности трудоустройства в соседних странах и получении там лучших доходов; перспективе значительного расширения профессиональных навыков, профессионального и общего мировоззрения трудовых мигрантов в стране трудоустройства и по возвращении на родину, а также о возможности перевода и привоза на родину значительных сумм заработков, которые решают неотложные жизненные проблемы семей. Если исходить из такой реалистичной позиции, то трудовая миграция, с нашей точки зрения, выгодна странам, являющимся родиной трудовых мигрантов.

Привлечение международного миграционного капитала и связанные с ним проблемы обуславливают все большее внимание международных организаций, органов государственной власти и регуляторов финансового рынка. В сущности, речь идет о масштабной экономической деятельности, влияющей на общую социально-экономическую ситуацию многих регионов мира. Для Украины эти вопросы имеют особое значение, ведь численность людей, работающих за границей, исчисляется миллионами.

В Украине за годы независимости не было проведено каких-либо серьезных исследований об объемах и масштабах поступления миграционного капитала из-за границы. А статистические данные, оценки отдельных специалистов, украинских и международных организаций очень отличаются друг от друга и основываются на неполных данных. Например, Всемирный банк, ежегодно публикующий данные о трансфертах миграционного капитала между странами мира, приписывает Украине лишь 595 млн. долл. поступлений денежных переводов в 2006 году.

Несколько более высокие оценки дает Национальный банк Украины. По этим данным, на протяжении 2000-2006 годов объемы миграционного капитала, поступившего в Украину через банковскую систему, возросли в 2,2 раза и превысили в 2006-м 2 млрд. долл. Наибольшие темпы роста наблюдались именно в 2006 году (на 30%), что обусловлено большей либерализацией рынка денежных переводов и снижением цен на услуги по переводу денег. Еще около 1 млрд. долл. поступило через специализированные системы денежных переводов (Western Union, MoneyGram и тому подобные).

По оценке специалистов Института демографии и социальных исследований НАН Украины, мигранты зарабатывают 4,7-7,5 млрд. долл. в год. При этом исследователи добавляют, что нет информации, сколько дохода мигранты оставляют, а сколько присылают на родину. По их предположениям, в Украину поступает около половины этих средств, то есть 2,5-3,5 млрд. долл.

Таким образом, однозначных оценок о возможных поступлениях миграционного капитала в Украину нет, наоборот, есть впечатляющие различия. Такие значительные различия в оценках объемов поступления миграционного капитала обусловлены отсутствием государственной политики в этой сфере, непрозрачностью схем перевода средств, а также ограничениями валютного законодательства Украины, которое запрещает гражданам открывать счета за рубежом. Как следствие, абсолютное большинство средств присылается трудовыми мигрантами через неофициальные (незарегистрированные) каналы, через знакомых, водителей международных маршрутов, неофициальные системы денежных переводов или доставляется лично.

Чтобы определить реальные объемы миграционного капитала, поступающего в Украину, мы разработали определенную систему вычислений, которая включает три основных этапа: 1) расчет масштабов трудовой миграции; 2) вычисление объемов доходов (заработков) трудовых мигрантов; 3) определение параметров распределения доходов трудовых мигрантов и доли их денежных переводов в Украину.

По подсчетам отдельных украинских экспертов, за пределами страны работают от 3 до 5 млн. человек (по другим оценкам — до 7 млн.). По данным ОЭСР, количество украинских трудовых мигрантов составляет почти 4,8 млн. человек. Основная причина такого расхождения в оценках обусловлена нежеланием выезжающих регистрироваться в соответствующих органах власти. Специалисты отмечают, что только 5% будущих трудовых мигрантов регистрируются в соответствующих учреждениях.

Систематизация проведенных исследований позволила определить географию и масштабы украинской трудовой миграции в другие страны мира (рис.1). Приведенные на графике данные свидетельствуют о большой асимметричности в распределении украинских мигрантов по странам мира. На основе этого подсчитана общая численность украинских мигрантов, работающих за границей, составляющая 4,93 млн. человек, из которых 2 млн. находятся в России, 1 млн. — в Польше, а также значительное количество в Италии (500 тыс.), Греции (350 тыс.) и Португалии (200 тыс.).

Львиная доля украинцев работают в странах Восточной Европы, за ними идут страны Европейского Союза.


Увеличить

Конечно, возникает вопрос о вероятности подобных масштабов миграции из Украины. Ведь отношение трудовых мигрантов к общему количеству населения в Украине колеблется в пределах 11-12%. Уровень этого показателя становится очевидным по сравнению с другими странами, особенно СНГ. Например, в Грузии доля трудовых мигрантов достигает 36% населения самой страны, в Молдове — 27%. В северных странах Латинской Америки, благодаря территориальной близости к США и Канаде, тоже большие масштабы эмиграции: в Сальвадоре — до 30% населения, на Гаити — 24, в Эквадоре — 16%. Учитывая такие международные масштабы, трудовую миграцию украинцев можно считать довольно умеренной.

Следующий этап — расчет объемов заработка украинских трудовых мигрантов за рубежом. Анализ исследований и опросов украинских мигрантов Международной организацией по миграции относительно ежемесячного дохода показал существенные колебания этого показателя между странами (рис.2). Наибольший доход мигранты получают в странах Европейского Союза. Особо следует выделить Ирландию (3125 долл. в месяц), Швейцарию (2300), страны Бенилюкса (1600-1675), Германию (1300) и Италию (934). Значительно меньше доход украинцев, работающих в странах Восточной Европы: в Чехии — 527 долл. в месяц, Румынии и Словакии — 430, России — 371.

На основе данных о годовом доходе мигрантов в отдельных странах мира (месячный доход (рис.2) х 12) и количестве мигрантов в них (рис.1) можно определить общий доход трудовых мигрантов по странам трудоустройства.

В результате, самый высокий совокупный годовой доход имеют украинцы, работающие в России, — 8,9 млрд. долл., что обусловлено наибольшим их количеством — 2 млн. человек. Затем идут Италия и Польша, где объемы совокупных доходов составляют соответственно 5,6 и 5,2 млрд. долл.

Сумма доходов во всех странах выводит нас на общую сумму дохода, который украинские мигранты зарабатывают за рубежом. Она составляет около 35,3 млрд. долл. в год, или, в расчете на одного мигранта, 7157 долл.

Третий этап — расчет сумм средств, переводимых трудовыми мигрантами на родину. Если исходить из данных о поступлении миграционного капитала в сумме 3,06 млрд. долл. в 2006 году (данные НБУ по банковской системе 2,06 млрд. долл. + 1 млрд. через специализированные системы перевода), то выяснится, что в среднем один мигрант в прошлом году прислал на родину 621 долл. (3,06 млрд. долл. : 4,93 млн. мигрантов), или 52 долл. в месяц (621 долл. США : 12 месяцев). Логично возникает вопрос, нужно ли украинцам ехать на заработки за границу, тяжело работать и экономить, чтобы в среднем в месяц присылать 52 долл. (263 гривни) своим родным и близким в Украине. Такие выводы заставляют задуматься над полнотой официальных данных и необходимостью определить более реальные объемы миграционного капитала, присылаемого почти 5 млн. украинцев из-за рубежа.

Конечно, объемы доходов мигрантов и денежных переводов, направляемых ими на родину, очень отличаются, учитывая затраты мигранта на проживание, питание, транспорт и тому подобное. Чтобы выйти на реальные суммы, необходимо исследовать трансакции денежных переводов. Однако в Украине пока такие исследования не проводились. Но исходя из более чем 50-летнего опыта трудовой миграции населения Латинской Америки в Северную Америку, а также народов Южной Азии в регион Персидского залива, можно с уверенностью утверждать, что мигранты направляют 50-70%, а то и больше полученного дохода, причем переводы возрастают в периоды экономических рецессий, природных катастроф в родных странах, а также накануне праздников.

А проведенные собственные расчеты, базирующиеся на опросе молдавских трудовых мигрантов относительно доли дохода, который они направляют на родину, позволили нам рассчитать возможные реальные масштабы переводов украинских мигрантов. Результаты этих расчетов показали, что в среднем один наш мигрант переводит на родину 60,3% полученного дохода, то есть на уровне мигрантов из других регионов мира. И фактически речь идет о 21,3 млрд. долл. (60,3% от общих доходов мигрантов в сумме 35,3 млрд. долл.).

Конечно, более 20 млрд. долл. поступлений миграционного капитала — цифра довольно впечатляющая. Это почти четверть ВВП страны и значительно превышает объемы поступлений совокупных иностранных инвестиций в Украину. Однако ситуация становится более реальной и вероятной, если посмотреть на данные других стран мира. Например, поступления миграционного капитала относительно ВВП Молдовы составляли в 2006 году более 46%, в Тонга и Лесото — более 25%, в Таджикистане — более 23% (рис.3).

Рассчитанные объемы вероятных поступлений миграционного капитала в страну становятся еще более реальными, если разделить 21,3 млрд. долл. на количество украинских мигрантов (4,93 млн. чел.). Получим около 4320 долл. на одного мигранта в год, или 360 долл. денежного перевода в месяц (4320 : 12 месяцев). Эти данные также можно сравнить с месячной суммой перевода в других странах мира. В таких бедных странах, как Бангладеш и Пакистан, среднемесячные суммы трансфертов в 1,5—2 раза, а в Индии — в три раза больше, чем присылаемые украинскими мигрантами на родину.

Вместе с тем в обоих случаях следует иметь в виду, что данные по странам сравнения — это официальная статистика, которая, как правило, неполная (по данным Всемирного банка, в среднем по странам мира официальность на уровне 50%). Сравнения по Украине являются расчетными данными, то есть они намного более полные. Специалисты, которые глубже знакомы со статистикой о денежных переводах трудовых мигрантов в разных странах мира, могут отметить, что объемы миграционного капитала в Украину, рассчитанные нами, настолько велики, что приближаются к данным стран с очень большими масштабами трудовой миграции, например, Китая, Индии, Мексики и др.

Действительно, по официальным данным, только в Мексику миграционный капитал поступил в размере свыше 25 млрд. долл., в Индию — 23,5 млрд., Китай — 22,5 млрд. долл. (рис. 3). Немалые объемы также привлекали Ливан, Марокко, Бангладеш, хотя количество их заробитчан за рубежом значительно меньше, чем украинских. Но в данном случае по упомянутым странам снова-таки приводятся официальные данные денежных переводов, а по Украине — расчетные. Если учесть, что в среднем в мире официальность денежных переводов трудовых мигрантов составляет 50%, то данные рис. 3 нужно как минимум удвоить.

Поэтому возникает потребность оценить уровень официальности миграционного капитала в Украине. Если принять за основу данные НБУ и объемы трансакций через специализированные системы (всего 3,06 млрд. долл. в 2006 году) и сопоставить их с нашими расчетами (21,3 млрд. долл. США), то уровень официальности достигает всего 14%. Сразу же возникают сомнения относительно низкой доли официальных трансфертов денежных переводов в Украину.

Для оценки вероятности этого показателя снова обратимся к международным сравнениям. Некоторые специалисты отмечают, что неофициальные трансферты миграционного капитала вдвое превышают официальные, при этом только на Индию и Китай приходится по 40 млрд. долл. неофициальных поступлений, еще 5 млрд. — на Пакистан. По другим подсчетам, только из США через системы неофициальных переводов мигранты ежегодно пересылают на родину до 200 млрд. долл. США (по официальными данным — 41 млрд. долл.). То есть неофициальные суммы денежных переводов раза в четыре больше официальных.

Еще более впечатляюща картина официальных и неофициальных переводов в разрезе отдельных стран (рис.4). Порой соотношение суммы миграционного капитала, поступающего по неофициальным каналам, с официальными трансфертами денежных переводов составляет 50%. А в Индии, Уганде и Судане превышает 80%.

Следовательно, учитывая то, что Украина сравнительно недавно включилась в широкомасштабные процессы трудовой миграции, а также неразвитость этого направления статистики и невозможность учесть все трансферты денежных переводов через банковские и небанковские системы, то уровень официальности денежных переводов порядка 14% достаточно вероятен. Он близок к соответствующему показателю в Индии, Уганде, Судане.

Обобщая результаты проведенных исследований и сравнивая полученные данные с показателями других стран, можно сделать вывод, что поступление переводов от украинских мигрантов в сумме 21,3 млрд. долл. достаточно вероятно. Отсутствие официального подтверждения этих данных обусловлено рядом внешних и внутренних факторов: высокой ценой на услуги по переводу, непродуманной государственной политикой в этой сфере и т.д.

В этом контексте могут быть актуальными следующие выводы и предложения по этому материалу. Прежде всего, необходимо наладить полноценное статистическое обследование численности мигрантов, их заработков и переводов в Украину. Целесообразно также разработать программу по либерализации законодательства в сфере поступления денежных переводов, что позволит значительно увеличить объем поступлений миграционного капитала через финансово-банковскую систему. Ведь поступление капитала в объемах свыше 20 млрд. долл. ежегодно значительно превышает суммарные поступления в Украину всех форм иностранных инвестиций

Для финансово-банковского сектора миграционный капитал может стать дополнительным стимулом развития его инфраструктуры и откроет возможности для расширения сферы услуг. Ведь большинство получателей переводов живут в сельской местности, где доступ к финансовым учреждениям довольно ограничен.

В мире все больше развивающихся стран (и прежде всего наименее развитых), которые понимают важность притока миграционного капитала и стараются направить его на цели всестороннего развития, предусматривая это в общегосударственных и региональных программах и проектах. При взвешенном подходе миграционный капитал может стать важным фактором развития и в Украине.


1 Помощник заместителя председателя Национального банка Украины, кандидат экономических наук.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.