Rambler's Top100

№ 339 - 340
30 июня - 17 августа 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Миграция и развитие: мировые тенденции

Переводы мигрантов. Обзор проблем, обсуждавшихся на встрече на высшем уровне в рамках G8

Развитые страны: интеграционная политика в отношении иммигрантов

Миграционный капитал в Украине: скрытая реальность

Соотечественники в российской политике на постсоветском пространстве

Мусульмане в Испании: проблемы адаптации

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Переводы мигрантов. Обзор проблем, обсуждавшихся на встрече на высшем уровне в рамках G8 (Берлин, 28 ноября - 30 ноября 2007 года)

Подготовил М.Б. Денисенко

В конце ноября 2007 года в продолжение саммита глав государств G8 в Хайлигендамме (Германия) в Берлине состоялась встреча на высшем уровне, посвященная проблемам денежных переводов мигрантов. Во встрече принимали участие делегации стран большой восьмерки (в составе руководителей Министерств финансов и Центробанков), ряда других стран (Индия, Мексика, Турция, Сербия, Гана, Австрия, Испания и др.), эксперты из международных организаций (Европейская комиссия, Международная организация труда, Международная организация по миграции, Евростат и др.), ведущих негосударственных финансовых институтов (Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский центральный банк, Европейский инвестиционный банк, Международный валютный фонд, Citigroup, Credit Union, Deutsche Bank, Microfinance International Group, Western Union и др.), академических институтов (Гамбургский институт международной экономики, Университет Гумбольдта и др.). В российскую делегацию входили представители Центробанка (ЦБР), Министерства Финансов и ГУ-ВШЭ. В ходе дискуссий между участниками предполагалось решить две задачи.

Первая задача состояла в оценке прогресса в области модернизации измерения денежных переводов и обеспечивающих их финансовых институтов с 2004 г. Тогда на Си Айленд (США) состоялась встреча глав государств большой восьмерки G8. Тема трансфертов была внесена в повестку дня. Это объяснялось рядом факторов: заметно возросшим объемом денежных переводов, и, как следствие, их превращением в важнейший фактор развития и борьбы с бедностью, возможной связью международных денежных переводов, особенно по неформальным каналам, с проблемами отмывания денег и терроризмом. На встрече были подняты вопросы улучшения финансовой инфраструктуры, обеспечивающей денежные переводы, а также проблемы их учета и мониторинга. В итоге были принята "Глобальная инициатива по денежным переводам мигрантов" ("Global Remittances Initiative"), представляющая план действий по снижению издержек денежных переводов, расширению доступа к современным банковским услугам и повышению финансовой грамотности населения, улучшению качества собираемых данных и пересмотру используемой в платежных балансах концепции денежных переводов мигрантов. Продолжением встречи на Си Айленде стала серия консультаций, семинаров и заседаний рабочих групп в области статистики, экономики и инфраструктуры денежных переводов, проведенных под эгидой международных организаций и национальных финансовых институтов стран, входящих в восьмерку (в Вашингтоне в январе и июне 2005 г., во Франкфурте в октябре и декабре 2006 г., в Любляне в феврале-марте 2007 г. и др.).

Вторая задача встречи заключалась в том, чтобы с учетом итогов деятельности в 2004-2007 гг., наметить новые планы в области дальнейшего совершенствования каналов и инструментов передачи мигрантами финансовых ресурсов на родину. Всего в Берлине было проведено 6 панельных заседаний по следующим темам: (1) "Масштабы и тенденции денежных переводов"; (2) "Влияние денежных переводов мигрантов на развитие"; (3) "Упрощение переводов на родину"; (4) "Обновление плана действий, принятого на Си Айленд"; (5) "Роль небанковского сектора в денежных переводах"; (6) "Шаги в будущее". На основе обсуждения 19 выступлений экспертов было выработаны следующие рекомендации национальным институтам для проведения политики, направленной на повышение эффективности миграционных трансфертов.

Рекомендация 1. Улучшение качества информации. Доля денежных переводов мигрантов в структуре международных финансовых потоков устойчиво возрастает. Однако качество информации о переводах до недавнего времени оставалось невысоким. К моменту Берлинской встречи были обнародована новая концепция трансфертов в платежном балансе - главном источнике информации - и подготовлено руководство по сбору данных. Предлагалось отказаться от концепции "переводов работников" ("workers' remittances") и перейти к концепции "личных переводов" ("personal transfers"), разработанной в 2005 г. участниками технической группы по движению населения, возглавляемой Отделом статистики ООН. К личным переводам" относятся все текущие денежные трансферты между резидентами и нерезидентами. Это определение проще предыдущего, поскольку не опирается на сложные с точки зрения статистики и часто несопоставимые в международных сравнениях определения миграции и занятости, что позволяет избежать при учете целого ряда внутренних концептуальных противоречий. Участники Берлинской встречи рекомендуют перейти на новые определения денежных переводов в статистике платежного баланса. С целью улучшения измерение объемов и структуры трансфертов, о чем говорилось на саммите G8 на Си Айленд, в 2006 году была создана специальная рабочая группа международных экспертов ("Люксембургская группа"), перед которой была поставлена задача по разработке новых стандартов и методов сбора данных. Люксембургской группе следует оказывать помощь отдельным странам в улучшении качества статистики платежного баланса и введения новых методов сбора данных о финансовых потоках (обследования, банковские отчеты о трансакциях, модели и др.).

Рекомендация 2. Усиление влияния переводов мигрантов на развитие. Рост объемов денежных переводов, как показывают исследования, сопровождается их позитивным влиянием на развитие третьих стран, как на макро, так и на микро уровнях. Задача международного сообщества заключается в создании и поддержке механизмов, которые будут способствовать повышению эффективности этого влияния. Речь идет, прежде всего, о дальнейшей переориентации трансфертов мигрантов в русло формальных каналов денежных переводов, отказа от налогообложения денежных переводов в странах их получения, о создании условий для инвестиций в самих третьих странах. На встрече было подчеркнуто, что денежные потоки мигрантов и международная финансовая помощь дополняют, но не замещают друг друга.

Рекомендация 3. Введение в практику общих принципов оказания услуг в сфере международных денежных переводов. На встрече G8 на Си Айленд было предложено разработать общепринятые стандарты обслуживания международных денежных переводов. Такие стандарты были выработаны рабочей группой экспертов под началом Банка международных расчетов и Мирового банка. Они направлены на повышение эффективности и уровня безопасности системы международных денежных переводов и основываются на следующих принципах: (а) прозрачность соответствующего рынка услуг и защита интересов потребителей; (б) улучшение инфраструктуры платежной системы; (в) создание предсказуемой, устойчивой, недискриминирующей потребителей правовой среды; (г) доступность и разнообразие услуг, повышение конкуренции на рынке денежных переводов; (д) развитие практики управления рисками, связанных с денежными переводами.

Рекомендация 4. Расширение международного сотрудничества, в том числе в форме заключения двухсторонних соглашений, путем выработки национальных планов действий (как, например, в Италии или Великобритании), объединяющих усилия государственных структур, частных сектора неправительственных и международных организаций в области денежных переводов мигрантов.

Рекомендация 5. Привлечение денежных переводов мигрантов в банковские каналы. Для этого необходимо развивать современные финансовые системы и упрощать доступ к финансовым услугам, в том числе переводам, сбережениям и инвестициям мигрантов, диаспор и получателей денежных переводов.

Рекомендация 6. Внедрение инновационных платежных инструментов и мониторинг трансфертов мигрантов. Быстрое распространение новейших платежных средств, использующих в частности такие технологии как мобильные телефоны и Интернет, будет способствовать снижению издержек денежных переводов и расширению доступа к финансовой системе. Международным организациям и государственным финансовым институтам следует проводить мониторинг оценки влияния мер политики в области денежных переводов мигрантов на их объемы и структуру потоков.

Рекомендация 7. Создание рабочей группы по глобальным денежным переводам ("Global Remittance Working Group"). Участники встречи полагают, что создание такой группы будет способствовать получению глубоких знаний о закономерностях денежных переводов мигрантов, их последствий для социально-экономического развития, реализации инновационных пилотных финансовых на основе обмена опытом разных стран, ускорит внедрение в практику общих принципов оказания услуг в сфере международных денежных переводов. Фундаментом этой рабочей группы может стать одна из международных организаций, а среди ее участников должны быть представлены разные стран мира, государственный и частный сектора народного хозяйства, а также гражданское общество.

Анализ тенденций денежных переводов мигрантов, международной деятельности и научных исследований в этой области позволяют сделать ряд дополнительных рекомендаций, относящихся непосредственно к состоянию проблемы в Российской Федерации. Во-первых, что бросается в глаза, Россия, как на государственном уровне, так и на уровне частных финансовых структур, не принимает столь активного участия, соответствующего ее положению, в международных дискуссиях и разработке программных документов по миграционным трансфертам. На многих международных форумах, состоявшихся в 2004-2007 гг. российских экспертов не было среди выступающих. На фоне делегаций других стран, Россия в недостаточной степени представлена в составе разного рода комиссий и групп. Отметим, что как донор в настоящее время Российская Федерация занимает 5-е место в мире по объему исходящих трансфертов. Создается впечатление, что превращение в страну-лидера в этой области - событие крайне неожиданное для страны. Значимость денежных переводов для международного сотрудничества, развития финансовых институтов и экономики нашей страны и стран СНГ остается явно недооцененной. Во-вторых, в стране проводится очень мало исследований по данной теме, которые исчерпываются фактически пальцами одной руки. Источником детальной информации о поведении мигрантов в России из стран СНГ являются обследования, проведенные, например, в Армении, Молдове или Таджикистане. В-третьих, национальная политика в области переводов мигрантов находится в стадии создания, но при этом отсутствует координации в деятельности государственных и частных финансовых структур, Министерства Финансов и Центрального банка России. На необходимость координации, как отмечалось выше, указывает рекомендация 7 итого встречи в Берлине. Очевидно, что по образцу других стран, в стране должна быть сформирована рабочая группа, которая должна координировать разработку национальных задач, политики, и ее обеспечения в этой области.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.