Rambler's Top100

№ 333 - 334
19 мая - 1 июня 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 

ООН представила очередной обзор политики стран мира в области населения

Наибольшую озабоченность национальных правительств вызывает распространение СПИДа и ВИЧ-инфекции

37% стран считают темпы прироста населения слишком высокими, 20% - слишком низкими

Последствиями старения населения озабочены правительства 55% стран мира

Доля стран, удовлетворенных сложившимся уровнем рождаемости, снизилась с 53% в 1976 году до 35% в 2007 году

Доля стран, считающих приемлемым сложивший уровень смертности, понемногу увеличивается за счет развивающихся стран

Правительства половины стран мира желают значительных изменений в расселении

Уровень иммиграции считают удовлетворительным в 77%, а эмиграции – в 67% стран мира

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Доля стран, удовлетворенных сложившимся уровнем рождаемости, снизилась с 53% в 1976 году до 35% в 2007 году

Вся информация, собираемая о тенденциях рождаемости, свидетельствует о снижении рождаемости в большинстве стран мира. Число стран, в который коэффициент суммарной рождаемости превышает 4 ребенка на женщину, сократилось за 1975-2005 годы со 129 до 56. В результате, значение этого коэффициента в среднем по миру снизилось с 4,5 до 2,6 рождения на женщину. В 2005-2010 годах коэффициент суммарной рождаемости превышает уровень 5 детей на женщину в 27 из 150 развивающихся стран. В то же время в 28 развивающихся странах он опустился до уровня простого воспроизводства.

Снижению рождаемости в развивающихся странах во многом способствовало растущее осознание их правительствами неблагоприятных последствий чрезмерно высокого роста и рождаемости населения и необходимости проведения политики по их снижению.

Если в 1976 году сложившийся уровень рождаемости считали чрезмерно высоким в 37% стран мира, то в 1996 году - уже в 45%. К 2007 году их доля немного снизилась - до 41%. Среди развитых стран таких практически нет (кроме одной в 1996 году), но среди развивающихся - более половины (рис. 6). Доля государств, озабоченных чрезмерно высокой рождаемостью, неуклонно возрастает среди наименее развитых стран мира - с 31% в 1976 году до 90% в 2007 году. В группу стран, правительства которых расценивают сложившийся уровень рождаемость как слишком высокий, входит большинство развивающихся стран Африки, Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии. Эволюция правительственных оценок уровня рождаемости особенно наглядно прослеживается на примере африканских государств: если в 1976 году только треть из них считали сложившийся уровень рождаемости слишком высоким, то в 2007 году - три четверти (однако в 1996 году их доля была несколько выше - 77%).

Устойчиво низкая рождаемость также беспокоит все большее число стран, в основном развитых. Коэффициент суммарной рождаемости в развитых странах опустился в 2000-2005 годах гораздо ниже уровня простого воспроизводства - до 1,6 рождения на женщину в среднем. Поэтому, если в 1976 году 21% развитых стран считали сложившийся уровень рождаемости слишком низким, то в 2007 году - 61%.

Рисунок 6. Оценка национальными правительствами уровня рождаемости в стране, 1976, 1986, 1996 и 2007 гг., %

В отличие от прошлых лет, когда осознание чрезмерности высокой рождаемости, как правило, не сопровождалось проведением целенаправленной политики по ее снижению, сейчас практически все страны, оценивающие сложившийся уровень рождаемости как слишком высокий, пытаются снизить его.

Если в 1976 году более половины стран мира (52%) проводили политику невмешательства по отношению к уровню рождаемости, то в 2007 году - менее четверти (24%). Среди развивающихся стран доля государств, реализующих мероприятия с целью снижения рождаемости, возросла с 34% в 1976 году до 56% в 1996 году, хотя к 2007 году она несколько уменьшилась, составив 51% (рис. 7). Еще более выраженной была эта тенденция в наименее развитых странах мира, среди которых доля реализующих политику снижения рождаемости быстро и неуклонно возрастала - с 14% в 1976 году до 76% в 2007 году. Одновременно среди развитых стран росло число государств, проводящих политику повышения рождаемости. Особенно значительно оно увеличилось за последнее десятилетие (с 33% в 1996 году до 53% в 2007 году), когда число сторонников политики невмешательства сократилось почти вдвое.

Рисунок 7. Направленность политики в отношении уровня рождаемости населения, 1976, 1986, 1996 и 2007 гг., % стран

Одним из наиболее значительных достижений в области политики населения за последние десятилетия стало увеличение числа африканских государств, заявивших о проведении политики, нацеленной на снижение рождаемости. В 1976 году их доля составляла 25%, в 1986 году - 41%, в 1996 году - 68%, а в 2007 году - 72%.

Для снижения уровня рождаемости государства используют множество прямых и косвенных воздействий:

  • интеграцию планирования семьи и безопасного материнства в систему первичного медицинского обслуживания,
  • обеспечение доступности услуг, поддерживающих репродуктивное здоровье,
  • повышение ответственности мужчин в сохранении сексуального и репродуктивного здоровья,
  • повышение законодательно установленного возрастного ценза для вступления в брак,
  • улучшение возможностей для обучения и занятости женщин,
  • изменение общественного мнения относительно предпочтения сыновей по сравнению с дочерьми,
  • обеспечение населения дешевыми, безопасными и эффективными средствами контрацепции.

Обратная проблема устойчивости низкой рождаемости также существует во многих странах мира. В развитых странах она опустилась значительно ниже уровня простого воспроизводства - до уровня 1,6 ребенка на женщину в 2005-2010 годах. Если в 1976 году 24% европейских стран (7 из 29) считали сложившийся в их странах уровень рождаемости слишком низким, то в 2007 году - 55% (24 из 44).

Уже к 1967 году в 67 странах были введены различные схемы семейных пособий, как правило, увязанные с числом детей, хотя и неясно, во скольких из них это было сделано с целью повышения рождаемости. Из 47 стран, правительства которых оценивали в 2007 году сложившийся уровень рождаемости как слишком низкий, более 4/5 проводили политику ее повышения. При этом используются целый набор мер:

  • пособия на детей;
  • семейные пособия;
  • предоставление отпусков по уходу за ребенком для матери или отца,
  • субсидии на медицинское обслуживание ребенка;
  • налоговые скидки;
  • жилищные субсидии;
  • гибкий график работы;
  • обеспечение разделения обязанностей по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства между супругами.

В 27 странах Европы уровень рождаемости между 2000-2005 и 2005-2010 года немного увеличился, однако неясно, в какой степени этому содействовали предпринятые меры. По данным опроса общественного мнения, проведенного Евробарометром Европейского Союза в 2004 году, 84% опрошенных мужчин никогда не брали отпуска по уходу за ребенком и не собираются этого делать, даже будучи проинформированы об этом праве. Обследование Евробарометра 2006 года подтвердило, что женщины по-прежнему выполняют большую часть работы по дому.

Глубокие экономические и политические перемены в Восточной Европе сопровождались резким падением рождаемости, в результате чего некоторые из них стали отличаться самыми низкими показателями рождаемости в мире. Среди факторов, обусловивших столь значительное снижение рождаемости, эксперты Европейской экономической комиссии2 выделяют политическую нестабильность, порождающую страх перед будущим и нежелание заводить детей; снижение уровня среднедушевых доходов и уровня жизни в целом; значительные изменения в общественных нормах формирования семьи и расторжения брака.

Большую роль в формировании репродуктивного поведения и сохранении здоровья детей и матерей играет политика по обеспечению доступности средств контрацепции. Непосредственная поддержка государством практики использования контрацепции означает обеспечение услугами планирования семьи через государственные больницы, поликлиники, центры здоровья и т.д. Государственная поддержка практики использования контрацепции осуществляется во все большем числе стран - к 2007 году их доля достигла 92%. В 74% стран мира оказывается непосредственная государственная поддержка, а в 18% стран - косвенная, путем поддержки негосударственных ассоциаций планирования семьи. Однако спрос до сих пор превышает предложение. По некоторым оценкам, около 100 миллионов женщин не имеют возможности пользоваться безопасными и эффективными средствами контрацепции.

За последние 30 лет все больше развивающихся стран стали оказывать прямую государственную поддержку практике использования средств контрацепции. Даже те государства, которые в недавнем прошлом отличались пронаталистской ориентацией и стремились сохранить или даже увеличить рост населения, постепенно изменили свою позицию и интегрировали семейное планирование и использование средств контрацепции в программы защиты здоровья детей и матерей (Камерун, Камбоджа, Кот-Д' Ивуар, Лаос, Оман, ОАЭ). В то же время ряд стран, прежде всего в Европе (Австрия, Дания, Италия, Франция и Швейцария) сократили государственную поддержку распространения средств контрацепции (субсидии и свободный доступ). Возможно, это было реакцией на снижение рождаемости до уровня, не обеспечивающего простого воспроизводства, или признанием факта, что частный сектор способен обеспечить спрос на средства контрацепции и без государственных субсидий (рис. 8).

Рисунок 8. Направленность политики в обеспечении доступности средств контрацепции, 1976, 1986, 1996 и 2007 гг., % стран

Растет озабоченность подростковой рождаемостью (у женщин в возрасте до 20 лет). Если в 1996 году большую озабоченность этой проблемой отметили 46% национальных правительств (59 из 128 стран), то в 2007 году - 58% (107 из 185), а доля правительств, не видящих в рождаемости у подростков никакой проблемы, сократилась, соответственно, с 23% до 9%.

Однако известно, что ранние роды (в возрасте до 18 лет) связаны с более высокой нагрузкой на здоровье женщины и более высоким риском материнской смертности, аномалий развития и смертности детей. В большей степени озабоченность этими проблемами характерна для менее развитых стран (рис. 9), где ранние роды более распространены, а уровень медицинского обслуживания ниже. В 2007 году в число стран, правительства которых выразили большую озабоченность подростковой рождаемостью, вошли страны Северной Америки (США и Канада), почти все страны Латинской Америки и Карибского бассейна (94%), большинство стран Африки (62%) и Океании (60%).

Рисунок 9. Оценка национальными правительствами подростковой рождаемости, 1996 и 2007 гг., %

За последнее десятилетие увеличилось и число стран, в которых проводится политика или реализуются определенные программы, направленные на решение проблем подростковой рождаемости. Если в 1996 году об этом заявили 60% национальных правительств (76 из 127 стран), то в 2007 году уже 80% (146 из 183). Такие программы обычно сфокусированы на поддержке общественных и негосударственных организаций в налаживании школьного и внешкольного обучения молодежи основам безопасной жизнедеятельности, включая вопросы репродуктивного здоровья. Более широко они распространены в менее развитых странах мира (рис. 10).

Рисунок 10. Проведение политики, направленной на решение проблемы подростковой рождаемости, 1996 и 2007 гг., %


2 - Economic Survey of Europe, 2002, No. 1. United Nations, New York and Geneva.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.