Rambler's Top100

№ 333 - 334
19 мая - 1 июня 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Перспективы китайской миграции на Дальнем Востоке

Российский вектор в глобальной китайской миграции

Россия: опасность утраты Сибири и Дальнего Востока в свете демографии и геополитики

КНДР-Россия-РК: обмен трудовыми ресурсами

Трансграничные браки: Китай и Южная Корея

Китайский синдром. Предпринимательство как менталитет

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Трансграничные браки: Китай и Южная Корея

О. Почагина1
(Опубликовано в журнале "Проблемы Дальнего Востока", 2008, №2, с. 125-137)

Этносы, как правило, эндогамны, иначе говоря, моноэтничные браки являются доминирующими в рамках одного народа. Замкнутость круга брачных связей, обусловленная языком, религией, традициями и обычаями, стереотипами поведения, этническим самосознанием и особенностями менталитета, выполняет функцию своеобразного "стабилизатора" этноса. Эндогамность, таким образом, обеспечивает однородность этнического состава семей, социализация гарантирует преемственность материального и духовного наследия, сохранение, консервацию культурного ядра этноса, передачу его следующим поколениям и, в конечном итоге, существование этноса как особой общности людей2. Отметим, что в целом указанная тенденция была характерна и для племен, и для современных этнических общностей с разным уровнем социального и экономического развития. Однако во второй половине XX в. ситуация стала меняться.

В последние десятилетия в условиях набирающей обороты глобализации, интенсификации перемещения людей и капиталов, ускорения и уплотнения времени, "сжатия" пространства благодаря быстрому распространению электронных форм коммуникации и мобильности средств передвижения по планете, в результате трансформации структуры семейной организации и функций института семьи, формирования так называемого "глобального пространства", браки, заключаемые гражданами разных государств перестали быть исключением из правила этнической эндогамии, став обычным и достаточно распространенным явлением. С нашей точки зрения, браки такого рода представляют особый интерес, поскольку являются по распространенности и количеству новой тенденцией развития института семьи, которая в недалеком будущем, безусловно, окажет влияние и на межгосударственные отношения, и на динамику этнического состава, прежде всего, в странах с моноэтничным населением. К сожалению, это явление привлекает пока относительно незначительное внимание мирового научного сообщества. Трансграничные браки3 формируют условия для возникновения интенсивных экономических и культурных трансграничных связей на семейно-родственной основе. Многонациональная структура начинает в определенном смысле "стягивать" мир воедино, поскольку родственные и эмоциональные узы прочно связывают иммигрантов со своей исторической родиной.

Увеличение по сравнению с началом XX в. количества трансграничных браков обусловлено современными экономическими, политическими и культурными процессами, идущими на локальном, национальном, региональном и глобальном уровнях. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что явление это отнюдь не новое, новыми являются лишь его проявления. Наиболее активная динамика смешивания этнического состава, связанная именно с ростом количества смешанных браков, имела место как минимум трижды в истории человечества: во времена великого переселения народов, освоения Нового Света и с конца XX в. по настоящее время. Однако все указанные периоды характеризуются разными гендерными моделями. Так, в эпоху великого переселения мигрирующие народы смешивались, вступая в браки с народами, проживавшими на территориях, куда они приходили. В освоении Нового Света на начальных этапах в основном участвовали мужчины, которые вступали в браки с местными женщинами или позже с дочерьми переселенцев из разных стран Европы. Получившие в последнее время распространение трансграничные браки достаточно четко отражают иную гендерную модель. Большинство мигрирующих в целях заключения брака — это женщины, многие из которых выезжают из более бедных и менее экономически развитых стран в страны с более высоким уровнем жизни, т.е. с менее развитого "Юга" — из Азии, Латинской Америки, Восточной Европы, бывших республик СССР в индустриально развитый "Север" — Западную Европу, Северную Америку, Австралию, в некоторые богатые страны Восточной Азии.

Таким образом, количественные показатели трансграничных браков обусловливаются историческими, экономическими, социальными, культурными и политическими факторами. Необходимо также отметить, в современных условиях значительно влияние психологических факторов — здесь прежде всего имеют значение экономическая мотивация и ожидания будущих невест и женихов.

Что касается генетических последствий межрасовых и межэтнических браков, то единая точка зрения пока не сложилась. Так, распространено мнение, что дети от таких браков чрезвычайно привлекательны внешне, отличаются более высокими интеллектуальными способностями, однако, отмечается их психологическая неустойчивость, ослабленный иммунитет, повышенная агрессивность4.

Браки граждан КНР с хуацяо и иностранцами. В Китайской Народной Республике в настоящее время распространены модели брачной миграции, обусловленные спецификой политических и экономических перемен, присущих последней четверти XX в. Деколлективизация, наличие избыточной рабочей силы в сельских районах, интенсивно развивающиеся города, отмена обязательной системы регистрации по месту жительства привели с конца 1980-х гг. к резкому росту внутренних миграционных потоков. Если раньше замуж выходили за обитателя соседней деревни, то с конца XX в. миграция женщин, обусловленная вступлением в брак, значительно расширила свою географию. Более того, с проведением политики открытости постоянно растет число китаянок, вступающих в браки с выходцами из Китая, которые проживают на Тайване, в других странах мира, а также с иностранцами.

Так, с середины 1980-х по 1990 г. ежегодно заключалось приблизительно 20 тыс. браков с иностранцами, в начале 1990-х — более 30 тыс., после 1998 г. — 50 тыс. и в 2001 г. — более 80 тыс.5 Эта тенденция не осталась незамеченной и обсуждалась не только в средствах массовой информации КНР, но и в китайских общинах по всему миру.

В статистическом отчете Министерства гражданской администрации КНР за 2006 г. говорится, что в указанном году было зарегистрировано 9,45 млн. браков — на 1,219 млн. больше, чем в предыдущем 2005 г. В частности, заметно возросла доля браков с иностранцами. В китайских семьях, проживающих в приморских районах, в крупных и средних городах страны стало увеличиваться число иностранных зятьев и невесток.

Как считает заведующий Научно-исследовательским центром по проблемам семьи и полов АОН КНР Ли Иньхэ, по мере проведения политики открытости межнациональные браки становятся распространенным явлением, что отражает общественный прогресс, повышение личного и социального статуса китайцев. Упомянутые браки позволяют породниться семьям разных национальностей, что стимулирует установление взаимных контактов между странами и обеспечение социальной стабильности. В самом начале периода реформ и открытости китайские невесты, как правило, выходили замуж за иностранцев, пытаясь с помощью брака выехать за границу и таким путем добиться материального благополучия. В настоящее время все больше людей действительно начинает пользоваться свободным выбором в вопросах любви. Разрыв сторон в экономическом положении, возрасте, культуре в последние годы заметно сокращается. Ситуация, когда исключительно мужчины-иностранцы брали в жены китайских девушек, изменилась. Доля иностранных женщин, вышедших замуж за китайцев, растет; возрастной разрыв у супругов заметно сокращается, появляется все больше пар, которые действительно любят друг друга и имеют хорошие жизненные перспективы. В Шанхае в 2006 г. были заключены браки китайских граждан с представителями более чем 50-ти стран. В этом списке на первое место вышла Япония, за ней следуют США, Австралия и др.

По мнению Го Цзыму, работающего в Пекинском обществе адвокатов по изучению проблем семьи и брака, "конфликтные брачные отношения, за исключением эмоционального фактора, обусловлены, главным образом, расхождениями в ценностных ориентирах, обычаях, мировоззрении и взглядах на предпринимательство". Он также считает необходимым составление брачного контракта при заключении брака с гражданином другого государства, получение с помощью адвоката соответствующей информации во избежание неприятностей после вступления в брак с иностранцем. На его взгляд, самое главное в счастливом браке — это снисхождение, супруги должны сохранять любопытство и воспринимать культуру и ценности своей "половины"6.

Согласно сведениям соответствующих тайваньских ведомств, уровень разводов среди семейных пар из соотечественников, ранее живших по обе стороны Тайваньского пролива, составляет от 3 до 5%. Этот показатель выше уровня разводов в КНР. Опубликованные данные показывают, что в настоящее время на каждую тысячу жителей Тайваня приходится 2,9 разведенных пары. По этому показателю Тайвань занимает 5-е место в мире. По данным экспертов, рост уровня разводов в таких семьях объясняется, главным образом тем, что молодые тайваньцы часто скрывают свое истинное социальное положение и физические недостатки. Кроме того, по установленному тайваньскими властями порядку, приехавшие из материковой части Китая соотечественники лишь через два года могут подать заявку на работу — это другая важная причина роста уровня разводов в трансграничных семьях7.

Разнообразие моделей брачного поведения современных китайских женщин позволяет говорить о национальных и глобальных последствиях усилившейся брачной мобильности китаянок, появлении у них, по сравнению с прошлым, свободы выбора не только брачного партнера, но и места проживания — в КНР или за ее пределами. Однако такие возможности наряду с гендерным дисбалансом, имеющим место в КНР, породили и острую нехватку женщин, особенно в отдаленных сельских районах.

Кроме того, существует еще целый ряд причин, способствующих распространению трансграничных браков: повышение у молодых китайских женщин уверенности и избирательности в отношении брачных партнеров вплоть до нежелания создавать семью, конфликтность брачных отношений, снижение стабильности семейно-брачных отношений. Так, согласно итогам обследования в городе Тяньцзине, 32% людей, являвшихся единственным ребенком в семье, в браке не могут наладить супружеские отношения и часто ссорятся8. Китайские мужчины в идеале стремятся найти такую жену, которая находилась бы в состоянии экономической зависимости или была бы иностранкой.

По информации агентства Чжунсинь, специалисты отмечают рост числа девушек, которые по достижении возраста, когда их сверстницы обычно справляют свадьбы, избегают вступать в брак. Большинство из них относятся к категории "белых воротничков". Газета "Далянь жибао" считает, что эта тенденция уже приобретает общекитайский характер. Действительно, статистика подтверждает рост численности "холостых". В 1982 г. в КНР было 1,74 млн. одиноких, а в 1990 г. эта группа выросла до 8 млн. В одном лишь Нанкине число холостяков достигло 400 тыс. чел., а в Пекине и Шанхае оно превысило один миллион. В Шанхае в 1980 г. было зарегистрировано 180 тыс. браков, в 1990 г.— 120 тыс., в 1997 г. — лишь 100 тыс. Быстро растет число одиноких женщин. По мнению социологов, поздний брак и безбрачие укореняются на китайской почве. Для многих женщин замужество и рождение детей уже не являются важнейшими жизненными задачами в современном обществе. Этот феномен, как считают специалисты, закономерен на данном этапе общественного развития. Ожесточенная конкуренция на рынке труда требует от женщин более высокой, чем у мужчин, профессиональной компетентности, уверенности в собственных силах, осознания себя успешной личностью. Часть женщин, имеющих собственный бизнес, и так называемых "белых воротничков" по уровню образованности и материальной независимости (роскошные квартиры, автомобили) уже ничем не уступает мужчинам. Часто у них нет "второй половины", однако, как правило, психологически это их не особенно травмирует, поскольку посредством денег они могут удовлетворить многие свои потребности, включая сексуальные, эмоциональные и даже материнские (с использованием суррогатных матерей)9.

По статистике ведомств гражданской администрации, ежегодно в Китае в брак вступают 10 млн. пар. Среднегодовые расходы на свадьбы в стране превысили 250 млрд. юаней10. По статистике исследовательского центра семейных отношений Китая затраты на свадьбу составляют сейчас в городах более 560 тыс. юаней, включая стоимость квартиры и машины11. Значительные свадебные расходы также являются одной из причин, заставляющих мужчин в целях экономии искать невесту за рубежом.

Ситуация с нехваткой невест осложняется также тем, что хуацяо стремятся найти послушных и заботливых жен на своей исторической родине. Выезд за рубеж — поиск работы — карьерный рост — возвращение в КНР для того, чтобы создать семью — такова весьма распространенная стереотипная схема жизни китайских эмигрантов за рубежом. Подавляющее большинство проживающих за рубежом этнических китайцев предпочитают не заключать браки с иностранцами. Их поиски "второй половины" в КНР порождают спрос на услуги электронных брачных агентств, активно работающих в Интернете.

Преимущества современных технологий, заменивших традиционные услуги свахи и посредников, являются очевидными для китайских эмигрантов. Электронные брачные агентства, занимающиеся устройством личной жизни и предоставляющие посреднические услуги при поиске брачного партнера процветают. "Брачное агентство 969", ориентированное на выходцев из Китая, расселившихся по всему миру, — лидер на рынке подобных услуг с удачно разработанным алгоритмом поиска зарубежными китайцами подходящей пары в КНР. С его помощью были созданы тысячи трансграничных семей. Хотя количество этнических китайцев за рубежом не очень велико, они, тем не менее, занимают прочное положение в обществе — ежегодный доход 80% зарегистрированных пользователей этого сайта составляет около 1 млн. долл. США. В настоящее время Интернет-сайт "Брачное агентство 969" стал для китайцев, проживающих в КНР и за рубежом, наиболее авторитетной и обширной базой данных о потенциальных женихах и невестах, проверенной временем методикой по поиску брачных партнеров12.

Китайско-российские браки — явление отнюдь не новое, они заключались и в XX в., когда, как и в XIX в., в основном были распространены браки российских женщин с прибывшими на Дальний Восток с целью его освоения китайскими мужчинами. В XXI в. мотивации таких браков несколько иные. Во-первых, нехватка женщин в КНР способствовала тому, что китаянки стали более разборчивыми невестами, предъявляющими к будущим мужьям высокие требования. Во-вторых, иметь жену-иностранку, в частности, россиянку — престижно. Красивые россиянки часто являются предметом восхищения и даже зависти. Наличие русской жены у китайского бизнесмена считается одним из показателей его успешности. Однако свекровь и родственники старшего поколения редко с восторгом принимают в свою семью невестку-иностранку. Русской женщине, воспитанной в иной культурной среде, очень сложно сразу понять систему взаимоотношений в большой китайской семье, где, особенно в сельской местности, все еще сильны традиционные представления о семейных обязанностях и взаимных узах. На первых порах часто характеризуются дисгармоничностью и сексуальные отношениях супругов, имеющих разные представления об интимной сфере, различные ожидания, связанные с семейной жизнью. Родственники россиянок, вступающих в браки с китайцами, относятся к ним, так же неоднозначно. Например, 61% жителей Владивостока — против таких браков и только 4% считают их приемлемыми. Тем не менее, в последние годы, особенно в среде молодежи, отношение к бракам с китайцами меняется в сторону большей терпимости13.

В выборе российских женщин в пользу китайских мужчин доминирует прагматичный подход, хотя чувства играют не последнюю роль. Дело в том, что в приграничных с КНР деревнях выбор женихов не велик: подавляющее большинство мужчин злоупотребляют спиртным, склонны к насилию и не отличаются ответственностью по отношению к своим семейным обязательствам, поэтому говорить об их конкурентоспособности на рынке потенциальных женихов не приходится. Россиянки, как правило, заключают браки с состоятельными китайцами. Однако их привлекают также надежность, внимательность и заботливость китайских мужчин — качества, которые не часто встречаются у соотечественников14.

Для создания полного представления о процессе и особенностях заключения браков с иностранными гражданами представляет интерес правовое регулирование трансграничных браков в КНР. Необходимо особо подчеркнуть, что за последние два десятилетия реформ и открытости порядок заключения браков между гражданами КНР и иностранными гражданами претерпел значительные изменения в направлении демократизации и упрощения процедуры. Правила регистрации неоднократно пересматривались и корректировались. Последние были приняты в 2003 г. В настоящее время регистрация брака китайского гражданина с иностранцем (иностранным гражданином, постоянно или временно проживающим в КНР, иностранцем китайского происхождения, иммигрантом) на территории КНР производится органом, определяемым народным правительством провинции, автономного района или города центрального подчинения по месту постоянного жительства китайского гражданина. Обращающиеся с заявлением о регистрации брака подчиняются положениям Закона КНР о браке и "Порядку регистрации браков китайских граждан с иностранцами".

Согласно установленному порядку регистрации, китайские граждане должны представить в уполномоченный орган следующие документы:

(1) выписку из домовой книги; (2) удостоверение личности; (3) справку с места работы (учебы) или от соответствующего органа по месту проживания о семейном положении (холост (не замужем); разведен (а); вдовец (вдова)). Разведенные граждане дополнительно представляют свидетельство о разводе, вдовы и вдовцы подтверждают свой статус выпиской из домовой книги. Требуется также справка о состоянии здоровья, выдаваемая по результатам медосмотра в специально определенном лечебном учреждении, и три фотографии. Иностранцы свою очередь представляют: 1) документ, удостоверяющий личность, как правило, паспорт; 2) нотариально удостоверенную и легализованную китайским консульским учреждением в государстве, гражданство которого имеет иностранец, справку о семейном положении; 3) справку о состоянии здоровья, выдаваемую по результатам медосмотра в специально определенном лечебном учреждении. Представленные документы должны быть переведены на китайский язык организациями, специально указанными регистрирующими брак органами. Перевод должен быть заверен печатью.

Порядок регистрации брака является следующим: вступающие в брак, должны совместно обратиться в регистрирующий брак с иностранцем орган по месту жительства китайского супруга и представить необходимые документы и фотографии. Помимо официальных документов, необходимых для регистрации брака, рекомендуется иметь с собой письма, сувениры, подарки, фотоснимки и другие доказательства чувств друг к другу.

После рассмотрения представленных документов и проверки изложенных в них сведений регистрирующий орган в течение месяца выдает молодоженам свидетельство о браке. В свидетельство должны быть вклеены фотографии заявителей и проставлены соответствующие печати народного правительства уезда или вышестоящего уровня.

В силу особенностей, которые может иметь процедура регистрации брака на местах, рекомендуется заблаговременно обращаться за консультацией в орган регистрирующий брак с иностранцами. Дело в том, что далеко не в каждом городе имеется орган, имеющий право регистрировать такие браки. Необходимую информацию, в том числе сведения об уполномоченном медучреждении и специфике местной процедуры регистрации брака, вступающие в брак могут получить в местных органах власти.

Согласно положениям указанных выше документов, брак китайского гражданина может быть зарегистрирован в стране, гражданство которой имеет будущий супруг, в соответствии с национальным законодательством этого государства.

"Порядок регистрации браков китайских граждан с иностранцами" определяет круг лиц, с которыми регистрация брака не допускается. К ним относятся: военнослужащие, дипломатический персонал, работники учреждений общественной безопасности, лица, занимающиеся деятельностью, отнесенной к секретной, лица, имеющие допуск к информации, содержащей государственную тайну, а также лица, находящиеся в заключении по приговору суда.

Развод китайского гражданина и иностранца осуществляется в судебном порядке по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством15.

Корея — страна моноэтничная, и поэтому брачный союз с человеком другой национальности практически всегда означает брак с иностранцем, гражданином другого государства — "кукчже кельхон", или "международный брак". С XV в. практически по вторую половину XX в. в Корее проводился курс на полную изоляции страны от внешнего мира, в результате которого международные браки были редчайшим исключением. Ситуация коренным образом изменилась, когда в 1945 г. в Страну утренней свежести вошли американские войска. Официальной статистики корейско-американских браков не существует, однако считается, что между 1945 и 1990 гг. браки с американскими военными заключили примерно 100 тысяч кореянок16

В последние годы количество трансграничных браков постоянно растет и в корейском обществе постепенно формируется более толерантное отношение к бракам с иностранцами, к которым еще в начале прошлого века относились чрезвычайно негативно. С 90-х годов XX в. наиболее распространены браки корейских мужчин и женщин из восточноазиатских стран с более низким уровнем жизни, как правило, из КНР. В большинстве таких браков невестой является этническая кореянка из КНР, а мужчина, как правило, не пользуется вниманием требовательных соотечественниц. Это может быть мужчина с небольшими по корейским меркам доходами, вдовец с детьми, мужчина, с физическими недостатками, либо житель сельской местности, где весьма ощутима нехватка невест, и т.п. Понятно, что в такого рода браках сильна прагматическая составляющая, причем с обеих сторон, поскольку имеется обоюдная заинтересованность.

Трансграничные браки между кореянками из КНР и южными корейцами начали распространяться в начале 1990-х гг. Десятки тысяч этнических кореянок, проживавших в КНР (чосонжок), иммигрировали в Южную Корею с начала 1990-х гг. в рамках официально санкционированной политики, проводимой правительством с целью выравнивания дисбаланса полов и компенсирования нехватки невест, существовавших в сельских районах Кореи. Ежегодно количество подобных браков росло вплоть до 1997 г. Так в 1993 г. было заключено 1463 браков, в 1995 — 7683 и более 10 000 — в 1996 г. В 1997 г. оно сократилось до 7000, а в 1998 г. — до 6000, что было связано с разразившимся азиатским финансовым кризисом. Отъезд кореянок из КНР в Южную Корею привел к острой нехватке невест в КНР в районах проживания этнических корейцев. В создавшейся ситуации корейцы стали искать возможности выписывать невест из КНДР.

Согласно оценкам, количество корейско-китайских браков в ближайшие годы будет составлять по 10 тыс. ежегодно. Незначительное количество браков заключаемых между корейскими мужчинами, проживающими в КНР, и южнокорейскими женщинами — яркая иллюстрация гендернего дисбаланса, существующего в китайско-корейской брачной миграции.

Большинство китаянок и кореянок, живущих в КНР, полагают, что южнокорейские мужья имеют более современные и прогрессивные взгляды на взаимоотношения полов в целом и на внутрисемейное разделение ролей супругов в частности, чем местные мужчины.

Парадокс заключается в диаметрально противоположных ожиданиях мужчин и женщин, стремящихся заключить трансграничные браки. Так, южнокорейские мужчины ищут в Китае жен, соответствующих традиционным конфуцианским представлениям.

Кореянки из КНР бывают неприятно удивлены консервативными взглядами своих южнокорейских мужей и свекровей на семейные отношения и обязательства жен. Их ожидания зачастую входят в конфликт с ожиданиями жен-иностранок: последним приходится даже прибегать к угрозе развода при обсуждении с южнокорейскими родственниками своего желания работать в общественном секторе и быть экономически независимыми.

Как сообщает газета "Корея таймс", межнациональные браки очень популярны в селах. Из мужчин, занимающихся рыбным и сельским хозяйством и вступивших в брак в прошлом году, одна треть женилась на иностранках. В Южной Корее китайские женщины пользуются большим спросом. Доля китаянок среди иностранных невест составляет 66,2%. В деревнях успех имеют вьетнамские женщины, там 50% невест являются вьетнамками. Из южнокорейских женщин, вышедших замуж за иностранцев, 42,2% выбрали в качестве мужей китайцев, 30,8% — японцев, а 11,8% — американцев17.

Особенно быстрый рост трансграничных браков наблюдается в сельской местности, где треть мужчин в настоящее время женятся на иностранках. Об этом свидетельствуют данные Национальной статистической службы РК о браках и разводах за 2005 г.

В обратной ситуации (жена — кореянка, муж — иностранец) Китай тоже лидирует— 5042 брака из 11941, или 42,2%. Это новая, необычная ситуация, впервые сложившаяся в 2004 г. В прежние времена самыми популярными кандидатами в супруги у кореянок были японцы и американцы, которые теперь отодвинулись в данном рейтинге на второе и третье места18.

Число браков между корейцами-мужчинами и иностранками

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

%%

Рост по сравнению с 2004 г., %

Всего

7304

10006

11017

19214

25594

31180

100.0

21,8

Китай

3586

7001

7041

13373

18527

20635

66,2

11,4

Вьетнам

95

134

476

1403

2462

5822

18,7

136,5

Япония

1131

976

959

1242

1224

1255

4,0

2,5

Филиппины

1358

510

850

944

944

997

3,2

3,4

Монголия

77

118

195

318

504

561

1,8

11,3

Узбекистан

43

66

183

329

247

333

1,1

34,8

США

235

265

267

323

344

285

0,9

-17,2

Таиланд

270

185

330

346

326

270

0,9

-17,2

Другие

509

751

716

936

996

1022

3,3

2,6

Число браков между кореянками и иностранцами

 

2002

%%

2003

%%

2004

%%

2005

%%

Всего

401

100,0

583

100,0

1611

100,0

2444

100,0

Изменение, %

-

-

45,4

-

176,3

-

51,7

-

Китай

181

45,1

275

47,2

841

52,2

1431

58,6

Вьетнам

7

1,7

28

4,8

147

9,1

289

11,8

Япония

97

24,2

121

20,8

145

9,0

168

6,9

Филиппины

29

7,2

44

7,5

112

7,0

142

5,8

Монголия

10

2,5

6

1,0

83

5,2

116

4,7

Узбекистан

3

0,7

16

2,7

67

4,2

75

3,1

США

21

5,2

27

4,6

74

4,6

62

2,5

Другие

53

13,2

66

11,3

142

8,8

161

6,6

Источник: Сеульский вестник. 2007. 13 апр. — http://vestnik.tripod.com/

В 1990-е гг. правительство Южной Кореи имело рассеявшиеся позже иллюзии относительно роли кореянок из КНР, вступавших в браки с корейцами, полагая, что они станут "спасительницами корейской деревни", откуда наблюдался интенсивный отток населения на фоне дисбаланса полов. Сложность адаптации, разная мотивация заключения трансграничных браков, неадекватные ожидания вступающих в брак привели к тому, что немного позже общественное мнение и средства массовой информации обвинили "сбежавших невест" и расторгнувших браки женщин в исключительно прагматических и корыстных целях, преследовавшихся при заключении браков — эмиграции из КНР и получении южнокорейского гражданства.

В реальности все обстоит гораздо сложнее. Естественно, что какой-то процент из вступивших в браки кореянок из КНР, действовали по изложенному выше плану, не собираясь в действительности создавать прочную семью. Однако большинство из них столкнулись на новом месте жительства с необходимостью адаптации к иным условиям, новым родственникам и с серьезными экономическими и правовыми проблемами. Хотя для них не существовало языкового барьера, они, тем не менее, выросли и были воспитаны в иной общественно-социальной среде — в социалистическом и модернизирующемся Китае. Их поведение и менталитет в целом далеки от конфуцианского идеала "любящей, заботливой, безропотной жены, матери и невестки".

В настоящее время все большее число граждан Южной Кореи вступают в трансграничные браки по нескольким причинам: в связи с нехваткой невест в стране, изменением отношения корейцев к бракам с иностранцами и восприятия иностранцев как таковых. С 1990-х гг. количество браков корейских мужчин с иностранками выросло в 240 раз и составило более 160 тыс. пар. Статистика свидетельствует, что тенденция набирает силу. Так, в 2005 г. рост по сравнению с 2004 г. составил 21,6% (в количественном выражении — 43121). Согласно официальной статистике, из каждых 100 пар новобрачных 13,6% составляют пары, где один из супругов иностранец, в 72% — жена и в 28% пар — муж. Женщины из КНР в списке иностранных невест занимают первое место — 66,2%, вьетнамки составляют 18,7% , японки — 4%. Интересно, что в последние годы резко увеличилось количество жен из Вьетнама: в 2000 г. их было 95, тогда как в 2005 г. — 5822. Увеличивается и количество браков, заключенных между иностранками и мужчинами, занятыми в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве. 359 из каждой 1000 корейских фермеров, заключивших браки в 2005 г., женились на иностранках, в 2004 г. их было 274, т.е. рост составляет более 31%.

Согласно данным на апрель 2006 г. общее количество браков корейских граждан с иностранцами — 55 408, из них 42,5% — это браки, заключенные с кореянками из КНР, 20,7% — с гражданами КНР и 20,3% — с гражданами стран Юго-Восточной Азии. Тенденции, отраженные в статистических данных, свидетельствую о том, что браки с иностранцами становятся обычным явлением в современной Южной Корее19.

* * *

Таким образом, совершенно очевидно, что существуют несколько факторов, обусловивших быстрое поступательное распространение трансграничных браков в КНР и Республике Корея с начала 1990-х гг. В первую очередь, данная тенденция обусловлена половым дисбалансом в пользу мужчин и нехваткой женщин брачного возраста как в КНР, так и в РК. Причины формирования полового дисбаланса в этих двух странах имеют много общего, хотя есть и определенная специфика.

Половой дисбаланс среди новорожденных, появившихся на свет в КНР в последние годы, имеет стабильные показатели. Статистика демонстрирует, что традиционное предпочтение, отдаваемое китайцами потомкам мужского пола, негативно сказывается на средних показателях соотношения полов новорожденных— 117 мальчиков на 100 девочек (норма 105:100 соответственно). В городе Лянюнган среди детей в возрасте до четырех лет на 163,5 мальчика приходится 100 девочек, в 99 городах КНР соотношение мальчиков и девочек выше, чем 125:10020. В РК это соотношение несколько лучше — 113 мальчиков на 100 новорожденных девочек. Ультразвуковое обследование плода в период беременности стало широко доступно в КНР и Южной Корее в 1980-е гг. и первое поколение, прошедшее через УЗИ с целью определение пола в это десятилетие, достигает брачного возраста. Едва ли кто-нибудь мог прогнозировать столь серьезные последствия внутриутробного обследования плода на основе передовых тогда ультразвуковых технологий для азиатских обществ.

В современной Корее один из самых низких показателей рождаемости в мире — 1,1 ребенка на одну женщину. В отличие от КНР, где проводится жесткий демографический курс ограничения рождаемости, в РК не ограничивают родителей в их стремлении обзавестись потомством, а напротив, поощряют налоговыми льготами.

Однако, пожалуй, наиболее важным фактором нехватки молодых женщин в сельских районах КНР и РК является стремление девушек мигрировать в города в поисках более высокого уровня жизни, получения образования, интересной и высокооплачиваемой работы, а также с целью вступления в брак с горожанином. Как правило, у девушек присутствуют несколько взаимосвязанных мотиваций миграции. Абсолютно ясно одно — ни китаянки, ни кореянки, родившиеся в деревнях, не хотят жить в сельской местности, заниматься тяжелым сельскохозяйственным трудом, выполняя традиционные подчиненные роли дочери, жены и матери. Города с их более современным образом жизни предлагают разнообразные и богатые возможности самореализации личности, более высокий статус женщины в обществе. Массовый отток молодых женщин в города порождает взаимозависимый отток молодых мужчин, которые не могут (сельский труд традиционно базировался на патриархальной семье с ее половозрастным разделением труда) и не хотят в одиночку заниматься сельским хозяйством. Таким образом, в сельской местности образуется порочный круг — нет молодых женщин, нет молодых семей, а значит, нет и детей — наблюдается засыхание самых молодых ветвей генеалогических деревьев. Именно по этой причине население многих деревень в КНР и, особенно, в РК — это люди старших возрастных групп. В районе Чолла, некогда житнице Кореи, появились пустующие деревни-призраки.

Некоторые из негативных последствий полового дисбаланса уже очевидны и в китайском, и в корейском обществах, тогда как другие проявятся в ближайшем будущем и создадут новые вызовы и угрозы социальной стабильности.

Изменение взглядов на брак и семью. Модернизация оказывает значительное влияние на институт семьи и брака: взгляды молодых людей на семью и брак в КНР и Южной Корее претерпели значительные изменения по сравнению с распространенными раннее конфуцианскими представлениями о супружеских отношениях и связях, взаимных обязанностях родителей и детей. Это не может не оказывать влияния на структуру и функционирование института семьи в XXI в.

В процессе урбанизации и модернизации в Китае люди стали больше внимания уделять возможностям индивидуального развития и реализации своей личности, материальные блага и стремление к счастью стали приоритетными в системе жизненных ценностей. В результате, помимо тех, кто не вступил в брак по объективным причинам, увеличивается количество людей, кто выбрал безбрачие или поздний брак, распространяется также сожительство без заключения брака.

Изменились методы поиска и критерии выбора брачного партнера, значительно выросли ожидания, связанные с семейными отношениями и качеством брака, трансформировались структура диадных отношений (муж—жена, родители—дети), половозрастная система разделения домашнего труда.

В представлениях молодого поколения китайцев и корейцев близкие эмоциональные, гармоничные отношения супругов на основе любви и взаимопонимания, принятия взаимоприемлемых решений — базис современного брака. Несмотря на перечисленные существенные изменения во взглядах на семью и брак и в КНР, и в РК в сознании молодых людей семья остается важнейшей частью их жизни, именно с ней они связывают свои надежды. Более 90% все-таки хотят создать семью и иметь детей.

Специалист исследовательского центра по вопросам семьи и здоровья престарелых Пекинского университета Чжан Вэньцзюань считает, что миграция молодого и взрослого населения между городом и деревней — важная причина изменения моделей, структуры и численности семьи21.

Анализ представлений и ожиданий молодых людей, связанных с семейной жизнью, свидетельствует о том, что семья в КНР и РК все дальше уходит от традиционной конфуцианской модели с жесткой половой и возрастной иерархией и доминированием отца — главы семьи. Современная семья развивается в соответствии с общемировыми тенденциями эволюции семьи как института и малой группы (нуклеаризация, диверсификация моделей семьи, эгалитаризм внутрисемейных отношений, снижение роли экономической функции семьи, повышение статуса женщины, ориентация на гармонизацию отношений всех членов семьи, повышение качества семейной жизни).

Таким образом, динамика трансграничных браков демонстрирует значение экономических, политических, исторических, социальных, культурных, психологических и гендерных факторов и их влияние на мотивацию населения к смене места жительства. Например, количество китаянок, вступающих в брак за пределами Китая, было незначительным во время нахождения у власти Мао Цзэдуна и значительно увеличилось в период либерализации и реформ. Количество китайско-корейских браков сократилось в конце 1990-х гг., что было обусловлено азиатским финансовым кризисом.

В условиях, когда десятки тысяч мужчин в Южной Корее и миллионы мужчин в Китае (большинство которых живет в сельской местности, где остро ощущается дисбаланс полов) пытаются найти женщину для создания семьи, брачный рынок в Азии быстро глобализируется. Одновременно увеличивается количество женщин в странах Юго-Восточной Азии, которые стремятся выйти замуж за состоятельных мужчин в КНР и РК, реализовав таким образом свою "китайскую" или "корейскую" мечту.

Мобильность женщин в целях заключения брака иногда мотивируется не собственными желаниями этих женщин, а интересами их родительских семей. Значительные расстояния и удаленность женщин от родных может означать, с одной стороны, их незащищенность, а с другой — большую свободу и жизненные возможности.

В настоящее время женщина имеет возможность строить свое брачное поведение в соответствии с собственными представлениями о семейном счастье и браке, искать супруга на родине или за рубежом. Однако свобода брачного выбора не гарантирует удачного брачного союза и счастливой семейной жизни. Пересечение границы в поисках семейного счастья и более высокого жизненного уровня не всегда являются воплощением и реализацией того, что хочет женщина, решившаяся покинуть родину. Большинство браков в условиях современного глобализирующегося мира заключается женщинами, покидающими свои страны в поисках счастья. Для мужчин такая модель поведения — чаще исключение, нежели правило. Мужчины пересекают границы в поиске будущих жен, а женщины — для создания семьи. При этом продолжает работать традиционная модель патрилокального поселения супругов.

Наличие значительного дисбаланса полов в пользу мужчин в китайском и корейском обществах и отсутствие объективной возможности у миллионов мужчин брачного возраста создать семью (аналогичная ситуация имеет место и в Индии) формируют серьезные внутренние вызовы не только в этих странах, но и на региональном уровне: расцвет сферы сексуальных услуг, включая проституцию, в том числе и детскую, торговля женщинами и детьми, массовое распространение трансграничных браков, что влечет за собой изменение сложившегося этнического состава и культурных стереотипов в странах-реципиентах. Необходимо также иметь в виду, что отток женщин брачного возраста из стран со сбалансированным половозрастным составом нарушит баланс полов, осложнит демографическую ситуацию в странах-донорах и спровоцирует своего рода цепную реакцию на глобальном уровне. Согласно мнению американских исследователей, дисбаланс полов угрожает не только региональной социальной стабильности, но является угрозой безопасности в Азиатском регионе22. Эта позиция, бесспорно, имеет под собой определенный фундамент. Уместно вспомнить прогнозы индийского экономиста А. Сена в начале 1990-х гг., первым обратившего внимание на феномен нехватки женщин в Азии и количественно оценившего дисбаланс в 100 млн. Пятнадцать лет назад эти прогнозы казались фантастикой...

Анализ тенденции быстрого количественного роста трансграничных браков в КНР и Республике Корея позволяет говорить о том, что ни китайское, ни корейское общества, как на уровне общественного мнения, так и на законодательном уровне еще не готовы защищать права и интересы женщин, вступивших в браки с гражданами указанных стран. Так, согласно данным Ю. Кима (Корейский институт развития женщин), женщины-иностранки, вступившие в брак в Корее, не имеют поддержки в социуме, их доступ к политическим и социальным программам ограничен. Правительство и парламент Южной Кореи лишь недавно приступили к разработке государственной политики по отношению к иностранцам, заключившим браки с гражданами Кореи и проживающим в стране23. В КНР ограничиваются пока демократизацией процедуры заключения брака с иностранцами.

Общие проблемы и вызовы социальной стабильности, связанные с половым дисбалансом, создают основу и перспективы для плодотворного двустороннего сотрудничества КНР и Южной Кореи, выработки мер по исправлению сложившейся негативной для обоих обществ гендерной ситуации, а также совершенствования миграционного законодательства и предотвращения усугубления негативных последствий полового дисбаланса.


1 Почагина Ольга Валерьевна, кандидат исторических наук, помощник члена Совета Федерации Федерального собрания РФ
2 Бромлей Ю. Человек  в этнической (национальной) системе. — http://scepsis.ru/Hbrary/id_1083.html.
3 В связи с тем, что в научной литературе используется значительное количество терминов, так или иначе характеризующих смешанные браки, целесообразно в первую очередь определить, что мы понимаем под термином "трансграничные браки". Это браки, заключенные гражданами различных государств, иначе говоря, браки с иностранцами. Употребляемые исследователями термины "транснациональные", "межэтнические" "интернациональные", "межкультурные" браки, с нашей точки зрения, не полностью отражают специфику заключенного союза, поскольку браки могут быть как смешанными в этническом и расовом смысле, так и браками между представителями одного народа, разделенного государственными границами. (См: Гуенков В., Штефан Е. В 2005 г. в Китае зарегистрировано более 43 тыс. интернациональных браков.—http://vestnik.tripod.com/; Маховская О. Межкултурные браки и модели семейных отношений. — http://www/fw/ru/Lib/Text/St/761(v).htm.
4 Мордобой на генном уровне // Новое русское слово. 2007. 27 июня — 3 июля.
5 China Statistical Yearbook. 2002.
6 "Иностранные зятья и невестки" стали членами китайских семей. — http://russian.people.com.cn/31521/5879712.html.
7 Рост уровня разводов среди семейных пар соединившихся браком соотечественников по обе стороны Тайваньского пролива. — http://russian.people.com.cn/31516/2641144.html.
8 http://russian.people.com.cn/31516/2446637.html
9 "Страх брака" и рост количества незамужних женщин. — http://russian.people.com.cn/ 31516/ 30 28749.html.
10 В Китае ежегодно вступают в брак 10 млн. пар.— http://russian.people.com.cn/31516/3212505.html.
11 Ван Шо. Ах, эта свадьба // Китай. 2007. № 6. С. 37.
12 В Китае растет спрос на интернет-услуги брачных агентств. — http://russian.china.org.cn/china/txt/2005-ll/22/content_2207130.htm
13 Кроме расчета есть еще и любовь // Владивосток (интернет версия газеты). 2006. 9 июля.
14 Чжан Ие, Чжан Чжунвэнъ. Брак с иностранкой // Партнеры. 2007. № 4. С 32—35.
15 http://russian.china.org m/archive2006/txt/2002-06/12/content_2031906.htm
16 Ланъков А. Любовь международная // Сеульский вестник. — http://lankov.oriental.ru/d92.shtml
17 В Китае 30% людей, являющихся единственным ребенком в семье, не способны наладить отношения в браке. — http://russian.people.com.cn/31521/4269042.html
18 Гуенков В., Штефан Е. http://vestnik.tripod.com
19 Yi Seon Kim. The reality of Family International Marriage Migration and Challenges for the Government of the Republic of Korea. — www.unescap.org/esid/GAD/Events/Reg-Sem22-24Nov06/Papers/KimYiSeon.pdf.
20 http://news.bbc.co.Uk/go/pr/fr/-/2/hi/asia-pacific/6963445.stm
21 За время реформы и открытости брак и семья в Китае претерпели четыре крупных перемены. — http://russian.people.com.cn/31516/3404869.html
22 Boer A., Hudson V. The Security Threat of Asia's Sex Ratios // SAIS Review. 2004. Vol. 24, N 2. P. 27-43.
23 Yi Seon Kim. Op. cit.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.