Rambler's Top100

№ 309 - 310
12 - 25 ноября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 

В Европейском Союзе социальные расходы в 2004 году составили более 27% ВВП

На поддержку семей с детьми было направлено 2,1% ВВП ЕС - от 0,7% ВВП в Испании до 3,9% в Дании

Социальные выплаты на поддержку семьям с детьми различаются по странам ЕС более чем в 10 раз

Страны ОЭСР существенно различаются по величине и форме предоставления поддержки семье и детям

Все большее число стран задумывается о мерах по повышению рождаемости


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

На поддержку семей с детьми было направлено 2,1% ВВП ЕС - от 0,7% ВВП в Испании до 3,9% в Дании

Основной объем социальных расходов в Европейском Союзе направляется на смягчение рисков, связанных со старостью и болезнью (рис. 3).

Так, в 2004 году средства, направленные на помощь в связи со старостью и по случаю смерти члена семьи, составили 45,9% всех социальных пособий и выплат (без учета административных издержек и других расходов), или 12,0% от ВВП.

Роль этих пособий особенно велика в Италии4, где они составили 61,3% от общего объема социальных выплат и 15,4% от ВВП. В числе факторов, способствующих столь большому удельному весу этого вида социальной помощи, - высокая доля населения 60 лет и старше (25,1% против 21,7% в среднем по Европе-25 на начало 2004 года). Доля социальных выплат этого рода выше среднего по Европейскому Союзу уровня также в Польше (60,1%), на Мальте (51,2%), в Греции (50,9%) и Латвии (50,0%).

В Ирландии эти пособия, напротив, составляют лишь около 23% социальных выплат и пособий, или 3,8% ВВП. Отчасти это связано с тем, что население страны - самое молодое в Европе: на начало 2004 года 28,4% ирландцев были моложе 20 лет (в среднем по Европе-25 - 22,6%) и лишь 15,2% - старше 60 лет. Кроме того, отсутствуют данные о пенсионных схемах, финансируемых работодателями частного сектора (по оценке, оплаты по ним в 2004 году составили порядка 1,3% от ВВП).

Пособия по случаю болезни и на медицинское обслуживание составили 28,3% от общего объема социальных выплат в Европейском Союзе (7,4% от ВВП по Европе-25). Их удельный вес в социальных выплатах превышает долю расходов на пособия по старости и по случаю смерти члена семьи в Ирландии (42,1%). В Чешской Республике (а за пределами Европы-25 - в Исландии и Норвегии) пособия по случаю болезни и на медицинское обслуживание превышают треть всех социальных выплат. В Дании и Польше, с другой стороны, их доля не превышает 21%. На эти цели в Латвии, Литве и Польше расходуют менее 4% ВВП.

Пособия по инвалидности составили в 2004 году в целом по Европейскому Союзу 8,1% от общего объема социальных пособий и выплат (2,1% ВВП). В Швеции, Дании, Финляндии и Люксембурге5 они превысили 13%, в Венгрии, Литве, Нидерландах, Польше и Португалии - 10% от общей суммы социальных выплат. За пределами Европы-25 больше всего социальных средств направляется на помощь инвалидам в Норвегии - 18,7% всех социальных пособий и выплат, или 4,8% от ВВП. В то же время на Кипре, в Греции, Ирландии и Франции на эти цели направляется менее 6% всех социальных пособий и выплат.

Средства, направленные в 2004 году на поддержку семьи и детей, составили в среднем по Европейскому Союзу 7,8% от общего объема социальных выплат. На выполнение этой функции социальной защиты относительно больше средств было направлено в Люксембурге (17,4% от общего объема социальных выплат), Ирландии (15,5%), Дании (13,0%), Эстонии (12,7%) и Венгрии (12,3%), а за пределами Европейского Союза - в Исландии (14,0%). В то же время, в Испании, Италии, Польше и Нидерландах на эти цели было потрачено менее 5% социальных выплат и пособий (3,5-4,8%).

Наибольшие различия между странами-членами Европейского Союза наблюдались по доле социальных расходов, направленных на смягчение проблемы безработицы. Если в среднем по Европе-25 они составили в 2004 году 6,5% от общей суммы расходов на социальную защиту (1,7% от ВВП), то, например, в Испании и Бельгии они превысили 12%, а, с другой стороны, в Эстонии, Италии, Литве, Венгрии и Великобритании, за пределами Европы-25 - в Исландии, они, напротив, не достигли и 3% социальных выплат и пособий.

Относительно скромные средства направляются на решение жилищных проблем и вопросов социальной незащищенности - 3,5% от общего объема социальных пособий и выплат. Относительно большее значение им уделялось на Кипре (6,9%), в Великобритании, Нидерландах, Дании и Ирландии (примерно по 6% всех социальных расходов), в то время как в Польше и Италии на эти цели было направлено менее 1% от общего объема социальных выплат.

Рисунок 3. Социальные пособия и выплаты, предоставляемые в странах Европейского Союза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, по назначению, 2004, %

В процентах от величины ВВП сумма средств, затраченных на социальные пособия и выплаты для поддержки семьи и детей, составила в 2004 году от 0,7% в Испании до 3,9% в Дании (рис. 4). И эта доля не всегда была пропорциональна доле выплат этого типа в общей сумме социальных пособий и выплат, что связано как с разным размером, так и разной структурой ее.

Рисунок 4. Страны Европы-25, Исландии, Норвегии и Швейцарии по доле выплат на поддержку семьи и детей, % ВВП и общей суммы социальных пособий и выплат, 2004

В постоянных ценах за 2000-2004 годы более всего в Европе-25 выросли выплаты на пособия по случаю болезни и на медицинское обслуживание (на 3,8% в среднем за год), а также на пособия по безработице (на 3,4%). Выплаты на поддержку семьи и детей росли более умеренным темпом - в среднем на 2,2% в год. На Мальте и в Бельгии они даже сокращались, в Германии, Польше, Словении, Франции и Финляндии росли с темпом прироста менее 2% в год, а вот в Ирландии и Исландии росли в среднем более чем на 13% в год, на Кипре - на 26% в год (рис. 5).

Рисунок 5. Среднегодовой темп прироста социальных пособий и выплат на поддержку семьи и детей в странах Европы-25, Исландии, Норвегии и Швейцарии, 2000-2004, %

Источник: Eurostat - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page?_pageid=
1090,30070682,1090_33076576&_dad=portal&_schema=PORTAL

Social protection in the European Union // Statistics in focus. Population and Social Conditions. 99/2007 - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-SF-07-099/EN/KS-SF-07-099-EN.PDF
Eurostat/ESSPROS. Data online. Social protection. -
http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page?_pageid=
0,1136184,0_45572595&_dad=portal&_schema=PORTAL


4 - В Италии в эту группу социальных расходов включают и выходные пособия, выплачиваемые при сокращении штатов, которые отчасти можно отнести к группе пособий по безработице. Такие пособия составили примерно 4,1% от общего объема социальных пособий.
5 - В Люксембурге начиная с 1999 года введена новая схема страхования иждивения. Пособия, выплачиваемые по этой схеме, составили в 2004 году 4,5% от общей суммы социальных пособий. Большую часть их, согласно методологии Евростата - 1996 ESSPROS Manual, - следовало бы относить к пособиям по старости.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.