Rambler's Top100

№ 309 - 310
12 - 25 ноября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 

В Европейском Союзе социальные расходы в 2004 году составили более 27% ВВП

На поддержку семей с детьми было направлено 2,1% ВВП ЕС - от 0,7% ВВП в Испании до 3,9% в Дании

Социальные выплаты на поддержку семьям с детьми различаются по странам ЕС более чем в 10 раз

Страны ОЭСР существенно различаются по величине и форме предоставления поддержки семье и детям

Все большее число стран задумывается о мерах по повышению рождаемости


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Социальные выплаты на поддержку семьям с детьми различаются по странам ЕС более чем в 10 раз

Чтобы избежать влияния различий в уровне цен на одинаковые товары и услуги, расходы на социальную защиту представляют в стандартах покупательной силы (СПС)6 на душу населения (рис. 6). Наиболее высокими душевыми показателями социальных выплат и пособий выделяется Люксембург (11963 СПС на душу населения в 2004 году)7, а также Швеция и Дания (более чем по 8200), а за пределами ЕС - Норвегия (8970) и Швейцария (8285). Балтийские государства, с другой стороны, отличаются наиболее низкими показателями: в Латвии - 1189, Литве - 1402, Эстонии - 1602 СПС на душу населения. В результате, различия между странами ЕС по этому показателю превышают 10 раз.

Еще больше различаются европейские страны по величине социальных выплат на поддержку семей с детьми, рассчитанных на душу населения в стандартах покупательной силы. В среднем по Европе-25 она составила за 2004 год 466 СПС на человека. По странам Европейского Союза эта величина варьировалась от 99 в Польше до 2076 в Люксембурге и 1072 в Дании. За пределами Европейского Союза значительная поддержка семьям с детьми оказывается в Норвегии (1064 СПС за 2004 год) и Исландии (911). С другой стороны, крайне низкой величиной пособий и выплат семьям с детьми, помимо Польши, отличаются Литва, Латвия, Испания и Мальта (около 150 СПС за 2004 год), а также Португалия, Эстония и Словакия (чуть более 200 СПС).

Рисунок 6. Социальные выплаты в странах Европейского Союза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, всего и в том числе на поддержку семьи и детей, стандартов покупательной силы на душу населения, 2004

За 1990-2004 годы средняя по Европе-15 величина выплат и пособий, направленных на поддержку семей и детей, почти удвоилась - с 289 до 547 СПС за год на душу населения. В странах Европы, где величина этих выплат на протяжении данного периода была выше среднего уровня - Австрии, Германии, Дании, Исландии, Люксембурге, Норвегии, Швеции, Финляндии и Франции - наиболее значительный рост наблюдался в Люксембурге (в 4,2 раза), Норвегии (2,4) и Исландии (2,1), причем если в Норвегии он был довольно устойчивым и равномерным, то в Люксембурге он ускорился в конце 1990-х годов, а в Исландии - с 2000 года (рис. 7).

Рисунок 7. Социальные выплаты на поддержку семьи и детей в целом по странам Европы-15, в Австрии, Дании, Исландии, Люксембурге и Норвегии, стандартов покупательной силы на душу населения, 1990-2004

В Швеции и, в меньшей степени, в Финляндии наблюдалось снижение величины выплат семьям и детям во второй половине 1990-х годов (рис. 8), хотя в целом за 1990-2004 года она увеличилась, соответственно, в 1,3 и 1,5 раза. Определенное замедление роста семейных и детских пособий и выплат отмечалось также во Франции и Германии, но и в этих странах их величина увеличилась за весь рассматриваемый период в 1,5 и 2,2 раза, соответственно. Наиболее значительным ростом величины выплат семьям и детям в этой группе - в 3,4 раза - отличалась Ирландия, в которой она особенно быстро увеличивается с 2000 года, когда практически достигла среднего уровня по Европе-15.

Рисунок 8. Социальные выплаты на поддержку семьи и детей в целом по странам Европы-15, в Германии, Ирландии, Швеции, Финляндии и Франции, стандартов покупательной силы на душу населения, 1990-2004

Более медленный рост величины выплат на поддержку семей и детей и отдельные периоды ее снижения привели к тому, что в Бельгии и Великобритании она опустилась ниже среднего по Европе-15 уровню (рис. 9). Несмотря на довольно устойчивый рост величины этих выплат в Испании (в 4 раза за 1990-2004 годы), Греции (в 2,0) и Италии (в 1,6 раза), эти страны все еще заметно отстают от среднего по Европе-15 уровня. Португалия, довольно быстро наращивавшая расходы на поддержку семей с детьми во второй половине 1990-х годов, в 2003-2004 годах заметно сократила их (но в целом за 1990-2004 годы они увеличились в 2,3 раза).

Рисунок 9. Социальные выплаты на поддержку семьи и детей в целом по странам Европы-15, в Бельгии, Великобритании, Греции, Испании, Италии, Нидерландах, Португалии и Швейцарии, стандартов покупательной силы на душу населения, 1990-2004

Среди стран, недавно присоединившихся к Европейскому Союзу, быстрым ростом социальных выплат на поддержку семей и детей выделяется Кипр, где он составил за 2000-2004 годы 2,5 раза, а в целом по Европе-25 - 1,1 раза (рис. 10). За 2004 год они заметно возросли также в Эстонии (в 1,5 раза) и, в меньшей мере, в Словакии, Чехии и Литве (1,2-1,3 раза). Достаточно устойчиво возрастает величина семейных и детских выплат в Словении и Венгрии, а на Мальте, напротив, она сократилась за последние годы (почти на 20%).

Рисунок 10. Социальные выплаты на поддержку семьи и детей в целом по странам Европейского Союза и в 10 недавно присоединившихся странах, стандартов покупательной силы на душу населения, 1990-2004

Выплата семейных и детских пособий далеко не всегда строго увязывается с необходимостью повышения рождаемости (чаще она направлена на снижение риска бедности и социальной незащищенности), однако стоит отметить, что наиболее низкие показатели рождаемости характерны, как правило, для стран с самым низким уровнем таких выплат. Если в целом по Европе-15 коэффициент суммарной рождаемости в 2003 году составлял 1,52 (в 1995 году - 1,42), то отдельные страны ЕС можно сгруппировать по его значению в следующие группы:

  • страны Южной Европы - Италия, Испания и Греция - отличаются крайне низким уровнем рождаемости ("южноевропейский тип"); резкое падение рождаемости в этих странах произошло в 1980-е годы; коэффициент суммарной рождаемости в Италии и Испании опускался в 1990-е годы ниже 1,2; в условиях крайне ограниченной государственной поддержки семьи, рождения и воспитания детей женщины вынуждены выбирать между экономической занятостью и семьей;
  • Дания, Швеция и Финляндия могут быть объединены в "скандинавский" (или сбалансированный) тип, для которого характерна хорошая сбалансированность процессов рождения и воспитания детей, с одной стороны, и участия женщин на рынке труда, с другой стороны, благодаря значительной общественной поддержки семей с детьми (характерно, что в Швеции после бюджетного кризиса начала 1990-х годов коэффициент суммарной рождаемости снизился - до 1,51 в 1998 году, а затем, по мере усиления государственной поддержки и улучшения ситуации на рынке труда вновь увеличился - до 1,74 в 2003 году);
  • многие континентальные страны могут быть отнесены к "западноевропейскому" типу, для которого характерна стабилизация коэффициента суммарной рождаемости на уровне 1,3-1,4 ребенка на женщину, а экономическая занятость женщин близка к среднему уровню; однако эта группа стран неоднородна: во Франции и Люксембурге рождаемость достигает наивысших уровней в ЕС благодаря широкого спектру мер, направленных на поддержку семьи и стимулирование рождаемости;
  • недавно присоединившиеся к ЕС страны Центральной и Восточной Европы продемонстрировали высокую чувствительность рождаемости к экономическим трудностям переходного периода начала 1990-х годов, коэффициент суммарной рождаемости резко сократился - до 1,1-1,3 в конце 1990-х годов, не подавая каких-либо признаков существенного повышения;
  • несколько стран-членов Европейского Союза несколько выбиваются из общей картины: в Ирландии, пережившей снижение рождаемости позже других европейских стран и с существенно более высокого уровня, коэффициент суммарной рождаемости в настоящее время лишь немного ниже уровня простого воспроизводства; в Португалии при высокой экономической занятости женщин и ограниченной поддержке семьи коэффициент суммарной рождаемости близок к среднему уровню; на Кипре и Мальте, где еще 10 лет тому назад рождаемость практически обеспечивала простое замещение поколений, теперь она опустилась ниже среднеевропейского уровня (коэффициент суммарной рождаемости на Мальте - 1,41, на Кипре - 1,16);
  • в Великобритании, Нидерландах и Бельгии рождаемость превышает среднеевропейский уровень (коэффициент суммарной рождаемости составляет около 1,7); и если в первых двух это связано, по всей видимости, с возможностями гибкой занятости в форме неполного рабочего дня, то в последней решающую роль может играть высокая доступность общественных форм воспитания детей с самого раннего возраста.

Исследователи и политики до сих пор бьются над разгадкой механизмов таких тенденций рождаемости. А тем временем среднее число желаемых детей снизилось с 2,3 у женщин, завершающих свой репродуктивный цикл, до 2,1 у женщин, находящихся сейчас на его пике. Все чаще рождение ребенка откладывается молодыми женщинами, стремящимися получить более высокое образование и сделать карьеру, в результате повышается средний возраст матери при рождении первого ребенка, а число рожденных детей оказывается меньше желаемого.

Источник: Eurostat - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page?_pageid=
1090,30070682,1090_33076576&_dad=portal&_schema=PORTAL

Social protection in the European Union // Statistics in focus. Population and Social Conditions. 99/2007 - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-SF-07-099/EN/KS-SF-07-099-EN.PDF
Eurostat/ESSPROS. Data online. Social protection. -
http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/
page?_pageid=0,1136184,0_45572595&_dad=portal&_schema=PORTAL

The social situation in the European Union. 2005-2006. -
http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page?_pageid=
1073,46587259&_dad=portal&_schema=PORTAL&p_product_code=KE-AG-06-001


6 - Стандарт покупательной силы (PPS, Purchasing Power Standards)- единица, независимая от какой-либо национальной валюты, использование которой позволяет устранить искажения, связанные с различиями в уровне цен. Ее стоимость рассчитывается на основе паритетов покупательной способности (PPPs, Purchasing Power Parities), которые получают путем взвешивания средних соотношений цен за некоторый стандартный набор товаров и услуг, сопоставимый и представительный для каждой страны - члена Европейского Союза.
7 - Как уже говорилось выше, Люксембург представляет особый случай, поскольку значительная часть пособий в этом государстве выплачивается гражданам, проживающим за пределами страны. Если оставить в стороне эту часть социальных расходов, величина душевых социальных выплат за 2004 год снизится до 10200 СПС.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.