Rambler's Top100

№ 303 - 304
1 - 14 октября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Постсоветские евреи в современном мире

Массовая эмиграция евреев из СССР в 1970-е и ее торможение в 1980-е

Темп исхода евреев с постсоветского пространства в 1990-е был выше, чем из Российской Империи на рубеже ХIХ и ХХ веков

Сколько было советских евреев к началу массовой эмиграции

Масштабы естественной убыли – порядка 700 тысяч человек за немногим более 30 лет

«Включение» лиц этнически смешанного происхождения в «ядро» еврейского населения в связи с миграцией

12% «ядра» мирового еврейского населения – уроженцы и жители бывшего СССР

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Марк Шагал. Я и моя деревня. Marc Chagall. Moi et le village (1911) Постсоветские евреи в современном мире  
Марк ТОЛЬЦ

Над темой номера работал
Марк ТОЛЬЦ

"Включение" лиц этнически смешанного происхождения в "ядро" еврейского населения в связи с миграцией

В качестве следующего шага мы должны оценить также вклад второго основного фактора динамики. Ведь, как уже отмечалось, естественная убыль частично компенсировалась «включением» лиц этнически смешанного происхождения в «ядро» еврейского населения в связи с миграцией. Это «включение» вследствие изменения их этнического статуса может быть оценено, исходя из расхождений в данных о доле евреев среди мигрантов в Израиль, возникающих вследствие различных критериев, применяемых в бывшем СССР и в Израиле.

Израильская статистика исходит из религиозного определения (Галахи), согласно которому евреями считаются все те среди иммигрантов, кто имели мать еврейку или приняли иудаизм. Наследование по материнской линии принадлежности к еврейству существенно расширяет круг лиц, регистрируемых в качестве евреев. Чтобы официально считаться евреем, в Израиле достаточно иметь бабушку еврейку по линии матери, впрочем, и прабабушки может быть достаточно. При той дефиниции этнической/религиозной принадлежности, как в израильском Законе о возвращении, только переход в другую религию может оборвать наследование еврейства.

В то же время евреи в определении статистики в бывшем СССР – это только те эмигранты, национальность которых именно так была зафиксирована в их внутренних паспортах в возрасте 16 лет. Этническая принадлежность детей, у которых нет паспортов, определялась по национальности их родителей. Если родители принадлежали к разным этническим группам, предпочтение в миграционной статистике отдавалось национальности матери, хотя даже после распада Советского Союза наблюдалось очевидное предпочтение нееврейской этничности для детей от смешанных браков24.

Одним из последствий глубокого демографического кризиса среди еврейского населения на постсоветском пространстве и растущего числа смешанных браков является значительное сокращение доли евреев среди иммигрантов в Израиль из государств бывшего СССР в соответствии с официальными данными израильской статистики: с 96% в 1990 году до 72% в 1995 году, 47% в 2000 году и, наконец, до 42% в 2003 году. Примерно такое же снижение отмечалось в отношении иммигрантов из Российской Федерации25. Одновременно, согласно данным официальной российской статистики, доля евреев среди эмигрантов в Израиль упала с 64% во второй половине 1992 года до 53% в 1995 году, 27% в 2000 году и 24% в 2003 году (табл. 6, рис. 3). Понятно, что отмеченные различия в критериях определения этнической принадлежности, принятые в Израиле и государствах бывшего СССР, и вызывают столь большие расхождения в приведенных цифрах26.

Таблица 6. Доля евреев среди мигрантов в Израиль из Российской Федерации и из всех государств бывшего СССР по данным двух различных статистических источников, 1990–2003 годы, %

Год

Из Российской Федерации

Из всех государств бывшего СССР, по данным ЦСБ Израиля**

По данным Росстата*

По данным ЦСБ Израиля**

1990

94

96

1991

87

91

1992

    64***

82

84

1993

60

82

83

1994

58

77

77

1995

53

73

72

1996

49

67

68

1997

36

60

60

1998

31

55

54

1999

31

51

50

2000

27

47

47

2001

25

45

44

2002

24

43

43

2003

24

42

* От общего числа эмигрантов в Израиль, чья этническая принадлежность была известна.
** От общего числа иммигрантов, въехавших в Израиль в соответствии с Законом о возвращении, чья этническая/религиозная принадлежность была официально установлена.
*** Данные за вторую половину года.

Источник: Tolts M. Post-Soviet Jewish Demography, 1989-2004 // Revolution, Repression and Revival: The Soviet Jewish Experience / Eds. Z. Gitelman and Y. Ro’i. Lanham, MD, 2007. P. 303 [in press; updated].

* От общего числа эмигрантов в Израиль, чья этническая принадлежность была известна.
** От общего числа иммигрантов, въехавших в Израиль в соответствии с Законом о возвращении, чья этническая/религиозная принадлежность была официально установлена.
*** Данные Росстата - за вторую половину года.

Рисунок 3. Доля евреев среди мигрантов в Израиль из Российской Федерации и из всех государств бывшего СССР по данным двух различных статистических источников, 1990–2003 годы, %

Очевидно, что некоторые из иммигрантов, которые считались евреями в соответствии с их прежними советскими паспортами (а также по данным переписей населения), если это дети отца-еврея и матери-нееврейки, не попадают как евреи в израильскую статистику, которая определяет еврея как рожденного матерью-еврейкой. Тем не менее, гораздо большее число иммигрантов в Израиле официально сменили этнический статус в противоположном направлении. Это те лица смешанного происхождения, у кого мать-еврейка, многие из них никогда прежде не идентифицировали себя как евреи и не относились властями в бывшем СССР к лицам данной национальности. Можно предположить, что число таких иммигрантов составляет примерно 0,15 млн. человек или даже более27. Этот фактор этнической динамики замедлил сокращение численности «ядра» постсоветского еврейского населения в мире и еще более увеличил его величину в Израиле.


24 Ср: Волков А.Г. Этнически смешанные семьи в СССР: динамика и состав // Вестник статистики. 1989. № 8. С. 8–24; Tolts M. The Jewish Population of Russia, 1989-1995 // Jews in Eastern Europe. 1996. No. 3 (31). P. 15.
25 Те же тенденции отмечены в отношении иммигрантов из других постсоветских государств. См., например.: Рисс И. и Клопшток И. Репатрианты из Украины согласно регистрации Министерства внутренних дел Израиля // Евреи бывшего СССР в Израиле и в диаспоре / Под ред. Л. Дымерской-Цигельман. Иерусалим, 2002. № 20–21. С. 348–350 (иврит).
26 Подробно об отличиях в учете миграции из Российской Федерации в Израиль, характерных для статистики этих двух стран, см.: Тольц М. Статистический анализ алии и эмиграции евреев из России // Мир в зеркале международной миграции / Научная серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир» / Гл. ред. В.А. Ионцев. Вып. 10. М., 2002. С. 196-210.
27 В то же время количество официальных переходов в иудаизм в Израиле незначительно. Так, в 2002 году лишь 890 иммигрантов-неевреев из постсоветских стран стали иудаистами и официально получили статус еврея, а в следующем 2003 году таких случаев было немногим больше – 918 [Гаарец (Тель-Авив). 22 ноября 2004 г. С. 1А].

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.