Rambler's Top100

№ 285 - 286
16 - 29 апреля 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Финансовые известия" о демографических и экономических перспективах России к 2020 году
"Российская газета" о демографии и нацпроектах
"The New Times" о демографических успехах
"Литературная газета" о проблемах стимулирования рождаемости
"Наша версия" о господдержке молодых семей
"Коммерсантъ-Власть" о материнском капитале для зарубежных россиян
"Российская газета - Неделя" о результате рассмотрения КС иска по размеру декретных выплат
"Главред" о перспективах рождаемости на Украине
"Белорусские новости" о национальной программе дембезопасности в Белоруссии
"Новые известия" о проблемах внебрачной рождаемости
"Культура" о кризисе брака
"Трибуна" о проблемах родовспоможения в России
"The Guardian" о бессмысленности американских программ по удержанию подростков от секса
"Огонек" о "воздержании" и подражании Бушу в России
"Independent" о влиянии курения на пол будущего ребенка
"Известия" о проблемах российского здравоохранения
"Труд-7" об опасностях новых инфекций

"Известия", "Московский комсомолец" и "Вечерняя Москва" об алкогольных проблемах России
"Ведомости" и "Коммерсантъ-Власть" об экономике миграции

"The New Times" о бизнесе госструктур на мигрантах
"Коммерсантъ-Plus" о мигрантских переводах в Молдавии
"Новые известия", "Коммерсантъ" и "Время новостей" о внутренней миграции в России
"Новые известия" о центростремительности российской миграции
"Московские новости" об ожиданиях и реалиях репатриации соотечественников в России
"Российская газета" и "Газета" о первых результатах отлучения иностранцев от рынков
"Вечерний Бишкек" об ограничениях для гастарбайтетов в Киргизии
"Эхо" о недобровольной миграции из Грузии в Азербайджан
"Российская газета" об иммиграционной реформе в США
"Профиль" об этностереотипах
"Независимая газета" о России и исламе
"Вечерняя Москва" о плотности населения в мировых городах
"Ведомости" об ожидаемом снижении числа абитуриентов российских вузов
"Телеграф" о женщинах и политике
"Российская газета" об эвтаназии в России
"Коммерсантъ" о футурологической картине мира
"Коммерсантъ" о будущем изменении климата

… об этностереотипах

«Мы не знаем, что делать с любовью»

Русские - пьяницы, китайцы - хитрецы, греки - мошенники, чукчи... ну, вы сами понимаете. Все эти нелестные эпитеты называются этническим стереотипом. Явление малопонятное и плохо изученное. Интересно, а по каким стереотипам оценивают русских в мире? Об этом "Профиль" беседует с Надеждой ЛЕБЕДЕВОЙ, доктором психологических наук, профессором ГУ ВШЭ, завсектором кросскультурной психологии Института этнологии и антропологии РАН.
- Когда мы говорим об этностереотипах, то в первую очередь думаем о мигрантах. Наверное, это неправильно. Нужно расширить рамки понятия?
- У нас проблема миграции тесно связана с проблемой межэтнических отношений. Потому так и получается. Несмотря на то, что в Москве основной миграционный обмен идет с городами из российской глубинки. На их долю приходится 80%, и только 20% - инокультурные мигранты. Это они приезжают к нам со своей культурой, своими ценностями, нормами и установками. И именно по этим 20% мы судим и об остальных. Это они больше всех нам "мешают и нарушают нашу культуру". Но это неудивительно. Подобные этнофобии существуют во всех больших поликультурных городах, и Москва - не исключение. Просто в крупнейших городах Европы и Америки есть устоявшаяся миграционная политика и представление, что такому городу без дешевой рабочей силы не выжить. ТАМ люди научились бороться со своими этностереотипами и находить в миграции плюсы.
- Стереотип - это плохо или хорошо?
- Этностереотипы присутствуют в сознании любого народа. У этностереотипа несколько функций. Первая - познавательная. Вот, к примеру, собираетесь вы поехать в Италию или в Англию. Чем руководствуетесь первым делом? Стереотипом. Итальянцы - импульсивны, англичане - чопорны. Тут стереотип помогает подготовиться к реальности, которую мы ожидаем увидеть в той или иной стране.

Строй организованных
- Так ведь обидно, когда о русских думают, что они каждый день пьют водку и таскают медведя на поводке...
- Любой этнический стереотип содержит в себе зерно истины, как бы обидно ни выглядел. Они обостряются в периоды межнациональных конфликтов. И тогда принимают резко отрицательную окраску. Если, к примеру, мы дружим с немцами, то говорим, что они очень организованная нация. Не дружим - скажем, что это нация, способная лишь ходить строем.
- Но стереотип, рожденный в конфликте наций, стандартен, неконкретен. Конфликт закончился - негативный стереотип исчез. Толку от него мало. Он не несет информации.
- Верно. Но у него есть еще одна важная роль. Он в таких случаях защищает позитивную идентичность нации. Возможно, даже сохраняет ее целостность. Для того чтобы ощущать себя хорошими, для противовеса надо иметь "под боком" кого-то плохого. Это называется этноцентризмом. Такое явление существовало во все времена.

Чем богаче, тем спокойнее
- Кто, по-вашему, более подвержен этностереотипам?
- На эту тему мы недавно проводили исследование среди молодежи. Оказывается, чем более молодой человек экономически самостоятелен, тем он толерантнее. Потому что экономическое развитие не признает границ. Это лежит на поверхности. И чем выше экономическая активность молодежи, тем ниже ее политическая активность.
- Интересно, почему именно сегодня мы заговорили о проблемах стереотипов? Ведь все мы такие интернационалисты...
- ... Часто внешне. Наследие из СССР. Это там нам внушали, что многокультурность - хорошо; что в стране живут "дети разных народов". Хотя уже сегодня многие соглашаются, что вступать в межэтнические браки - не очень удачная идея. Получается, что на познавательном уровне мы приветствуем многокультурность, а на эмоциональном - от нее страдаем.

Нам проще обидеть
- Это лечится?
- Мы проводим специальные тренинги. Учим людей из разных культур говорить друг другу добрые слова.
- Так просто?!
- Сложно! Русскому человеку вообще мучительно говорить и слушать о себе хорошее. Нам гораздо проще оскорбить, обидеть. Мы не знаем, что делать с любовью. Не умеем ее выражать. Не умеем ее принимать. Как только человек научится говорить соседу добрые слова, это сразу повышает его самооценку, делает его добрее и щедрее, более открытым. И помогает избавиться от ненужных стереотипов. Но это не значит, повторюсь, что этнический стереотип - сугубо отрицательное явление. Он может быть как оружием обоюдоострым, так и лекарством от собственной самонадеянности и этноцентризма. Может и ранить, и лечить.
- Что вообще делать с этностереотипом? Любить? Казнить?
- Как с любым недостаточно изученным явлением, с этностереотипом надо быть очень аккуратным. Если истребить его, это место займет нечто более ужасное и неуправляемое вроде этнических предубеждений, огульно негативная характеристика "иных", "не наших". Это как в природе: истребим волков - на их место придут агрессивные дикие собаки, которых никакими флажками не испугаешь. Вообще нормальным считается, если 70% стереотипов одной нации о другой позитивны, 30% - негативны. Если наоборот - сигнал: что-то не ладится внутри самого оценивающего народа, а не у того, который подвергается оценке.
- Что случится, если нам запретят пользоваться милыми сердцу этностереотипами?
- Вспомните СССР. Татарин ничем не отличался от русского, а узбек от белоруса. Полный запрет на этнические различия. Стерильная дружба народов. И что мы получили, когда СССР развалился, и негласный запрет на этностереотипы был снят? Мы получили возникающие на пустом месте негативные межэтнические установки. Не были готовы к другой, многообразной этнической реальности. И удивились, что кто-то не хочет с нами, русскими, жить под одной крышей. Почему? Ведь мы же такие хорошие! Мы так всех любим! Какие неблагодарные эти эстонцы-литовцы! Какие, оказывается, коварные мусульмане! Тогда мы этнические различия не изучали и не знали. Отсюда многие наши современные проблемы.

Европейцы ошибаются
- Как работают этностереотипы в бизнесе?
- О, здесь есть масса интересных ситуаций! Русские внешне похожи на европейцев. Поэтому европейцы подходят к нам со своими мерками, не так как к туркам или китайцам. И... ошибаются. Потому что оценивают нас внешне. По одежке. Первоначальные ожидания европейцев по отношению к русским были весьма позитивными. И вдруг... мы, так похожие на них, начали проявлять признаки своей культуры. Причем не русской (которую на Западе все уважают и ценят), а постсоветской. Вспомните эпоху малиновых пиджаков. Европейцы отмечали у внешне похожего на них человека совершенно другие нормы и правила поведения, и их негативизм к нам стал большим, чем к тем же азиатам или неграм. Потому что мы обманываем их ожидания. Это ставит в тупик. В том и ошибка европейцев, что они подходят к русским со своим культурным "лекалом". А у нас нет приобретенных социальных навыков, которые необходимы в западной культуре. Поэтому мы часто "прокалываемся".
- К какой модели бизнеса мы ближе? К западной или восточной?
- Внешне - к западной. Но механизмы нашего бизнеса - восточные. Мы - "отношенческая" культура, а бизнес - это отношения. Русские часто и в бизнесе строят отношения на эмоциях, симпатиях и антипатиях, а не на выгоде. Для русских в бизнесе важны вещи, на которые западные бизнесмены не обращают внимания: как на вас посмотрели, как одет партнер, какие у него ботинки и часы. А западный бизнесмен будет вести переговоры и с туземцем, если ему это выгодно. И не обидится на его сморкания, чихания и ковыряние в носу. Русские внимательно относятся к культурным различиям, не умеют торговаться, не выдерживают напора, когда их "разводят" на снижение цены (китайцы в этом плане мастера).
- А в чем плюсы русского бизнесмена?
- Мы не боимся потерять лицо. В этом нам нет равных (плюй в глаза - все божья роса). А вот китайцы своим лицом очень дорожат. Задели китайца - он обязательно отомстит, приложит, расстроит сделку. Русские гибче. У нас уникальная культурная позиция между Востоком и Западом, и ее необходимо использовать в бизнесе. Благодаря этой позиции из русских получаются успешные посредники и переговорщики. Мы проводили исследование: в чем русские более близки к Европе, а в чем - к Востоку. Оказалось, по ценностям индивидуальным, личностным мы тяготеем к Западу (Швейцарии), а по ценностям коллективистским (иерархии, консерватизму) - близки к Востоку (Китаю). Если не поленимся и будем, как японцы, учиться всему у всех, цены русскому посреднику в бизнесе не будет!

"Община" - теневой кабинет
- С какими проблемами сталкиваются западные топ-менеджеры, приезжающие работать в Россию?
- Вот что рассказал мне один француз. Он приглашен в Россию возглавить огромный холдинг в добывающей промышленности и пытается ввести свои, западные методы в наш "монастырь". Первое, что увидел: низкую продуктивность наших рабочих. Второе: непрофессионализм владельцев и менеджеров. Но еще более иностранца поразил факт: рабочие знают задачу, умеют ее выполнять, но... почему-то бездействуют. Долго думают, обсуждают... и все. Его ввело в недоумение, что подчиненные большую часть времени обсуждают действия и решения начальства.
А потом иностранец сделал грандиозное открытие русского характера! У нас на каждом производстве, в коллективе, есть своя неформальная "община". Только она может мотивировать работника выполнить свою работу, а не формальное руководство негибких "топов". "Община" внутри себя осуществляет перераспределение обязанностей. В "общине", например, понимают: задание, данное Сидорову, лучше выполнит Петров, а за Петрова поработает (в случае чего) Иванов. Причем если на западном производстве во главе угла стоит конкуренция, то русская "община" внутри себя абсолютно неконкурентна: если ты не справляешься с заданием, товарищи тебе помогут, не претендуя на долю твоей зарплаты (что невозможно представить на Западе).
- Ну... с чем невозможно бороться, то надо возглавить...
- Если иностранец поймет принцип действия нашей "общины", проблем с бизнесом у него не будет. "Теневой кабинет" все расставит по местам, выработает общее мнение, заткнет выскочку, выдрессирует новичка. И вообще: чем дурнее руководство в компании, тем больше дел у "общины". Чем умнее руководство - тем у "общины" меньше дел.

Коллективизм - наше все
- А опасности у такой "общины" есть?
- Она может препятствовать инновациям. Потому что они несут угрозу для статус-кво.
- Как поступил со своей "общиной" ваш иностранец?
- Заставил ее работать на конкуренцию, на развитие. Ввел систему бонусов, поручил "общине" обучать новичков, стимулировал инновации. Постепенно люди поняли: хочешь хорошую зарплату - не ратуй за уравниловку. Постепенно каждый член его "общины" нашел себе место по душе и по способностям. Принцип взаимопомощи, так любимый русскими, остался, но приобрел конкурентную направленность. В таком виде "община" становится прогрессивным явлением, уникальным для Запада. Там никто не заботится о справедливости. А русским надо знать все! Этот француз от своего открытия "общины" пришел в восторг. Он говорит, что в ней заложен уникальный механизм учета интересов ВСЕХ.
В русской "общине" изначально нет лузеров. В то же время француза потрясло, что сами русские менеджеры в упор не видят своей "общины".

Чукчей будешь, я сказал
- Как и когда лучше объяснять ребенку, что есть разные нации, что мы живем в многонациональном городе?
- К сожалению, образовательные программы по этнопсихологии предназначены для среднего и старшего школьного возраста, а объяснять ситуацию ребенку нужно гораздо раньше. Этнические предубеждения появляются годам к 5-6. Педагоги боятся "этнических" программ, не умеют с ними работать. К тому же среди них очень много скрытых расистов и этнически предубежденных людей. Педагоги сталкиваются с детскими этническими стереотипами и тут же ставят "диагноз": мол, это "из семьи". Не так. Это из окружения.
Часто дети перебарщивают в использовании этих самых стереотипов. Например, ребенок услышал анекдот, где евреи - жадные, а чукчи - глупые. Он тут же назовет соседа по парте, который не дал списать, евреем, а двоечника - чукчей. А кого-то несимпатичного по понятным причинам "назначают" на роль чеченца или грузина. Это жестоко, но дети не понимают, что говорят. Дело в том, что когда у ребенка развивается эмоциональная сфера, любое незнакомое (незнакомый) вызывает у него много эмоций. Чаще - негативных. Поэтому дети склонны выделять этнических чужаков.
- Что делать взрослым?
- Нужно детскую агрессию перекроить в любопытство. Например, услышал ребенок песню на незнакомом языке - предложите ему разузнать, о чем в ней поется. Читайте с ребенком сказки других народов. Выучите иностранный танец. Таким образом, вы сделаете своему наследнику необычайный подарок: научите его быть более гибким, готовым к принятию разных жизненных сценариев. А потом ребенок узнает, что у него одни увлечения с китайским мальчиком, и что негритянский мальчишка так же, как он, любит футбол. Со временем ваш ребенок перестанет воспринимать мир в жестких этнических рамках. И мир для него - расширится.
***
"Если на западном производстве во главе угла стоит конкуренция, то русская "община" внутри себя абсолютно неконкурентна: если ты не справляешься с заданием, товарищи тебе помогут, не претендуя на долю твоей зарплаты".
***
"Русскому человеку мучительно говорить и слушать о себе хорошее. Нам проще оскорбить, обидеть".
***
"Нормальным считается, если 70% стереотипов одной нации о другой позитивны, 30% - негативны. Если наоборот - сигнал: что-то не ладится внутри самого оценивающего народа".
***
"Как только человек научится говорить соседу добрые слова, это сразу повышает его самооценку, делает его добрее и щедрее".

Анна АМЕЛЬКИНА. «Профиль», 9 апреля 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.