Rambler's Top100

№ 285 - 286
16 - 29 апреля 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Финансовые известия" о демографических и экономических перспективах России к 2020 году
"Российская газета" о демографии и нацпроектах
"The New Times" о демографических успехах
"Литературная газета" о проблемах стимулирования рождаемости
"Наша версия" о господдержке молодых семей
"Коммерсантъ-Власть" о материнском капитале для зарубежных россиян
"Российская газета - Неделя" о результате рассмотрения КС иска по размеру декретных выплат
"Главред" о перспективах рождаемости на Украине
"Белорусские новости" о национальной программе дембезопасности в Белоруссии
"Новые известия" о проблемах внебрачной рождаемости
"Культура" о кризисе брака
"Трибуна" о проблемах родовспоможения в России
"The Guardian" о бессмысленности американских программ по удержанию подростков от секса
"Огонек" о "воздержании" и подражании Бушу в России
"Independent" о влиянии курения на пол будущего ребенка
"Известия" о проблемах российского здравоохранения
"Труд-7" об опасностях новых инфекций

"Известия", "Московский комсомолец" и "Вечерняя Москва" об алкогольных проблемах России
"Ведомости" и "Коммерсантъ-Власть" об экономике миграции

"The New Times" о бизнесе госструктур на мигрантах
"Коммерсантъ-Plus" о мигрантских переводах в Молдавии
"Новые известия", "Коммерсантъ" и "Время новостей" о внутренней миграции в России
"Новые известия" о центростремительности российской миграции
"Московские новости" об ожиданиях и реалиях репатриации соотечественников в России
"Российская газета" и "Газета" о первых результатах отлучения иностранцев от рынков
"Вечерний Бишкек" об ограничениях для гастарбайтетов в Киргизии
"Эхо" о недобровольной миграции из Грузии в Азербайджан
"Российская газета" об иммиграционной реформе в США
"Профиль" об этностереотипах
"Независимая газета" о России и исламе
"Вечерняя Москва" о плотности населения в мировых городах
"Ведомости" об ожидаемом снижении числа абитуриентов российских вузов
"Телеграф" о женщинах и политике
"Российская газета" об эвтаназии в России
"Коммерсантъ" о футурологической картине мира
"Коммерсантъ" о будущем изменении климата

… о кризисе брака

Когда с семьей согласья нет

Кризис брака: кто виноват и что делать

В начале марта Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) были опубликованы данные исследования, касающегося разводов. "Кризис брака: кто виноват и что делать?" - так была сформулирована тема. ВЦИОМ выяснял, кто в сознании наших соотечественников больше виноват в распаде семьи - муж или жена, а также отношение россиян к разводам в принципе.
Так вот, большинство опрошенных (62 процента) считают, что, как правило, в распаде семьи виноваты оба супруга в равной мере (причем в 1990 году это мнение тоже доминировало - 59 процентов). 13 процентов склонны возлагать вину за развод на мужей, 7 процентов - на жен. 16 процентов опрошенных считают, что в разводе никто из супругов не виновен, все дело в обстоятельствах - мол, среда заела. Только 12 процентов осуждают разводы в принципе, считая, что брак нужно сохранять любой ценой. И вот в этом вопросе имеются определенные подвижки - в 1990 году за сохранение брака "любой ценой" выступало 17 процентов. Изменилось отношение и к фиктивным бракам - сейчас 50 процентов считают их допустимыми для решения бытовых проблем, а в 1990 году фиктивные браки оправдывали 43 процента.
Надо сказать, что в последние несколько лет кризис брака все больше занимает не только исследователей и непосредственных участников процесса, но и политиков, которые озаботились уровнем рождаемости и вполне справедливо полагают, что его снижение - признак кризиса семьи.

Вместе с цивилизованным миром
О кризисе семьи и брака в нашей стране разговоры ведутся уже не одно десятилетие. И нельзя утверждать, что для этих разговоров нет повода. На уровне массового сознания неблагополучие, связанное с институтом семьи и брака, отливается в яркие фольклорные формы, чего только стоит поговорка: "Хорошее дело браком не назовешь"
Нередко кризис брака и эрозию семейных ценностей связывают с переменами, произошедшими в нашей стране, - с развалом СССР и последующими реформами. Но социологи и демографы утверждают, что в этом деле мы как раз находимся в русле европейских тенденций, в отличие, например, от тенденций смертности, которые резко отличают Россию и страны СНГ от Европы.
Еще в советское время республики Советского Союза столкнулись с серьезной девальвацией традиционных брачных отношений, снижением прочности брака и ростом количества разводов (за исключением Закавказья и Среднеазиатского региона). Россия, Украина, Белоруссия и Молдавия в 1970 - 1980-е годы по уровню разводов превосходили большинство европейских стран, хотя в США эти показатели были еще более высокими. К началу нынешнего века интенсивность разводов в названных постсоветских странах еще повысилась - их показатели по-прежнему оставались выше европейских, несмотря на то что они повышались и в Европе (сегодня там распадается каждый второй брак) и сблизились с американскими. Кстати, Москва в 2006 году побила собственный рекорд по распаду семей - в столице зафиксировано свыше 45 тысяч разводов.
На современном этапе в долговечность брака не верят 47 процентов россиян, и только 58 процентов неженатых граждан нашей страны хотят создать эту ячейку общества. Сегодня состоящих в браке меньше, чем десять лет назад: 56 процентов против 60, а доля тех, кто живет вместе, но официально в браке не состоит, возросла более чем вдвое - с 3 процентов до 7. Все эти цифры наглядно демонстрируют снижение ценности брачных отношений.
Еще раз повторимся: кризис семьи - это не особенности России, здесь мы вместе со всем прогрессивным человечеством. Многие аналогичные тенденции порождают беспокойство на Западе, и большинство демографов, социологов, социальных психологов сходятся во мнении, что впору говорить о кризисе семьи и семейных ценностей всей западной цивилизации: налицо рост количества разводов, рост числа незарегистрированных браков, а также - доли внебрачных рождений (сегодня в Швеции, Норвегии и Эстонии больше половины детей рождается вне зарегистрированного брака). Но если быть точным, то говорить сегодня нужно не о кризисе брака вообще, а о его обострении, если угодно - актуализации. Потому что если попытаться дойти до атомарного уровня, то становится ясно - кризис семьи заложен в ее основе и возник вместе с ней самой: он обусловлен противоречием между полигамным по природе своей человеком и моногамным браком. Известный психолог и специалист в области брачных отношений Михаил Лабковский говорит: "У людей может быть потребность жить вместе и иметь детей, но брак не является человеческой потребностью. Это то, что называется инициативой сверху, в результате возник религиозно-государственно-юридический институт. В его структуре содержится довольно много моментов, которые и вызывают кризис. В частности, требование хранить верность. Широко распространено глупое рассуждение: мужчина полигамен, женщина моногамна. Тот, кто это повторяет, плохо учился в школе: один вид животных не может разделяться на моногамную и полигамную части. Статистика по Москве свидетельствует, что у москвички за период половой жизни в среднем четыре половых партнера, а у москвича - девять. Моногамией здесь и не пахнет"
Развитие семьи - процесс цивилизационный, длился он несколько тысяч лет и в результате возникло большое число людей с моногамной психологией. Тем не менее не они делают погоду на семейном фронте. Европейская статистика свидетельствует: изменяют примерно 82 процента мужчин и 78 процентов женщин. В Соединенных Штатах в рамках опроса был задан вопрос: "Вы бы изменили своему супругу, если бы были стопроцентно уверены, что он об этом не узнает?" Около 90 процентов мужчин и 83 процента женщин ответили утвердительно.

Российская специфика
И все же в нашей стране в построении брачных отношений имеется некоторая специфика, зафиксированная психологами и социологами. Предоставим слово снова Михаилу Лабковскому: "С одной стороны, в России мы говорим о христианском браке, но он не предполагает никакого равенства, скорее, по духу он ближе к мусульманскому браку: мужчина - глава семьи, женщина - подчиненное существо, занимающееся домашним хозяйством и воспитанием детей. Для этого есть и объективные причины: мужчина зарабатывает больше женщины, что создает предпосылки для его статуса главы семейства. Семья в России, как мне кажется, тяготеет к традиционной исламской семье. Речь не о том, что мы отстали от цивилизации, просто категория женщин, которых условно можно назвать домохозяйками, очень распространена в России. Здесь психологически сказались не только давние традиции, но и несколько демографических кризисов. Первый из них разразился в результате Второй мировой войны, когда девушка после двадцати пяти лет не имела шансов выйти замуж, потому что была кричащая нехватка мужчин. И сегодня в России женщин больше, чем мужчин, на десять миллионов человек. Для женщины брак более ценен, мужчины к нему относятся спокойней - выбор большой"

Не только полигамия
И все же не всему виной свойственная человеку полигамия. Есть еще один, не менее существенный, но значительно более трудно описываемый фактор: вектор развития общества, в нашем случае - западноевропейского.
Дело в том, что западноевропейская цивилизация, и Россия в том числе, движется в сторону человекоцентричного, или гуманного, общества, что откладывает отпечаток на все социальные институты, и семья здесь не исключение.
Сегодня само понятие семьи утратило былую четкость. Если раньше семья определялась как непосредственная, или нуклеарная (отец и мать, состоящие в браке, и их дети), то за последние двадцать лет понятие семьи трансформируется. В качестве примера можно привести определение семьи современными американскими исследователями: "Семьей следует считать любое объединение людей, которое определяет себя в качестве семьи и включает в себя индивидов, связанных кровно-родственными связями или браком, а также тех, которые приняли решение разделить свои жизни друг с другом. Это определение включает в себя как "традиционную" нуклеарную семью, так и другие стили жизни, варьирующие от расширенной семьи и системы родственных связей до семей с одним родителем и живущих вместе партнеров одного пола. Ключевые элементы определения семьи состоят в том, что члены этого объединения рассматривают себя как семью, испытывают взаимное тяготение и посвящают себя заботе друг о друге". Итак, в мире, где на первый план выходят интересы и права человека, семья также становится "человекоцентричной" то есть меняет свою социальную ориентацию на гуманную. Семья как система отношений конкретных людей испытывает сильнейшие напряжения и деформации, пытаясь освободиться от такой институциализированной формы, какой является социально санкционированный брак. "Развитие семьи в целом как социального института дошло до своего рода "точки бифуркации" - определяет ситуацию известный социолог Илья Пригожин. Миллионы людей в современном мире заняты поиском новых форм семейных взаимоотношений, и поиск этот не из легких. Пока что большинство из них ощущают свою маргинальность, переживают стресс, а посему невероятно актуальной становится психотерапевтическая помощь семье. Правда, это уже другая, весьма объемная тема.

Загадочная ячейка
Но есть свет в конце туннеля: исследователи говорят, что в этой точке наибольшего напряжения, обострения кризиса института брака, наряду с чрезвычайной нестабильностью семьи появляется широкий спектр возможных траекторий ее развития. Но каковы направления? Здесь однозначного ответа нет Дело в том, что слишком велико количество факторов, которые в данный момент могут оказать кардинальное влияние на модификацию института семьи. И предсказать их невозможно. Например, "свободной любви" и движению хиппи, нанесшим немалый урон семье, очень способствовало изобретение в 1965 году во Франции первой противозачаточной таблетки. А вот появление СПИДа резко подняло ценность семьи в США вплоть до призывов: "Никаких добрачных связей!"
Разговоры о грядущей гибели семьи - это проявление не столь уж бесполезного алармизма. Наиболее вероятно, что институт семьи сможет исчезнуть вместе с человечеством, что вовсе не означает потери интереса к этой загадочной ячейке общества.

Елена ГОРЕНКО. «Культура», 12 апреля 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.