|  
 | 
           
            
             Труд и здоровье крестьянки 
            Е. Д. Щепкина 
              (Опубликовано в: Айвазова. С. Русские женщины в лабиринте равноправия. 
              Очерки политической теории и истории. Документальные материалы. 
              М., 1998. Адрес: http://www.owl.ru/win/books/rw/t4_1.htm) 
            Моя задача - остановить ваше внимание на выдающихся 
              чертах судьбы крестьянских женщин великороссийских губерний, где 
              среди крестьянства еще держатся общинные порядки землевладения, 
              где еще действуют местные обычаи. Наши великороссийские деревни 
              еще живут в тех формах быта, какие существовали на Западе в средние 
              века. До великой революции, за исключением Англии, даже культурный 
              Запад не знал закона в современном смысле слова, как постановления 
              народных представителей конституционной страны. При старом порядке 
              действовал указ, исходивший от верховной власти; внутри же классов 
              и в группах населения господствовала сила обычаев, часто гибких, 
              растяжимых, ради очевидных выгод местного люда, допускавших большие 
              колебания общих правовых норм.  
            Эти обычаи часто считались с голосами женщин. Во французской 
              деревне XIV, XV веков женщины и девушки сельского общества являлись 
              на сходы, когда заключался важный хозяйственный договор, и присутствие 
              всех членов общины без различия пола придавало большую устойчивость 
              совершаемому акту. До конца XVII века в Англии феодальные владельцы 
              местечек сами избирали представителей в палату общин, пока парламент 
              особыми постановлениями не сузил действия обычая.  
            Наша деревня живет под влиянием указов сверху и обычного 
              права снизу. Общество землевладельцев, если находит это полезным, 
              делает женщину, даже имеющую взрослых сыновей, домохозяйкой, представительницей 
              двора на сходе; иногда такие же права получает и сестра при "ненадежных" 
              братьях. Такие явления нередки, но распространены, однако, не повсюду, 
              оказываются скорее исключениями; однако Сенат считался с ними признал 
              их законность при наличности местных обычаев. Иногда, чаще там, 
              где земля плоха и мало обеспечивает, общество делит ее поровну между 
              мужскими и женскими душами. На севере часты случаи выполнения женщинами 
              сельских должностей десятского, старосты; там мужчины целыми деревнями 
              уходят на дальние промыслы; административная же служба, нужно отметить, 
              сама по себе не пользуется расположением крестьян. Общая же норма 
              сельского быта - непризнание за женщинами каких-либо прав: мужчины 
              распоряжаются землей и руководят делами обществ. С женщинами обращаются 
              сурово, часто жестоко. "Про баб закон не писан", - думает 
              крестьянин, и он прав: личность крестьянской женщины отсутствует 
              в нашем законодательстве. И "положение о крестьянах" 1861 
              года ни словом не поминает о ней; она - бессловесное достояние семьи, 
              двора и общества. Только там, где труд женщины сколько-нибудь индивидуализирован, 
              закон вынужден коснуться ее; он говорит о ней в отдельных положениях 
              о бывшей дворовой прислуге помещиков и особенно подробно о прачках, 
              няньках и швеях бессарабских дворян, определяя даже жалованье освобождаемых. 
              И только в наши дни, когда начинается великий перелом жизни и зарождается 
              новое понятие о законе, обсуждаемом представителями разных слоев 
              населения, одни из самых тяжелых законов о земельной собственности, 
              закон от 9 ноября 1906 года, попутно, по необходимости заговорил 
              о правах крестьянок как землевладелиц. Впервые в законе мы находим 
              четыре разъяснительных пункта о женщинах - домохозяйках и единственных 
              наследницах семейных наделов, имеющих право наравне с мужчинами 
              укреплять за собой участки. Отныне закон больше не может молчать 
              о крестьянке: он подошел вплотную к давно назревшим статьям Х тома 
              о наследстве, неприменимым к мелкой собственности крестьян, и вынужден 
              будет изменить эти статьи, а заодно и многие другие.  
            Нельзя, однако, сказать, чтобы крестьянка была совершенно 
              безликой за последние 50 лет; она оказывала сильное влияние на весьма 
              важное явление в деревне, именуемое народниками борьбой за малую 
              семью. Дореформенные многолюдные дворы под властью большаков жили 
              гораздо сытнее современных маленьких семей; они могли пользоваться 
              широкими земельными угодьями. Но старая большая семья была истинным 
              царством патриархального деспотизма. С возникновением фабричного 
              труда, личного найма на чистые деньги крестьянская молодежь научилась 
              ценить личный заработок, и с освобождением она начала вырываться 
              из-под гнета большаков; особенно энергично восставали молодицы против 
              старших и толкали мужей на разделы, не смущаясь недоеданием, рискованным 
              хозяйством на малом наделе. Жажда личной самостоятельности перевешивала 
              экономические расчеты. В этой борьбе молодиц таился своего рода 
              женский вопрос, побеждавший сопротивление администрации, считавшей 
              разделы вредными, ослаблявшими платежную способность крестьянства. 
              В сущности, господство малых семей уже разрушает старый семейно-общинный 
              уклад жизни, приближая переход к личному землевладению.  
            Нужно сознаться, что крестьянка плохо подготовлена к 
              ведению индивидуального хозяйства. Власть самых невероятных суеверий 
              и предрассудков всесильна над нею.  
            Труд деревенской женщины в местностях, живущих сельским 
              хозяйством, громаден; не меньше он и в губерниях с развитым отхожим 
              промыслом, где за уходом мужчин женщины выполняют все сельские работы 
              и все службы. Не говоря о страдной поре, даже осенью, зимой хозяйка 
              вся в работе: поздно ночью и рано утром она прядет и ткет, носит 
              на себе воду, часто издалека, по тяжелой дороге; стряпает раза по 
              два в день, убирает скотину; месит квашню с двумя пудами ржаного 
              теста, изнывает на холоде за мытьем толстого посконного белья. В 
              центре России она таскает на себе трехпудовые мешки огурцов; в черноземных 
              губерниях она стоит по пояс в ледяной воде, моя овец, которых стрижет 
              на холоде; и все это выполняет беременная, со всеми невзгодами женского 
              организма.  
            Тяжкий труд и условия быта накладывают роковую печать 
              на крестьянок и их потомство.  
            В Воронежской, Костромской и многих других губерниях 
              рабочая страдная пора очень часто совпадает с критической порой 
              молодой жизни: на июль, август, сентябрь и октябрь в Костромской 
              губернии приходится 54 процента от всего числа родов; в результате 
              - множество выкидышей и тяжких заболеваний. Невежество, тьма предрассудков, 
              окружающих акт рождения, невозможный уход за новорожденными вызывают 
              громадную детскую смертность; а это бедствие ведет за собой учащенную 
              беременность крестьянки.  
            Деревенские девушки выходят замуж в 16-19 лет; к 25 
              годам у молодицы несколько детей. По исследованиям члена Государственной 
              думы А. Шингарева, на 25-летнюю крестьянку приходится 5-6 родов, 
              а на старший возраст, до 45 лет, - почти 9.  
            Более 1/4 женщин этого возраста вынесли более 10 беременностей. 
              Процент выкидышей выше 1/4; это число быстро растет с возрастом, 
              а в 35-40 лет дает 70% выкидышей. Несомненно, от непосильного труда 
              и опасных условий родов крестьянки в цветущей молодости наживают 
              женские болезни, и в среднем возрасте организм не справляется с 
              деторождением.  
            Поразительны такие биографии: 
            
               
                |  
                   55 лет 
                 | 
                 
                   51 год 
                 | 
               
               
                |  
                   35 лет замужем 
                 | 
                 
                   29 лет замужем 
                 | 
               
               
                |  
                   24 беременности 
                 | 
                 
                   22 беременности 
                 | 
               
               
                |  
                   2 живых детей 
                 | 
                 
                   2 живых детей 
                 | 
               
               
                |  
                   14 умерло 
                 | 
                 
                   15 умерло 
                 | 
               
               
                |  
                   8 выкидышей 
                 | 
                 
                   3 мертворожденных 
                 | 
               
               
                |  
                   2 выкидыша 
                 | 
               
             
            Таковы судьбы матерей среди главной массы русского населения. 
             
            Акушерская помощь в деревне слаба до крайности, до того, 
              что является самой слабой частью нашей земской медицины. Простые 
              акушерки не удовлетворяют при сложных обстоятельствах, да к ним 
              редко и обращаются. А доморощенная помощь является чем-то трудно 
              поддающимся описанию. Бабушки часто просто считают грехом облегчать 
              страдания женщин; Священное Писание указывает - страдать и болеть. 
              Иногда пугают рожениц криками: "Пожар, горим!", чтобы 
              вызвать развязку. Водят по избе до полной потери сил, пихают паклю 
              в рот, поят деревянным маслом. В трудных случаях несчастные мученицы 
              подвергаются невероятным пыткам; их подвешивают к потолку и встряхивают; 
              выпаривают в печи, а затем вниз головой... смертные исходы неизбежны. 
             
            Исследователи разных губерний России почти единогласно 
              отмечают, что среди массы обращавшихся к врачам женщин находили 
              громадный процент, иногда до 91 процента, разных форм женских болезней, 
              таких тяжелых, о каких в городах не имеют и понятия. Большинство 
              их, вдвое больше, нежели в городах, связано с родами.  
            В то время как среди мужчин преобладают острозаразные 
              болезни, масса крестьянок страдает общим расстройством питания, 
              малокровием, различными нервными заболеваниями. Очень распространен 
              сифилис, но у женщин преобладает поздняя стадия, незаразительная: 
              результаты не прямого заражения, а условий жизни среди беспросветного 
              невежества. Но сифилис при своей распространенности играет ничтожную 
              роль среди несчастных родов; он тонет среди прочих условий быта. 
              Расстройства питания дают меньший процент заболеваний у девочек, 
              нежели у мальчиков; но с 14 лет быстро, повышается среди девушек 
              и у женщин 20-30 лет почти втрое превышает процент той же заболеваемости 
              мужчин. Силы женщины надламываются с юности... "За мертвыми 
              цифрами нашего анализа, - говорит А.Шингарев" - скрываются 
              десятки тысяч индивидуальностей!.. Из-за цифр смотрит на нас скорбный 
              лик, смотрит "всевыносящего русского племени многострадальная 
              мать"...  
            По вычислениям статистиков, заболеваемость крестьянок 
              в два раза превосходит заболеваемость мужчин, и главный процент 
              заболеваний выпадает на те цветущие годы, когда женщина-мать должна 
              жить полной жизнью; в годы зрелости (30-40 лет) эти бедствия разражаются 
              усиленной смертностью женщин, вдвое превышающей смертность мужчин. 
              Последствием является устрашающая смертность грудных детей в России. 
              В Воронежской губернии в начале XX века на 1000 родившихся умирало 
              503 ребенка. Приблизительно то же найдем и в других губерниях Великороссии... 
             
            При других условиях быта заболеваемость и смертность 
              крестьянских женщин не так отличаются от мужской. В Полтавской и 
              особенно Херсонской губерниях замечается даже перевес заболеваний 
              мужчин. Видно, там женщинам легче живется. Лучшее обеспечение землей 
              заметно сокращает заболеваемость и смертность в деревнях. Только 
              женщин не обеспечивает и земельное богатство: наоборот, в более 
              зажиточных дворах замечается даже больший процент заболеваемости 
              и смертности женщин; и понятно: тут значительнее число скота, больше 
              полевой работы, больше материала для тканья, здесь больше домохозяев 
              во 2-м и 3-м браке, рано схоронивших своих первых тружениц.  
            Таково для женской личности влияние устарелых форм быта; 
              среди него массами вымирают матери, а еще более дети. Инородцы гораздо 
              осторожнее обращаются со своими семейными. Не может скоро помочь 
              женскому населению великороссийских деревень и лучшее наделение 
              землей - жадная обработка ее на первое время еще повысит женскую 
              смертность. Кроме подъема благосостояния, для крестьянки необходима 
              скорейшая смена форм быта, забота законодателя о ее личности.  
            Выше отмечено, что указ и обычай - соперники. Часто 
              указ попадает на обычай, и тогда бывает в результате, что наиболее 
              бесправные выигрывают, как было при натиске петровских указов на 
              высший класс, когда женщины вышли из теремов. В переживаемое время 
              между указом 9 ноября и крестьянским бытом разражается братоубийственная 
              война: следует думать, что обоим не выйти целыми из боя.  
            Быт отступит перед введением общих правовых норм.  
            Что же станется с крестьянками? Среди общего экономического 
              ухудшения для них следует ожидать постепенного улучшения их правового 
              положения. Необходимо хлопотать о сохранении в будущем законодательстве 
              некоторых выгодных для женщин преимуществ, старого обычая: права 
              на наделы, допущения на сходы; придется применить статьи Х тома, 
              а далее станет необходимым участие крестьянок в поселковом и земском 
              Самоуправлении. Постепенный подъем правовой личности крестьянки 
              поможет ей воспользоваться школами и подготовиться к гражданским 
              обязанностям. 
            Труды Первого Всероссийского женского съезда  
              (10-16 декабря 1908 года, г. Санкт-Петербург) 
            
              
             
             |