Rambler's Top100

№ 167 - 168
30 августа - 12 сентября 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Мифы, легенды и реальность российского высшего образования

Мифы и легенды

Бум высшего образования

Доля платных студентов перевалила за 50 процентов

Решающий вклад в бум высшего образования вносят государственные вузы

Всеобщее высшее или всеобщее общее?

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Ян ван Эйк. Святой Иероним в келье. Jan van Eyck. St Jerome in his Study Мифы, легенды и реальность российского высшего образования

Над темой номера работала
Татьяна КЛЯЧКО

Всеобщее высшее или всеобщее общее?

В российском высшем образовании в настоящее время можно выделить три подсистемы. Это массовое, профессиональное и престижное высшее образование.

Массовое высшее образование компенсирует многие недостатки современной общеобразовательной школы. Этот вид образования становится в той или иной форме (очное, заочное, вечернее) доступным каждому, кто окончил среднюю школу (11 классов), и в этом смысле всеобщим. Его наличие делает излишним, на наш взгляд, намечаемую профилизацию старшей школы - и именно потому, что профилизация, хотя и в несколько искаженных формах, осуществляется сейчас в рамках общего высшего образования.

Но является ли такое высшее образование профессиональным? Всеобщее образование по принципу может быть только общим (не специализированным). Поскольку Россия перешла к всеобщему общему высшему образованию в основном от бедности, вынужденно, то многие склонны рассматривать это как резкое падение качества профессионального образования, а не как переход к иному типу высшего образования.

Но в современной экономике с быстрой сменой типов деятельности, для профессионального образования нужен фундамент - общекультурный, коммуникативный. Он должен создать мотив для получения высшего профессионального образования, научить искать информацию, научить учиться, сделать студента адаптивным, гибким, способным быстро меняться, когда изменяются потребности рынка труда. И здесь возникает потребность именно в общем высшем образовании. Это совсем другой подход к образованию: не научить один раз на всю жизнь, но научить учиться всю жизнь. К восприятию этой новой образовательной задачи еще не совсем готово общество и сама высшая школа. Но волей-неволей она это уже делает, если, конечно, исключить откровенную халтуру и продажу дипломов (в переходный период и то и другое обязательно возникает).

Таким образом, большая часть высшего образования в России все отчетливее приобретает черты общего высшего образования. Оно становится необходимым этапом социализации молодежи. И эти процессы требуют соответствующего оформления, чтобы не возникало представлений о переизбытке высшего образования, о его низком качестве.

В то же время, примерно 20-25% от общего числа студентов получают и профессиональное образование достаточно высокого качества. Оно востребовано и поддерживает в обществе в принципе устаревшие представления об эффективности ранее действовавшей модели высшего образования, и одновременно о непродуктивности почти 60% нынешней системы. Это же профессиональное образование сохраняет иллюзию "лучшего в мире советского (российского) образования", поскольку находит спрос в других странах. При этом в работающем мифе не учитываются масштабы ни "доводки" этого образования до нужных кондиций в зарубежных системах образования (программы магистратуры, МВА, Ph.D, различные курсы), ни конечной смены профессий лицами, уехавшими работать за рубеж.

Следует отметить, что и в России то образование, которое мы назвали "профессиональным", все больше "обкладывается" программами дополнительного образования, которые повышают его востребованность и конкурентоспособность (например, специалисты по ИТ проходят специализированные курсы компании "Microsoft", еще учась в вузе или по его окончании, и т.п.). Важным моментом здесь является тот факт, что востребованность рынком труда лиц, получивших данное образование, осуществляется по полученной в вузе специальности и позволяет достаточно быстро занимать хорошие позиции в отечественных фирмах (на предприятиях, в организациях) или получать работу за рубежом2.

И, наконец, 5-10 процентам студентов дается престижное образование, получение которого даже при не очень высоком качестве позволяет занять высокооплачиваемые по российским меркам рабочие места, а затем претендовать на дорогое профессиональное образование (МВА3, Ph.D4). Таким образом, престижное образование в настоящее время - это своеобразный пропуск к престижным рабочим местам, позволяющим затем за собственный счет или за счет работодателя получить высокую профессиональную квалификацию.

Многие парадоксы общественного сознания, о которых упоминалось выше, в частности, складывание новой социальной нормы, когда для жизненного успеха надо иметь два высших образования, в значительной мере отражают тот факт, что массовое высшее образование все более становится просто пропуском в мир профессионального образования.

Пора признать (отказавшись от дорогих сердцу мифов), - что мы уже имеем дело с другим высшим образованием с другим качеством. Его нельзя мерить прежними мерками - это образование выполняет совершенно иную социальную роль. А на базе всеобщего общего высшего образования идет становление нового профессионального образования, элитного образования, непрерывного образования.

Такое разделение отвечает и потребностям нового рынка труда, когда большая часть занятых в экономике будут заняты в сфере услуг. В этой сфере к труду предъявляются совершенно другие требования по сравнению с трудом в индустриальной системе. Здесь на первый план выходят навыки общения, общая культура и культура труда, управленческие и организационные квалификации. Соответственно, мы постепенно приходим к тому, что для этого рынка труда надо учить 3-4 года, но учить по-другому и учить другому. Фактически именно этим сейчас и занимается большая часть системы высшего образования, но еще не называет то, чему она учит, своими именами.

Можно ожидать, что в ближайшем будущем начнется оформление в явном виде тех процессов, о которых идет речь. Современное межеумочное состояние высшего образования не может существовать долго. Общество должно будет осознать новые реалии.

Скорее всего, из системы высшего образования выделится то, что в развитых странах называется бакалавриат, - общее высшее образование (у нас оно станет к тому же и всеобщим). Очень возможно, что для большинства российских студентов оно будет практически бесплатным. Те, кто получит это образование, смогут работать в сфере услуг, клерками, менеджерами среднего звена.

Следующий уровень высшего образования станет профессиональным - уровень квалифицированных инженеров, врачей, научных работников. Это будет магистратура, и она, скорее всего, в основном будет платной. И это будут те самые 25-30%, которые мыслятся населением как необходимое второе высшее образование. А еще выстроится целый корпус профессиональных программ, которые можно будет получать всю жизнь - по мере необходимости.

Как любая социальная дифференциация этот процесс неприятен. Ведь только-только все смогли начать получать вожделенное высшее образование - и сразу оказалось, что оно не самое высшее. А то, что выше него, - доступно не всем. Но общество тем самым поднялось в образовательной сфере на новую ступень. Произошло это рано для России с ее экономическим потенциалом или своевременно - ответить однозначно трудно. Но, может быть, прав был классик, когда утверждал, что "все действительное - разумно".


2 - Этот момент далеко не всегда действует по отношению к образованию, которое в настоящее время в России рассматривается как элитное: позволяя занимать внутри страны престижные рабочие места, оно редко котируется за рубежом. Так, дипломы многих престижных юридических вузов, крайне ценные в России, практически неконкурентоспособны за рубежом. Аналогичная ситуация характерна для дипломов многих известных российских экономических вузов.
3 - МВА - Master of Business Administration - бизнес-образование высокого уровня (уровня мастера) - сейчас в России появляются разные специализации этого образования (финансовый менеджмент, маркетинг, консалтинг и др.). На Западе это образование можно получить, только имея опыт практической работы (не меньше 2-х лет). Постепенно аналогичные требования складываются и в России.
4 - Ph.D. - Doctor of Philosophy - ученая степень, во многом аналогичная нашей степени кандидата наук. Но поскольку сейчас диплом кандидата в России сильно профанируется, то западная степень Ph.D., особенно полученная в престижном университете, стала выполнять роль "знака качества".

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)