Rambler's Top100

№ 167 - 168
30 августа - 12 сентября 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Итоги всероссийской переписи населения 2002 года, тома 1 и 2

Экспорт образовательных услуг и учебная миграция

Дефицит квалификации и навыков на рынке труда: недостаток предложения, ограничения спроса или ложные сигналы работодателей?

Мир в зеркале международной миграции

«Нетрадиционные» иммигранты в Киеве

Вступление России в ВТО и его последствия для сектора домашних хозяйств

Условия жизни и труда пожилых людей в Латвии

По страницам журналов «Вестник Форума», «Обозреватель»

Содержание журнала «Demography»

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО: МНИМЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

М., Издательство "Поматур"2004.
159 страниц


Регионы с наибольшей долей монофункциональных городов (стр. 79)

Регион

Количество городов, всего

В том числе монофункцио-нальных

Доля моно-функциональных городов, %

Чукотский АО

3

3

100

Республика Хакасия

5

4

80

Республика Карелия

13

10

77

Ивановская область

16

12

75

Свердловская область

47

33

70

Кемеровская область

20

14

70

Нижегородская область

25

17

68

Источник: Монопрофильные города и градообразующие предприятия: обзорный доклад / Под ред. И.В.Липсица. М.: Издательский дом "Хроникер", 2000. С. 28.

Группировка регионов, проблемных по уровню безработицы (стр. 88)

Общая безработица, %

Зарегистрированная безработица, %

Высокая (6-8)

Повышенная (3-5)

Средняя или низкая

Сверхвысокая (20-44)

Дагестан*, Ингушетия, Тыва, Агинский АО

 

 

Высокая (12-20)

Корякский АО

Калмыкия, Читинская обл., Коми-Пермяцкий АО, Усть-Ордын-ский АО

Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Северная Осетия, Пензенская обл., Марий Эл, Бурятия, Камчатская обл.

Средняя или низкая

 

Владимирская обл., Мордовия, Кировская обл., Карелия, Мурманская обл., Коми, Ненецкий АО, Таймырский АО, Магаданская обл.

 

* Курсивом выделены регионы, наиболее проблемные по специализации промышленности.

Для справки: в среднем по РФ уровень общей безработицы - 8,6% в ноябре 2002 г., зарегистрированной - 1,6% в декабре 2001 г.

Структура потребительских расходов домашних хозяйств в 1997-2001 гг., % (стр. 99)

 

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003*

Располагаемые ресурсы

100

100

100

100

100

100

100

Из них:

Денежный доход

82

84,9

85,6

85,2

87,5

88,6

87,9

Стоимость натуральных поступлений продуктов питания

9,6

9,9

9,1

7,9

7,4

7,1

8,3

Стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот

1,3

1,3

1,4

1,6

2

1,9

1,8

Сумма привлеченных средств и израсходованных сбережений

3,8

3,8

3,8

5,3

3

2,4

2,6

Расходы на конечное потребление

100

100

100

100

100

100

100

Из них:

Стоимость питания

51,3

57,9

57,8

53,2

52,7

48,3

47,2

Расходы на покупку непродовольственных товаров

31,5

26,2

27

30,4

31,1

32,3

32,1

Расходы на покупку алкогольных напитков

2,4

2,2

2,1

2,2

2,2

2,3

2,2

Расходы на оплату услуг

12,9

12

11,4

12,2

13,4

14,6

18,1

Стоимость предоставленных работодателем в натуральном выражении дотаций и льгот

1,6

1,6

1,7

2

0,6

0,6

0,4

* Данные за I квартал
Источники: Социальное положение и уровень жизни населения России - 2001-2002: Стат. сборник. М.: Госкомстат РФ, 2002; Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2002 году (по итогам выборочных обследований бюджетов домохозяйств). Июль 2003. М:, Госкомстата РФ 2003; Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в I квартале 2002-2003 гг. (по итогам выборочных обследований бюджетов домохозяйств. Сентябрь 2003. М.: Госкомстат РФ, 2003.

Структура доходов населения в 2001 г., % (стр. 105)

Оценка Госкомстата РФ

По данным РМЭЗ

Все население

Одинокие пенсионеры

Работающие пенсионеры

Неработающие пенсионеры

Супружеские пары с детьми

с 2-мя и более работ-никами

с 1-м работ-ником

Оплата труда

64,6

42,4

8,2

48,6

0,9

69,9

43,8

Государственные социальные трансферты

15,3

12,5

57,4

34,2

62,8

4,8

5,8

Межсемейные трансферты

-

5

6,2

4,6

4,8

3,7

4,5

Предпринимательский доход

12,4

18,7

11,6

8,9

17,6

10,9

16,4

Другие доходы

7,7

21,4

16,6

3,7

13,8

1,7

29,5

Контролируемые денежные доходы*

58,9

65,7

81,5

63,6

70,9

28,7

неконтролируемые денежные доходы

41,1

34,3

18,5

36,4

29,1

71,3

* Контролируемые доходы (по сценарию жилищных субсидий) - заработная плата на основном месте работы, пенсии, стипендии, пособия. Методика оценки доходов Госкомстата РФ не позволяет определить доля неконтролируемых доходов. Все скрытые доходы учитываются официальной статистикой в статье "оплата труда", что приводит к завышению вклада заработной платы в совокупный объем доходов.

Расходы домохозяйств на жилищно-коммунальные услуги, 1980-2002 гг., % (стр. 117)

 

1980

1990

1992

1995

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Потребительские расходы домашних хозяйств, всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

В том числе

расходы на жилищно-коммунальные услуги

3,7

3,1

0,9

4,3

5,1

5,2

4,7

4,6

5,2

6,2

из них на оплату:

жилья

1,2

1

0,2

1,3

1,6

1,5

1,6

1,2

1

1,2

электроэнергии

-

-

-

0,7

0,8

0,8

0,7

0,8

0,9

1

газа

-

-

-

0,3

0,6

0,7

0,6

0,6

0,6

0,6

центрального отопления

-

-

-

0,9

0,8

0,8

0,6

0,7

1

1,3

прочих коммунальных услуг

-

-

-

1,1

1,3

1,4

1,2

1,3

1,7

2,1

Источники: Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат РФ, 2003. С. 192; Россия в цифрах. Краткий стат. сборник. М.: Госкомстат РФ, 2003. С. 110

Распределение домохозяйств по доле расходов на оплату ЖКУ в совокупных доходах домохозяйств (стр. 122)

Расходы на ЖКУ в пределах социальной нормы, % от совокупных доходов

2002

2007

До 5

27,4

4,5

5,1 – 10

36,2

13,4

10,1 – 15

23,1

27,2

15,1 – 22

5,5

22,1

более 22

7,8

32,8

Число претендентов на жилищные субсидии

14,2

51,9

Цель публикуемого исследования - анализ возможных изменений социального характера, связанных с присоединением России к ВТО и значимых для сектора домашних хозяйств.

Проанализированы базовые положения основных документов, регулирующих деятельность Всемирной торговой организации в вопросах либерализации торговли и изменения доступа к внешним рынкам, установления технических и технологических стандартов, приведения к стандартам ВТО национального законодательства. Исследования показали, что принятие этих правил потребует от России определенных экономических и институциональных реформ, поэтому соотношение выгод и потерь будет определяться не только переговорной позицией, но и эффективностью реализации внутренней политики, направленной на приведение структуры российской экономики к международным нормам, закрепленным в Соглашениях ВТО.

Содержание

Введение

Глава 1. Основные экономико-социальные аспекты присоединения России ко Всемирной торговой организации

1.1. Возможности и ограничения либерализации торговли и поддержки отечественных производителей, вытекающие из Соглашений о ВТО и деятельности стран-участниц
1.2. Изменение доступа к внешним рынкам
1.3. Изменение требований к стандартам регулирования технических и технологических норм
1.4. Приведение к стандартам ВТО федерального и регионального законодательства
1.5. Международный опыт предупреждения негативных социальных последствий присоединения к ВТО, включая опыт стран с переходной экономикой

Глава 2. Оценки возможных структурных и динамических изменений в экономике, связанных со вступлением в ВТО

Глава 3. Динамика доходного неравенства в контексте расширения глобализационных процессов

Глава 4. Социальные последствия вступления России в ВТО: региональный анализ

4.1. Факторы регионального развития
4.2. Подходы к разработке типологии регионов и основные индикаторы
4.3. Выделение наиболее проблемных регионов

Глава 5. Оценка влияния роста цен на электроэнергию на структуру расходов домохозяйств

5.1. Что мы знаем о доходах и расходах российских домохозяйств
5.2. Насколько существующая система социальной защиты населения способна демпфировать ускоренный рост цен на оплату жилья и коммунальных услуг
5.3. Размер и качество занимаемого жилья
5.4. Расходы домашних хозяйств на ЖКУ
5.5. Моделирование параметров программ поддержки доходов населения в условиях роста цен на ЖКУ, ориентированного на выравнивание внутренних и внешних цен на энергоносители

Заключение

Список литературы
Приложения

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)