Rambler's Top100

№ 149 - 150
8 - 21 марта 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Итоги Международного Конгресса "Российская семья"

В Конгрессе приняло участие свыше 1350 человек

Резолюция Конгресса

Семья и общество. Манифест Конгресса

Резолюция Конгресса

ПРОЕКТ

РЕЗОЛЮЦИЯ
Международного конгресса, посвященного 10-летию
Международного Года семьи в России

Участники Международного конгресса "Российская семья" призывают российское государство и общество обратить пристальное внимание на российскую семью, проблемы ее жизнедеятельности и качество жизни.

Семья является непреходящей ценностью для жизни и развития каждого человека, играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Система норм, ценностей и стратегий семьи выверена столетиями. Ее устойчивость и гибкость, адаптационные способности и терпимость обеспечиваются следованием опыту многих поколений. Стабильность, спокойствие и сила государств опираются на нормы и ценности семейного образа жизни.

Здоровая, крепкая, дружная, материально и нравственно благополучная семья - высшая ценность. Она дает ребенку и взрослому человеку чувство любви, защищенности, заботы, надежности, привязанности, обеспечивает связь поколений.
Каждое государство заинтересовано в сохранении и трансляции семейных ценностей.

В десятилетие, прошедшее после проведения в 1994 году Международного года семьи в Российской Федерации, удалось, в основном, стабилизировать положение российских семей. Получила развитие деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей. Различным категориям семей оказываются необходимые социальные услуги. Государство и общество консолидирует свои усилия по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью детей и подростков.
Вместе с тем, в развитии современной российской семьи есть негативные процессы и тенденции. В результате бедности и малообеспеченности миллионов семей ослабевает их воспитательный и нравственный потенциал, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей. Детская безнадзорность и беспризорность является прямым следствием в первую очередь кризиса семьи и ряда воспитательных институтов общества. Такое состояние семьи при высоком уровне разводимости и низких показателях рождаемости несет в себе угрозу социальной безопасности Российской Федерации.

Участники Международного Конгресса "Российская семья" призывают государство, все институты гражданского общества не только разрешать неотложные проблемы семьи и поддержку малоимущих семей, но и приступить к разработке и реализации долговременной стратегии семейной политики для всех категорий семей, соответствующей принципам развития социального государства.

В основу этой политики должны быть положены приоритеты семейных ценностей, семейного воспитания детей, гендерное равенство во всех областях жизнедеятельности мужчин и женщин, включая семью, сферу производства и общественную деятельность.

Решение проблем семьи - это задача всего общества, объединений граждан, каждой российской семьи. Нужна консолидация всех здоровых сил, повышение роли институтов гражданского общества, в том числе органов местного самоуправления, общественных организаций, религиозных конфессий, самих семей в деле стабилизации и кардинального улучшения положения российских семей.

При разработке текущих и долговременных мер семейной политики необходимо:

В области законотворческой деятельности:

  • совершенствовать законодательную базу семейной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с учетом реформирования отраслей социальной сферы и разграничения полномочий и предметов ведения федеральной и региональной власти, реструктуризации бюджетного сектора России;
  • разработать и законодательно утвердить государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни семей с учетом региональных различий в условиях их проживания. Ежегодно проводить мониторинг их исполнения;
  • не допускать сокращения государственных гарантий социально-экономической поддержки семей и, прежде всего, семей с детьми;
  • обеспечить контроль за соблюдением международных обязательств государства по соблюдению прав и гарантий обеспечения жизнедеятельности семей с детьми;
  • ратифицировать в полном объеме Европейскую социальную хартию;
  • обеспечить принятие федерального закона "Об основах государственной поддержки семей с детьми в Российской Федерации", определяющего цели, принципы, приоритеты и основные федеральные социальные гарантии государственной защиты семей во взаимодействии с институтами гражданского общества.

В области социально-экономической поддержки семей:

  • обеспечить возможность роста благосостояния семей с трудоспособными членами на трудовой основе, нормальные условия и оплату труда при дополняющей роли социальных пособий, льгот, натуральных выдач для нетрудоспособных либо находящихся в трудной жизненной ситуации семей;
  • привести минимальный размер оплаты труда в соответствие с величиной прожиточного минимума в Российской Федерации;
  • обеспечить опережающее увеличение размеров заработной платы и пенсий в случае динамичного роста платности услуг социальной сферы (здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и других);
  • способствовать развитию рынка жилья и обеспечению его доступности для каждой семьи, особенно для молодых семей, предоставлению бесплатного муниципального жилья для детей-сирот и малоимущих семей;
  • обеспечить реализацию демографических целей в семейной политике через увеличение размеров пособий на детей на страховой основе.

В области труда и занятости:

  • усилить государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда, независимо от формы собственности организации;
  • ввести экономические стимулы и льготы, повышающие заинтересованность работодателей в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;
  • оказывать поддержку развитию индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства.

В области финансово-экономической политики:

  • продолжить деятельность, направленную на сокращение бедности, усиление трудовой мотивации и связи между объемом и качеством трудовых усилий и благосостоянием семьи;
  • в процессе перераспределения функций с федерального на региональный и муниципальный уровни предусмотреть соответствующее перераспределение бюджетных средств в целях сохранения социальных стандартов жизнедеятельности семей;
  • более активно и гибко использовать налоговые механизмы поддержки семьи и деторождения;
  • считать государственным обязательством государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни семей с учетом региональных различий и предусмотреть финансирование по ним на основе федеральных трансфертов (субвенций);
  • обеспечить приоритетное финансирование федеральных и региональных программ по охране здоровья, образованию и развитию детей, производству детского питания, лекарств и игрушек для детей.

В области охраны здоровья семьи и детства, обеспечения здорового образа жизни:

  • считать защиту материнства и детства приоритетным направлением развития медицинской помощи населению Российской Федерации;
  • обеспечить доступность для всех семей медицинской помощи на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;
  • с целью повышения доступности медицинской помощи семье и детям поддерживать участковую медицину, развивать выездные формы обслуживания жителей удаленных и малонаселенных сельских местностей;
  • проводить профилактику врожденной инвалидности, развития медико-генетической помощи населению, совершенствования и внедрения перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;
  • улучшать медико-социальную помощь детям-инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря; сформировать эффективную систему социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество;
  • осуществлять санитарное просвещение населения, особенно подростков, по вопросам здорового образа жизни, полового воспитания, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем;
  • развивать систему охраны репродуктивного здоровья семьи, укреплять службу планирования семьи;
  • в целях улучшения репродуктивного здоровья развивать программы по применению новых диагностических и репродуктивных технологий.

В области образования, культурно-духовного развития и воспитания:

  • обеспечить право каждого ребенка на семейное воспитание, сокращение числа детских интернатных учреждений, развитие и совершенствование института усыновления, приемных, патронатных, опекунских семей и семейных групп;
  • гарантировать бесплатное среднее общее и доступное для всех детей дошкольное, среднее и высшее профессиональное образование;
  • обеспечить развитие системы начального и среднего профессионального образования в целях ее соответствия потребностям рынка труда;
  • способствовать развитию сети государственных и негосударственных образовательных учреждений, в том числе для детей-инвалидов, для особо одаренных детей;
  • способствовать развитию доступной для всех детей системы социализации детей и подростков, обеспечению досуга и развития детей вне школьных занятий: в детских дошкольных учреждениях, школах продленного дня, спортивных секциях и художественных студиях, в центрах социальной помощи семье и детям, летних оздоровительных лагерях;
  • обеспечить государственную финансовую поддержку изданий массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним, по проблемам семейных отношений, а также книг для детей;
  • осуществлять государственную координацию и финансовую поддержку нравственного, эстетического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, в СМИ;
  • способствовать воспитанию детей и молодежи в духе равноправных отношений супругов в семье, справедливого распределения семейных обязанностей, повышения роли отцов в воспитании детей и уходе за ними;
  • развивать деятельность системы профилактики дезадаптации и правонарушений несовершеннолетних, укреплять комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, обеспечить формирование системы ювенальных судов;
  • способствовать ликвидации массовой детской безнадзорности и беспризорности.

В области развития семейного досуга, отдыха и оздоровления:

  • содействовать развитию семейного досуга, туризма, отдыха и оздоровления;
  • оказывать финансовую и иную поддержку учреждениям культуры, спорта, социального обслуживания, образования, здравоохранения,
  • сформировать практику социального заказа на семейные формы досугово-рекреационной деятельности;
  • обеспечить предпосылки для создания условий по реализации права каждой семьи на занятия физической культурой и спортом.

В области развития социального обслуживания семьи и детей:

  • развивать систему учреждений социального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки нуждающихся в посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях;
  • совершенствовать систему специализированных социальных служб для безнадзорных и беспризорных детей и подростков;
  • расширять сеть учреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей, лиц, подвергающихся насилию в семье, а также обеспечивать проживающих в указанных учреждениях правовой и психологической поддержкой, информацией и осуществлять их социальное устройство;
  • содействовать развитию сети негосударственных учреждений социального обслуживания семьи и детей;
  • развивать систему социальных услуг, включая бесплатные, частично оплачиваемые и платные социальные услуги; обеспечивать право каждого гражданина, в том числе ребенка, на получение в учреждениях социального обслуживания необходимых услуг;
  • осуществлять межведомственное взаимодействие при оказании услуг, органов социальной защиты, медицинских, педагогических, правовых, досуговых, общественных и других организаций, независимо от формы собственности.

В области научного обоснования и информационного обеспечения семейной политики:

  • формировать информационную политику, обеспечивающую пропаганду семейных ценностей и семейного образа жизни во всех СМИ;
  • обеспечить защиту общества от информации, пропаганды и агитации, направленной на дискредитацию семейных ценностей. Принять все меры общественного воздействия на исключение выпуска печатной, видео - и аудиопродукции, насаждающей жестокость, насилие, порнографию, наркоманию, алкоголизм, сексуальную эксплуатацию женщин и детей;
  • обеспечить информирование граждан об их правах и обязанностях, ресурсах помощи в преодолении трудных жизненных ситуаций и других правах, предоставляемых семье в Российской Федерации;
  • поддержать создание информационных систем и ресурсов для семей, программ (проектов) поддержки печатных изданий и иных средств массовой информации;
  • активизировать научные исследования в области государственной семейной политики в Российской Федерации, научную экспертизу планируемых законодательных и управленческих решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи;
  • рекомендовать Совету Федерации сделать Конгресс "Российская семья" постоянно действующим общественным форумом;
  • рекомендовать Московскому государственному социальному университету создать на его базе научно-методический Центр для оказания практической помощи в области подготовки кадров и разработки региональных программ поддержки семьи.

г. Москва
26-27 февраля 2004 года

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)